Доброго времени суток, Алексей Викторович! Не так давно натолкнулся на дело "дятловцев", пройдя по этой ссылке http://talks.guns.ru/forummessage/21/397031.html (хостинг тормозной, ссылка может открыться не сразу) Прочитав второй и третий посты темы, я настолько увлекся, что смог оторваться от материала только глубокой ночью, по ходу чтения форума просмотрел почти все ссылки. Был удивлен тем обстоятельством, что ничего не слышал о "дятловцах" раньше. Наверняка Вам известны обстоятельства этой трагедии, хотелось бы поинтересоваться: какова Ваша версия происшедшего? Если же материалы по теме для Вас в новинку - не проходите мимо, там множество интересного, достойного реализации в книге, гарантирую.
Уважаемый Cent. Трагедия группы Дятлова - весьма известный и таинственный эпизод уральской истории. Хотя версии о золотодобытчиках-злодеях я не слыхал, мне и самому очень интересно было почитать. Кстати, пару лет назад сюда на сайт с таким же вопросом, как ваш, обратился журналист из Сыктывкара Артур Артеев - наверное, родственник Александра Артеева, о котором говорится в материале. А у меня нет мнения об этих событиях. Я не знаю, что там было. Верю тем специалистам, которые доказывают свою точку зрения аргументированно. Кстати, уважаемый Cent, реальное интересное событие, на мой взгляд, может быть темой для интереснейшего произведения в жанре нон-фикшн, но романы, написанные о таких событиях, обычно проигрывают событиям. Здесь очень тонкие взаимоотношения между драматургией жизни и вымышленной драматургией, одну другой не заменить.
Уважаемый Александр. Увы, не знаю.
Уважаемый Алексей, жутко приятно, что вы так оперативно реагируете на письма читателей. Можно вас еще помучить? 1) "Увидеть русский бунт" будет в формате передачи? 2) Тройка ваших любимых писателей. 3) Почему вы сейчас, скажем так, занимаетесь историей родного края? Что подтолкнуло?
Уважаемый Алексей. Мучайте на здоровье. 1. "Бунт" будет вполне "переложим" в фильм, как и по книге "Хребет России" можно восстановить и кино. Однако заинтересует ли кого из спонсоров такая малозначительная тема, как пугачёвщина, - не знаю. 2. Я очень не люблю эти топ-листы. Они ни о чём не говорят. Для сравнения: я люблю Л.Толстого, Ю.Коваля, С.Лема. Или: Маркеса, Дм.Быкова, фантаста С.Павлова. И что вам это сказало? А их всех я перечитывал миллион раз, и ещё столько же раз собираюсь. 3. Потому что я здесь живу. Мне интересно знать, где я живу, почему живу так, а не иначе, насколько моя жизнь зависит от моей территории, чего мне ждать от будущего, чем этот регион хуже и лучше других?
Уважаемый Алексей. А я уже замахнулся. Сейчас работаю над книгой "Увидеть русский бунт". Только не в формате "Золота", а в формате "Хребта России", то есть, фотокниги.
Здравствуйте, Алексей Викторович. 1. Спасибо за "Пермистику". Книги беру в библиотеке. Пока прочитала только четыре, но уже все хочется купить, чтобы иметь дома, давать читать друзьям, обсуждать. 2. Так как я архитектор, меня особенно заинтересовало ваше эссе "Город со смыслом". Вы делились Вашей градостроительной концепцией про "лук" и "стрелы" с кем-нибудь из вершителей нового генплана? По-моему,"зерно" есть. 3. Это правда, что Вы уехали из Перми в Башкирию?
Уважаемая Любовь Викторовна. Спасибо. Ни в какую Башкирию я не уехал. И не собираюсь. Хотя в Башкирию - влюблён. Эссе "Город со смыслом" было опубликовано в журнале "Компаньон-Magazine" к прошлогоднему Форуму, а этот журнал - единственный полноценный журнал в нашей культурной столице. Так что текст эссе был общедоступен. Никого мои соображения не заинтересовали, хотя я писал эссе и не для этого. Во-первых, это эссе - просто "наложение" на карту города тех концептов, которые сформулированы в книге В.Абашева "Пермь как текст". В общем, это эссе - "практикум по Абашеву". Во-вторых, преобразователи нашего пространства не интересуются этим пространством. Тому пример - провал грандиозного проекта PERMMUZEUM XXI, когда выяснилось, что архитекторы планировали здание музея, не имея представления о территории, на которой это здание может стоять. В третьих, я не верю, что генплан Перми может быть осуществлён. В городе, где много лет не могут заасфальтировать центральную улицу Ленина, где зоосад на кладбище, где набережная в кавказских шатрах, где пивнухи и бордели напротив Заксобрания, и т.д. и т.п., генпланы служат только для пиара, а не для претворения в жизнь.
Уважаемая Алиса. Зря вы меня благодарите. Я ничего не знаю. А спрашивать у Валерия Петровича - как-то неловко.
Алексей, можно вам пару вопросов: 1) А какая историческая эпоха вас еще привлекает? 2) Насколько тяжело писать романы с историческим уклоном? 3) Вы верите в ту мистику, о которой пишете, или для вас это исключительно художественный вымысел? 4) Умберто Эко. Хотя бы пару слов о нем.
Уважаемый Алексей. 1. Эпоха - смотря где. В России - вторая половина 18 века. 2. Мне сложно формулировать "насколько тяжело". "Тяжело" - не тот термин. Непросто, конечно. Но, как вы и сами знаете, терпение и труд... и т.д. 3. В мистику я не верю. Но в моих романах это не мой вымысел - по большей части, это либо русский, либо финно-угорский фольклор. А вообще я считаю, что мистика - это неправильное объяснение некоторых вещей, которые существуют в реальности. 4. На мой взгляд, Умберто Эко - великий писатель. Он вывел литературу на новый уровень содержательности.
Екатерина Викторовна, спасибо. Загляну. А с классом не встречался давно, как-то не вижу в этом особенного смысла.
Здравствуй, Алеша! Спасибо тебе за теплые воспоминания и прости, пожалуйста, за двойку. Ты был и есть одним из лучших учеников класса. Удивлена тому, что ты видел фото. Я все храню в домашнем архиве. Прости, но нам с мужем показалось, что в книгу о Чусовой лучше было бы поместить старую карту, а не современную (это только наше мнение). Если тебе она еще интересна, могу подсказать адрес музея.
Дорогая Екатерина Викторовна. Вспомнил: вашу фотографию я видел в интернете, кто-то выложил там. Двойку я от вас получил совершенно заслуженно, и сейчас очень люблю вспоминать об этом. А в книгу о Чусовой, на мой взгляд, нужно и старинную карту, и современную, и фотографии. Только вот никто не хочет издать такую книгу. Но за подсказку о музее буду вам благодарен.
Здравствуйте, Алексей Викторович. "Географ" вошел в социально значимый кинопроект. Я так понял, за съемку возьмутся-таки. Для фильма сценарий специально будете писать? Или он для фильма уже готов? Как Вы сами относитесь к этой экранизации в целом? Нет ли опасений, что загубят роман. Современная киноиндустрия, скорее, выдает некачественный продукт. К сожалению. Спасибо.
Уважаемый Андрей. Насколько я знаю, Валерий Тодоровский сценарий уже пишет сам. Или даже написал. А снимать фильм должна ведь не "современная киноиндустрия", а конкретно В.Тодоровский. По-моему, он отличный режиссёр. У меня нет поводов для опасений. Мне не хотелось бы лобовой экранизации. "В лоб" она будет напоминать "мыло". Я уверен, что Тодоровский сделает что-то неожиданное. Что - не представляю. Но мне кажется, что главной темой будет не столько Служкин, сколько эпоха девяностых, но не через бандюганов и приватизаторов, а через простых людей. Хотя, возможно, я как-то натягиваю на возможный фильм впечатления от "Стиляг".
Дорогая Екатерина Викторовна. Очень рад вашему посланию. Я до сих пор уверен, что моя первая учительница - самая умная и красивая, да ещё и лучше всех поёт на уроках пения. Помню, тогда я даже сочувствовал "бэшникам" и "вэшникам", что им-то не повезло так, как нам, из А-класса. Я даже почерк ваш помню, потому что изо всех сил подражал ему. И помню, что за всё время вы мне поставили единственную двойку - по физкультуре, - за то, что я спустился со шведской лестницы на руках, как обезьяна, и перепугал вас. Тогда я думал, что жизнь моя кончена, и мне надо идти топиться в Каму. Недавно мне показывали фотку, где вы на Чусовой. Рад, что вы такая же, как и тогда, - молодая и красивая. А карту Чусовой 1881 года я не видел.
Здраствуйте, Алексей Викторович! Спасибо Вам огромное за Ваши книги! Несколько лет назад прочитала "Сердце Пармы" и первая мысль - Слава Богу! Жива Русская литература! Вопрос у меня по другой книге (наверное, самой любимой), по "Золоту бунта". Осташа начинает свой путь с единственной, всепоглащающей целью - узнать тайну гибели его отца и смыть позорное пятно с их рода. В конце романа ради достижения своей цели он "бьёт барку", обрекая на гибель доверившихся ему людей, и тем самым навлекает уже на свое имя позор и проклятия. Неужели разгадка тайны золота бунта того стоила? Меня это очень неприятно поразило. Пока читала книгу, очень сроднилась с героем. Было такое чувство, как будто он меня там утопил. И, самое главное, большое вам спасибо за прекрасный русский язык, которым написаны Ваши книги.
Уважаемая Надежда. И вам спасибо. У меня нет ответа на ваш вопрос. Я как автор знаю, что иначе поступить Осташа не мог, и поступил он правильно, но вот хорошо ли? - не знаю. Я не ставил себе целью найти ответ на ваш вопрос (он же не только ваш, но и мой), то есть, вывести мораль. Я просто хотел, чтобы читатель посочувствовал человеку, который ищет ответы на чертовски трудные вопросы. Не искать совсем или принять готовые ответы (например, что ради батиной правды не стоит бить барку) - это как-то недостойно. А отвечать - адская мука, потому что отвечаешь перед богом. Для меня мужество и подлинность моего героя заключаются в том, что он нашёл в себе силы дать этот ответ, пусть жестокий и ненужный. Общество не должно загонять людей в такие тупики человечности, в какой был загнан Осташа.
Уважаемый Алексей. Я сомневаюсь, что республика Коми захочет финансировать проект книжной серии о Пермском крае. К тому же одна из целей проекта "Артемий Бабинов" - заставить пермскую власть работать на культуру своего края. Для меня издать эти 8 книг - не самоцель. Самоцель - сделать это правильно. А неправильно мне не надо.
Уважаемая Лидия. Йена Бэнкса я не знаю, увы.
Уважаемый Алексей Викторович! Есть ли региональная идентичность в книге Географ ? Этот вопрос в связи с тем, что вы придаёте огромное значение региональной идентификации и противопоставляете глобализации. Как это отразилось в книге Географ ? В чём региональная особенность Служкина и его знакомых? Вы идентифицируете их именно как представителей Урала? Мне понятна, например, региональная идентичность Тихого Дона Шолохова. Но события в Географе могли бы происходить и в Сибири, и на Алтае, и в Тобольске. Герои этой книги не могут идентифицироваться только Уралом, в отличие от идентификации казаков именно Доном. Ведь прелесть Географа не в каких-то особых региональных ценностях той местности, где живёт Служкин. В этой книги отразилась эпоха всей России времени развала СССР. Такие люди жили и живут по всей России, а не только на Урале. Именно поэтому так много читателей этой книги в России (и в Сибири, и на Алтае, и на Дальнем Востоке), и они легко идентифицируют героев этой книги со своими знакомыми и с самими собой. Такие же реки, леса и горы, по которым водил Служкин детей в поход, есть во многих местах России. Вы написали всероссийскую книгу, и это не местечковая региональная литература. Эта книга глобально отразила психологию и поведение многих обычных граждан СССР в годы, когда они стали опилками на развалинах страны. И экзистенция Служкина не какая-то специфически уральская, а чисто российская. Подобные люди могут быть и в Новосибирске, и в Барнауле, и в Омске. Например, Омский театр делает постановку Географа , потому что жизнь людей в Омске мало отличается от жизни людей в Перми, а значит, герои книги узнаваемы и будут очень близки зрителям.
Уважаемый Владимир. Я с вами совершенно согласен. Кстати, и "Сердце пармы", хоть и про обретение родины, но не про региональную идентичность. Идентичность - моя любимая тема. Но есть региональная идентичность и личная идентификация, и это два разных вопроса, две разных темы. Часто они пересекаются, "вкладываются" одна в другую, как, например, скалолазание и альпинизм, но не тождественны друг другу. "Географ" - про самоидентификацию человека в обществе, которое вообще не нуждается ни в каких идентификациях, "про то, что нужно оставаться самим собой" (терпеть не могу этого штампа, приложимого к чему угодно). Но не про уральскую региональную идентичность как таковую и не про её обретение конкретным человеком. Уральская идентичность актуальна только для уральца, верность самому себе актуальна для любого человека.