Уважаемый Влад. Не смотрел, но много слышал. Очень интересно. Обязательно посмотрю.
Уважаемая Екатерина. Вы предлагаете... м-м... сделать нечто вроде открытки с поздравлениями ко дню рождения? "...здоровья, благополучия, успехов в личной жизни!". "Уральские ценности" ничем не отличаются от "российских ценностей". Набор, ассортимент - один и тот же, понятный всем. Разница - в порядке, в значимости. Это как при разных играх в карты: карты одни и те же, правила различные. Я вам посоветую прочитать собственную статью "Мастер", она на этом сайте в разделе "Уральская матрица". Для "небольшой работы" этого достаточно.
Здравствуйте, Алексей! Во-первых позвольте поблагодарить за Ваши книги (недавно открыл для себя, признаюсь, хотя слышал давно). Скажите, почему, на Ваш взгляд, не развивается такое направление, как, скажем так, "региональное почвенничество"? Почему нет значимых произведений по истории Сибири, Алтая, той же нашей Башкирии? Может повлияла утрата главного корня - связи с землей?
Уважаемый Салават. Знаете, мне не нравится термин "почвенничество". Он уничижительный и, главное, неправильно ориентирует. В первую очередь тем, что ограничивает кругозор автора его "почвой". А в целом вопрос сложнее, чем кажется. Есть произведения "региональной" темы, которые имеют всероссийское звучание. Их немало. "Перс" Иличевского, "Асан" Маканина, "Князь ветра" Юзефовича, "Степные боги" Геласимова и т.д. Но их никто не ассоциирует с произведениями о регионах. Почему? Потому что они создаются в общезначимых трендах, смысловых и стилистических. Региональное в них - лишь материал, на основе которого обсуждаются общезначимые проблемы. Нынешняя региональная литература не может отрешиться от тех жанров, время которых ушло. Например, жанра "деревенской прозы" или "исторического романа". Но это не единственная беда. Есть и другие беды. "Комплекс неполноценности своей земли". Незнание мейнстрима. Нелепое подражательство. Про отток талантов в столицу и говорить нечего. А столица полна презрения к провинции, и даже достойное произведение не считает таковым, если оно откровенно "региональное". А также отсутствие формата для региональной прозы. Отсутствие современного канона. В следовании ему или в отторжении от него и может рождаться нечто значительное. И ещё: в глобальном мире региональное (локальное) является функцией от идентичности; не выявлена идентичность - не складываются и глобальные тексты о локальном.
Здравствуйте. Прочитал "БиМ", спасибо большое! 1. У меня постоянно появлялось ощущение, что это Ваша биография. А Вы не расскажите, как создавались образы Моржова и Щекина? Такое ощущение, что это один и тот же человек, но один начинающий жить, а другой - опытный (advanced), а еще есть такое ощущение, что один - это реальный персонаж (Вы), а другой, это то каким реальный персонаж, хотел бы быть (скажем Вы в своем сознании), или такое отношение, как у Стругацких с "Град Обреченный" человек - наставник. 2. А почему Вы не предлагаете для Костерыча альтернативный путь? Условно говоря, если его увольняют, он самостоятельно идет по школам и набирает людей, берет минимальную плату, в конце концов идет работать не по специальности, а в свободное время учит детей краеведению? Когда развалился СССР, государство перестало спонсировать турклубы и люди сами стали устраивать тур школы и походы, бесплатно для участников. Краеведение и спортивный туризм - вещи разные, но развитие может пойти по одному пути. Вы ведь тже работали в школе, ушли, а теперь пишите и публикуетесь. Почему Вы считаете, что Костерыч не может пойти против системы? 3. Очень интересная идея с пиксельным мышлением. Я знал про понятие мыслить шаблонами, но оно никогда не задевало меня. А здесь подумал и понял, что тоже отношусь к категории людей с четко выраженным ПМ. Интересно, одни люди мыслят ПМ, а другие анализруют ПМ и манипулируют людьми. 4. После прочтения очень захотелоь почитать Ваши ответы непосредственно по этой книге, но это очень тяжело. Вы бы не хотели систематизировать Ваши ответы? Если Вам нужна помощь, я бы мог сделать время-поглощающую часть. Спасибо за Ваше творчество!
Уважаемый Андрей. И вам спасибо. "Блуда" - конечно, не моя биография. Я работал в МУДО, но не ездил в загородные лагеря. Моя работа была чем-то средним между работами Моржова, Костёрыча и Щёкина: краеведение, походы и музей в одном флаконе. Я ушёл с этой работы, когда начальство закрыло мой музей: ему банально было лень каждый год возиться с документами о продлении аренды (бесплатной!!!) помещения, проще было отказаться от помещения и уволить сотрудников - это выдали за оптимизацию и получили премии. Я категорически не согласен с вашим предложением относительно Костёрыча. Человек имеет образование педагога, он педагог по призванию, он всю жизнь работал педагогом и рассказывал детишкам о родном крае. Почему этот человек должен искать подработку, делать что-то бесплатно и так далее? Соглашаться на подобное - значит, соглашаться с тем, что государство и должно быть таким, какое есть. Это означает "я уж поработаю бесплатно во благо нации, пока вы, господа чиновники, спокойно доворуете то, что осталось". Костёрыч - не борец, но ведь не все же должны быть борцами. А то, что в его кружке мало детей, - результат недофинансирования и низкого статуса образования как такового, а не костёрычевых недоработок. Ох, вспомнил МУДО, и тошно стало... У меня самого по нормативам на занятиях в кружке должно было быть 15 человек, а имелось только 8 стульев. Но это ещё цветочки того идиотизма, который процветает в нашем образовании, и дополнительном, и основном. Например, я не имел права отпускать ребёнка домой одного, без себя, если ему надо ехать на автобусе: а что делать, когда детей - 10, всем на автобусы в разные стороны, и у меня через 15 минут - другая группа? Бредятина... Конечно, я вкладывал в героев многое от себя, но не тождественен никому из них. Почти все они имеют прототипов. Систематизировать ответы на сайте - дело, конечно, хорошее, но для этого я должен сидеть рядом, а такое - невозможно. Да и времени нет.
В вашей дискуссии с культурным министром появился еще и Гельман. Констатировал, что хамите, и рекомендовал Борису разглядеть, кто там за вами. Интриги ужасающие. Жалко, если ваш проект канет в культурном неопермском нынешнем слое. А кроме бюджета, никто не желает его поддержать? Грустно от этого. До такой степени нас привязали к желаниям чиновников, что и в мыслях ни у кого нет патриотичный проект поддержать. Может, разложите его подетально (что к чему) у себя, да и предложите желающим помочь. Или такой вариант не проходит нынче в России?
Уважаемый Константин. Ну, да, Мильграм завалил мой проект. Назвал чересчур дорогим и вторичным. Бизнес-план он не затребовал и не увидел, что цена книги была бы 400 рублей, а не 2000, как билет на спектакль "Сцены-Молота". 16 миллионов на обучение 20 заключённых компьютерной анимации - это Мильграму нормально. То, что в России нет аналогов проекту зонирования региона по смыслам, Мильграм вообще не понял, как не понял, что картинки в книжках должны сопровождаться текстами наших авторов. А может, и понял, но дела это не меняет. Огорчает даже не отказ. Огорчает то, что в голове у Мильграма укладывается, будто вместо 8 книг с авторскими текстами и авторскими фотосессиями можно провести фотовыставку. Что для Мильграма Пермский край - это набор открыток, а не смыслы и не творчество. Я уже писал, что хочу сделать этот проект на тех же правах, на которых делают свои проекты в Перми московские деятели. Именно этот проект, а не то, что в нём понял Мильграм. Без худсоветов при министерстве, без всяких "ку!" в виде выставки-презентации и так, как задумал я, а не Мильграм. Представьте, что Гельману Мильграм говорит: идея твоей выставки хорошая, хотя и вторичная, но сначала ты издай роскошный каталог, мы тут посмотрим, как его в Перми покупают, и если покупают хорошо, а каталог нам понравится, тогда через год пойдёшь на конкурс состязаться с теми, кто сделает твой проект дешевле тебя, а я тебе ещё укажу, каких художников тебе надо будет взять. С Гельманом такого не бывает, он сразу получает всё. Но и со мной такого не будет, хотя я не получу ничего. Отдельно неприятен иезуитский намёк Мильграма на Продюсерский центр "Июль". "Июль" - это контора, которая сделала "Хребет России", фильм и книгу. А конторы, которые разворовали проект "Пермь как текст", называются Пермский минкульт и Лига юных журналистов. И Мильграму ли это не знать, когда один его зам - Вайсман - сбежала, а другой зам - Протасевич - пойдёт под суд, и сам Мильграм ходил на допросы. Название "Июль" в этом деле не звучит. "Июль" имеет такое же отношение к "Перми как тексту", как моё имя на обложках книг этого проекта к воровству Вилькевича и Вайсман. Я не буду искать на проект "Артемий Бабинов" частных спонсоров. Во-первых, потому что их не ищут Гельман, Бояков, Лебедев и прочие. А во-вторых, потому что спонсоров я ищу на свои личные проекты, а этот - коллективный. Для пермских фотохудожников, писателей и поэтов. Мне интересно было бы поработать в их компании, им интересно было бы получить авторскую книгу, а краю интересно было бы обрести уникальный презентационный проект и культурное зонирование, над которым безуспешно бьётся наше Минэкономразвития, которое не понимает, что культурное пространство осваивается деятелями культуры, а не туроператорами. У меня вполне хватает своей работы, так что я не стану мелочиться, сшивая кафтан из лоскутков: либо сразу так, как придумано, либо никак.
Здравствуйте, Алексей Викторович! У меня не вопрос, а информация. Может быть, Вам будет интересно узнать, что в г. Омске состоялась премьера спектакля по Вашей книге "Географ глобус пропил". Я сама родом из этого города, поэтому очень рада за омичей. Можно посмотреть здесь: http://www.omsknet.ru/5ththeatre/ http://www.omskmama.ru/ С уважением, Наталья. Москва.
Уважаемая Наталья. Я знаю о постановке "Географа" в Омске. И спасибо вам за ссылки, очень интересно.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Жалко, что мой немецкий коллега (учитель русского языка из Берлина) не смог с Вами лично познакомиться в этот приезд. Но он купил Ваши книги и следит за Вашим творчеством. Я же продвигаю в моей (и когда-то Вашей) школе номер 1 маленький проект "Пермские дети читают детские немецкие книги." Проект поддержали в Германии. Если у Вас есть желание с ним ознакомиться... Наташа Барентин
Уважаемая Наташа. Спасибо. Удачи вам. Но боюсь, что это совсем не моя епархия...
Здравствуйте, Алексей Викторович! Проясните пожалуйста вопрос. С историей Перми Великой ведь связана не только Чердынь, но и Усть-Вым (Вымь). Территориально они находятся недалеко, но Усть-Вым это уже Коми. Сохранилась ли какая-нибудь связь между Чердынью и Усть-Вымью? есть ли между ними более-менее приличное автомобильное сообщение? есть ли какие-то культурные связи? Вообще интересно конечно съездить в те края. если Вы сами были в Усть-Выме(Выми) - какие впечатления у вас остались об этом месте?
Уважаемая Ласточка. Усть-Вымь - столица княжества Пермь Старая, основанного, условно говоря, Стефаном Пермским около 1380 года - лет на 80 раньше Перми Великой со столицей в Чердыни. Усть-Вымь находится в республике Коми на месте впадения реки Вымь в Вычегду. С Усть-Вымью я заком лишь по книгам и интернету, сам там не бывал. Никакого общения этого района с Чердынью нет, дорог нет вообще. Раньше существовали пути - по реке Вишерке и Чусовскому озеру через Бухонин волок и по Северо-Екатерининскому каналу, но "раньше" - это 19 век. Это совершенно "глухой угол".
Алексей, здравствуйте! Я большой поклонник Вашего романа "Сердце пармы". Скажите пожалуйста, помогите найти произведения каких-либо авторов которые пишут подобные произведения, такие же глубокие, затрагивающие самые глубокие пласты нашей русской души? Подобные захватывающие исторические романы по родной истории, граничащие с фэнтази.
Уважаемый Михаил. Увы, ничего не могу вам подсказать. Не потому, что "Сердцу пармы" нету равных, а потому что в последние годы очень мало читаю художественной литературы.
Алексей Викторович, немного запутался в Вашей библиографии. Не могли бы Вы указать порядок и годы написания Ваших первых работ? А то в Википедии, например, "Земля-Сортировочная" датируется 1989 годом, а в подписи к ней стоит 1991-й. Интересно также, были ли у Вас совсем ранние работы, нигде не опубликованные? И если да, планируете ли Вы их опубликовать? Спасибо!
Уважаемый П. Я считаю, что эти фантастические опусы (которые очень люблю) - достаточное погружение в недра моего тёмного прошлого, про всё остальное можно забыть. А дат точно не помню. "Охота" - 1988, "Корабли" - 1991. "Сортировка" и "Хвостик" где-то между ними. Да какая разница?
Алексей, здравствуйте! Могу объяснить, почему они так сказали. Тут есть несколько моментов: Во-первых, кино очень технологичная штука. Поэтому любой бы постарался такой масштабный проект осуществлять недалеко от базы. Это вполне естественно и объяснимо. Во-вторых, есть такое понятие как кинематографичность натуры. Природа центральной России более кинематографична, чем природа Урала. По крайней мере, Суздаль с этой точки зрения точно выигрывает по сравнению с Чердынью. Но, тем не менее, это не агрумент для переноса съёмок туда. На Лазурном берегу ещё лучше картинка и что? Там снимать что ли? :) Ну и в-третьих, это закономерно, по-моему. Суздаль для москвичей территория освоенная и понятная. Именно, понятная! Это рядом, они там бывали. А тут всё дикое, чем-то пугающее. Люди другие, власти другие. Всё другое. В контексте самой книги забавная параллель. А если честно, я даже рад, что они отказались от проекта. Тогда точно было не время для этого фильма. И даже если бы сделали, получилось бы плохо. По ряду причин.
Уважаемый Леонид. Я с вами полностью согласен.
Уважаемый Алексей Викторович! Очевидно, что местная власть действительно должна относиться к собственному культурному потенциалу так же, как и к "московскому". Очевидно также, что когда Гельман, просто излагает идею и получает деньги, а Ваши проекты при этом отвергаются, это воспринимается Вами как оскорбление не только личное, но и неуважение всех пермских деятелей культуры (писателей, поэтов, фотографов). Но, почему Вам надо продолжать действовать как при лобовой атаке и утверждать, что обязательно надо делать местный проект "по-московски"? Если против лома нет приёма (а против Мильграма и Гельмана так и получается), то может быть имеет смысл сменить тактику борьбы? От того, что проект будет выдвигаться от группы деятелей культуры, а не только лично от Вас, он не превращается в просьбу о подачке. Это по-прежнему обоснованное требование выделять деньги из местного бюджета на развитие местной культуры. Вы же сами знаете, насколько люди власти хитры, изворотливы (иначе они не пробились бы к власти) и гениальны по части описок и отказов. Ну, получите Вы от Мильграма (если он вообще соизволит это сделать) отписку с отказом (по форме правильную, а по сути издевательскую), и что дальше?
Уважаемый Владимир. Вы правы. Я вообще во многих ситуациях завышаю уровень требований или упрощаю объяснения (но не критично). Но я действую так, как должен действовать пермский писатель Иванов. Не как возвышенный ценитель прекрасного, не как мудрый государственный муж и не как прагматичный бизнесмен, а как лично я. Я не сомневаюсь в том, что мои предложения продинамят, так не всё ли равно, в какой форме я их предложу? Я и предлагаю в той форме, которая мне представляется адекватной. Глупо соблюдать политес, когда это не решает ничего. Вон Лебедев публично обозвал пермских депутатов "м...ками", а они всё равно выделяют ему 50 миллионов на ПЦРД. Так что какие-то стратегии убеждения власти - вещь бесполезная. Успех просьбы определяют не стратегии просителей. У нас же не простая власть, а суверенная.
Уважаемый Сергей. Насколько я знаю, снимать фильм по "Географу" собирался Валерий Тодоровский. Будет ли реализован этот его проект, а если будет, то когда, - я не в курсе.
Здравствуйте, Алексей Викторович, я пишу "небольшую исследовательскую работу" о народах, населявших и населяющих Пермский край и Урал в целом. В связи с этим целых два вопроса: можно ли мне использовать цитаты из Ваших книг и статей, и какие еще источники информации Вы бы мне посоветовали?
Уважаемый Вячеслав. Пожалуйста, берите цитаты. А посоветовать я могу книгу Г.Н.Чагина "Народы и культуры Урала в XIX-XX вв.", Екатеринбург, изд-во "Сократ", 2002 г.