Здраствуйте, Алексей. Спасибо ОГРОМНОЕ за Ваше творчество. Я с огромным удовольствием прочитал только что "Золото бунта". Невероятный труд... Ошеломлён. Скажите пожалуйста, откуда берётся талант в человеке? И вообще, как вы нашли свой путь, как стали писателем? О многом ли пришлось передумать, прежде чем ступили на эту тяжёлую, но благодатную и счастливую стезю (я вот с детства мечтаю что-то написать - но нет пока понимания, как ЭТО)? И вообще: были ли трудности с выбором жизненого пути или само собой всё получалось? Я вот пока болтаюсь, как г
на этот вопрос пока нет ответа
Здравствуйте, Алексей Викторович! Ваш роман "Блуда и МУДО" после прочтения вызывает огромное количество вопросов. Первое, что бросается в глаза - это необычная и выделяющаяся картина мира в данном романе. Я заметил, что повсюду (и не только в этому романе) встречается своеобразный природный изоморфизм: природа овеществляется в женский образ, приобретает женские черты. Да и сам Моржов постоянно "бабами думал обо всём". Интересно, зачем необходимо это резкое разделение мира на мужское и женское начало? Есть ли в этом что-то идейно важное? Очень интересно было бы услышать ваши комментарий по этому поводу. Заранее спасибо.
Уважаемый Константин. Конечно, я педалировал эту тему не случайно. "Блуда" - роман гендерный, то есть, не о взаимоотношениях мужчин и женщин, а о мужском и женском гендере. Суть в том, что современное общество живёт по женскому гендеру, поэтому в романе Моржов всё осмысляет "через баб". А жизнь предъявляет обществу такие требования, на которые нужно отвечать по мужскому гендеру, поэтому Моржов занимается "голливудством". Беды общества, по "Блуде", - от неправильного выбора гендера (а не от того, что "бабы - дуры", как считают критики и многие читатели). Чтобы замаскировать неправильность своего выбора, общество вырабатывает систему ложного толкования мира - Пиксельное мышление. В формате этого мышления женский гендер выглядит мужским. Так что брутальность романа, "мужской шовинизм", непристойность и проч. - функции анализа, а не функции автора. Более подробно об этом - в статье Ю.Щербининой "Штрихи к одному писательскому портрету: роман Алексея Иванова "Блуда и МУДО" в зеркале критики и паракритики" в журнале "Вопросы литературы", но эта статья почему-то регулярно слетает у меня с сайта, и сейчас её нет.
Уважаемый Алексей! Я прочитала все Ваши книги, жаль, что не видела Вас в жизни, но внимательно посмотрела Ваши фотографии в Интернете и, читая, представляла Вас, например, Служкиным. Скажите, Вы комплексовали из-за внешности, когда были ребёнком или молодым человеком? Наверняка Вас не считали красавцем. Просто часто не очень красивые люди назло этому много добиваются в жизни. Извините, я совсем не хочу Вас обидеть. Скорее, наоборот. Такие мужчины как Вы нравятся очень небольшому количеству женщин. Я из их числа. Итак, повлияла ли Ваша внешность на Вашу жизнь?
Уважаемая Инга. Ваш вопрос меня вдохновил. Ну, да, я не красавец, но и не ужас на ножках. Внешне просто совершенно ничего особенного, как и каждые четыре из пяти любых мужчин. Но я не девочка, чтобы переживать по этому поводу, и никогда не был девочкой. Собственная внешность для меня ничего не определяла, я не собирался быть ни поп-звездой, ни артистом, ни гимнастом. На отсутствие женского внимания я не жалуюсь, как, впрочем, и на переизбыток: не отождествляйте меня ни со Служкиным, ни с Моржовым. Быть писателем я захотел гораздо раньше, чем осознал конкурентность нашего мира по параметрам внешности. И успехи в отношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом, определяются не внешностью, а характером и интересом к личности. Только в юности кажется, что красавицу завоюешь, потрясая её своими стихами, в реальности надо просто испытывать удовольствие от стихов красавицы. Вообще, объяснять успех человека тем, что он преодолевал свои недостатки, - противоречить природе человека и общества. Чем бороться, проще использовать недостатки, выдав их за достоинства, потому что такие же недостатки есть у многих, и эти многие поддержат в движении наверх. Например, корыстный Рокфеллер сколачивал миллионы за счёт тех, кто хотел сколотить тысячи, а властолюбивый Наполеон стал императором за счёт тех, кто хотел стать маркизом. Или, если вас интересует внешность, другой пример: некрасивые люди не подгоняют свою внешность под стандарт, а объявляют себя сразу новым эталоном, как делали Коко Шанель или Мадонна. Страшненькие консьержки и тощие девочки-подростки приняли эти эталоны с восторгом и возвели кумиров на Олимп. Так что недостатки или некрасивость зачастую конкурентные преимущества, если их расценивать адекватно. Судьба и отношения созидаются умом и характером, а не красотой или удачей, и вдвойне наивно строить свою жизнь, исходя из своей некрасивости или неудачливости. Мне кажется, что вас интересует комплекс Наполеона . На мой взгляд, это миф. Как минимум, по двум причинам. Во-первых, человек эгоистичен, он не будет всю свою жизнь строить из расчёта на посторонних чтобы чего-то там им доказать. Такая мотивация долго не работает. Чьё-то пренебрежение быстро становится безразличным. Успеха добиваются для своего комфорта, а не для дискомфорта ближнего. А во-вторых, любой человек про себя знает, что его успех оплачен во много раз большим количеством поражений, о которых, конечно, никому не рассказывают. Если успех подлинный, то и поражения очень болезненные, и эта скрытая от посторонних боль не даёт ощущать себя победителем и совершенством, потому что у совершенства ничего не болит. А когда нет ощущения совершенства, нет и ощущения преодолённого комплекса, то есть, комплекс Наполеона преодолеть невозможно в принципе, при любом успехе, как невозможно полететь, махая руками. Значит, комплекс Наполеона - не двигатель успеха, и настоящие Наполеоны не руководствуются комплексами Наполеонов . То есть, внешность не определяет характер и судьбу, как диплом не определяет интеллект и место работы. А комментарии по поводу недостатков, конечно, порою уязвляют, но ничего не решают. Знаете, Инга, прочитайте стихотворение Арсения Тарковского Посредине мира там это всё сказано гораздо лучше и короче, чем я тут понаписал. И спасибо за такой интересный и искренний вопрос.
Уважаемый Илья. В ближайшее время у меня ничего не будет. Встреч не намечается. Я работаю над книгой о пугачёвском бунте, книга должна быть в формате книги "Хребет России". Это проект долгий, и пока даже не известно, удастся ли его завершить.
Уважаемый Алексей Викторович! Книга Географ заканчивается фразой о светлой и лучезарной пустыне одиночества, которая уходила вдаль перед Служкиным. Однако та витальность, присущая Служкину, его жажда жизни, преданность своим знакомым и друзьям детства (с которыми он на протяжении всей книги активно общается) логично приводит к мысли о том, что и с Машей он ещё обязательно (лет через 5 после тех событий) будет общаться. Возможно, что это будет продолжение любви, а не мираж в пустыне одиночества. Ведь я прав? К сожалению, Вы не напишите об этом новую книгу. Очень жаль.
Уважаемый Владимир. Я не верю во вторую серию отношений Служкина и Маши. Там всё отыграно не только мною, но и судьбой.
Если позволите. В этом году я познакомилась с двумя писателями, лауреатами Нобелевской премии, Д.Кутзее и Ж.Сарамаго. В связи с тем, что вы для меня не только писатель, но и личность, хотелось бы узнать о Ваших литературных пристрастиях и не попали ли в круг Ваших интересов эти два больших современных писателя. С уважением. Л.Ф.
Уважаемый Л.Ф. О Кутзее и Сарамаго я, разумеется, слышал, но не читал. Увы. А про круг литературных пристрастий... У человека, который много читал, на мой взгляд, круг пристрастий не говорит ни о чём. Нравятся писатели, которые все вместе не укладываются в общую картину или систему. Я искленне люблю Льва Толстого, Станислава Лема, Грэма Грина, Киплинга, Маркеса, Фредерика Форсайта, Юрия Коваля, Сэлинджера, Сергея Павлова, Кэндзабуро Оэ, Викторию Токареву. Можно и дальше перечислять, но это просто топ-лист, не более.
Уважаемый Алексей Викторович! В фильме Хребет России совсем нет хотя бы примерных данных о численности населения региона в разные периоды. Нет даже о численности городов, составляющих горнозаводскую цивилизацию в разное время. Почему же? Вы полагаете, что это второстепенная информация?
Уважаемый Владимир. Применительно к фильму "Хребет России", на мой взгляд, не совсем корректно говорить "второстепенное" или "первостепенное". Правильно - "можно обойтись" или "нельзя обойтись". Без данных о численности населения - можно. Тем более, что приходилось обходиться даже без того, без чего обойтись нельзя.
Уважаемый Георгий. Какой интересный вопрос вы задали. Вообще-то действие сказа "Ермаковы лебеди" целиком происходит на Чусовой, и в "Кошачьих ушах" тоже есть эпизод на мосту. Но в целом вы правы. Этому я вижу такие объяснения. Основное место действия "классических" сказов - Полевской завод. Там есть пруды, а речушка совсем маленькая, и до Чусовой далеко. К тому же работа рудознатцев и камнерезов была связана с горами, шахтами, рудниками, лесами, а не реками.
Уважаемый Илья. Вообще-то я не люблю таких вопросов, но отвечу. У меня нет ни сада, ни дачи, я не сторонник такого обременения. И я не хожу на работу, так что суббота-воскресенье для меня не отличаются от, скажем, вторника-среды. Если же вас интересует, как я отдыхаю в целом, то я как-то и не отдыхаю, потому что моя жизнь лично для меня достаточно разнообразна, чтобы развеиваться делом и не уставать. Путешествия для меня давно часть работы, а просто "ходить на природу" нет смысла, потому что путешествую не только по городам, но и по весям.
Уважаемый Алексей, в октябре в Перми состоится фестиваль "PermIt" (www.mitost.org). Надеюсь, что приедет мой берлинский коллега (учитель русского языка Михаэль). Можно ли познакомить его с Вами лично? Я преподаю немецкий в школе 1 в Водниках (я из семьи водников). Я жила 20 лет под Берлином. Преподавала немецкий иностранцам. Пропаганда немецкого языка в Перми и русского в Берлине - это моя маленькая цель. Кстати, в моем классе есть Овечкин. 1. Я Вас полностью поддерживаю в борьбе за "самостийность" пермской культуры. В Германии это норма. А пермяки... при их-то культурных традициях... Обидно. 2. Мой дед был речником. Когда я через 20 лет увидела наш Речной вокзал, мне стало плохо. Впервые после возвращения из Берлина. Знаете, меня даже грязь не так потрясла, как обглоданный скелет вокзала. Когда я заговариваю о судьбе этого здания (и с журналистами), то люди как правило начинают мямлить что-то неубедительное. Судьба Речного вокзала как и судьба Камского речного пароходства - это позор Перми. 3. Как "немецко-русского" учителя ин. языков меня смешит и печалит повальное увлечение английским языком (часто на очень плохом уровне). Это уже истерика какая-то. Как будто английский - это лицензия на печатание денег. Немецкий?Пфуй! Успехов Вам и не сходить с пути! Наталия Барентин
Уважаемая Наталия. О подобной встрече нужно разговаривать ближе к октябрю. Пока я не знаю своего расписания, увы. Кстати, я сам все 10 лет школы проучился в школе № 1 в Водниках. Спасибо за поддержку, но не стоит воспринимать мою позицию чересчур категорично. Я - не за "самостийность" пермской культуры, я за равноправие столичного и регионального культурного проектов. Согласен с вами, что развал Камского пароходства - позор. Но если уж это случилось, то, я думаю, отдать речной вокзал под музей - решение правильное. Но не под музей современного искусства, не Гельману и не на все деньги пермского бюджета. Наши власти поступили как тот герой поговорки, который, научившись молиться, расшиб себе лоб. А про немецкий язык в противовес английскому... Не знаю. На языки тоже бывает мода, наверное. Я в этом вопросе слабо разбираюсь. Перегруженность русского языка англицизмами меня порою утомляет, но ведь это другой вопрос, не так ли?
Уважаемый Алексей Викторович! С большим интересом и удовольствием прочитал вашего "Географа". Объясните, пожалуйста, почему Служкин отверг любовь Саши Руневой, снова сведя ее с Колесниковым. По-моему, для него это был шанс начать новую жизнь с любимым человеком. Что заставило его так поступить? И еще, ночевка Служкина с ребятами в заброшенном храме во время путешествия по Ледяной - это ваш намек на возрождение там приходской жизни? Или следует отнестись к этому эпизоду попроще?
Уважаемый Иван. На мой взгляд, никакой любви между Служкиным и Сашенькой Рунёвой не было. Сашеньке нужна была "жилетка". Сашенька позвала Служкина для компенсации своего разрыва с Колесниковым. Вот Служкин и компенсировал - вернул Колесникова. А у Служкина ни к Сашеньке, ни к другим подругам любви не было. У него была некая всеобщая витальность, "жажда жизни", если угодно - впечатлений, которая и гнала его то в поход, то за выпивкой, то к подругам, то на другие приключения. Когда Служкин влюбился в Машу, эта витальность нашла свою "точку приложения", подруги стали неактуальны. Служкин со школьниками не ночевал в заброшенном храме, а всего лишь сделал привал на обед. В этом эпизоде нет никаких соображений по поводу устроения религиозной жизни, просто смутные ощущения от ситуации в целом.
Алексей, вам привет из Сибири! Пишу авантюрно-исторический роман о событиях в Южной Сибири начала 18 века. Сын посоветовал прочитать "Золото Пармы". Вы проделали гигантскую работу (уж я-то знаю), а ваш роман помог мне определиться по многим моментам. Схватки и битвы у вас великолепны, пейзажи удивительны. Схватки у меня тоже намечаются (джунгары, кыргызы, защита острогов). Скажите, пожалуйста, у вас не возникала мысль, что тонете в материале? И второе, как вы справлялись с разночтениями в документах? Я к примеру, столкнулась с тем, что в разных источниках, количество ясака с данника указывается то в один соболь, то в пять, а то и в десять. И таких разночтений масса. Роман будет называться "Айдына - Светлая Луна". Надеюсь, что скоро он выйдет в издательстве "ЭКСМО". С уважением, Ирина Мельникова.
Уважаемая Ирина. Поздравляю с блестящей перспективой. Да, работа с источниками - морока ещё та, хотя характер этой мороки в "Золоте бунта" и в "Сердце пармы" был разный. Но в случае каждого конкретного разночтения я разбирался индивидуально. Предпочитал более авторитетный источник (когда фактов больше, когда автор более значим, когда источник прямой, а не косвенный), или избегал прямого утверждения, или руководствовался здравым смыслом и контекстом, или попросту выбирал то толкование, которое соответствовало идее, потому что идея важнее, чем историческая частность. Удачи вашему роману.
Уважаемый Артём. Нет, нельзя. "Уральская матрица" - набор параметров местной идентичности. "Горнозаводская цивилизация" - комплекс социальных, экономических, правовых и культурных отношений, сложившийся на Урале на основе горнозаводской промышленности в соответствии с принципами идентичности. Этот термин предложил профессор П.Богословский в 1927 году. "Горнозаводская держава" - время юридического "суверенитета" горных заводов Урала, существовавшего с 1719 по 1864 годы. Получается "матрёшка": самая маленькая - "держава", средняя - "цивилизация", большая - "матрица". Можно привести аналогию: "держава" - церковь, "цивилизация" - религия, "матрица" - вера.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Работаю по Вашему роману "Сердце пармы", мне необходимы историческая, современная карты Пермского края, а также художественная. Вы можете помочь мне и сказать, может дать ссылки на карты, а также объясните, пожалуйста, как составлять художественные карты. Заранее огромное спасибо.
Уважаемая Наталья. Вы рано меня благодарите. Я не знаю, что такое "художественные карты". Вымышленные, как карта Острова сокровищ или Средиземья? Но все исторические события в романе - подлинны. В том числе и по географии. Наверное, вы имеете в виду "наложение" маршрутов героев романа на обычную географическую карту? Это сделать не сложно, потому что 90 % названий не вымышлены, они используются и сейчас. А обычные карты - точнее, общегеографические региональные атласы - продаются в книжных магазинах по всей стране. Вам нужны атласы Пермского края, Свердловской области и республики Коми. По спискам населённых пунктов в конце атласов вы быстро сориентируетесь, где проходят пути романа. Можно поискать карты и в интернете, но я предпочитаю атласы.
Уважаемая Аня. Увы, да. Прежние проекты завершены, публичных мероприятий нет. Нету и новостей. Я сейчас работаю над книгой о Пугачёве в духе книги "Хребет России", езжу по местам пугачёвского бунта, и это всё дело долгое, так что новостей, похоже, ещё долго и не будет.