Здравствуйте, Алексей Викторович! У нас в Нижнем проходит выставка питерского художника Николая Блохина. Вы знакомы с его творчеством? Он 1968 года рождения - то есть, как мастер сформировался в 90-е годы. Ничто не может помешать состояться настоящему таланту, согласны? Кстати, в соседнем зале одновременно проходит выставка "актуального" искусства, и может на безрыбье и прокатило бы, но в таком соседстве - это просто недоразумение какое-то. Потом выставку Блохина повезут в Казань, Самару, еще куда-то. Я читала отзывы - и видно, что люди и не знали, что в России есть такой художник. Похоже, что наша культура этот талант не определила. Его оценили в США, дали ему два гран-при, лучшие музеи приобрели его работы - и только после этого мы видим его в России. Причем искусствоведы оценить адеватно его не могут и до сих пор - он с улыбкой рассказывает (на выставке крутят документальный фильм) как про его картины говорят "типичная питерская школа", сам-то он думает что питерской школе как раз противостоит. И вот я хочу у вас спросить - может не только Пермь (Пермь-то однозначно не заметила рождение этого таланта), но и Питер, и Москва уже не являются культурными столицами, как вы думаете?
Уважаемая Ласточка. Художника Николая Блохина я не знаю, но это свидетельствует только о моей некомпетентности. Конечно, замечать всё новое - одна из функций "культурной столицы", но всякое случается. Бывает, что столица и не справляется с этой работой, и даже системно не справляется. Однако, остаётся столицей, потому что в ней концентрируются основные художественные силы, основные деньги, основные институции и т.д. Понятие "культурная столица" не означает "место, где создаётся всё новое". Не всё новое создаётся там и не всё, что там создаётся, - новое. Ужимать смысл "столичности" до какой-то одной функции столицы некорректно.
Здравствуйте, Алексей! В западных СМИ всех выходцев из СССР называют Русскими. Бывших татарских вассалов Волжских булгар теперь тоже называют татары. Русские тоже были татарскими вассалами. Их тоже звать татары? И еще на средневековых европейских картах вместо надписи Русь - Тартария.
Уважаемый Тахир. Вы сами понимаете, что русских звать русскими, чьими бы вассалами они не были. Я чувствую полемичную заострённость вашего вопроса, но не могу понять, с чем вы не согласны, потому что ваш вопрос - риторический. Если хотите, давайте продолжим разговор, но напишите, в чём суть.
Уважаемый Алексей! Спасибо за полный ответ, другого я не ожидал, но если можно, продолжу. В упомянутой программе Собчак про Гельмана неглупый человек-правозащитник высказался в том духе, что проекты, мол, не способны развивать города и регионы, с чем я в корне не согласен. В 20 веке встать вровень с городами-столицами смогли лишь города, участвующие в подобных проектах, - Олимпийские игры, выставки ЭКСПО (Бильбао, кстати, знают лишь интеллектуалы, а Барселону (ОИ -92), Севилью (ЭКСПО-92) знают многие). Разница лишь в том, что под проекты создаётся инфраструктура. Ушёл проект - инфраструктура (метро, вокзалы, отели, здания) осталась! В этом плане Кын-завод ваш более похож на созидательный прект уже потому, что подразумевает дорогу до КЫНА (не говоря уже о другом). Согласны ли вы с этим, и не пора ли уже Перми, совместно с Екатеринбургом, заявляться на Олимпиаду 2024 (летние игры одновременно в Европе и Азии), или хотя бы совместно готовиться к празднованию 300 летия в 2023 году?
Уважаемый Роман. Я согласен с вами в том смысле, что огромные культурные проекты вроде Олимпиады или ЭКСПО могут вытащить город из "погибели". Но в данном случае всё индивидуально. Смотря какой город. Не всякий город пригоден для подобных гигантских акций. Пермь, возможно, и пригодна, но рядом с Пермью слишком сильный конкурент - Екатеринбург, и не думаю, что Перми чего-либо светит. Я согласен, что культурные проекты должны быть в первую очередь инфраструктурные. Конечно, культура как система идей первичнее быта и не определяется бытом, но культура как система институций и материальных носителей всегда вторична по отношению к хозяйству. И в этом смысле Пермь бессильна, пока экономика региона не направлена на инвестиции в регион. Опять же, разные там Олимпиады и ЭКСПО - мероприятия имиджевые. Разве столичная Россия отдаст такой имидж провинции? Сочи - некорректное возражение, потому что Сочи - черноморский фасад Москвы. Урал же никаким фасадом быть не может. Вкладывать в Урал как в имиджевый регион нынешняя Россия не будет никогда, аминь. Меня лично это не удручает. Я - сторонник эволюционного развития, а не скачкообразного, революционного, "проектного". Мне не нравится развитие региона через компанейщину Олимпиад и выставок. Это раз. Во-вторых, Олимпиады и выставки типа ЭКСПО - явления унифицированные, глобалистские. А я считаю, что нужно выявлять региональную идентичность, потому что только она "долго конкурентоспособна", стратегически успешна. Глобалистские акции в данном смысле имеют слишком низкий КПД: они низводят региональную идентичность до частной, изолированной от жизни экзотики, лишают идентичность системообразующей роли. Проще говоря, надо работать без гигантских планов, но здесь и сейчас. Медленно и не слишком масштабно (в мировом масштабе), но непрерывно и настойчиво. 2023 и 2024 годы - слишком далеко. Лучше иметь цели скромнее и ближе: например, в 2012 году в Перми появится государственное книжное издательство, галерея получит новое здание, а зоопарк съедет с архиерейского кладбища. Замахиваясь на дальние и грандиозные цели, мы уподобляемся юному художнику, который сразу соперничает с Неизвестным, не освоив и классического рисунка. Дерзкие амбиции хороши для частного человека, а социум должен исходить из реального и возможного. Скажем, частный художник может иметь амбиции добиться авторского зала в Третьяковке, но Союз художников должен добиваться просто постоянного помещения для своих выставок. Город - это "союз художников", а не "индивидуальный творец". А совместное празднование 300-летия - классная идея.
Добрый день, Алексей Викторович. С Вашим творчеством впервые познакомилась в прошлом году. Меня занимал вопрос: а что было на нашем родном Урале в то или иное время? Я далекий от краеведения человек, но книголюб и книгочей. Из школьной программы мы все примерно (хотя бы), но знаем, что за племена населяли ту территорию, которая впоследствие стала именоваться Русью. А что было у нас на Урале в это время? Какие народы населяли наш край? Благодаря Вашим книгам, стала еще больше гордиться тем, что я с Урала. А наш город - один из первых, в котором было организовано литейное прозводство. Правда памятники истории (а именно здания складов Каменского завода) находятся в плачевном состоянии. Там располагается наш городской краеведческий музей. Одно (точно знаю) закрыто, туда никого не пускают, потому что оно аварийное. Денег в казне нет, меценатов нет. Да еще и кризис ударил по городу крепко. Ну да ничего... Ведь уральская матрица все перевернет по-своему. Хотелось бы узнать... Будет ли Вами издана книга об уральской матрице? Было бы очень интересно. Фильм "Хребет России" просто замечательный. Я что-то и не припомню, чтобы об Урале снимали вот такие интересные документальные, да нет, даже скорее научные фильмы. Спасибо.
Уважаемая Оксана. Спасибо. Собственно про "матрицу" у меня - цикл статей "Уральская матрица", они все на этом сайте (слева). Наверное, стоило бы издать их книжкой с фотографиями, но кто это будет делать? А по фильму "Хребет России" есть большая и богато иллюстрированная книга "Хребет России", где, кстати, присутствует и Каменск-Уральский. Про коренное население Урала времён первого тысячелетия сложно сказать что-либо точно. Существовало несколько археологических культур. Все они очень хорошо описаны в книгах по археологии западного, восточного, южного Урала и Башкирии. Но об этническом определении однозначного мнения нет. Некоторые учёные говорят о финнах, некоторые - об уграх, некоторые - о финно-уграх, на севере - о самодийцах, некоторые учёные говорят о тюрках, пришедших во времена каганатов и смешавшихся с финнами, уграми или финно-уграми. Сарматов, к примеру (это три тысячи лет назад) относят к индо-европейцам или арийцам (это южный Урал), а сменивших их гуннов - к тюркам. Существует и концепция о том, что Урал был "котлом народов". В общем, в этногенезе Урала чёрт ногу сломит, и реконструкция этногенеза проводится как по антропологическим данным (костные останки), так и по археологическим (культурным), и по языковым (топонимика).
Здравствуйте, Алексей! Иван Грозный считал, что победил в Казани болгар. Князь болгарский в его титуле - после тех событий. Однако в "исторических" фильмах, учебниках их называют татарами. В 1926 году во время переписи населения болгарами себя назвали полтора миллиона человек. Представьте себе, что украинцы в истории зовутся Хохлами и т.п. Что вы думаете по этому поводу?
Уважаемый Тахир. Теперь я понял, что вы имеете в виду. Я не компетентен в истории татар (болгар) и не могу судить, какое самоназвание исторически правильно. Но называться народ должен так, как ему хочется. Вспоминаются даже курьёзные случаи, когда при последней переписи люди записывали себя по национальности эльфами и хоббитами. Глупо, конечно, но они имеют такое право. Неправильное название нации - не такой уж редкий случай. До 1940 года ханты назывались остяками, а манси - вогулами, и город Ханты-Мансийск назывался Остяко-Вогульском. До Гражданской войны казахи назывались киргизами. И так далее. В новое время Якутия стала Саха, ХМАО - Югра, киргизы - кыргызами. Если большинство нынешних татар желают называться болгарами, пусть так и называются. Надо, видимо, созывать референдум. Но если нация сжилась с названием татары, то уж ничего не поделать, хотя прежнее название тоже надо помнить. Ну, вот так я думаю.
Уважаемый Алексей! Благодарю Вас за развёрнутый ответ и лестную для меня оценку идеи совместного празднования 300-летия Перми и Екатеринбурга. Хотя, опять же и по Вашему ответу, ясен перец это тоже от безысходности положения Перми. Ведь наверняка масштаб торжеств в Екатеринбурге будет сопоставим с 300-летием С-Петербурга, и Пермь на этом фоне будет выглядеть традиционно жалко. Единственный шанс не затеряться на фоне Екатеринбурга - это к нему (ха-ха) примазаться! С вашей оценкой идейно-глобального и реально-регионального согласен в целом, хотя в России уже есть иные примеры: Универсиада в Казани (строятся объекты и развивается инфраструктура), саммит ШОС в Екатеринбурге в прошлом году(номерной фонд гостиниц там точно увеличился). На мой взгляд, все эти вещи могут тесно соприкасаться. Планы во времени могут быть подобны путешествию в пространстве. Едем мы в Екатеринбург, и нам не миновать Кунгура. Можем не заезжать, конечно, но, если хотим посетить Пещеру, то заехать обязаны -главное правильно расставить акценты. В связке экономика-культура полностью согласен. Вот пример: ради того, чтоб обозреть достопримечательности Екатеринбурга, я б туда не ездил. Но вот появилась там ИКЕЯ (которую совладелец сети "Семья" в Пермь не пускает), и езжу я периодически в неё на распродажу по железной дороге. Поезд прибывает в 6 утра, а бесплатный автобус от метро Геологическая в 8-15. Вот и гуляешь по городу от Ж/Д вокзала до недостроенной телебашни по ул. Свердлова, через Храм-на-Крови (дом Ипатьева), набережная пруда, Плотинка(куда без неё) и тд до цирка! И видишь, что отношение к своим памятникам архитектуры в Екатеринбурге лучше, чем в Перми (хотя и не без ЧП). Вот вроде прехал за халатами в ИКЕЮ по 149 рублей и за авокадо в Ашан за 20 рублей штука (чистая экономика, если не сказать физиология и психология), но удовольствие-то получаешь именно от лицезрения центра "города древнего, города длинного"! А теперь, если позволите, последний вопрос про шоу на 5 канале... Единственное, что мне там понравилось, это выступления искусствоведов-культурологов. Помимо интересных мыслей, мне показалось, что в выступлении куратора выставок Екатерины Дёготь был выдан ключ к пониманию того, почему Гельман и другие осели именно в Перми, а не скажем в Екатеринбурге (где Дёготь осенью будет участвовать в выставке индустриального искусства Урала). Она упомянула, что в университете в Екатеринбурге сильные искусствоведы(отделение или факультет, не помню), а в Перми таких нет. Я сделал вывод, что дать по рукам и сказать что то, что вы привозите, ТЕХ ДЕНЕГ НЕ СТОИТ, попросту некому. Нет сильных искусствоведов, вот они и чувствуют себя вольготно! Может, я и не прав. А вы как думаете?
Уважаемый Роман. Полностью согласен с вашим прогнозом про жалкий вид 300-летия Перми на фоне 300-летия Екатеринбурга. Просто я не хотел обвинений в том, что намеренно принижаю Пермь для демонизации гельмановщины, потому и промолчал. Согласен с вами и по поводу улучшения городов в результате Универсиады или саммита. Одна деловая встреча у меня была в Е-бурге в "Хайяте" - это да... Но я же говорю, так сказать, в идеале, в "дистиллированном виде". Реальность сложнее и неоднозначнее, но при таком разговоре, как наш, не стоит отвлекаться на частности - они уведут в сторону и подменят смысл. Оптимальный путь - как всегда, комплексный, а не однобокий. Но для доказательства необходимости комплексности мне приходится концентрироваться на её "отброшенной половине", то есть, на "однобокости". А теперь по поводу екатеринбургских искусствоведов. Я вообще-то сам закончил факультет искусствоведения Уральского госуниверситета в Екатеринбурге. Вы правы, но, на мой взгляд, не полностью охватываете ситуацию. Во-первых, да, школа искусствоведов в Екатеринбурге сильная, хотя её и подкосили новые времена. Но во-вторых, Екатеринбург и сам имеет мощные традиции актуального искусства. Ведь в Екатеринбурге 140 зданий конструктивизма - это крупнейшая в мире "архитектурная коллекция" стиля. В Екатеринбурге и "свердловский рок" - уральский образец актуальности конца 80-ых, и ранний Хотиненко, и Неизвестный, и Кормильцев, и Сигарев, и Коляда-театр, и даже "Синие носы", и многое другое. Разумеется, многие эти мастера и явления либо ушли насовсем, либо переехали в столицы, но в генокоде местной культуры есть своё представление о современном искусстве, и в гельмановском представлении екатеринбургская культура не нуждается. В третьих, в Екатеринбурге уже есть те институции, которые в Перми выстраивает Гельман и ко, чтобы рубить бабло: музей современного искусства, центр дизайна, современные театры, киностудия, издательства. Второго комплекта Гельману не дадут. И в четвёртых, в Екатеринбурге - столичное мышление. Екатеринбург смотрит на Москву на равных, а не с колен, как Пермь. И на московское жлобство легко ответит уральской наглостью. Екатеринбург заставляет считаться с собой. А гельманоиды ни с кем не хотят считаться и потому сидят в пермском болоте. Попытки делать арт-проекты в кооперации с екатеринбуржцами - это попытки задружиться с сильным пацаном из соседнего двора. Не потому, что этот пацан придёт на твой двор и побьёт тебя, а потому, что тот, кто дружит с первым пацаном соседнего двора, на своём дворе тоже выглядит первым пацаном.
Уважаемый Роман. Да, меня туда приглашали. Я отказался. Могу пояснить, почему. Главный вопрос культурного противостояния - не культура, а деньги. Если бы власть делила капиталовложения в культуру 50-на-50 - половину приезжим, половину местным, - то можно было бы говорить о соперничестве столичного и местного культурных проектов. Можно было бы сравнивать, что успешнее. Но власть приезжим отдаёт "всё", а местным - "ничего". Конкуренция невозможна в принципе - значит, истину не установить. А к разговору приглашаются все на равных, что создаёт иллюзию равенства в стартовых условиях. При такой режиссуре кажется, что столичный проект успешнее. Я не хочу своим присутствием подтверждать эту иллюзию. Подобный публичный разговор я вижу в таком формате. Предположим, М.Гельман имеет 140 миллионов рублей в год на свой музей. Плюс недвижимость. Пускай мне отдадут вокзал Пермь-1, что напротив музея ПЕРММ, проведут там ремонт, вручат мне рулить половину пермского бюджета культуры, оставив вторую половину Гельману, обеспечат губернатора, министра и сенатора на открытие любого моего мероприятия, и вдобавок на верхосытку дарят по 140 миллионов в год - и через год я согласен выйти на разговор, чтобы публика сравнила, какой из этих двух музеев будет успешнее и нужнее региону. А пока всё это есть у Гельмана, а у моей команды - только кредит на завершение "Хребта России" и разворованный чиновницей Мильграма проект "Пермь как текст". Это - разговор не совсем на равных. Разумеется, я утрирую. Но я это делаю, чтобы понятна была моя позиция. Если в одной деревне поставить на улице фонари, а в другой закрыть школу, то непорядочно устраивать между этими деревнями спор, где живётся лучше. Кто устраивает такой спор и кто соглашается в нём участвовать - те сами осознанно в игре подсовывают все козыри одному игроку. Или играем на равных - тогда лицом к лицу, как и положено, либо пусть тот, кто с козырями в рукаве, раскладывает пасьянс сам с собой.
Уважаемая Галина. Как я понял, вам не понравился "сниженный" тон? Отсутствие пиетета? Лично мне показалось уместным написать именно так, чтобы приблизить грозную тему к жизни обычного человека, чтобы получилось без пафоса, в котором слишком много гордости. Гордиться милитаризацией Урала не стоит - это, скорее, недостаток. А величия Жукова дружелюбно-уважительное "вояка" не умаляет.
Здравствуйте, уважаемый Алексей! Как мне показалось я уловил в некоторых ваших произведениях националистические ноты? Мне показалось или нет? Как вы вообще относитесь к националистическим идеям? Нужен ли на ваш взгляд национализм? Прошу мои вопросы не воспринимать как попытку спровоцировать конфликт. просто хотелось узнать Ваше мнение.
Уважаемый Григорий. Я бы попросил вас уточнить фразу, которая вас смутила. Я писал и о русских, и о татарах, и о башкирах, и о манси - и обо всех национальностях разное. Что конкретно вас зацепило? А вообще к национализму я отношусь с пониманием, но плохо.
Огромное спасибо Вам, Алексей, за Ваше творчество. Из современных авторов мало таких, кто, как и Вы, радует таким же ярким и живым словом. Мой вопрос стандартен, но, думаю, Ваш ответ будет интересен многим, даже если Вы уже не раз озвучивали его. Кого из современных авторов Вы читаете и кого рекомендовали к прочтению своим читателям?
Уважаемый Алексей. Я не смогу поразить вас оригинальностью или некими неизвестными миру писателями-сокровищами. Я считаю, что достойны чтения как раз те писатели, кто и так "в топах". Их много. У них много разных произведений. Что-то мне нравится больше, что-то меньше, что-то вообще не нравится, а что-то я не читал. Поэтому мой список тождественен традиционному: Быков, Пелевин, Улицкая, Прилепин, Толстая, Петрушевская, Рубина, Рубанов, Проханов, Юзефович, Шишкин, Славникова, Маканин и т.д.
Здравствуйте Алексей Викторович. Не первый год занимаемся развитием туризма на оконечности Уральских гор (в Оренбуржье), имеются свои легенды, достопримечательности, проекты. Наша мисссия - это открытие миру новых интересных и загадочных мест у нас на Урале. Урал - это бренд, который мы должны развивать вместе без чиновничей волокиты и бесконечных перестраховок. Хотелось бы получит совет, как нам сделать свое родное Оренбужье медийным? Хотелось бы очень плотно сотрудничать с Вами по этому вопросу. А проектов очень много - осталось показать это все людям. Если Вам интересно, более подробно опишу и расскажу все, что знаю, а чего не знаю, так найду. Пожалуйста ответьте - Ваша поддержка (даже моральная) очень важна.
Уважаемый Иван. Считайте, у вас есть моя моральная поддержка. От вашего Оренбуржья я просто обалдел. Золото маров - это шлимановское чудо. Кувандыкский мелкосопочник, Губерлинские горы, красноцветные обрывы или шароголовые останцы Соль-Илецка - просто Марс. Ириклинское водохранилище - Нил. Общий Сырт - фантастика. Орская яшма горы Полковник или солёное озеро Развал - достопримечательности мирового уровня. Подземные рудники Каргалы - копи царя Соломона. У вас дивный край. У вас гигантский потенциал. Я уже не говорю про историю - от сарматов до Тоцкого взрыва. Вряд ли я как-то смогу участвовать в ваших проектах иначе, кроме как моральной поддержкой: просто нет времени. Но могу посоветовать. Если желаете медийной известности, надо идти в медиа с аудиторией - то есть, на федеральные телеканалы. Но они вам денег не дадут и сами бесплатно к вам не поедут, ведь все мы за пределами МКАДа - унылая тьмутаракань. Поэтому на медийные проекты нужны местные деньги. Власть наверняка не поможет вам их искать. Только сами. Если одолеете этот эверест, то у вас есть шанс. Если не одолеете, то останетесь в статусе регионального самоутешения. Увы. Я это знаю по себе. И помочь могу только словом, но не делом.
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Увы, я не знаю, где купить эту книгу. Сам я получил авторские экземпляры в издательстве, но там тираж закончился. Может быть, спросить в администрации Лысьвы?
Здравствуйте, Алексей! Прочитала интервью с Вами, в т.ч. и на сайте, немного удивилась тому, что Вы не были за границей (хотя чему удивляться - сама такая, 1 раз любопытства ради, в Китай можно не считать). Но если бы Вам предоставили возможность выбирать, да ещё и оплатили бы расходы - куда бы Вы, не задумываясь, отправились бы? (чур, я в Исландию! Это страна моей мечты). Заранее спасибо.
Уважаемая Светлана. Думаю, мне сейчас по карману любое путешествием на Земле (кроме Марианской впадины). Да и без своего кармана я регулярно получаю предложения нахаляву съездить куда-либо - от Шанхая до Лондона. Но мне некогда. И не очень интересно. Если бы я сидел без дела, то я бы скатался либо в Перу, либо в Меланезию посмотреть Нан-Мадол. Может, в Бирму, если там действительно сохранились заброшенные города.
Здравствуйте. Хе-хе... Интересно. Узнала о том, что вы существуете (тексты ваши) после пребывания на спектакле "История мамонта". Поняла, что вы были на спектакле и интересуюсь: вам он понравился? Попали ли в точку с парнем, исполнившим роль Слушкина? Если отвечаете сами... Здоровья! Счастья!
Уважаемая Tanya. Я не был на спектакле. Хотя читал пьесу, читал в и-нете отзывы на спектакль и видел фотки. Судя по всему, актёр Сиротин, игравший Служкина, мне бы очень понравился. И спектакль бы тоже очень понравился.
Уважаемый Григорий. Я слушаю музыку своей молодости - тот же свердловский рок, инструментальный рок вроде Жан-Мишеля Жарра, очень люблю Алексея Рыбникова. Но я слишком плохо разбираюсь в музыке, чтобы иметь амбиции писать что-либо о свердловском рок-клубе.