Уважаемый Алексей Викторович! С огромным интересом прочитал Вашу книгу "Дорогой Единорога". Из своих 85 лет я прожил в Лысьве 75. Она мне близка во всех отношениях, поэтому ко всему, что написано о Лысьве, я отношусь ревностно. Тем более, что веь район вдоль и поперек я прошел пешком и проехал на машине. Я не буду писать о достоинствах Вашей книги, они очевидны, но не могу не отметить небольшие досадные ошибки, которые в моих глазах снижают ее ценность. Во-первых, правильное имя реки СЕРЕБРЯНКА, посмотрите щит на стр.54 и загляните в Мамина-Сибиряка. Завод Кыновской, а не Кыновский. Если имя реке Серебряная придумали свердловские "ученые-картографы", то Кыновский придумали Вы. В Кыну, а не в Кыне. По провилам русского языка правильно в Кыне, но все жители в радиусе от Кына в 100 км. говорят в Кыну. Думаю, что этим пренебрегать нельзя! Тем более, что Вы вместо "в цехе" пишете "в цеху", хотя словарь русского языка разрешает эту транскрипцию использовать лишь в разговорной речи. Я думаю местное произношение нужно уважать, и с ним необходимо считаться. На пересечении З.-Уральской и С.-Златоустовской дорогами не Сатка, а Бердяуш, кстати, единственный на Урале поселок, который живет по московскому времени. Стр.167. Мартеновская печь не заменяет домну. Домна из руды выплавляет чугун, а мартеновская печь из чугуна выплавляет сталь. Домны строятся до сих пор, а мартены заменяют конверторами. Алексей Викторович, при последующих изданиях книги, а я думаю, что это неизбежно, Вы учтете мои замечания или оставите, как есть? Если учтете, то не сочтите за труд ответить, с чем Вы согласились, а с чем нет? Дмитрий Евгеньевич Мокроносов д
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Спасибо за внимание к моей книге. Если угодно, я хотел бы кое-что объяснить. 1. Правильное название реки - всё-таки Серебряная. Так она обозначена на картах. Карты - нормообразующий документ. И не важно, кто его составил. 2. С названиями заводов - большая проблема. Например - Пожва. Завод должен называться Пожвинским, вульгарно - Пожевский, а называется вообще Пожевской. Так же и Кын: Кыновский-Кыновской. И само село: "в Кыне" - "в Кыну". Я предпочёл не местные варианты произношения, а правильные, потому что адресовал текст всем читателям, а не только местным жителям. На мой взгляд, тема-то - не местная, а общеуральская или даже российская. Вы можете возразить про аналогичное неправильное "в цеху" вместо "в цехе", но ведь так произносят по всей России, это уже устоялось. Хотя, наверное, здесь-то я как раз и ошибся. Надо было использовать литературную норму. Я не думаю, что исправление произношения местных названий, которое я допустил, как-то умаляет местное чувство собственного достоинства. Пусть произносят, как хотят, а писать следует правильно. 3. Я знаю, что Западно-Уральская и Самаро-Златоустовская дороги пересекаются на станции Бердяуш, но я писал не историю железной дороги, а историю местных заводов, поэтому указал ближайший к перекрёстку завод. Ведь точно так же Западно-Уральская дорога не проходит непосредственно ни через Кын, ни через Старую Утку или Старую Шайтанку. 4. Про домну, конвертеры и мартены. Это вы очень точно заметили. Здесь я ошибся, и не только в этом тексте. В оправдание могу сказать, что писал об истории завода, а не истории металлургии. Но больше этой ошибки не повторю, а где смогу - исправлю. Пока переиздание книги не планируется, но я надеюсь, что оно всё же когда-нибудь будет. При переиздании я исправлю те ошибки, с необходимостью исправления которых я с вами согласился, а где не согласился - постараюсь скорректировать текст так, чтобы было понятно, почему.
Уважаемый Алексей! Все-таки прочитала "Блуду и МУДО". Когда роман вышел, в книжном магазине книгу открыла, и как-то она не пошла в руки; после "Золота", "Пармы" и "Географа" боялась разочарования. Мне кажется, если б подобное было написано в советское время, роман запретили бы и, тем самым, сделали б хорошую рекламу. А сейчас 28000 экз.! Его читал тот, кому он послан?.. Здесь в вопросах прочитала, что Вы людей не любите. Странно. Это Пелевин людей не любит; постебался, поиздевался, и мы вроде вместе с ним, и отстранился, и даже чуть выше нас всех тут, где "мы все и процветаем" (по Жванецкому). А у Вас все с такой болью, и про страну, и про нас про всех, а особенно про детей наших. Который день уже не отпускает. Вопрос? Скорее, риторический. Раньше такие книги меняли общество? А теперь? С большим уважением Елена.
Уважаемая Елена. Спасибо. Но первым делам хочу похвастаться: вообще распроданный тираж "Блуды" около 100 тысяч. А что значит ваш вопрос "его читал тот, кому он послан?". Я, признаться, не понял. Мне сложно что-то сказать на тему "люблю ли я людей". Люди разные. Да и не думаю, что Пелевин издевается. За его издёвкой и стёбом - большая боль от несовершенства общества. Мне Пелевин представляется очень ранимым человеком, и его чёрные очки - попытка понтом прикрыть взгляд, чтобы никто не прочёл настоящего отношения. Но это так, лирика. Я вообще не думаю, что книги меняют общество. Даже Библии потребовались столетия, чтобы хоть что-то внушить человечеству, да и то далеко не всему. На мой взгляд, книги нужны не обществу, а каждому человеку отдельно и индивидуально. Послание "городу и миру" - это уже публицистика, политика, а не роман. Но в масштабе человека роман более действенен. А из суммы человеков складывается человечество. Только так "работают" книги. Сейчас их значимость снизилась, но не из-за сокращения чтения, а из-за увеличения потока информации, на девять десятых - бессмысленного. Сейчас книги - как музыка в ресторане: её не слышат, да и не для неё приходят.
Уважаемая Валентина. Я - православный. Ваши вопросы - не ко мне.
Уважаемый Алексей! Доброй ночи! Не знаю, может, я что-то "вытянула" от себя, но показалось, что Ваш роман это мощнее, чем публицистика. Можно долго и сладко рассказывать и писать о трудных подростках, искать глубинные причины всеобщей дебилизации, простите, но Ваше "Мучительно скучно (с ними)", "живут так, потому что проще" - исчерпывает осознание, описание того, что происходит с человеком сейчас, а значит и с человечеством? Просто какой-то духовный тупик. И все-таки, у Пелевина романы не вызывают такого отчаяния и безысходности, как "Блуда и МУДО"; скорей, согласие, да, так и есть, как в "Омоне Ра", там надежда хотя бы с ногами остаться; а почему-то, после прочтения Вашего романа, ощущение, что так и будет; всеобщий обман,из которого не убежать,который превратил всех в безголовых зомби. Елена.
Уважаемая Елена. Мне интересно читать ваши послания, но сейчас - увы! - я не знаю, что вам ответить. И комментария как-то не находится...
Здравствуйте, уважаемый Алексей! Фильм про Урал, к сожалению, пропустил, поскольку телевизор смотрю редко. Зато Ваши книги читаю с великим удовольствием, более того - в процессе чтения много раз ловлю себя на мысли: какое счастье, что ТАК пишет наш современник. Не сочтите меня чрезмерно экзальтированным читателем, но хочу Вам напомнить: Вы наше национальное достояние. Берегите, пожалуйста, себя! Довольно обидно здесь читать глупые выпады отдельных личностей в Ваш адрес. Не ведают, что творят. Слышал, что Вы грозились "завязать" с художественным творчеством. Неужели это возможно? Не пугайте нас.
Уважаемый Сергей. Спасибо за хорошее отношение и столь высокую оценку. Но пока я и вправду хотел бы заниматься нон-фикшном вроде книг "Хребет России" и "Дорога единорога". Не лежит душа к романам. Где-то я недавно прочитал: в подлые времена романы не пишутся.
Уважаемый Алексей! Я не вытягиваю из вас энергию и не считаю объектом потпитки. Еще раз подчеркну - книги ваши интересны и нужны особенно в настоящее время. Я знаю, что вы выступаете в школах и библиотеках и это замечательно. Но я все равно считаю, что вы не понимаете определенную группу читателей, которые любят ваши произведения, но то-ли из-за особенностей среды в которой они воспитывались, то ли из-за среды которая их окружает, говорят с вами не так как большинство посетителей Вашего сайта. И очень хорошо видно, что эти люди пытаются выйти из этой среды, стать лучше и забыть про жаргон, про "персики" и т.п. Но вы почему-то этого не замечаете, ведя себя человек который "за дружбу, но без кредита". Вы пишете, что вам пришло письмо от Александра и вы его удалили. Если в нем он матерился и угрожал вам, то я полностью готова признать свою неправоту и извиниться перед вами. Если вам не сложно и если это возможно, то я прошу вас выложить письмо на сайт. Я не хочу состязаться с вами в том, кто лучше распознает людей, я просто хочу показать вам, что надо к людям быть помягче. По крайней мере к тем, кто пытается думать и изменить себя в лучшую сторону. Вы образованный и талантливый человек + вы писатель, которым восхищаются тысячи и поэтому на вас большая ответственность. С уважением, Ольга Простите, что развязала полемику.
Уважаемая Ольга. Разумеется, Александр не матерился и не угрожал. Но удалённое письмо уже не восстановить. Да я и не стал бы этого делать, потому что с этим человеком мне неприятно общаться, чего бы он ни написал. Я его предупредил о прекращении разговора - он не поверил, и зря. Но интернет большой, Александру хватит площадок для выражения любых своих мыслей. Я не затыкаю ему рот, просто убираю его со своей территории. Как герой Брюса Уиллиса из "Последнего бойскаута", который выбрасывал со своего двора соседскую собачку со словами: "Иди гадить на свой газон".
Уважаемая Екатерина. В Ковязине - очень много от Кунгура, хотя и не всё. Закамска там нет вообще.
Уважаемый Алексей! Посмотрел Ваш фильм "Хребет России". Впечатления самые противоречивые. Фильи вроде бы про Урал и вроде бы должен начинаться с того, что такое Урал и где он. Вы же сами как-то говорили, что многие люди в РФ даже не знают точно где это. Даже большинство уральцев не знают толком, что на севере - Полярный Урал с выходом на Ледовитый океан, а на юге - останцы Урала аж в Казахстане. Совсем мало информации о коренных народах, хотя в Ваших книгах вы их описываете очень тщательно. Получается так: пришел Ермак на Урал где жили татары и чуть-чуть вогулы, всех победил и стал Урал российским. Я показал фильм детям и был засыпан вопросами: "Где? Кто? Откуда?" Я считаю, что фильм заинтересовывает обывателя, но он не повышает его образовательный уровень.
Уважаемый Григорий. В вашем послании нет вопроса, поэтому мне не на что отвечать. Но я могу прокомментировать: неужели вы за 4 серии не узнали и не увидели абсолютно ничего нового? Вот просто всё - давным-давно известно и увидено?
Здравствуйте, Алексей! Когда я был студентом Восточного факультета СПбГУ, профессор, иранист, член-корр. Академии наук РФ И.М.Стеблин-Каменский на лекциях рассказывал, что если проанализировать реалии, описанные в древнейших зороастрийских текстах, то видно, что их создавали на территориях более северных, чем современный Иран, а время их создания приблизительно совпадает со временем обитания ариев на Южном Урале. Так что это не эзотерики придумали, что Заратустра родился на Урале, они лишь довели идею до абсурда, указывая на конкретные места, связанные якобы с жизнью этого человека - впору мемориальные доски вешать. С уважением, Илья
Уважаемый Илья. Я думаю, что профессор Стеблин-Каменский абсолютно прав. Просто он, как специалист, сказал точнее, яснее и авторитетнее, чем я. Всё-таки с иранистикой я знаком лишь по работам историков Аркаима: большего мне и не требовалось.
Уважаемый Андрей. О художнике Бродском я слышал давно, но стал интересоваться только полгода назад, когда мне его творчество горячо представил Сергей Женовач. Бродский - выдающийся философ и эстет. Художник, который через обыденные вещи превращает драму в драматургию. И Гельману можно сказать большое спасибо за эту выставку. Жаль только, что она подаётся в контексте правоты гельмановского культурного проекта, который к Бродскому имеет отношение весьма по касательной. Но это уже - законы столичных знакомств. Точнее, постмодернистской ситуации в культуре, когда один художественный акт создаётся из других. Гельман, так сказать, "говорит в Перми Бродским", но Бродский не "говорит Гельманом".
Уважаемый Алексей Викторович! Прошу простить моё скудоумие но я должен спросить. Если немного примитивизировать... Кем был Пугачёв, "нашим" или "фашистом". В своё время нас учили тому что сея личность была освободителем трудового народа, а судя по Золоту бунта-антихристом. Так же было бы интересно узнать Ваше личное мнение относительно Татищева. У Пикуля в Слове и деле он представлен как вор и самодур.
Уважаемый Сергей. Личность самого Пугачёва и характеристика тех процессов в обществе, которые он инициировал, не тождественны. С самим Пугачёвым я пока не разобрался, но то, что это был человек великих страстей и глубокого ума - для меня бесспорно. К освобождению трудового народа пугачёвщина не имеет отношения. Свобода от крепостной зависимости была её инструментом, необходимым для истребления дворян, а не целью. Пугачёвщина "активировала" четыре "культурные зоны" России - казачий Яик, заводской Урал, национальную Башкирию и синкретичное Поволжье. И везде имела свои черты: на Яике - сословный казачий бунт, на Урале - гражданская война, в Башкирии - национально-освободительная война, в Поволжье - бандитская армия а-ля Стенька Разин. В "Золоте бунта" транслируется мнение горнозаводского Урала, но оно не универсально. Для себя я сделал вывод, что Татищев был человеком умнейшим и талантливейшим, но спесивым и крутым, сторонником диктатуры личности и закона. Татищев был дворянином до мозга костей, не принимавшим свободу народа и достоинство человека, и в то же время был сторонником хоть и палочной, но модернизации. Татищев любил Россию и не воровал, возможно, от этого его гордость превратилась в гордыню. Но Татищев не сдался судьбе и остался верен себе: воры не живут так, как жил Татищев, не занимаются тем, чем занимался Татищев, и не заканчивают жизнь так, как закончил Татищев. Если вычесть из Татищева предрассудки его эпохи, мы получим великого человека.
Здравствуйте, Алексей! Я периодически читаю Вашу переписку с читателями. Очень интересно. И знаете, я заметила, что критику вы не любите. Любите когда Вас хвалят, благодарят, просят. Чувствуется, что быть лучшим российским писателем 21 века (слова Л. Парфенова из д/ф ХУ )вам нравится. И не просто нравится вы от этого просто млеете. Письма некого Александра или двух Александров очень вам не понравились, а ведь они ничего обидного и крамольного не содержали. Люди просто высказали свое мнение, причем сделали это достаточно литературно. Очевидно, образность их языка (стиль) или их смысл очень вам не понравились. Вы хотите, чтоб все писали стандартно либо сухим чиновничьим языком (Дорогая, передача!), либо в стиле Достоевского. Использование сленга в письмах Александра(ов) совсем не означает панибратство, просто люди интересуются вашим творчеством, оно им близко и они чувствуют Вас духовноблизким человеком, разговаривая уважительно, но на своем языке. А вы так им отвечаете! На самом деле, Ваши ответы насквозь пропитаны снобизмом, самолюбованием и барством. И хамы не они, а Вы с вашим: Подите вон! . Вы можете прикрываться Вашей любовью к русскому языку и борьбой за его чистоту, но здесь совсем другое. Можете мое письмо на своем сайте не показывать, но я высказала вам все что я думаю, как практикующий психолог, почитатель Вашего творчества и человек, который в Вас разочаровался, как в человеке. Злой Вы, эгоист и людей не любите! Р.С. Сократила в письме название вашего фильма, а потом подумала обидитесь ведь, скажете, что "это неуважение к авторам и русской культуре, бла-бла-бла...." (это сленговое выражение вы часто употребляете в общении).
Ольга. Мой фильм называется "Хребет России" (ХР), а не "Хребет Урала" (ХУ). Это показательно для вашего уровня компетенции. Если я млею от похвал - приведите примеры. Если кто-то любит критику - это мазохист. Хамство - не образность языка и не свидетельство уважительного отношения. Я с этими людьми не знаком, они мне не наливали, трудов их я не видел. Следовательно, они не имеют права поучать меня ("учтите, когда...") или оценивать людей в категориях типа "девочка ваша просто персик". Эта девочка рисковала жизнью для съёмок, спасла фильм, когда он был разворован, и сама, без блата и протекции, прорвалась к К.Эрнсту, с которым заключила договор на таких условиях, на каких Первый канал ни с кем не заключает договоров. Оценивать её с позиций "поющих трусов" - демонстрировать циничное неуважение. Если вы психолог, в чём я сомневаюсь, то обратите внимание на построение письма второго Александра. "Отлизывать задницу" идёт во втором вопросе, а вопросов - четыре. Это манипулятивный приём, заставляющий собеседника признать столь глумливую оценку. Пусть этот Александр приведёт примеры "отлизывания". Я знаком с Чубайсом и лично, и по конкретным делам, и я оцениваю его как человека и как политика не через платёжки за квартплату. Я не первый год живу на свете и повидал многое, я сам разберусь, кто прав, кто не прав. Априори объявлять мою оценку человека "отлизыванием его задницы" - не уважать ни меня, ни оцениваемого. Кстати, моя бабушка и мои родители тоже получают маленькие пенсии. А Чубайс, кстати, помог В.Шмырову с музеем "Пермь-36", В.Пелепенко с Минералогическим музеем в Екатеринбурге, тобольскому ювелиру - забыл его фамилию, - с мастерской-студией. На помощь Чубайса снимают фильмы С.Соловьёв и А.Герман. Своего ярого врага А.Проханова Чубайс просто пригласил съездить посмотреть, как идут дела на строительстве Бурейской ГЭС, и с тех пор у Чубайса нет врага А.Проханова. Своё последнее стихотворение Чубайсу посветил Окуджава. Если Александр не знает, чего делает Чубайс и каким авторитетом пользуется в среде компетентных людей, пусть не лезет со своими коммунальными оценками. Тем более, в оскорбительном тоне. Если я про вас, Ольга, спрошу, кому вы отлизываете задницу, или по вашему поводу почмокаю губами: "девочка - персик!", вы тоже будете считать, что я веду себя как приличный человек? Как психолог, подумайте над своими мотивами, заставившими вас писать ваше письмо. Эти мотивы - вовсе не гнев за невинно пострадавших от меня Александров. Проанализируйте сначала свои комплексы.
Еще раз здравствуйте, Алексей! Ошиблась я, назвав Ваш фильм "ХУ" вместо "ХР", сознательно, чтоб еще раз убедиться в правильности своих выводов. Причем ответ "упрек в некомпетентности" был спрогнозирован. Если бы вы это опустили, я бы поняла, что ошиблась. Про Чубайса я с вами спорить не собираюсь, потому как он "протянул Вам руку помощи". Про песню Окуджавы я читала на официальном сайте РАО "ЕЭС России" и про состояние энергетики страны я знаю не от вас, а работая в этой системе. А еще, в дополнение, у Мельникова -Печерского есть строчки о том как церкви появлялись в России - "испугался купец перед смертью, что будут его черти за обирание и обман односельчан, жарить в аду, вот и завещал детям поставить после его смерти церковь и поминать в молитвах". Да вы и сами не внимательно читаете письма ваших собеседников, часто переворачивая их слова, но сами упрекаете их в малейших неточностях, глумитесь над опечатками. Про заслуги Вашей девушки никто ничего крамольного не сказал. Обратите внимание на то, что Александр (не тот кто писал про Чубайса)написал, что она на его взгляд не вписалась в ваш тандем. Если вам наплевать(это плохое слово?) на его мнение, то так и напишите: " Вы зритель, то мне плевать на ваше мнение и критику". Не думайте, что я "знакомая тетя" того Александра и я из-за этого решила вмешаться. И еще, вы пишете, что "фильм был разворован". А кем если не секрет? Мне теперь тоже идти вон?
Ольга. Видимо, вы, как психолог и электрик, питаетесь дурной энергией конфликта. Эк вы сразу с вопросом про воровство! Я не электростанция, чтобы обеспечить вас топливом, и не чиновник, чтобы отвечать на все вопросы. Кто воровал - тот уже поплатился. Не хочу и поминать неприятных мне людей, если нет нужды. Сейчас - её нет.
Ох, Сергей... Спасибо, конечно... Но мне и работать-то некогда. Трёх дней на отдых - нет. Увы!
Дорогой Алексей, спасибо что ответили. Я полностью согласен с Вами. Осмыслив все Ваши перечисленные доводы, мне стоит только преклониться перед Вами и Юлией за то, что вышел такой фильм, как "Хребет России"(т.к. все равно за четыре серии никак не рассказать даже десятой доли об Урале). Алексей Викторович! Очень хотелось, чтоб не был забыт такой проект, как "Урал промышленный - Урал полярный". Мне кажется, что этот проект может по-новому преобразить Нашу Родную Уральскую Землю. В суете сует наша новая московская олигархическая элита хочет задвинуть этот перспективный для всей России проект в дальний ящик и поставить на нём крест. Алексей Викторович, на Вас только сейчас вся надежда (быть лучшим писателем 21 века это и большая ответственность). Давайте убеждайте Чубайса и всех остальных инвестировать не в "Куршавель", а в наш красавец (богатый) Урал, а он вознаградит сторицей!
Уважаемый Василий. Спасибо, конечно, за понимание и добрые слова. Но вы очень-сильно-чересчур преувеличиваете мою значимость. Думаете, я такой сижу пауком в Кремле в тёмной комнате и нашёптываю, чего делать, чего не делать? Да и Чубайс - не инвестор. Я даже не знаю, увижу ли когда АБЧ не в телевизоре. А про "лучшего писателя 21 века" не стоит и поминать. Во-первых, Леонид сказал - дословно: "самый значительный писатель 21 века". "Значительный" вовсе не означает "лучший", и 21 век длится ещё недолго. А во-вторых, мне это было приятно услышать, но я не просил о такой аттестации - не хочу и отвечать за неё.