Уважаемый Алексей, спасибо за обещание исправить про Стуса. Извиняюсь, но есть еще вопрос - как можно путем перековки превратить чугун в железо? У вас в "Чусовой" этот процесс описывается именно так, но куда девался лишний углерод из чугуна? Насколько я знаю, пушки отливали из чугуна либо из меди, и чугун в железо переделывать было просто не нужно. А для передела чугуна в сталь нужны уже доменные либо бессемеровские процессы. Или на заводах Урала было что-то свое? Просто интересно как химику.
Уважаемый Михаил. Наверное, вам следует обращаться к историку металлургии, который более компетентен в специфических технологиях. На Урале были чугунолитейные заводы, передельные - которые перековывали чугун в железо, молотами выбивая шлаки (железный сок), железоделательные, медеплавильные. Сталелитейное дело развивалось только со времён Аносова и Обухова - в Златоусте, потом в Мотовилихе. Наверное, сейчас процессы производства металлов идут совсем по другим схемам, нежели в старину, учитывая основное значение ГОКов, но тут уж я судить не берусь. Железо уральских заводов, разумеется, шло не на пушки, а на различные изделия или на продажу в чистом виде - прутом, полосами, листами. Я ведь рассказываю не об истории металлургии, а об Урале как целостном историко-культурном комплексе. Горные заводы интересуют меня в данном случае не как заводы с печами Рашета или там с печами Мартена, а как ядро градостроительного феномена, смыслообразующий центр местой идеологии. Важно не то, какая технология использовалась - это для профессионалов, а то, по каким принципам были устроены мышление и вся жизнь людей, если для них центром вселенной был завод, а не храм или там сельсовет.
Алексей Викторович, дайте, пожалуйста, совет. Я решила дознаться до истории своего села. У нас в селе этим никто не занимался, хотя легенда о его основании есть. В общем, легенда есть, а источников нет. Ничего документально не зафиксировано. В краевом архиве все документы только с начала 18 века, в них село уже упоминается, а где же искать более ранние источники? Вы же наверняка знаете? Спасибо.
Уважаемая Ирина. Попробуйте искать своё село в популярной краеведческой литературе по району, в ней должны быть указаны источники. Может, чего скажут в районном краеведческом музее. Или поищите документы или источники по бывшим владельцам, если это было частновладельческое село. Или по производству, если оно имелось. Надеюсь, мой совет поможет.
Уважаемый Аркадий. Если судить по карте, то эти Пороги к западу от Златоуста, к северу от Сатки. Дорога - через Сатку или Бердяуш, от Сатки километров 30. Металлургическое производство прекращено годах в 60-ых, а как ГЭС завод работает до сих пор. Причём все машины и агрегаты - те, что были установлены в 1910 году, абсолютные раритеты. Правда, электричество завод подаёт только в ближайший посёлок, станция не включена в общую сеть. Зато - электричество бесплатное.
Добрый вечер Алексей! Посмотрела весь фильм "Хребет РОССИИ ". Очень вам благодарна за вашу работу. Вы первый кто смог создать такое!!! Рассказали про все: про пушнину, соль, метал, заводы и прежде всего про УРАЛ.Только почему то про камнетесов ни слова. Превые камни на стрелы в каменом веке на Урале тесали.Потом мегалит на острове Веры ( озеро Тургояк Челябинская область),древний город Аркаим.Пристань в Кын.Крест на Чусовой. Первые железнодорожные мосты через реки(апоры из камней идеально подогны).Плотина Пороги..? А про что будет следующий проект. С уважением Юля.
Уважаемая Юлия. Спасибо, но на самом деле мы не рассказали про очень и очень многое. А тему следующего проекта я пока точно не определил: прикидываю, что к чему. Есть несколько вариантов. Самый вероятный - Югра.
Уважаемая Юлия. Крест делали, видимо, демидовские крепостные - кому же ещё? Описания истории возведения креста я не встречал.
Уважаемый Сергей. Никаких подвижек, насколько я знаю, нет.
Уважаемая Жамиля. Этот фильм я не смотрел.
Уважаемый Сергей. Данность - просто стартовые условия. Если их невозможно компенсировать ничем, а они продолжают оказывать влияние, то они становятся роком.
Здравствуйте, Юлия. Под "камнетесами" вы, наверное, имеете в виду камнерезов? В третьей серии - про Данилу-мастера, Гумёшки, малахит и "русскую мозаику", в четвёртой - про эрмитажные вазы и яшму. Немного, но сколько влезло.
Уважаемая Юлия. Нет, ничего конкретно про каменотёсов пристани Кын-завода я не знаю. Мне и в голову не приходило интересоваться конкретно этой частностью. Наверняка это были приписные строгановские крестьяне. В селе Кын-завод подобными валунами, но поменьше, выложены стены плотины, берег речки Кын и откос ручья. А стягивать скобами или "прошивать" железными тягами - обычная уральская практика. Так стянуты руины доменных печей в Бисере и Висимо-Уткинске, цеха в Бисере и Старой Утке, Невьянская башня.
Уважаемая Александра. Для старых котоводов ваш вопрос вовсе не дурацкий. Сколько себя помню, у меня всегда были коты. Был кот и в то время, когда я писал "Географа". Правда, я уже не припоминаю, звали его Пуджик или как-то по-другому.
Уважаемый Сергей. Да, о ней. А по поводу вашего послания... Спасибо большое за добрые слова. Но увы.
Уважаемая Светлана. Что-то я не припоминаю такой определённости в своих словах. По-моему, я говорил о степени активности пермского культурного сообщества в защите своих интересов. Это не "уровень культуры", а уровень гражданственности, хотя, безусловно, взаимосвязь вполне внятная. А вы считаете, что пермское культурное сообщество остаивает свои права перед властью? По-моему, оно их малодушно сдаёт. Так происходит, наверное, почти везде, но даже если это норма, то всё равно тройка, а не пятёрка. Не обижайтесь, но выступая в защиту "культурности" нужно хотя бы обращаться по имени.
Здравствуйте, Алексей. Во время чтения "Географа" испытывала почти физическую боль. А дочитала, выла, как белуга. От мыслей, от печали, от любви. В общем, как Служкин. Вдруг поймала себя на мысли, что вся эта компания - непутевых, нелепых, неустроенных, стала мне родной. Продолжения не будет, да? Хотя и так ясно, что нечего продолжать... Спасибо за эту книгу. С уважением, Лариса Оя
Уважаемая Лариса. И вам искреннее спасибо. А ответ мой вы уже знаете.
Здравствуйте, Алексей! Вы так беспощадно ругаете пермские власти за ситуацию в культуре, что, учитывая Ваше авторитетное положение, складывается крайне негативная позиция пермской интеллигенции к этой ситуации. Я разделяю Ваше отношение к Министерству культуры, но администрация города - комитет по культуре - работает исключительно на Пермь, старается содержать и учреждения культуры и массу мероприятий для всех возрастов в адекватной системе, проходят ремонты, пермские делегации ездят и побеждают в России и Европе, пермяки участвуют в программах и фестивалях, восстанавливаются пермские памятники и т.д. и т.п. А в ответ отношение - пермские чиновники от культуры - воры! Я понимаю, что вы обобщаете, но не могу согласиться с таким обращением. Прошу Вас, если не разделять в своих высказываниях город и край, то хотя бы разделять для себя деятельность Министерства по культуре Пермского края и комитета по культуре города Перми.
Уважаемая Полина. Я даже не знаю, что ответить... Н-ну, постараюсь... Хотя всё это очень нелепо. Если человек входит в корпорацию, ему приходится нести на себе её печать. Лучше бы вам в вашей корпорации контролировать своих коллег и начальников, а не упрекать меня в том, что я не различаю разных столов в одной канцелярии.