Уважаемый Wahed. Вы задали интереснейший вопрос. Регион, конечно, уже не Урал. Сибирь. Но какая-то особая. Мне пока-что сложно определить, я могу сформулировать очень туманно... Тюменско-курганский регион, на мой взгляд, это территория раскольничьего безумного и мрачного вдохновения. Бессмысленного и беспощадного - и в то же время какого-то вселенского. Здесь ведь и хан Джучи вынашивал планы захвата Европы. Здесь пылали страшные массовые самосожжения - Ирюмская гарь, Утяцкая гарь, дикая Берёзовская под Ялуторовском, когда заживо сожглись 1700 человек... Здесь метались непримиримые проповедники вроде Мирона Галанина или Авраамия Венгерского. Раскольники были охвачены какими-то мечтами о счастливом Беловодье, праведном царстве Опоньском, волшебном городе Веденец, блаженных островах Макарийских... И в пугачёвщину здесь бунтовали как-то с размахом и абсолютно иррационально, причём каждый пятый предводитель был попом! Складывается какие-то неясное пока ощущение удивительной ментальности региона, основанной на воспалённом воображении расколоучителей и стремлении за горизонт или к всеобщей правде. Система ценностей, когда за химеру легко жертвовали своими и чужими жизнями. На горнозаводском Урале жертвовали так же легко - но за откровенную выгоду, а не за химеру. Может, я и ошибаюсь в определении, но перекличка раскольничьих движений с пугачёвским буйством - очень явная. Жаль, что я очень мало знаю о вашей земле.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Прочитал немало ваших произведений: "Общага-на-Крови", "Блуда и МУДО", "Сердце Пармы", "Географ глобус пропил". Последние два из них заставили задуматься над тем, что же все-таки для Вас значит геоистория в жизни конкретного человека? Как эта история, по-вашему мнению, преломляется в судьбе отдельного человека (например, Служкина)? В чем ее метафизичность? Заранее спасибо.
Уважаемый Константин. Вы задали очень сложный вопрос... Геоистория - это зависимость истории от географии. Но зависимость эта не линейная. Скажем так: природные условия определяют наиболее эффективный тип хозяйствования. Например, условия западного Урала сформировали "строгановский" тип, тип промышленности при частном владении территориями. При другом способе, "демидовском", эти территории освоить было бы куда сложнее. Условия восточного Урала сформировали "демидовский" тип - промышленность при посессионном землевладении. Тип хозяйствования сформировал, в свою очередь, психологический тип человека этой местности. В "строгановском" регионе - жертва патернализма. В "демидовском" регионе - склонность к авантюрам, фарту. Любой частный человек определяет свою судьбу как среднее арифметическое между своими склонностями и типом регионального характера. Например, "демидовский пассионарий" при строгановском патернализме взбунтуется от невозможности ничего сделать, а человек "строгановского" типа в "демидовском" регионе будет неудачником. Служкин не самоопределяется по отношению к своему региону, потому что я не ставил такой задачи в романе. Этого конфликта нет. Служкин самоопределяется по отношению к культурно-географической мощи своей территории. Он ей равновелик, потому что может её понять и отрефлексировать. В случае Служкина "тема своей земли" нужна для того, чтобы показать глубину личности человека, который в обыденности кажется шутом и лузером. Чтобы показать, что его общественное положение - это осознанный нравственный выбор, а не безвольное влечение по воле судьбы. Поэтому в третьей части я и перевожу на повествование от первого лица. Человек, который умеет понимать мир так, как Служкин, не может быть идиотом. Человек, который в силах сохранять своё умение видеть мир так, как Служкин, не может быть безвольным инфантилом. Надеюсь, я понятно объяснил...
Здравствуйте, Алексей! Почему в этом году мои тексты "НЕ ПРОХОДЯТ" в Гостевой книге автора? Неужели моя вина состоит в том, что я жил в Закамске с 1951 года и посвятил жизнь Военно-промышленному социализму, не допустившему сбросу 300 атомных бомб США на Советский Союз. Пару бомб предназначалось и для Перми как крупного военно-промышленного комплекса?!Профессор Ермилов (69 лет).
Уважаемый профессор Ермилов. Ваши тексты не проходят в моей Гостевой книге, потому что я считаю, что они не по теме. Извините.
Уважаемая Ирина. Эта книга существует, и я ей очень горжусь. Считаю, что в виде "Дороги" я не только рассказал об одном горнозаводском городе Урала, но и предъявил новый формат подобных текстов. Эта книга выпущена тиражом в 1000 экземпляров и, согласно условиям издания, распространяется административными путями. Надеяться на переиздание на нормальных условиях мне не приходится, потому что у меня конфликт с пермскими властями. Так что - увы.
Уважаемый Тахир. Что вы имеете в виду - фильм или книгу? Если фильм - то в нём нет очень и очень многого, не влезло по времени. Если книгу, то Булгария в ней присутствует, как и ислам. Но отдельно татарской темы нет и в книге. Конечно, Алексей Тевкелев или Исмаил Тасимов - татары, но в целом на Урале татары скорее действовали в русле башкирских движений. Скажем, при наличии этнической группы иренских татар, территория их проживания относилась к Осинской даруге Башкирии - ну, и рассказывается как о башкирах. В целом же, после книг Габдельбара Файзрахманова, я понял, насколько велико значение татар, и о татарском вопросе не только в истории Урала, но в истории России в целом, надо рассказывать обстоятельно и отдельно. Татары - потерянная мощь нашей культуры и истории.
Добрый день. Смотрел Iю серию фильма "Хребет России". Стыдно за создателей. Вы претендуете на док. фильм, но судя по всему не взяли нормальных консультантов. Вот краткий перечень существенных ляпов: 1. Остров с крепостью в низовьях Чусовой - при Ермаке не существовало Камского водохранилища, соответственно и данного острова; 2. Как можно глядя с г. Колпаки на запад, разглядеть Сибирь и Тихий океан? 3. У р. Чусовой нет восточных притоков, у рек вообще нет восточных и западных притоков, есть правые и левые. А р. Чусовая течет с востока на запад и пронзает весь Уральский хребет, в этом ее уникальность. Ермаку можно было спокойно идти вверх по Чусовой и выйти в Сибирь (об этом в фильме ни слова); 4. Казаки никогда не изобретали самовар. Изготовление самовара требовало высоких технологий (я бы даже сказал нанотехнологий того времени), чего у казаков не было. Да и представьте конный казачий разъезд с самоваром в обнимку, смешно. Есть и множество других, непростительных, более мелких ляпов и неточностей. Уверен, что нашлось бы множество специалистов готовых оказать консультационные услуги при создании фильма совершенно бесплатно, я в их числе. Обидно, что столь нужный для России и Урала проект портят подобные ляпы. С уважением, Борис
Уважаемый Борис. Вам стыдно конкретно за меня, не стоит обобщать. Я ждал, что после премьеры появится масса людей, особенно из моей родной Перми, которым станет за меня стыдно. Консультантов, даже бесплатных, мне не нужно, потому что всё, о чём говорится в фильме, - не тайна за семью печатями, а, в общем, легкодоступная информация. И фильм не документальный, а телевизионный, это разные жанры. Теперь по пунктам. 1. Я в курсе, что Камское водохранилище построено не Ермаком и не при Ермаке. Слово "здесь", использованное в фильме, означает "на этом месте", и мне кажется, что это понятно любому, кто не желает придраться с первого же эпизода. Каюсь, что я не смог осушить водохранилище, чтобы показать ландшафт времён Ермака. 2. Глядя с горы Колпаки, невозможно разглядеть Сибирь и Тихий океан не только на западе, но и на востоке, и на юге, и на севере. Мы показали красивую панораму, которая с Колпаков на западе такая же, как на востоке, за тем исключением, что с восточной стороны стояла наша техника, которая испортила бы картинку. 3. Про Чусовую я, вообще-то, написал книгу, если вы не в курсе, так что я немного представляю особенности этой реки. По отношению к Серебряной вполне корректно говорить "восточный приток", потому что она подходит к Чусовой с востока. Кстати, во времена Ермака Серебряная считалась не правым притоком, как сейчас, а левым, потому что ориентация притоков была снизу вверх по течению. Ермак, конечно, мог бы спокойно пойти по Чусовой вверх и выйти у горы Волчихи или на берег Чусовского озера, но не пошёл, поэтому в фильме об этом и не сказано ни слова. 4. Про самовар читайте мой недавний коммент - я всё объяснил популярно. Кстати, нигде не сказано, что самовары изготовляли казаки, и с чего это для изготовления самоваров оказались нужны нанотехнологии? Другие мелкие непростительные ляпы я тоже могу прокомментировать, и если я где и вправду лажанулся - честное слово, не постесняюсь согласиться с правотой претензии.
Добрый день, Алексей Викторович! В Вашем романе "Географ глобус пропил" начинающий учитель покидает школу, не продержавшись до конца учебного года. То, что молодые учителя не задерживаются в школе по целому ряду причин - это реалии сегодняшней жизни. Как Вы считаете, изменит ли ситуацию в лучшую сторону 2010 год - Год учителя? Или, как обычно бывает, составленные отчеты о пышных мероприятиях и потраченных финансах не заметят этой проблемы?
Уважаемая Наташа. Конечно, мой герой покинул школу не только из-за тяжёлых условий работы учителя, но я с вами согласен. Компанейщина не решит проблему школы. Нужна титаническая работа: обновление материального фонда, современные педагогические технологии, высокая зарплата учителям и - главное - изменение статуса учителя в общественном мнении с "неудачника" на одного из самых важных людей в жизни ребёнка.
Здравствуйте, Алексей. Давно не писал Вам, однако, это не означает, что у меня пропал читательский интерес к творчеству писателя Алексея Иванова. Напротив, стараюсь хотя-бы два-три раза в неделю заглянуть на Ваш сайт. Удалось посмотреть первую серию фильма "Хребет России". Лично у меня впечатления самые положительные. Не берусь комментировать вопросы уважаемых гостей сайта насчет гидрологических данных для разных рек, наличия/отсутствия водохранилищ в обозреваемый исторический период и многого другого. Вопросов у меня в связи с этим два: 1 (Состоит из нескольких). Как хватает выдержки и терпения отвечать на всевозможные корректные/некорректные, умные/глупые, вежливые/хамские вопросы? Точнее, не жалеете ли Вы, что о том, что у Вас нет на сайте предмодерации, насколько я понимаю? Вы открыто принимаете и хулу и похвалу. Это делает Вам огромную честь, но разве некоторые из них не рвут душу и сердце? Особенно в силу того, что даже далёкому от Чусовой и Камы человеку бывает видно, как порой перегибается палка? 2 (Касательно телепроета "Хребет России"). Ваше мнение: почему решили показывать такой интересный и крайне важный и нужный стране (и молодым в первую очередь) фильм не в прайм-тайм, а достаточно поздно и по серии в неделю. Понимаю, что за сетку вещания Вы не отвечаете, но, может, соавтор Парфёнов (ему, кстати, отдельное спасибо!) что-то объяснил. Спасибо Вам, Алексей, и за книги, и за фильм. И те, и тот просто замечательны. Успехов и удачи Вам! Вадим, Москва
Уважаемый Вадим. Спасибо за понимание и сочувствие. Я считаю, что надо либо отвечать на все вопросы, либо не отвечать ни на какие. Иначе надо заводить ЖЖ, а не сайт. Только в редчайших случаях я не отвечаю на личные или матерные вопросы. Признаться, я не ожидал того потока негатива, который хлынул в и-нете после первой серии "Хребта". Такое ощущение, что это был не фильм об Урале, а скандальный сериал вроде "Школы". Ну да ладно. Такая же дрянь хлестала, когда вышло "Сердце пармы" и "Географ" - ничего, не умер, даже "Азбука" меня подобрала. Конечно, это угнетает. Я не робот, чтобы говорить, что меня это не трогает, и не хочу лицемерить, будто меня лишь смешит разная хула и непонимание. И со стороны-то как раз видней, что палка перегнута. Про фильм с К.Эрнстом договаривалась Ю.Зайцева, а не Леонид. Вообще-то время показа "Хребта" тоже считается прайм-таймом. Мы бились с Первым каналом только за прайм-тайм, а размещение внутри него оставили на выбор канала. Видимо, Первый решил, что так лучше. Показывать раз в неделю мы решили по нескольким причинам. Во-первых, разнос по неделям позволит "переварить" каждую серию, ведь их всего 4. А во-вторых, таким образом мы оставляем бонус региональным каналам, которым предложим наш фильм: они смогут показать его весь подряд. Такая возможность - для них важный стимул повторить "Хребет" в мае, а не через год.
Добрый...день:) Поехалите по Косьве летом! Много что интересного могу показать и рассказать.. познакомить с аборигеном, который остался жить там, когда уже все зоны закрыли.... покажу, где и как люди работали и умирали... Был моложе - хотел написать книгу об этой реке - теперь уже точно понял, после выхода ваших, - не буду писать!! А рассказать и показать могу! Рассказать про маленькое некогда существовавшее государство - "Кизеллаг". Не как архивный работник, а со слов граждан, живших в этом государстве.. Только не отмахивайтесь! Это тоже история - тоже история края! Ее тоже надо знать! Как думаете?
Уважаемый Рустам. Думаю, что надо. Пока не знаю, как и когда конкретно, но не забуду и чего-нибудь придумаю.
Доброго здоровья,уважаемый Алексей. Я тоже пермяк (даже снимал одно время квартиру в Закамске, остались сурово-мрачные воспоминания), сейчас переехал на ПМЖ в Вятку и учусь здесь на священника. Параллельно этому практикуюсь в писательстве (проза, стихи). Для меня, как вероятно и для любого здравомыслящего автора, один из самых важных аспектов в творчестве,- наличие читателя. Здесь вопрос Вам, как к человеку более сведующему. Может быть знаете о каких нибудь хороших лит.конкурсах, издателях и т.д. И сможете адресовать меня (нищего) непосредственно к ним. В 90-е я участвовал в поэт.проекте Юры Беликова "Монарх", тогда же моими стихами заинтересовался Абашев, но резкое неофитское воцерковление отодвинуло писательство на долгий срок. Сейчас всё тихонько и безболезненно вернулось на круги своя, но куда сунуться со своим понятия не имею. Узнавал на местном региональном уровне(в Кирове),- везде нужны мои деньги на издание, коих нет. Поэтому пока нахожусь в поиске альтруистов.Храни Вас Господь.
Уважаемый Александр. К сожалению, я мало чем могу вам помочь. Я ведь давно пристроился в издательство и не рыщу в поисках. Я знаю, что проводятся всероссийские литературные конкурсы - вроде премии "Дебют", например, и их лауреаты издают потом книги. Попробуйте поискать в и-нете, какие конкурсы проводятся, - наверняка чего-нибудь найдёте. Или рассылайте по издательствам синопсисы своих произведений.
Доброго времени суток, Алексей Викторович. Спасибо за долгожданный "Хребет" - шикарный фильм. Вы с Парфеновым органично смотретесь, возможно благодаря контрасту. Сегодня купил Ваше "Летоисчисление от Иоанна" Азбука-классика, на обложке надпись: "по фильму Павла Лунгина". это было оговорено или "азбучная" самодеятельность? как Вы относитесь к подобным вещам? (занижению роли автора текста в угоду конъюнктуре)
Уважаемый CENT. Спасибо за похвалу "Хребту". Конечно, я против занижения роли автора текста в угоду конъюктуре. Но в данном случае я согласился с желанием "Азбуки" подверстать "Летоисчисление" под фильм "Царь". "Азбуке" это было нужно для продаж. А я решил пойти на уступку, потому что и "Азбука" очень часто шла на уступки для меня.
Уважаемая Лариса. Термин "матрица" я использую в том смысле, в котором он использован в фильме Вачовски "Матрица". Приведу цитату из своей книги "Хребет России": "Особая организация жизни влечёт за собой и трансформацию жизненных ценностей. Конечно, зло не становится добром, а рабство - свободой. Базовые установки остаются прежними, русскими. Но меняются их соотношения и взаимодействия, меняются точки зрения и степень значимости. И неудержимо формируется сложный комплекс местных представлений о мире и человеке. Этот местный комплекс представлений можно назвать уральской Матрицей . Матрица набор характерных способов существования, которые актуальны здесь всегда. Набор оправданных опытом стратегий поведения, личного и общественного. Набор параметров местной идентичности". Надеюсь, я сформулировал вполне приемлемо.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Пишет Вам гидролог и географ. С огромным интересом приступал к чтению книги Message: Чусовая (изд-во Азбука-Классика ) Само описание и притягательно, и содержательно. Но по ходу книги бросались в глаза неточности гидрологического и историко-географического характера. Например, скорости течения 3-6 м/с это громадные скорости, которых на Чусовой не бывает даже в многоводные периоды; многие названия не соответствуют названиям на карте (за исключением случаев двойных названий); длина реки на самом деле одна та, что опубликована в справочнике Гидрологическая изученность ; встречаются погрешности в некоторых датах (к примеру, дата заполнения Камского водохранилища) и т.д. Есть в книге ссылки на некоторые историко-географические издания, но нет ссылок на издания водного кадастра. Безусловно, все это тонкости гидрологической науки. И, возможно также, точность здесь не принципиальна. Но в описании реки (основного предмета пристального внимания гидрологов) гидрологическая точность, я думаю, важна. К тому же в предисловии говорится о целостном и комплексном описании феномена Чусовой . Не намереваюсь Вас обидеть и понимаю, что учесть всё невозможно. Но был бы признателен за комментарий к моему сообщению. С уважением, Клименко Дмитрий
Уважаемый Дмитрий. Я ведь не придумывал эти данные - брал из литературы. О её точности вы и можете судить по табличке с "длиной Чусовой" - и такой разнобой во всём. Мне очень важна верность и выверенность приводимых фактов и сведений. В этой книге вообще много ошибок и недостатков, поэтому я собираю комментарии и читателей, и специалистов, чтобы исправить всё это в следующем издании, когда оно будет. Если вы найдёте возможность указать мне на замеченные вами ошибки, я буду очень благодарен и откорректирую как следует. По комментам читателей я исправил уже множество разных огрехов.
Уважаемый ildarado. Конечно, в этом жутком факте есть что-то такое, что связано со смыслами Перми-подземной и Перми-небесной. Впечатляет. Словно бы программа какая работает...
Алексей, доброе утро! В 1 серии фильма прозвучала информация об ариях, живших в Аркаиме 4 т. лет назад, ушедших затем в Индию и Иран. Было бы интересно уточнить информацию дополнением. В истории Тайланда говориться о том, что сиамцы пришли на территорию современного Тая из Южного Китая в XIII в, уходя от Чингисхана. До этого эти люди назывались скифами (по тайской версии) и занимали территорию от Крыма до Зауралья именно 4 т. лет назад. Думаю, логично, что именно из наших Аркаимских мест часть ариев могла уйти не только на юг, но и на юговосток (все-таки, это самые восточные их земли на территории России). Тайцы до сих пор остаются безразличными к роскоши, приняли наиболее для них удобную религию. В общем, некоторые аналогии просматриваются. Было бы интересно посмотреть на эту, восточную часть истории ариев с нашей стороны, объединив затем с тайской.
Уважаемый Леонид. Возможно, вы правы. Мои познания не простираются так далеко, я интересовался только Аркаимом, но не ариями в целом. Насколько арии могут быть связаны с Аркаимом, настолько они и были мне интересны, остальная компетенция - на уровне академического учебника "История древнего Востока".