Уважаемый Андрей. Конечно, это хорошо, что КоммерсантЪ постарался дать по руками зарвавшимся и заворовавшимся чиновникам от культуры. Но это не моя победа. Журналист Михаил Лобанов всё сделал сам, а я о публикации узнал только вчера, когда он по телефону попросил меня дать комментарий. А все мои выступления в местной прессе власть и общество игнорировали. Да и статья, так сказать, ещё не "статья". Ведь описанная ситуация - только маленькая макушечка айсберга.
Алексей Викторович, спасибо за новые открытия! Я про Хребет России - в Интернет-магазине Озон полистал несколько выложенных разворотов Вашей новой книги, и не мог оторваться. Это то, что на самом деле называется геопоэтикой. Один Хребет России делает то, чего не сделают сотни пиар-акций наших властей. Очень жду, когда ее можно будет купить в пермских магазинах, и конечно выхода фильма на Первом канале. Хочется верить, что после всего этого у пермской власти хоть что-то сдвинется в мозгах. А как Вы считаете, изменится что-то после этого? С уважением, Кирилл
Уважаемый Кирилл. Увы, не думаю. Контент, быть может, и усвоят, но... В ложный контент уже вбиты такие деньги, такие выстроены схемы отмыва бабла, такие заявлены проекты, что поворачивать оглобли - поздно. А за хорошие слова - спасибо.
Уважаемый, Алексей Викторович. В субботу в Перми открывается международный форум Культура: миссия, перспективы, модели развития. 2010 год . Пишут, что будете обсуждать там перспективы развития культуры Пермского края. Наверняка, свой доклад уже подготовили. О каких перспективах будете говорить? Или ограничитесь перепалкой с Гельманом?
Уважаемый Олег. На этом форуме никто не ждёт от меня ни докладов, ни перепалок. От меня вообще не ждут никакого моего участия в "перспективах развития культуры Пермского края". На форум меня через моего агента пригласила анонимная секретарша, и моя роль была обозначена как "зритель". То есть, я имею право послать умным дядькам бумажку с вопросом. Но у меня нет вопросов.
Здравствуйте, Алексей! Может выскажите свою позицию по поводу следующего: Словакия, 2008 год: в Список Всемирного наследия Юнеско включены Деревянные церкви Словацких Карпат , в т.ч. церковь св. Николая (село Руска Быстра), построенная в начале XVIII века. Россия, Пермский край, Чердынский р-н, д.Бигичи, 2009 год, в 3 км от места проведения фестиваля Сердце Пармы : окончательно обвалилась колокольня нефункционирующей деревянной церкви Ильи-Пророка 1917 г. постройки. Об этом никто не написал, о ее существовании вообще забыли! Пермские Боги плачут в Галерее!
Уважаемый Илья. Конечно, я с вами согласен. Всё это очень горько. Насколько я знаю, давно существовал проект перевезти Пророко-Ильинскую церковь из Бигичей в Чердынь и установить её на Троицком холме на фундаменте старого храма. Денег нетути на такую ерунду. Представителям комитета по охране памятников я показывал деревянные пожарное депо в деревне Мазуевке и мельницу в селе Калинино. Может, их в "Хохловку"?.. Нет ответа. С нынешней культурной политикой в Пермском крае деревянные постройки обречены на гибель. Но ведь гибнут даже каменные - тот же комплекс завода Кын или завода Пожва. Как-то надо спасти шуваловско-шуховские сооружения Лысьвы, которые даже не атрибутированы. А сколько есть всего, о чём я не знаю? Только прощаться с этим наследием - другого выбора сейчас нет.
Здравствуйте, Алексей! В ваших историко-приключенческих книгах важную роль играет всякая нечисть. Душу можно располовинить, можно пропасть во млении, в тайге набрести на избушку лешего, встретить призрак Пугачева и т.д. Я понимаю, что это все - часть Вашего художественного метода, но как-то очень правдоподобно все описано. Такое впечатление, что Вы верите во все эти языческие дела - это так?
Уважаемый Игорь. Спасибо за высокую оценку, но в эти вещи я не верю. Чтобы хорошо описать, нужна не вера а воображение.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Спасибо огромное за Ваше творчество. У меня два вопроса: 1) в "Блуде" Алёнушка на второй встрече (где катается на велосипеде) узнаёт у Моржова его имя. Но на третьей встрече заявляет, что до сих пор не знает, как его зовут. Алёнушка просто забыла или это погрешность романа? 2) Вы говорили, что с убийством Лёнчика не всё так просто, но не хотите предвосхищать статью, которая выйдет, в частности, по этому поводу. Скажите, что это за статья и вышла ли она? И не вопрос, а уточнение: с точки зрения УК разница есть между 16 и меньше, чем 16. Так что Алёнушке вполне может быть 17.
Уважаемый Михаил. Спасибо. Интересное замечание про УК: я не знал про 16 лет. Видимо, я уже старый: для меня 18 - точка отсчёта. Теперь отвечаю по пунктам. 1. Алёнушка действительно не запоминает, как зовут Моржова. Моржов для неё - никто, поэтому перед ним она не стесняется ни в поступках, ни в откровениях. Я специально подчёркивал эту особенность отношений Алёнушки и Моржова, заставляя Алёнушку переспрашивать имя Моржова, и уже не раз этот штрих мне ставили в вину как писательскую небрежность. 2. Статья вышла в журнале "Вопросы литературы" в декабре 2009 года. На сайте она стоит в разделе "Литературоведение": Ю.Щербинина, "Штрихи к одному писательскому портрету".
"Золото бунта", глава Кафтаныч: "— Хороший ты мастер, дед. Без охулки. Барке полный набор даешь. Ни одного бокаря с кипуном в волокнах. Ни одного бруса с косослоем — весь косослой на кницы пустил. И брус у тебя не пиленый, а на райно тесаный. И матерьял только свежий, без сохлых рвотин. Видел я, у тебя даже гарпины и бортовины на гибале распариваются, чтоб не треснули. Даже на палатник ни одной горбылины " Вы что, Алексей, издеваетесь над читателем? Ни одного слова не понять!
На длиннющей и сложнейшей по лоции реке мощная индустрия, производящая до тысячи огромных судов в год. Разговаривают два супер-профессионала - корабел и штурман. Разговаривают о профессиональных вещах на профессиональном жаргоне. Осташа Кафтанычу - что, должен говорить: "Хорошо ты корабль построил, дед. Без недостатков. Все нужные доски имеются. Ни одной доски бракованной. Ни одной доски с кривизной, ты все кривые доски использовал на малозначащие детали. И брёвнышки вырубил нужным образом, с уменьшением сечения к одному концу. И древесину подготовил, как надо, без щелей, которые образуются при неправильной подготовке. Видел я, как ты изготовлял изогнутые части: ты их сначала распаривал, а потом только загибал на специальном устройстве, чтобы они не треснули. Даже на изготовление крыши рубки ты использовал все доски первого сорта, а не отходы". Так должны разговаривать профессионалы 18 века, да? Вы что, Вероника, издеваетесь над писателем? ...Рецензенты очень любят выдёргивать этот фрагмент. Когда в художественном произведении используется текст молитвы в старославянском звучании - это тоже издевательство над читателем, да? Что значит этот бред: "Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя твоё..." Нельзя, что ли, написать нормально, понятно, не одни попы читатели?
Уважаемая Вероника. Да, я не корабел и не штурман. Но мои родители - профессиональные судостроители, и я с детства знаю, что такое кнехт, комингс, форштевень и т.д. По старому словарю я просто нашёл русские аналоги кораблестроительным терминам. И я с детства ходил по Чусовой, знаю эту реку. По тому же словарю нашёл русские аналоги терминам судоходства. На мой взгляд, музыка русских терминов ничуть не уступает музыке английских, знакомых по Жюлю Верну бушпритов, кливеров и грот-мачт. Ведь вряд ли кто бросается в Википедию, чтобы узнать, что за паруса-марсели распускают на "Дункане" в "Детях капитана Гранта" или на "Эспаньоле" в "Острове сокровищ". Европейские термины мы благосклонно принимаем на слух, не задумываясь, чем ют отличается от бака (или, к примеру, прерии от саванн), но по-русски нестерпимо, когда не знаем, чем струг отличается от насады (или, к примеру, вайлуга от урёмы), так?
Алексей Викторович, здравствуйте. В прошлый раз Вы мне ответили, что об автограф-сессиях сообщаете в новостях на данном сайте. Я практически еженедельно просматриваю эти новости, и пришел к выводу, что автограф-сессии в Перми Вы не проводили. Это достаточно грустно... Я довольно часто бываю в Перми, может быть у Вас будет возможность подписать мне пару книг? Дело в том, что достаточно давно слежу за Вашим творчеством, живу в тех местах, которые Вы описываете в своих книгах, может быть, даже встречался с Вами во время сплавов... А автографа Вашего у меня нет... Мне стыдно...
Уважаемый Вячеслав. В связи со скорым выходом "Хребта России" у меня наверняка будут встречи с читателями. О них я сообщу на сайте.
Уважаемый Юрий. В моей следующей книге "Хребет России" можно ждать рассказ о природе, истории и культуре Урала. Как я могу объяснить подробнее? Это не роман с сюжетом, а литература нон-фикшн.
Здравствуйте я написал очерк, посоветуйте пожалуйста где он может быть востребован. Из предисловия:Очерк написан на основе имевшей место в жизни автора переписки в Интернете. Имена и фамилии являются вымышленными. Название одноименно с рассказом середины прошлого века румынского автора Э. Петреску. Из текста: Известно ведь, что Западная Европа сильна своими связями с Северной Америкой. А что делать Восточной Европе (включая и некоторые страны, которые географически находятся в Азии, но, по сути, близки наиболее именно к Восточной Европе, например Сирия, Армения, и т.п.). А Восточной Европе тогда надо укреплять связи тоже с Америкой, но с Южной Америкой, точнее Латинской. В восточной Европе есть страны Румыния и Молдавия, которые по языку и культуре схожи с испано- и португалоязычными странами динамично набирающей обороты Латинской Америки.
Уважаемый Егор. Извините, но я не могу вам ничего посоветовать, я не в курсе.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! В 2004 году я закончила литературный институт им. Горького(мастерская поэзии) и никогда никому не завидовала, пока в мою жизнь не вошла Ваша проза. Это - гениально. Но, как не верили Шолохову (с его "Тихим Доном"), я не верю, что не было первоисточников, кроме Вашего литературного таланта и вдохновения. Я родом с Волги, из потомственных ведуний. Помимо русского, знаю еще три языка. Ответьте, пожалуйста, что за "мистическое переживание" подтолкнуло Вас к написанию "Сердца Пармы"? С уважением и поклонением. Ольга Минасян
Уважаемая Ольга. Ваш вопрос - очень интересный. Со мной, действительно, приключилась странная история - я рассказывал о ней критику Олегу Дарку. У меня повторился некий сон, в котором действовал культурный герой коми - человеколось Мяндаш. Но я не склонен преувеличивать значение этого сна. Во-первых, темой мифологии коми, которая легла в основу "Сердца пармы", я заинтересовался не после этого сна, а спустя лет 5-8. За это время мне снилось много всякой другой ерунды. А во-вторых, этот сон я вспомнил и расшифровал лишь после того, как заинтересовался мифологией коми. Мне кажется, что сознание человека работает с образами, мыслями, идеями. Они - индивидуальные, личные. А подсознание работает с семантикой, семиотикой, архетипами. И они - общекультурные, коллективные. Воспринимая информацию, мы воспринимаем её на обоих уровнях, но дешифруем лишь на уровне сознания. Для дешифровки на уровне подсознания нужны гуманитарные практики (гуманитарные, а не оккультные). Лотман или Бодрийяр умели пользоваться этими практиками в силу таланта и высочайшей образованности, а не в силу "озарения свыше". Но в вульгарном понимании (типа моего в то время, когда мне приснился мой сон) случайные "пробои" к таким практикам - например, во сне, когда сознание и подсознание перемешиваются, - воспринимаются как мистические переживания, озарения, пророчества, "голос неба" и т.д. Возьмём другой пример - знахарство. Учёный может объяснить, какая травка от какой хвори помогает, а деревенская бабушка чувствует это интуитивно, как животное, потому что близка к природе и живёт природными ритмами. Но совет бабушки пользоваться той или иной травкой - он не от подсказки ангела-хранителя, не от мистического переживания, а от древних инстинктов, не заглушённых урбанистической культурой. Врачу-физиологу это понятно, потому что он - образованный человек, а сантехнику это бабушкино знание кажется чудом. Семиотика, семантика, архетипы - это нечто вроде "инстинктов культуры". Если хотите, можете объяснять всплески интуиции мистическим переживанием, или выходом в информационное поле вселенной, или контактом с пришельцами, или чем угодно. Но для меня такие вещи - свидетельство возможностей человеческого разума, которыми личность ещё не научилась пользоваться адекватно. У меня есть знакомые, с которыми случались мистические переживания, и эти люди меняли свою судьбу. Мне есть, с кем себя сравнивать. При всей загадочности моего сна, он не повлиял на мои жизненные и творческие решения. Хотя обнаружить совпадения сна и решений было очень приятно: это выглядит так многозначительно, так трансцедентально...
Уважаемый Анлексей. Новая книга "Хребет России" должна выйти в начале марта. В интернет-магазине OZON я её уже увидел.
Уважаемый Владимир. И вам спасибо. А про Гражданскую пока ничего писать не собираюсь.
Добрый вечер! Большое спасибо Вам за прекрасные книги. "Сердце Пармы", "Золото бунта" и "Географ" стали одними из самых любимых книг для меня. С удовольствием дарю их самым близким друзьям. Последней прочитала "Блуду" и хожу под впечатлением, не могу начать читать ничего другого. Спасибо! Подскажите, а какие книги из современной литературы Вы бы посоветовали прочитать? Какими книгами Вы сами восхищаетесь? И еще не могли бы Вы посоветовать, куда стоит пойти в поход на байдарке летом? Я имею в виду Урал. Какие альтернативы Чусовой, по Вашему мнению? Где-то читала, что Вы водили группы школьников в походы. Продолжаете ли сейчас эту практику?
Дорогая Маша. И вам спасибо. К сожалению, вряд ли я что-либо посоветую вам из современной литературы. Я мало читаю художественного, нет времени. Могу назвать по авторам: Быков, Улицкая, Слаповский, Рубина - не ошибётесь. Школьников в походы я больше не вожу, но реки, слава богу, не забыл. Ничуть не хуже Чусовой Уфа, Юрюзань, Белая (верхняя часть), Ай, Зилим (если сможете добраться), Сакмара, Сылва, Усьва, Вишера (трудно добраться), Серга. Но более подробно рассказывать нет смысла: ведь я не знаю, на сколько дней вы собираетесь, а это важно. Спрашивайте подробнее - расскажу.