Здравсвуйте. Спасибо за ответ на предыдущий вопрос! В Ваших статьях нашел замечательную рецензию о книге Семена Ваксмана о Родерике Мурчисоне. А Вы не подскажете, где ее можно найти? Что-то в Яндексе у меня ничего не вылезает. А еще у меня небольшой вопрос, я пару лет назад был в Хибинах и узнал, что там проживала национальность саамы, которая по одной версии отделилась от ханты-манси, а по другой - независимая от них. А они как-то были связаны с историей Урала? В Вашей рубрике "вопрос-ответ" почитал о Вашем отношении к туристам с гитарами. Почему Вы считаете, что эта культура умирает? Сейчас огромное количество молодежи занимается таким вот туризмом и идут туда не от нереализованности в обычной жизни, а наоборот, успешные люди.
Уважаемый Андрей. Книга Семёна Ваксмана "Вся Земля" должна продаваться в книжных магазинах Перми, но и я её не видел. А в интернет-магазины она не поступит: пермские книгоиздатели ещё не в курсе, что на свете есть интернет. Про саамов я ничего не знаю. Так далеко мои этнографические познания не простираются. А вот про туристов... Я говорил - "уходящая натура", а не уходящая культура. Я имел в виду психологический тип туриста, "генерацию". Вообще это очень интересная тема, не затронутая ни социологами, ни психологами, ни культурологами. В советское время туризм был формой самореализации. Городской инженер мог показать себя ловким менеджером - отыскать вечно засекреченные карты, мог показать себя следопытом и настоящим мужиком, когда ориентировался на местности и рубил деревья топором, мог показать себя путешественником, ведь за пределы СССР не выпускали, - ну и т.д. А современному туристу с опытом поездок по всему миру, с картами из интернета, с джи-пи-эс, бензопилами, одноразовыми дождевиками, самораскладывающимися палатками и всем прочим прежняя глубина самореализации уже недоступна. Современный турист идёт отдыхать, а не самовыражаться. Точнее, идёт "оттягиваться", а не компенсировать комплексы.
Уважаемый Алексей! Прослушала по радио главы из Вашего романа "Золото бунта" и "Сердце Пармы". Слушала - не могла оторваться! 1. Как мне показалось, в Ваших произведениях чувствуется настороженное отношение к православной церкви. Хотелось бы узнать Ваше личное отношение к РПЦ. 2. 30-ть лет назад в ж-ле "Наш современник" прочитала роман Виктора Иванова "Судный день". До сих пор под впечатлением. Он не Ваш отец? Всего Вам хорошего, удачи и творческих успехов!
Уважаемая Ольга. Спасибо. Моё отношение к РПЦ как человека - ортодоксальное. Я не считаю себя вправе лезть в дела церкви и судить чего-либо. Хотя кое-какие вещи мне не нравятся. Если бы я был хорошим прихожанином - можно было бы иметь какую-то активную позицию, но я - "захожанин", так что лучше помалкивать. Сначала надо разобраться со своим поведением, а потом можно корить общественный институт. А как писатель - наоборот. Как писатель я компетентен в "делах давно минувших дней", поэтому лезу со своим мнением. Но смешивать одно с другим - позицию писателя и позицию человека - не стоит. Нет, автор романа "Судный день" мне никем не приходится. Я не из писательской семьи.
Здравствуйте, уважаемый Алексей! Наверное, Вы правы. Потому как часто спасаемым спасение-то совсем и не нужно. Но ведь выгребать по-одиночке тоже неправильно. Будем мы тихо восхищаться Вашим творчеством и мечтать, что когда-нибудь по ТВ вместо "Аншлага" будут показывать что-нибудь вменяемое. Я сам не эстет и не хочу, чтоб народу показывали регулярно балет и Тарковского, но ведь хочется, чтоб люди отличали г...о от майонеза. А вообще, сегодня хорошая погода, и можно будет выпить в гараже с друзьями. А вы выпиваете с друзьями в гараже?
Уважаемый Александр. Ситуация, конечно, тяжёлая. Спасать тех, кто сам не желает себя спасать, очень нелепо. Да я и не "скорая помощь". Но без них - опять же - нельзя. Остаётся действовать на разумном компромиссе. Я действую именно так. Проекты, которые я предлагаю, - они не для меня, а для многих. Но пробивать эти проекты в одиночку я не желаю. Не хотят подключаться - я ограничусь предложением и не буду больше прошибать лбом стену. У меня есть и свои дела, которые я организую себе сам. Я могу придумать общий проект или сформулировать принципы, а вот менеджментом пусть занимаются менеджеры, общественной поддержкой - заинтересованные члены общества. Свой вклад я внёс, свою позицию обозначил, жертвовать судьбой не собираюсь. Когда я получил возможность заниматься любимым делом, я резко потерял интерес к посиделкам в гараже, к разным хобби и другим способам философски терять время.
Уважаемый Константин. Эта тема поднимается регулярно уже года три то одним энтузиастом, то другим. Как-то раз я даже писал синопсис игры по "Золоту бунта". Но дальше разговоров дело не движется. Для игры нужен фильм, а фильма - увы - нет.
Добрый день, Алексей Викторович. А почему нельзя в рамках сайта мне, простому смертному, узнать, как лично вы относитесь к "Преступлению и наказанию" или "Войне и миру" именно как к обязательному чтению в школе? Без всяких там обвинений, симпатий или антипатий. Я вот, к примеру, слыл в школе книгочитом, я читал на уроках исподполья любую художественную литературу, кроме обязательной, про меня не раз писали юморески на эту тему в школьных газетах, но попробовав прочитать Достоевского в возрасте 15 лет, я понял, что это очень серьёзное для меня и ограничился рецензиями. Единственного прочёл Тургенева. Вот мне и хотелось бы узнать, как вы, человек, профессионально занимающийся литературой и имеющий здоровую гражданскую позицию, относитесь к обязаловке школьной? Я бы, к примеру, вместо Солженицына посоветовал читать школьникам Шаламова. Прошу прощения за навязчивость.
Уважаемый Дмитрий. К такой обязаловке я отношусь плохо. На мой взгляд, и "Война и мир", и "Преступление и наказание", и Солженицын, и Шаламов - не для школы. Но с другой стороны, школьник должен знать базовые явления русской словесности. А с третьей стороны, отрывки - не решение проблемы. А есть и четвёртая сторона, и пятая... Не знаю, уважаемый Дмитрий. Я мог бы найти решение этой проблемы для какого-либо конкретного, лично мне знакомого школьника - но универсального решения для всех не представляю.
Спасибо за ответ, Алексей Викторович! У меня как всегда к вам подоготовлен следующий! Алексей Викторович, не примите за наглость или за навязчивость, но мне безумно интересно, что вы скажете про мой пост. Это связано с духовной сущностью моей. Мне интересно мнение других, но не обо мне, а про описанную мною ситуацию, что это такое и как это называется. Прошу прощения за наглость, если оно так вам покажется, но отправлять вас к себе на страничку я не имею смелости, а просто скопирую, и хочу услышать ваши личные мысли, если они, конечно, будут. ..... Мне интересно ваше мнение на эти два приведённые мною примера, не обо мне, а то, что вы думаете в аналогичных ситуациях или в тех, что более-менее смахивают на эти? Я не умничаю, но мне, Алексей Викторович, хочется услышать мнение умного человека, который, как мне кажется, имеет смелость сказать и о себе что-либо нелицеприятное. Я не вызываю вас на разговор тет-а-тет. Мне просто интересен взгляд небезразличного человека. С уважением, Дмитрий.
Уважаемый Дмитрий. Я опустил в вашем послании описание ситуаций - на всякий случай. Но что тут сказать? Вы спрашиваете меня, словно я священник. Да, все мы бываем злорадны. Да, это нехорошо. Надо бы, конечно, искоренять это в себе... но есть грехи и потяжелее. Всё равно злорадство - следствие какого-то глубинного недовольства жизнью. А жизнь не станет идеальной никогда. И сами мы тоже не станем. Надо жить с этими эмоциями. Иметь их, - куда деваться-то? - но не давать им воли. Заповедано же: "суди по делам". Злорадство - ещё не "дело". Лишь бы оно не превратилось в побудительный мотив. А такая вот "особенная" религиозность - это и есть религиозность, а не вера. Соблюдение обряда, а не заповедей. Обычное бытовое лицемерие, только перед богом.
Здравствуйте, уважаемый Алексей! 1) Я готов представиться, если это нужно. По поводу "тигра под диваном" согласен частично. Я призываю Вас как человека известного, сформировавшего своим творчеством определенный круг единомышленников, стать инициатором движения сопротивления "актуальному искусству", используя прессу и ТВ. По поводу "рад, что оценили как ... булки", тут вы лукавите. С чего это вы этому рады? 2) По поводу туристов. Издевка определенно присутствует. А как без нее, если большинство туристов такие и есть - "мя-мя-мя!" Я вот про них и предлагаю написать. Я не имел в виду тех матерых чуваков из "суперсемидесятых", которые на самопальных катах ходили по алтайским речкам. Ответ от вас нужен. Прошу ответить, отбросив "всепрощение" и толерантность. Чем сейчас хоть занимаетесь?
Уважаемый Александер. Про "рад, что..." - сарказм. Я не считаю правильным "атаковать" актуальное искусство. Я хорошо к нему отношусь. Дело не в нём. "Культурная общественность" Перми должна "атаковать" пермских чиновников, а не актуальное искусство, - чтобы пермская власть развернулась лицом к собственной культуре. Не важно, что предлагают чужаки. Могло быть и не актуальное искусство, а, предположим, полное собрание работ Рембранта в галерее. Я тоже был бы против такого приоритета бюджетного планирования. Но за общественность я решать не могу. Кому нравится умирать - жаль, но пусть умирают. Кому нравится вылизывать тарелки гостей - "ласкаво просимо". Остальным, кто хочет "гнать свою волну", в качестве комиссара, первым вылезающим из окопа с наганом в руке, я не нужен, - они и сами комиссары. Туристы с гитарами и романтикой мне тоже кажутся жалкими. Эдакая "уходящая натура" 70-ых. Цитирую "Географа": "Ну, то есть, турпоходы, стройотряды, багульник на сопках и рельсы в тайге, костры там всякие, пора-по-бабам на гитаре, и всё для того, чтобы где-нибудь за буреломом её прищемил потный турист в болотниках или грязный геолог со скальным молотком". Но писать роман из одного лишь желания поглумиться - это неприемлемо. У меня сейчас дел невпроворот. Завершаются большие старые проекты, готовится почва для новых. Эдакая "точка бифуркации" в жизни. Так что внятно сказать о планах я не могу.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Я все про Гельмана, все он мне покоя не дает, и... Знаете, что я вдруг подумала? Он, возможно, "моржовские" пластины и выставляет. Так хочется посмотреть на его выставки с этой точки зрения. Поискать следы циклов "Городские углы", "Рельсы и шпалы", и "Изгибы", и "Еловые стволы"... Увидеть "антииконы"... Вдруг так оно и есть, что современное актуальное искусство - моржовское?
Уважаемая Ласточка. Как я понял, вы ищете нравственные изъяны в актуальном искусстве? Зря. В любом искусстве - актуальном, классическом и т.п. есть и нравственные изъяны, и идеал. И шедевры, и тошнотворная дрянь. Не в этом дело. Я не имею ничего против актуального искусства. Я говорю о двух вещах: 1. актуальное искусство в Перми - отмыв бабла. 2. пермская власть не должна вкладывать бюджетные (!!!) деньги в актуальное искусство, потому что оно не рождено в Перми, не выражает Пермь и не является пермским капиталовложением. Хорошее это искусство или плохое - не важно. Можете заменить выражение "актуальное искусство" термином "дайвинг", или "цирк", или "кенгуру-водство" - смысл не изменится.
Вы меня не поняли. Я тоже ничего не имею против актуального искусства. Просто в моем представлении вдруг актуальное искусство соединилось с "пластинами" Моржова. Я еще раз перечитала те страницы "Блуды" где рассказано о его творчестве. Ну все это очень подходит для нашего времени, не зря же Моржов был успешен. И мне было интересно - согласитесь вы или нет что "Староарбатское биеннале" на котором выставлялся Моржов сродни выставкам Марата Гельмана. Может, мой вопрос со стороны кажется глупым. Но, скажу честно, рискуя показаться еще глупее, неожиданно обнаружить следы Моржова - это радость.
Уважаемая Ласточка. В этом смысле вы, конечно, правы.
Доброе утро, Алексей Викторович! Я вас не идеализирую, просто мне нравится, что вы пишите, и, вижу по вашим ответам на вопросы, то, что вы далеко не безучастны к некоторым проблемам. Даже Исус Христос и тот при жизни не стал иконой, а уж мы, современные жители, я думаю, и думать не имеем права про то, что кто-то из нас может быть лучше, чем кто-либо другой. По поводу Пелевина вы меня удивили. Я, честно сказать, его читал, но лучше всего он идёт мне, если обкуриться (марихуаной), тогда понимаю его как детские притчи, а вот без оного - грузит, так можно описать сие читание. Нет ЖЖ так нет! И хрен с ним! Просто, повторяюсь, хотелось бы почитать ваши то ли, заметки то ли мысли просто о будничном, у вас хороший стиль написания и умеете заставить задуматься читателя о своём внутреннем мире, вот поэтому и хотелось бы почитать ваши мысли, а не популистические вопли, на что намекал Пелевин. Все мы растём в общении. Я на имхонет вам задал вопрос, но, судя по тому, что, как мне показалось, вам там не интересно, то перенесу его сюда... Но церквей стало ведь больше?! Или телевидение больше зомбирует, чем церквь? Или что то другое? Как вы думаете, читать стали меньше или больше? Как вы относились к школьной обязательной литературе?
Уважаемый Дмитрий. Спасибо вам за такое отношение ко мне. Церквей стало больше - да, но и в древнем Риме храмов было до хрена, а с духовностью как-то напряжённо. В общем, "суди по делам". Если нормой жизни общества становится то, что сравнительно недавно казалось ужасным, это означает, что духовность общества в целом падает. Телевидение тут, конечно, "при чём". Оно транслирует ту систему ценностей, которая и приводит к деградации общества. По звукоряду - слова о доброте, знаниях, достоинстве, по видеоряду - ровно наоборот. Про доброту рассказывают менты, про знания - недоучки, про достоинство - депутаты. Зомбирование идёт по этой "дорожке", через выбор персон. Читать же, на мой взгляд, стали поменьше, но ненамного. Изменилось качество чтения. Дрянь читают. А вот со "школьной литературой" тема сложнее всего. Скажем так, я могу сформулировать вопросы, но ответов дать не могу. Сформулировать вопросы - это уже немало, потому что, как известно, правильно поставленный вопрос - половина ответа. Но сейчас я не хочу их ставить. Это ведь для большого и обстоятельного разговора, а не для поста на сайте.
Добрый день! Алексей Викторович, под фразой "если все будут таковыми, как Вы, к примеру, то жить станет веселее", я имел в виду то, что мы одинаковыми быть не можем. Как хорошими, так и плохими. Вот поэтому я и спросил вас: вы считаете, что если все будут с высоким чувством гражданской отвественности, все с высокими моральными принципами и нравственными так же, то что? Мы в раю или дурдом? П.С. По поводу ЖЖ, я там недавно, но я человек, не отделяющий реальность от виртуальности, и сейчас имею в кругу общения именно тех людей, кто не чёрств и как-то помогает больным или нуждающимся в помощи, таких там не мало, каждый выбирает нишу для себя. ЖЖ более удобен для общения. А г...а хватает везде! Просто хотелось читать там ваши посты и отвечать или коментировать, что-то типа дискуссионной площадки на выбранную вами тему!?
Уважаемый Дмитрий. Про мою гражданскую позицию - пожалуй, вы правы, а вот про моральный и нравственный облик не судите, не зная меня лично. Это я не к тому, что я монстр, - просто не идеализируйте меня. Вы же сами пишите - "каждый выбирает нишу для себя". Я выбрал нишу - свой сайт. ЖЖ, наверняка, является полезнейшим инструментом для решения определённых задач, - но может быть и деструктивным. Смотря как употреблять. Моё присутствие в ЖЖ для меня было бы деструктивным. Именно для меня. Я полностью разделяю мнение Пелевина о том, что главный культурный продукт нашего времени - новость. Если человек уверен, что он способен производить культурный продукт, он рано или поздно оказывается в ЖЖ - и производит мнимые новости: "вчера я посмотрел район № 9", "какое же дерьмо эта гостиница в городе N" и т.д. Я не уверен в том, что любой плод моего интеллектуального усилия - культурный продукт, значимый для всех. Поэтому предпочитаю ограничивать производство своего культурного продукта только значимыми вещами - книгами, фильмами, статьями. А "в розницу" производить этот продукт лишь по конкретному запросу - на сайте. Есть вопрос - будет ответ. Если никто не спрашивал моего мнения, я оставлю его при себе, попридержу инициативу. Но в ЖЖ без инициативы нельзя. "Криэйтором, Вава, криэйтором" - Пелевин.
Уважаемый Алексей. Узнаю родной закамский радикальный подход. Чем же вам не нравится ЖЖ? Просто попробуйте. Лично я в ЖЖ каждый день, а на вашем сайте по случаю. Это вопрос не рейтингов, а удобства. ЖЖ удобен именно своим интерфейсом, возможностью полноценного диалога, чего нет в том же Вконтакте. Одна площадка (ваш сайт) - хорошо, две площадки - уже лучше. Это и кросс-пиар обеих площадок, и выход на новую аудиторию. По сути это продвижение ваших идей и продажа ваших книг. Не хочу вас задеть, но отказ от новых площадок с качественной аудиторией чем-то напоминает позицию недооцененного гения, ушедшего в отшельники: вы хороший, но власти вас не слушают, поэтому вы уединяетесь и начинаете отвергать - сначала Строгановскую премию, потом еще что-то. Но ведь чем дальше вы уйдете в лес, тем тише будет ваш голос, тем меньше к вам будут прислушиваться. А в результате будут слышать и слушать только горлопанов. Это замкнутый круг, в котором проигрываете только вы. PS. Опять же расскажете людям, какое замечательное место Закамск.
Уважаемый zavertkinas. Наш спор по поводу ЖЖ напоминает уговоры внука бабушкой: "Кушай кашу, все её кушают". Я не люблю "кашу", и "все кушают" для меня не аргумент. Я не трибун, чтобы двигать свою идею в массы, и мои книги продаёт издательство, а не я. Когда я выбирал форму своего присутствия в и-нете, я уже всё решил про ЖЖ. Не вижу поводов переигрывать. И вы не совсем верно характеризуете логику моего ухода в оппозицию. И почему вы считаете, что я "ушёл в лес"? Сайт - не партизанская землянка, а газета "Новый компаньон" - единственная, которую читает власть, именно с властью я и хочу говорить. Потому что в общество не верю: у нас в стране не только музей на Речном вокзале, но куда более вопиющие вещи остаются без реакции общества. По убеждениям, кстати, я технократ: не верю в общественные движения, верю в позицию профессиональных сообществ. Ну, и обращаюсь к целевой аудитории - к профессиональному сообществу власти через газету "Компаньон". Ведь общество никому никогда не переубедить, что зрелище - не слишком качественный культурный продукт. В народе зрелища всегда побеждают культуру, тут плетью обуха не перешибёшь, я не настолько наивен. PS. В своём личном быту я предпочитаю пользоваться топонимом "Зоокамск".
А-а-а, не поминайте чёрта к ночи! После встречи на Имхонете Cent материализовался и на сайте! Рад вам. Интересные вопросы, конечно, были, но их процент - обычный. Видимо, в данном случае, Имхонет - "нерепрезентативная выборка".
Салям, уважаемый Алексей! Давненько не посещал ваш сайт. Но тут что-то подзадолбали постоянные вопли местных "культуристов" о том, что пермь стала культурной столицей России после того как на речном вокзале под видом мегавыставки в очередной раз "закатали" вагон денег. Давайте отобъем здание ВКИУ(не помню точной абревиатуры)и разместим там и галерею и исторический музей. То, что сделали с домом Мешкова на музей особо и не тянет. Куцевато как-то. Мамонт еще пропал куда-то. Хватит мять булки, давайте что-нибудь предпримем радикальное. А то Вы: "Я не буду за это рубиться, потому-что это не мой стиль кунг-фу. Я буду так." 2)Нет ли у вас задумок написать что-нибудь про угрюмых туристов. Они ведь такие смешные. Песни про трудности ноют под гитару, питаются в походах специально плохо, с женщинами у них все как-то плохо(не смотря на это романтично). Написали бы. У Вас могло бы получиться. С пожеланиями здоровья и бодрости в ногах, Александр
Уважаемый Александр. Рад, что вы оценили мою позицию как "мять булки". Правда, призывая меня к восстанию, вы почему-то не называете себя полностью. Вы боитесь, что я не смогу найти ваше имя среди имён того десятка людей, которые осмелились публично выразить своё недовольство ситуацией? Ваш стиль кунг-фу - "тигр под диваном"? То, что вы обозначили под номером 2, больше похоже на издёвку, которая не требует моего ответа. Послания, не требующие ответа, надо отправлять в раздел "Гостевая книга".
Здравствуйте, Алексей Викторович. Как-то повелось, что прочитывая Ваши "диалоги" с читателями, я редко "подаю голос"... То, что интересовало - испросил, а суесловить - ну его... Только недавний Ваш ответ Андрею из Новосибирска с использованием "интернетовско-молодежного" сленга подтолкнул меня к вопросу: Как он (сленг) формируется и откуда берется мне более-менее понятно (работаю в инете, круг общения такой пёстрый и разновозрастный...). А вот если "новообразования" перетекают из жизни в литературу, вкладываясь "афтарами" в уста соответствующих персонажей, не "зафиксируются" ли таким образом эти "словоформы"... не останутся ли "жить"? Ведь не секрет, что словари некоторых языков ежегодно пополняются сотнями слов, и маловероятно, что это "сложносочинённые" наименования вновь полученных полимеров... Язык вещь живая... Вам это известно, думается (уверен) лучше чем мне. Интересно Ваше мнение... Заранее благодарен. И вопрос снимается, если он дублирует чей-то. Спасибо.
Уважаемый Александр. Мне эта тема ужасно интересна. Но я не знаю ответа. Здесь я - пользователь, а не программист. Я не знаю, хорошо или плохо, когда разные "кросавчеги" или "ржунимагу" переходят в разряд общеупотребительного. Хотя мне этот падонковский язык ужасно нравится. Я не знаю, хорошо или плохо, когда норматив словоупотребления определяет практика языка, а не профессионалы-лингвисты. Я полностью доверяю профессионалам, но люблю ненормативное. Как найти компромисс - не представляю.