Уважаемый Алексей Викторович! Уже не первый раз задаю вопрос Вам на Вашем сайте. Позволю себе спросить не прямо "по Вашим произведениям", а более общо, "за жизнь". Все Ваши книги о людях и о нахождении ими так или иначе какого-то своего места в этой жизни. Так вот, как Вы считаете, в чем секрет "нахождения своей ниши" в жизни? Не только любимого дела или любимого человека - а всего в целом, так чтобы получилось гармонично? И этот секрет в принципе решается каким-то способами общими для всего человечества, то есть универсальными, или у каждого человека он глубоко личный и свой?
Уважаемая Анна. Сложно отвечать на такие вопросы. Всё равно опыт, из которого можно сделать выводы, - только свой. Чужой не пристегнёшь, потому что даже самый близкий человек не расскажет о себе до конца. Мне представляется, что корень всего - в адекватности. Если угодно, в самопознании, в самоидентификации. То есть, сначала нужно определить, что такое ты сам. Потом определиться, каков же реально мир, в котором ты живёшь. А дальше - искать "точки соприкосновения" и "соприкасаться этими точками". Главное - не врать самому себе. Тогда есть шанс обрести свою нишу. Если её не видно вообще - просто ждать, потому что мир - динамическая система. Правда и ожидание - суть Служкина. Ложь и движение - опыт, поставленный Моржовым. Неадекватность самооценки - мир, в котором живут и Служкин, и Моржов. Не знаю, насколько хорошо я вам ответил.
Здравствуйте, Алексей. Лишь уточнение. Я имел ввиду подписи "за". Вашу позицию понимаю и уважаю, и ответ, думаю, остается прежним. Про набережную я имел ввиду, не саму идею (она прекрасна), а макет того что планируется воздвигнуть. На ответ здесь не претендую.
Уважаемый Михаил Владимирович. Я читал в местной прессе, что из набережной собираются сделать "городской балкон". Название - стильное. Но вот что за ним? То, что я видел на картинках, ощущения архитектурного шедевра не вызывает. Добротная система террас и спусков. Может, картинки не передают масштабности замысла? Или я не те картинки видел?.. Но в любом случае даже обычное качественное решение ландшафтного обустройства - благо.
Алексей, я с большим сочувствием и симпатией к вам читала ваши статьи про ситуацию с пермской культурой. По-моему, зря вы не пользуетесь ЖЖ. Это как телевизор, оптимальная среда, если есть желание донести сказанное до как можно большего количества людей. Мне кажется, уральская культура - это не региональное явление, это всех касается.
Уважаемая Анастасия. Спасибо. Мне тоже кажется, что уральская культура - не региональное явление. Но я не навязываю свою точку зрения. Я просто рассказываю с аргументами. А ЖЖ я не люблю. И в качестве трибуны меня вполне устраивает мой сайт. Кому надо - найдут и здесь.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Вы много занимаетесь исторической темой. Каково Ваше отношение к шумно известному американскому прозаику Дэну Брауну, который сделал себе имя как раз на "исторических" сюжетах? В чём, на Ваш взгляд, секрет успеха его романов - литературно, прямо скажем, довольно слабых?
Уважаемый Даниил. Я не знаю, в чём секрет литературного успеха. Если бы знал - немедленно превзошёл бы Дэна Брауна. А вот моё отношение к "Коду да Винчи" (другого я не читал) - это отдельная тема. Да, роман бездарный. Да, обычная конспирология. Я не такой знаток истории, как рядовой российский юзер, чтобы сразу залажать историческую компетенцию Брауна, потому про это помолчу. Но. Но благородство замысла. Развернуть художественный шедевр в культурологический детектив - это дорогого стоит. Показать, как модерново и по-разному можно "читать" классическое наследие - это жест человека с ценностями. Проще говоря, мне не нравится "Код да Винчи" как литературное произведение. Но я преклоняюсь перед ним как перед литературным форматом.
Уважаемая Надежда. Моё мнение о том, зачем я использовал диалектные и просторечные слова, заключается в следующем: "Они нужны для создания атмосферы места и времени".
Здравствуйте, Алексей Викторович! В продолжение темы о культурной политике, рискну поделиться с вами своими наблюдениями и выводами. Во-первых, есть у меня такое предположение, что у тех, кто поставлен нами руководить, понимание что что-то надо делать с культурой, наукой, здравоохранением и образованием есть, а какие-либо идеи на этот счет они сгенерировать не могут. И тут кто-нибудь подготовленный и активный их выручает , заполняя вакуум и создавая видимость, что работа идет . А убери этих активных - и сразу видна дыра. А это значит, что соответствующие органы власти ничего не делают . Вот такой пример из моего опыта. Я одно время работала зам главврача больницы и в нашем поселке была создана при Администрации Комиссия (или Комитет, не помню уже) по борьбе со СПИДом. В Комиссии были замглавы Администрации, начальник милиции, Директора школ и Главный врач больницы (а я вместо нее ходила). Вот сидим мы и заседаем. Надо что-то делать. Выделены деньги, которые надо освоить . Мыслей кроме как проверять школьников на наркотики нет. А надо сказать, что СПИД в нашем районе распространялся среди наркоманов. На помощь пришли ребята из районного Центра по борьбе со СПИДом со своей программой. Это аналог какой-то западной программы, но с той разницей, что на западе это делают волонтеры и на деньги благотворителей, а у нас за плату и на бюджетные деньги. Программа называется Снижение вреда . Заключается в том, что будут закупаться шприцы и спиртовые салфетки и раздаваться наркоманам. ЧТобы кололись героином в чистоте. Кто исполнитель? Врач-нарколог! Это тааакой бред, что слов нет. А врачом-наркологом работала по совместительству я. Ну, не стала я этим мутным делом заниматься, потом на мое место пришел другой работник и за милую душу отписывала шприцы и салфетки и еще получала за это 5000 руб в месяц, а это равно врачебной зарплате за месяц. То есть, этическими мыслями она не заморачивалась. И довольны были все уровни она сама, главврач, глава Администрации поселка, в конечном итоге глава района и глава республики. Это было 5 лет назад, сейчас не знаю, с чем они там борются. Видимо что-то подобное происходит в области науки. Вот на днях академик Капица выступал, интервью с ним показывали. Говорит прямым текстом политики в сфере науки нет. Есть кто-то выбивающий себе финансирование. (дословно не помню). Вобщем, моя версия такая деятели подобные вашему Гельману и нашим центро-спидникам заполняют своей активностью пустоты в головах чиновников и помогают им осваивать бюджетные деньги. У меня никакого оружия нету, а у вас есть это ваше перо. И еще у вас есть добролюбовская едкость. Вы можете писать рецензии на выставки Гельмана. А я , если честно, что тогда не знала как бороться со СПИДом и наркоманией, так и сейчас Вернее знаю. Вот, например, борьба со СПИДом. Это соблюдение режима дезинфекции в больнице. Это само собой, в этом нет какой-то новизны и яркости, нет творческого нестандартного подхода и это работу Комиссии при Администрации не оправдает. Совсем другое дело Программа Снижение вреда ! Ну очень меня в свое время эта программа задела...
Уважаемая Ласточка. Абсолютно и полностью согласен с вами. Ваш пример - архетипичен. Я в своей жизни встречал такой же пример с походами "трудных подростков" - я описал эту ситуацию в "Блуде". Шизофреничность бюрократического мышления, которое сейчас - главное. Но я не согласен с вами в том, что "перо" - оружие. Никакое это не оружие. Я открытым текстом говорил власти и обществу, что происходит фальсификация и пилёж бабла. Что в ответ? А ничего. Тишина не только в кабинетах, но и на кухнях, и в блогах. Даже "оппоненты" не оправдываются и не огрызаются, а просто высовывают языки, дразнясь: "бе-е-е!" На конкретные примеры "нецелевого расходования средств" мне отвечают, что я - провинциал, лузер и ничего не понимаю в современном искусстве. (Кстати, я, действительно, провинциал. У нас же культурная столица - Пермь, а я зарабатываю в глуши, в провинции - в Москве да в Питере.) "Перо" - не оружие, потому что Слово перестало быть Делом, об этом я писал в "Блуде". Но у меня есть оружие - мои проекты, альтернативные нынешней системе развития культуры в крае. Проектов штук пять. Все они получили категорическое одобрение власти, и на них выделено финансирование в количестве ноль рублей хрен копеек. Это при том, что десятки и даже сотни миллионов тратятся на Г. Вот здесь - реальная линия противостояния и реальная борьба. Потому что деньги. А орать я могу что угодно. "Плюй в глаза - божья роса".
Уважаемая Галина. "Спросится ли сполна" - я не знаю. Ради писательства мне, безусловно, приходилось и приходится кое-чем жертвовать. Точнее - платить. Но вот как - я бы не хотел говорить. Это личное. Но плата не слишком высока, не стоит преувеличивать драматизм профессии. Учителя и врачи за своё дело расплачиваются куда разорительнее, а воздаётся им куда меньше, чем писателям.
Уважаемый Михаил Иванович. Фильм "Хребет России" должен быть показан в середине октября - так несколько раз говорил Леонид Парфёнов. А книга - о том же, о чём и фильм, но подробнее, системнее и глубже.
Говорить о том, что прочитала не одну Вашу книгу, не буду. Одно лишь: когда уж три года назад прочитала "Географа...", то многое в Жизни, как тот же глобус, стало поворачиваться, причём не всегда в нужном направлении. Блвгодарю за все Ваши слова, литературу. И это искренно. Хочу задать другой вопрос, может, и глупый. В титрах к сериалу "Универ" в графе "диалоги" увидела - Алексей Иванов. Думаю, вопрос понятен. Понимаю, что имя-фамилия распростанённые, но всё же. Смех такой же там пробивающий, как у Вас. Хотя у Вас он всегда "умный и глубокий". С уважением.
Уважаемая Екатерина. Спасибо за хорошие слова. А к сериалу "Универ" я не имею никакого отношения.
Здравствуйте, Алексей Викторович, в последнее время часто слышу, что Пермь становится культурной столицей (высоко сказано, конечно, но все же - не на пустом месте), что Пермь делает фантастический мастер-план города, что Пермь сделает супер зоопарк, что в Перми и области проходят фестивалей столько, сколько ни где в стране. Но читая Вас здесь и интервью, как-то все не так? Или все это делают не пермяки? Не одним Гельманом живет ведь культура Перми. Может не все так уж плохо???
Уважаемый Андрей. Вы же взрослый человек, а верите в пиар-лозунги, что вбиваются СМИ в головы простаков, как гвозди в чурбаны. Кто говорит, что Пермь культурная столица? Юноши и девушки из пригламуренных журналов? Когда это скажут Пиотровский, Гергиев, Табаков, Герман, Шемякин, Хворостовский, Улицкая, Пелевин, Алфёров, Бестужев-Лада, - ну хоть один из них, - вот тогда и верьте. Пусть скажут хотя бы Юдашкин, Тина Канделаки, Гарик Бульдог Харламов. Клянусь, я поверю даже Сергею Звереву. Из-за того, что в Пермь на время переехали жить и работать пять-семь модных и известных деятелей искусства, Пермь не стала культурной столицей, потому что тогда культурной столицей надо считать собрание этих деятелей, точнее любую кафешку, где они соберутся. И не надо подменять культуру искусством. В Перми расцветают московское актуальное искусство, театр и дизайн. Всё. А в культуре есть ещё и классическое искусство, кино, литература, архитектура, скульптура, музыка в конце концов, телевидение, мода, пресса, туризм, инфраструктура и сервис. Разве может быть культурной столицей Пермь, в которой нет краевого книжного издательства, цирковой труппы, киностудии и т.д.? Где закрывается последняя художественная школа для детей? Где даже в местной попсе местный Комеди-Клаб переехал в Москву, а главный герой рэпер Сява мучительно и безуспешно пытается привлечь к себе внимание Тимати? В том-то и дело, что Маратом Гельманом сейчас и исчерпывается пермская культура. Всё остальное существует лишь настолько, насколько соответствует или не мешает этому интересу власти. Генеральный план города сейчас разрабатывает голландская фирма КСАР. Ну и что? КСАР не "Баухаус" и не Ла Коста с Нимейером. И ещё полгода назад Пермь активно вычерчивала себя по подобию отнюдь не голландского города Куритиба. У нас всё время какие-то планы, какие-то делегации, какие-то мудрые и продвинутые иностранцы, но пока что всё как было, так и остаётся. По-прежнему на старинном архиерейском кладбище топчется несчастный зоопарк, а ему в городе не находят места. Но планов громадьё. А фестивалей, действительно, много. Но это не достижение. Когда, предположим, музею систематически не дают денег и музей не может присутствовать в культуре постоянно, то он выбирает разовое присутствие, событийное, - и организует фестиваль, который проводится во многом за счёт гостей. Хотя бы раз в год музей таким образом напоминает обществу о том, что он есть. Давали бы денег не было бы фестивалей. Лично для меня в казне городской культуры тоже не нашлось денег всего-то на буклет. Я понимаю, что я одиозный отщепенец, диссидент, критикан. Но ведь и никто другой не издал никакого буклета о чём бы то ни было. Так финансируется местное, которое не-гельмановское , следовательно, второсортное. Я не понимаю, почему Пермь не может оставаться Пермью и именно этим быть интересной стране. Екатеринбург мне интересен и мною любим за то, что он Екатеринбург. И в Суздаль я поеду потому, что он Суздаль. И Толстого я буду читать потому, что он Толстой, а не Стивен Кинг, а Стивена Кинга буду читать потому, что он Стивен Кинг, а не Толстой. Чем Пермь помешала своей власти? Чтобы стать культурной столицей, сначала надо стать собой. Вот когда Пермь станет Пермью, тогда можно будет и пробовать замахиваться на столицу.
Здравствуйте уважаемый Алексей Викторович. Возможно, вы недоговариваете, объясняя последнюю главу "Географа". Лично мне окончание "Географа" кажется очень светлым. "Обретая себя, всегда обретаешь и границы, которые отделяют тебя от других". Но в рамках этих границ и поднимаешься над экзистенциальностью бытия, парадоксально становишься общим этому миру. Я думаю, Служкин обрел настоящую любовь. Это моё мнение, не обязательно правильное, а возможно, и не совсем понятное. А вот в "Блуде", не смотря на явные указатели, почему-то такого чувства не возникает. Наверное, не для того роман и был написан. Не удержусь, вам понравился Красноярск? И еще по поводу Рериха. Мне посчастливилось впервые познакомиться с ним в художественном музее Риги. Что-то очень глубокое, первозданное, стоящее выше любой человеческой жизни есть в его картинах. При всей моей восприимчивости ни одно художественное произведение не сравнится по силе воздействия картин Рериха. В последствии я видела в других местах его картины, ничего подобного не случалось. Возможно, и вам не повезло. А его философствования, может быть, лишь попытка объяснить то, что так потрясает в картинах. Но в философии я ничего не понимаю, поэтому не буду об этом. Спасибо.
Уважаемая Лена. Я был в Красноярске в 1986 году. Помню своё впечатление мощи и простора. А работы Рериха в подлинниках увидел на выставке ещё году где-то в 1983-1984. И эти работы произвели на меня примерно такое же впечатление. Рерих - мастер передачи цвета, но не света. Его работы плоскостны. Он шёл от импрессионистов, от нашего Куинджи, хотя разреженный воздух высот - не та среда, что нужна для такого видения. А вот родственного себе и органичного Сезанна Рерих не заметил. И потому в искусстве остался сильным природным талантом без шлифовки школы. Возможно, недостаток художественной концептуальности Рерих и компенсировал концептуальностью философской. Работы Рериха производят впечатление, но не порождают идей. Они для души, но не для ума. Поэтому в Рериха надо верить, а вот убедить он не может. Всё это - моё личное мнение.
Уважаемый Сергей. Да, музей в Хохловке жив. И, кажется, вполне здоров.
Уважаемая Insi. Нет, никуда уезжать я не собираюсь, с какой стати? Я имел в виду то, что творящаяся в Перми гуманитарная катастрофа уничтожает региональную идентичность. Она и так была хиленькая, но это не причина её добивать, чтобы не мучилась. Конструкция региональной идентичности всегда сложна и зыбка. Региональная идентичность - это устойчивое своеобразие связей между общераспространёнными культурными институциями. Эти институции - театральное искусство, музейное дело, наука, литература, туризм и т.д. Институции остаются - но заполняются чужаками. Чужаки выстраивают свои связи, органичные себе, - и прежний комплекс отношений деградирует до простого фактологического краеведения. Ну, как экспонаты в музее или на выставке создают особую среду, а в запаснике они - просто набор более-менее ценных вещей. Лично мне не интересно быть кладовщиком или антикваром. То есть, это не я уезжаю из города, а город уезжает от своих жителей.
Уважаемая Евгения. Я как-то завертелся со своими делами и выпустил из виду начавшуюся дискуссию вокруг этого вопроса - а потому попросту не имею никакого мнения. Сорри.
Добрый день, Алексей! Есть несколько вопросов по "Географу". Ответьте, пожалуйста. 1. Привязаны ли герои "Географа" к какому-то конкретному времени (перестройка, развал СССР, новое время)? Или же вся эта история может разворачиваться даже сейчас, в наши дни? Понятно, что в книге есть символы эпохи ("Запор" Будкина; высотки; воспоминания Служкина о дне, когда умер Брежнев (по которому можно соотнести примерное время, в котором живет Служкин)). Иными словами, хотели ли вы через призму эпохи (конкретного временного куска в истории страны) показать героев и ситуации "Географа"? 2. Верите ли вы в то, что Служкин, его семья и друзья, зондеркоманда, красная профессура и т.д. могут существовать в действительности? В действительности у людей могут происходить такие же проблемы, искания, желания, взгляды на жизнь? Или все-таки такое может быть только в книге Иванова? 3. Зачем Служкин достает из кустов письмо Сашеньки Будкину, которое было выброшено с крыши дома? 4. Как вы думаете, почему ничего не получилось у Будкина и Нади? 5. "Географ" заканчивается главой "Одиночество". Правильно ли говорить, что служкин попал в ситуацию безысходности - везде тупик? Заранее благодарю за ответы!.. P.S.: очень бы хотелось провернуть по "Географу" какую-нибудь научную работу. Как жаль, что у меня профессия никаким боком не связана с литературой :-) Приходится обходиться сиюминутными измышлениями и время от времени формулировать вопросы у вас на сайте?
Уважаемый АндрейКа. Что ж, попытаюсь ответить. 1. Скорее, наборот. Через призму героев и ситуации "Географа" я хотел показать кусок истории страны. Внутренней истории, глубинной, базовой, не "учебниковой". Время "Географа" - первая половина 90-х. История "Географа" не могла случиться в конце 80-х, и не могла случиться во второй половине 90-х - потому что общество адаптировалось, люди худо-бедно научились подыскивать себе ниши, и Служкин уже не попал бы в школу. Это история о хорошем человеке, который не хотел прогибаться под ситуацию - но не хотел и героически погибнуть. Который хотел, как нормальный человек, просто жить и быть счастливым. Ситуация такого желания - вневременная. Люди всегда хотят этого. Формы реализации, соответственно, привязаны к эпохе. Все мы живём в определённом обществе и в определённое время. 2. Что значит "верю ли я"? Я всё это видел своими глазами на примере себя, своих близких и своего окружения. 3. Письмо Сашеньки Служкин достаёт просто из сентиментальности. И ещё из какого-то смутного понимания, что нельзя так обращаться с письмами, в которых пишут о любви. 4. У Нади с Будкиным ничего не получилось потому, что если бы получилось - все упрёки Нади Служкину оказались демагогией. Надя бы поступила так, как поступал сам Служкин. Как говорил Моржов из другого моего романа, для многих людей "бесплодные победы" важнее "плодотворных поражений". Надя выбрала "бесплодную победу". А у Будкина с Надей не получилось потому, что Будкин струсил перед Служкиным. В общем, тоже предпочёл "бесплодную победу" над собой. 5. Служкин не "попал" в ситуацию тупика. Он всегда в ней находился. Он лишь осознал её. Эта ситуация в европейской традиции называется "экзистенциальностью бытия". Обретая себя, всегда обретаешь и границы, которые отделяют тебя от других. Познавая себя и мир, становишься одинок. "Умножая познания, умножаешь скорбь". Отсюда и служкинская тоска финала.