Здравствуйте, Большое спасибо Вам за Ваши книги!!! Очень понравили "Сердце пармы", "Золото бунта", "Географ глобус пропил", а вот от "Общаги" странные чувства, очень сильное впечатление какой-то безнадеги, нет права у героев изменить ситуацию под себя, хотя тогда и время другое было. Я хотел у Вас спросить, как Вы относитесь к творчеству Мельникова-Печерского? Так получилось, что между Вашими книгами я прочитал "В лесах", меня, конечно, потрясло, что я читал самобытные произведения, когда люди не тянутся за кем-то и не стараются кому-то подражать, а развиваются сами по себе, не знаю, как правильно это объяснить. В вопросах часто попадаются вопросы с просьбами посоветовать что-нибудь почитать, я бы тоже хотел побольше почитать про описанные Вами народы. Может посоветуете? У меня в планах Мамин-Сибиряк. Спасибо Вам еще раз!
Уважаемый Андрей. Спасибо. У Мельникова-Печерского я читал и "В лесах", и "На горах". На мой взгляд - ИМХО - Мельников писатель того же типа, что и Мамин-Сибиряк (оба они и учились в Пермской семинарии). То есть, они - "бытописатели". И тот, и другой, как бытописатели, очень сильны. И тот, и другой из актуальной классики второго плана постепенно уходят в историю литературы. Но оттуда они уже не выпадут. А вот что вам посоветовать?.. Право, не знаю. О чём вы хотите почитать? О финно-уграх? О раскольниках? О горнозаводском Урале? Я не могу советовать, не имея более конкретных ориентиров. Единственный универсальный совет - Бажов.
Здравствуйте Алексей Викторович! У меня вопросов нет, хочу поделиться своими наблюдениями. В Нижнем объявили голодовку артисты ТЮЗа, протестующие таким образом против назначения худруком некого Симакина, ставленника Администрации города, Департамента культуры. Они пошли на такой крайний шаг чтобы быть услышанными. Молодых артистов поддержали артисты пожилые и заслуженные и тоже присоединились к голодовке. Плюс присоединился главреж театра, который вначале в знак протеста просто хотел уволиться из театра, но потом "посмотрел в глаза артистов " и решил остаться. Почему они не хотят Симакина. ПОтому что знают что будет - зеленый свет гастролерам из Москвы плюс сдача площадей в фойе под рекламу . А артисты хотят сохранить свой театр, играть в спектаклях, старых и новых, для артистов театр - это их жизнь. Мне показалось, что история чем-то похожая на историю Гельмана в Перми. И...чем-то похожая на историю "реорганизации МУДО". Там у вас один Моржов все разруливал, и вы в Перми тоже как будто один, а у нас - прогресс) поднялся на защиту своего "МУК" коллектив театра. На сегодня: голодовка приостановлена, после 6 дней, приехала комиссия из Союза театральных деятелей, скандал известен уже всей России. Исход конфликта пока не ясен. А вообще вопрос есть. Все-таки природа конфликта - это "власть и культура" или "столичная культура - региональная культура" или "бизнес и культура". Как-то все перемешивается.но ясно одно - это не конфликт творческих концепций, развитие которого вело бы на пользу культуре.
Уважаемая Ласточка. Завидую Нижнему Новгороду, в котором есть культурное учреждение, где работники осмелились отстаивать свои творческие интересы. У нас такого не бывает, хотя произвол властей на порядок круче. На порядок выше в Перми и масштаб конфликта. На кону стоит не судьба одного учреждения, а судьба культуры в целом. Кто и что будет определять эту судьбу? Пермь сказала, что "кто угодно и что угодно, только не я сама". Война была проиграна до начала. Случившееся - не только противостояние провинциального и столичного, бизнеса и культуры и т.п. Пермская ситуация сконцентрировала в себе всё - от банального воровства местных чиновников от культуры до искреннего желания москвичей творить добро за чужой счёт. Поскольку приговор оглашён, обжалованию не подлежит и пунктуально приводится в действие, я скоро выставлю на своём сайте подборку своих материалов об этом - просто так, лично для себя, на память о своей жизни в Перми. Если захотите, то сможете прочитать и сделать выводы самостоятельно.
Алексей, добрый день! Скажите, в Ваших планах может появиться художественная книга об истории Южного Урала? За это лето открыл для себя Вас, начал с "Кораблей", потом "Географ", "Общага". Но это все было про наше время (кроме фантастики, конечно). А после "Сердце пармы" и вчера закончил "Золото бунта". И еще хочется. У нас ведь тоже была история на юге Урала. Вам спасибо за книги. Для меня вы живой классик.
Уважаемый Евгений. Спасибо. Хотя не надо столь пышно. Вряд ли я буду писать об истории Южного Урала что-то художественное. Но вообще, в духе книги "Хребет России", - очень бы хотелось. Пока что меня больше всего в Южном Урале интересует история Башкирии и пугачёвщина. Ну, а горные заводы - старая любовь. А будет ли что-нибудь реализовано - не знаю...
Знаете, Алексей, я уже несколько лет была увлечена учениями Рерихов, Блаватской, всякими "ченелингами", меня это так все интересовало, завораживало, а этим летом прочитала Ваши книги (пока только "Географа" и "Золото"), и меня как будто ушатом холодной воды облили, привели в чувство и поставили на ноги. Спасибо Вам большое, Вы даже не представляете -какое СПАСИБО. Скажите, а Вы сами когда-нибудь увлекались "нетрадиционной религией", и стоял ли для Вас вопрос: где правда?..
Уважаемая Людмила. На первый ваш вопрос, который я здесь не привожу, я отвечать не стану - слишком лично. А про всякие учения... Я ими никогда не увлекался. Все они всегда казались мне "самопалом", самоделкой. Как, например, и свидетельства НЛО. Слишком очевиден непрофессионализм выдумщиков. Мякина, на которой не хочется "проводиться". Насколько скромно дарование Рериха как художника, настолько же скромно дарование как философа. Опять же - разница культур. То он европеистый "мирискусник", а то гималайский мудрец. Лично для меня вся волна этих эзотерических учений - постмодернизм первого явления, игра с чужими текстами, а не собственный продукт ума и души. И конспирология в духе Блаватской - ложное объяснение мира. Поиски секрета вместо поисков смысла.
Уважаемая Светлана. Я стрелец, но в гороскопы не верю.
Уважаемый CENT. Спасибо за ценные разведданные. Вообще-то я польщён, что "Общагу" начитала какая-то серьёзная контора с хорошим артистом.
Уважаемый Алексей, мне кажется, что Вы зря отказываете Моржову в творческом мировоззрении. Предпосылки к тому, чтобы он им обладал умение видеть в цвете и объеме, достраивать, додумывать, синтезировать. Чтобы видеть, нужно отдалиться, быть невовлеченным, наблюдателем. Нормальный научный эксперимент в обязательном порядке требует творческого подхода. При этом музыка считается, законы перспективы учитываются, и все замыкается на способность человека дать собственную оценку происходящему (например, в виде картины или академической теории) и донести ее до общества. Все перечисленные Вами причины: сознательный выбор бездуховности, перестановка пикселей, постановка опытов над людьми ничто из этого не вступает в противоречие с изначальными установками личности. Вот смотрите: пиксельное мышление это способ выживания в темном царстве , рождается человек, который видит не мозаично, а в объеме и чтобы выжить ему нужно как-то мимикрировать под общество, учитывать чужие пиксели и, где получится, навязывать свои, но то, что неестественно нельзя выносить долго. Человеку, натасканному в силу профессии на анализ и синтез (но не на бух.учет и аудит), гораздо сложнее себя обманывать. С пикселями хорошо выживать, но противопоказано развиваться. Творчество меняет душу. Другое дело, что у всех разный строительный материал. Бывает желания сотворить полно, а, грубо говоря, потенции немножко: ухо не слышит, рука не держит, чувства подводят, при этом амбиции большие. Вот тогда без пиксельного мышления никуда, себя нужно оправдать. Только это уже не творчество, это технология. Я считаю, что Моржов мыслит именно, как художник, а то, что пытался встраиваться в пиксельную картину и ей управлять так не получилось в конце концов встроиться-то, молод был, наивен, в омут с красотой-то! . Шикарный роман у Вас получился, спасибо Вам большое!
Уважаемая Светлана. И вам большое спасибо. В том, что Моржов - человек творческий, я с вами абсолютно согласен. И вы очень хорошо и правильно всё написали, я тоже так думаю. Просто я хотел сказать, что "Блуда" - это роман не о конфликте творческого человека с миром обыденности. Всё-таки "Блуда и МУДО" - не "Луна и грош".
Здравствуйте, Алексей Викторович! Тут пару страниц назад задавали Вам вопрос про "Общагу-на-крови", реальные ли события описаны, и что, мол, "в наше время такого нет". Вот что я скажу: "Общага..." прочитана мною буквально сегодня (со вчерашней ночи на сегодняшнее утро); это вторая Ваша книга, прочитанная мной (первой была "Географ глобус пропил" пару лет назад). И суть в том, что всё в жизни поколения нынешних 20-25летних не только и_м_е_н_н_о т_а_к, как написано в "Общаге...", но ничего и не изменилось за эти, видимо, почти 20 лет (если "Общага..." была написана в 1992). Каждое изречение из уст Ваньки, Лёли, Нели, Отличника мне знакомо; вокруг меня очень похожая интеллектуальная среда с похожими метаниями, устремлениями, надеждами, мыслями; некоторые пассажи изложены почти слово в слово, как будто Вы подслушивали - скажем, рассуждения о Даре. (А когда появилась героиня с таким же именем, как у меня, с похожим характером и с идентичной внешностью, мне стало очень жутко, как-никак дело уже шло к четырём часам ночи. Мистика какая-то, однако.) Это мы, Алексей Викторович... Только нам чуть-чуть менее страшно, чем вашим героям. Социум давит на нас чуть-чуть меньше. У каждого из нас есть своя квартира, где мы можем спрятаться, как в скорлупе, и переждать бурю. Нам чуть-чуть меньше надо терпеть зло и чуть-чуть больше у нас сил любить. Мы пишем... Мы пытаемся искать эту самую истину, за которой так мучительно гонятся герои "Общаги...". Только жизнь нас не так сильно треплет, не так мешает искать, хотя бывают и гонения, и унижения, и сумасшедшими называли, и по милициям, и по деканатам, и прочие приключения. Вот этот абзац полностью отражает нашу суть: "Мы ведь изначально отравлены, и я отравлен, жертвой этой отравлены, вопросом отравлены, истиной отравлены... Не можем жизнь принять по-человечески, потому что не знаем - зачем добро? отчего зло? где бог? откуда смерть?.. А ответ узнать можно, если только к жизни присмотришься, бережно, экономно жить будешь... Не зная истины, не можем жизнь любить, жизнь ценить... А не любим ее, не ценим ее - вот и не можем познать истины... Заколдованный круг..." Я пока ещё только начинающий прозаик, никаких особенных публикаций не имею, но во мне живёт неутолимое стремление - написать роман о таких - "отравленных", а ещё лучше - такой роман, который бы мог очистить кого-то от "отравы"; "Надо нового, настоящего, сильного,свежего... Надо другого, чего угодно - хорошего или плохого, но другого... " Надо "душевной рвоты", чтобы вырвать эту отраву из себя, эту неприкаянность, эту боль, этот недостаток любви (боящийся несовершенен в любви). А пока наша боль становится нашей же песней. Жаль, что Вы живёте далеко... Хорошо, что есть хотя бы такая возможность диалога. А так бы прийти и говорить, говорить, говорить с Вами!.. Или, наоборот, просто помолчать, сидя рядом. Впечатление от "Общаги..." - как у человека, участвующего в первом контакте с внеземной цивилизацией: "Мы_не_одиноки_во_Вселенной". Приём?.. =)
Дорогая Серафима. На ваш "Приём?" отвечаю "Есть контакт". Моя прошедшая молодость срезонировала на вашу цветущую. Не повторяйте ошибок нашего поколения, удачи вам и берегите себя!
Уважаемый Виталий. Леонид Парфенов несколько раз говорил, что премьера состоится в середине октября.
Уважаемый Алексей Викторович! Так получилось, что весь "кризисный" год я очень мало бывал в России. Не имея собственного опыта, рискну обратиться к Вашему (так как готов подписаться под каждым словом "Блуды" о "здесь и сейчас" ). Меняется ли что-нибудь в нашем обществе, в образе мыслей людей, в их поведении или кризис - это-таки дед с клюкой?
Уважаемый Владимир. Как-то боязно отвечать за всех... Но мне кажется, что кризис - не та штука, которая отучит Россию жить как попало. Лично у меня ощущение, что смердит всё сильнее. Может, и вправду всё разлагается, а может, это просто у меня расширился кругозор, и в его поле дряни попало больше, чем хорошего. Впрочем, можно успокаивать себя "законом Старджона": "любая вещь на свете на девять десятых состоит из дерьма". Мрачный ответ получился.
Уважаемый Алексей! Хотел задать совершенно другой вопрос, но просмотрев первую страницу, наткнулся на очень интересные строки: "Русский отряд после стояния на Угре гнался за Ахмад-ханом, ханом Большой Волжской орды, до Уфы, а дальше перепоручил преследование союзнику Ивана III тюменскому хану Ибаку, который и убил Ахмада в своих владениях в 1481 году." Убийство Ахмада Ибаком и ногайскими мырзами - известное дело, а вот точных сведений о том, где это произошло, я ранее не встречал. Буду крайне признателен, если сможете указать источник, хотя бы приблизительно. Понимаю, что не это совершенный офф-топ, но эта информация очень важна для меня.
Уважаемый Александр. Я никогда особенно не фиксировался на вопросе, где Ибак убил Ахмада. Сейчас посмотрел специально и увидел, насколько противоречивы источники. В Истории Югры (Екатеринбург, Волот , 1999) Ахмада убивает Ибак соответственно, в пределах Тюменского ханства. Правда, в том учебнике не говорится, что Ибак был одновременно и Ногайским ханом, и ногаи подчинялись тюменцам, а ханство их в то время тоже считалось тюменским. В Истории Урала (Екатеринбург, Сократ , 2004) сказано, что Ахмада убили Ибак и Менги-Гирей на территории Большой Волжской Орды. Но подробнее всего об этом событии рассказывается в Истории татар Западной Сибири (автор Габдельбар Файзрахманов, Казань, татарское книжное издательство, 2007, С.123). Цитирую: В 1481 г. ногайские мурзы Муса и Ямгурчи предприняли поход против Ахмада, возвращавшегося с берегов Угры после неудачного для него угринского стояния , где активно действовал тюменский хан Ибак. В результате нападения в районе Белой Вежи Ахмад был убит Ибаком . Оттуда же стр. 121: В конце 1460 начале 1470-х годов мангыты признали над собой власть Ибака, правившего в Кок Орде. В начале 1480-х годов они помогли Ибаку занять престол более богатого и обширного Тюменского ханства. Ногайские правители сыновья Ваккаса братья Муса и Ямгурчи одновременно стали беклярбеками Ибака. Ибак стал ханом не только Тюменского ханства, но и правителем Ногайской орды. В русских источниках, кроме сибирских летописей, Ибак зовётся царём ногайским . Ногаи входили в состав Тюменского ханства номинально, исходя из политических соображений. Сотрудничество правителей было скреплено женитьбой Ибака на дочери Ваккаса .
Добрый день, уважаемый Алексей! Думал обойтись записью в гостевой , но - видимо, больше получится. 1) Спасибо за столь развернутый ответ по уральской культуре. Неожиданно и когерентно (формулируя просто - физика: параметры волны, равной материнской, порожденной при разветвлении потоков ) 2) Не кажется ли Вам, что ответ про мозаику цивилизационных форм Урала эквивалентен мозаике цивилизационных форм России. И это как при атаках с южных (во всех возможных смыслах) границ страны, так и при атаках с границ страшного Запада? Прошу прощения за провокацию Впрочем, это ее возмездие?... 3) Про Всеволода вспомнилось по ходу человека чрезвычайной требовательности к тексту писателя стих Вознесенского восьмидесятых годов прошлого века дословная фраза Вашего ответа от 15.08.09, в стихах: Дорогие литсобратья!//Как я счастлив оттого, //что средь общей благодати // меня кроют одного. //Как овечка черной шерсти, //я не зря живу свой век — //оттеняю совершенство //безукоризненных коллег. 4) Опять-таки, поэзия 80-х Был такой (и есть!) хороший поэт Олжас Сулейменов. Написал поэму Аз и я с очевидным контекстом в прочтении. Я пытаюсь быть учеником, совершенствующим аллитерацию: Премия - Пермь и я , в формате контакта отец-сын Спасибо.
Уважаемый Алексей. Рад за "когерентность". Я считаю, что "мозаичное устройство" Урала вполне репрезентативно для "мозаичного устройства" России в целом. Другие конфигурации и размеры стекляшек, другой узор - но те же самые цвета. "Тюрксский" и "европейский", "свободный" и "рабский", "государственный" и "частный" - и так далее.
Уважаемый Алексей! Только что дочитал "Общагу-на-крови". После "Географа" и особенно "Блуды" впечатление довольно смешанное. Хотя, наверное, сравнивать книги, написанные с интервалом в полтора десятка лет, неправильно. Для меня остались непонятными мотивы четырех почти взрослых людей, которые переложили ответственность за свои поступки на первокурсника. Причем, совершенно, сознательно и буквально. Что это за мессианство? Возможно, не стоило воспринимать это буквально. Но для меня-то наша институтская общага была вполне реальным зданием, ничуть не иносказательное, и люди там были вполне живые. Хотел ещё сказать о "Блуде". На мой взгляд, совершенно особая книга, которую раскрываешь по настоящему далеко не с первых страниц. "Дубровский берет ероплан, Дуброский взлетает наверх" - вот, пожалуй, какой рефрен я увидел, когда дочитал книгу. Из обычного живого человека в обычном городе получился персонаж героического эпоса - удивительно и очень естественно.
Уважаемый Александр. Большое спасибо за "Блуду". А с "Общагой" вы правы. Молодые люди увлекались рассуждениями о боге, воле, таланте и прочем. Им пришлось совершить подлость. Признаться в этом не нашлось сил. Ну, и спихнули вину на бессловесного товарища, объяснив всё возвышенными причинами - и тем самым дискредитировав свои предыдущие рассуждения. Такова "конструкция" романа.
"В результате нападения в районе Белой Вежи Ахмад был убит Ибаком" - в этом, как говориться, вся петрушка. Обычно Белую Вежу интерпретируют как место в бассейне Дона. Если этот топоним встречается в Приуралье - это действительно интересно и многое объясняет. Большое спасибо за подробный ответ!
Уважаемый Александр. Нет, в Приуралье такого топонима нет. Имеется в виду та самая Белая Вежа, которая идентифицируется как хазарский Саркел, ныне на дне Цимлянского моря. В "Истории Урала" сказано, что после "стояния на Угре" Менгли-Гирей разорил польских союзников Ахмада - видимо, вот так войска русских союзников и занесло на Дон. Утверждение об Ахмаде на Уфе я взял то ли из "Христианской истории Урала" А.Бакова (журнал "Уральский областник", Свердловск, 1991), то ли из работ Л.Сонина об истории Урала (журнал "Урал", тоже начало 1990-х). Книга Г.Файзрахманова вышла в 2007 году, а я писал роман в 1995-2000 годах, пользуясь только доступными источниками.
Здравствуйте, Алексей. Ваши книги, как я уже упоминал, читаю только в электронном виде. Нахожу их часто в интернете. Я понимаю, что за сетью не уследишь, и Вы наверно и сами не знаете, как тексты туда попадают. Но "Географа" я видел на диске в mp3. Надеюсь, хоть в этом случае у Вас спросили согласия?
Уважаемый Сергей. В аудиоформате у меня официально изданы "Географ", "Золото" и "Парма". В и-нете я видал в аудиоформате "Общагу" и "Землю-сортировочную". Это кто-то начитал их по собственному почину. Ну и ладно, мне не жалко.