Уважаемая Ксения. Сразу столько больших вопросов... От "худ.текстов" я ушёл по очень простой и не совсем логичной причине - "душа не лежит". Потом, наверное, вернусь. Урал для меня - знакомый мне культурный полигон, пригодный для любых интерпретаций. Урал одновременно и в равной степени необыкновенно самобытен - и репрезентативен как типичный российский локус. Я, вроде бы, не говорил, что Чусовая - мерило истории. А если и говорил, то это - фигура речи, высказывание более публицистическое, чем историческое. Я говорил, что Чусовая - квинтэссенция Урала. То есть, всё, что происходило на Урале, так или иначе представлено в истории Чусовой. Жаль, Ксения, что в ваш диплом не попадут тексты, которыми я горжусь, - "Хребет России" об Урале и "Дорога единорога" о Лысьве. Они будут изданы осенью. Но ничего. Удачи вам.
Добрый день, Алексей! Еще об интеллигентности и пассионарности при обсуждении личности кн. Михаила Пермского. Я согласна, что люди могут существенно влиять на ход исторических событий и без пассионарности, при всей любви и уважении ко Льву Николаевичу Гумилеву. Все-таки пути воздействия на историю могут быть разными: кто-то идет напролом, а кто-то долго и методично пробивается. Кто скорее добьется успеха? А может, как раз тот, кто постепенно? По крайней мере, мировой-то опыт указывает как раз на это: путь реформ гораздо более эффективен, нежели путь революций. Как Вы сами относитесь к вопросу о роли личности в истории? Понимаю, что вопрос слишком обширный, ну хотя бы несколько слов.
Уважаемая Анна. Действительно, ваш вопрос очень обширен. Я считаю, что не бывает истории без личности. Но и личность на одной своей пассионарности историю не сделает. Видимо, история всегда сумма объективного хода вещей и субъективной воли. Перемножаясь друг на друга, ход вещей и воля пассионария рождают историю. Но это - в идеале. В реальности всё сложнее и запутаннее. Эволюционный путь я считаю более разумным, чем революционный. "Тише едешь - дальше будешь". Хотя иной раз терпеть нет сил - вот и вспыхивает бунт. А князь Михаил, по большому счёту, сторонник пути дао, а вовсе не идей революции или эволюции.
Уважаемый Алексей Викторович! У меня нет на руках Вашего романа "Сердце Пармы" мне очень бы хотелось получить монолог или даилог двух героев этого романа,по моему Вольги и Калины,где второй как мне понится сказал так первому"когда ты не мало уже помотавшись по белу свету попадёшь наконец таки в то место где тебе будет спокойно и уютно Ты Должен Встать Крепко на обе Ноги и Спокойно и Совершенно Рассудительно сказать Самому Себе же в Первую Очередь-Это Моя Земля!И Здесь я хочу Прожить Остаток Лет так дано мне на этом Свете!"-это я писал по памяти т.с. Мне бы хотелось получить этот диалог с первоисточника так что ли сказать или где мне можно его найти что бы не затрачивать много времени?Прошу Прощения за ленность! С Уважением Дмитрий!
Уважаемый Дмитрий. Войду в положение вашей лености. Вот этот фрагмент - из главы "Узкая Улочка": - Как излечиться? угрюмо спросил Вольга. - Я тебе скажу, как считаем мы. Все душевные болезни лечатся любовью к родине. Перестань врать себе и другим, трезво оглядись по сторонам и зажги в своем сердце эту любовь ты удивишься, насколько проще тебе станет жить и как ясен сделается мир. - Как я зажгу эту любовь? недоверчиво спросил Вольга. - И к чему? - Родину не надо искать или выбирать. Она найдется сама, когда ты станешь готов принять ее. И мне кажется, что ты готов. Теперь только встань на землю обеими ногами и скажи себе: Здесь моя родина - и проживи на ней всю жизнь. Это уже не трудно. Вольга стащил сапоги и обмотки, поставил босые ноги на землю и сказал: - Здесь моя родина. Ну, что дальше? Мне не стало легче. Человек усмехнулся. - Вот и все. Это самое главное. Теперь у тебя есть друзья и враги, и не надо ломать голову, путаясь в своих отношениях к людям. Сейчас набирайся мудрости, чтобы прожить с друзьями, и мужества, чтобы поднять на врагов меч. Вольга опешил. - Дрянь ты человек, - горько сказал он. - Я тебе душу открыл, а тебе-то от меня только и надо было, чтобы с вами встал на защиту Искорки - Мужество ты в себе найдешь, а мудрости в тебе пока нет, - вставая, сказал человек. - Но мы не женщины, чтобы обретать мудрость за одну ночь. Живи.
Уважаемая Вера. Про себя и Московский кинофестиваль я пока не знаю, хотя знаю, что фильм "Царь" должен его открывать. Вообще-то мне тягостны все эти пафосные тусовки и презентации. А про "плохую драматургию"... Я бы хотел, чтобы люди разделяли понятия "не понравилось" и "плохо". Не всегда одно зависит от другого. Для "не понравилось" надо посмотреть. А для "плохо" нет особых поводов, если уж фильм представлен на столь статусных фестивалях. Вполне справедливо иметь претензии к драматургии, но уж не до степени сочувственного похлопывания по плечу: "Да-а, облажался ты, брателло..."
Уважаемый Алексей Викторович! В вопросе про "плохую драматургию" не было никакого сарказма. Дело в том, что я - поклонник Вашего творчества - "Царя" ждал и жду с нетерпением. Поэтому был расстроен, прочитав рецензии уважаемых мной критиков. Хотел получить информацию "с другой стороны баррикад". В конце концов, Рейган не впечатлил лошадь Фолкнера... Но увы... Смею предположить, что и предыдущий вопрощающий фильма пока не видел, поэтому "бред" или нет - трудно судить. Надеюсь, впрочем, что "бред". Вопрос про кинематограф: Получили ли Вы удовлетворение от работы в кино? Собираетесь продолжать? Не поделитесь планами?
Уважаемый Владимир. Знаете, вокруг Царя создаётся какая-то странная атмосфера, хотя никто, в общем, фильма и не видел. Вроде бы, участие в Каннах, уважаемый режиссёр, супер-профессиональный оператор, звёздный состав актёров И туманные претензии, брюзгливый тон, немотивированный скепсис. Пожалуй, я закрою тему Царя , пока сам его не посмотрю. А работать мне понравилось, собираюсь продолжать, но о планах рассказать не могу таковы условия контрактов.
Здравствуйте, многообожаемый Алексей Викторович, Спасибо, что Вы есть, как-то слишком банально звучит, и не Вы этому награда, а Ваши родители, но Вы вдруг откуда ни возьмись, таких людей на Земле мало, существенных. Откуда взялось имя Тичерть, Почему Строгановы - да, а Демидовы - не то, что бы, еще очень много вопросов именно для Вас. Только Вы один можете ответить, не правильно ответить, не красиво ответить, а именно - ответить. Спасибо, с уважением.
Уважаемая Светлана. Как-то уж вы слишком всё пышно и витиевато... Имя Тичерть я придумал по аналогии с названиями речек - Кишерть, Сысерть, Бисерть. А определение "ламия" - по аналогии с другими названиями речек - Ария, Лопсия, Тальтия. Потом оказалось, что ламии были в Древней Греции. К своему стыду, я про это не знал.
Алексей,как и Ваша, жизнь моя прошла почти по тем же тропам: истфак, туризм, архив, где вся история России прошла по сердцу, снова туризм (экскурсии по Уралу). Благо, что появились ваши книги, наслаждалась. Работая в архиве в Кургане, чувствовала и была уверена, что надо сохранить наше прошлое (документы), в огромном Челябинске такой уверенности нет. Если говорить о советском периоде, вообще о 20 веке, чем, на Ваш взгляд, можно затронуть людей? А надо ли всегда только о прошлом? О многом ещё хочется спросить, поразмышлять, буду бесконечно рада получить хоть какой-нибудь ответ.
Уважаемая Елена. Спасибо. ХХ век необыкновенно разнообразен - сложно сказать, чем "можно затронуть людей". Современность же - при всей моей любви к истории - и вправду интереснее прошлого. А когда понимаешь "детерминированность" современности прошлым - интереснее вдвойне.
Здравствуйте. Джон Стейнбек высказывался так: "Плохой роман должен развлекать читателей, средний воздействовать на их чувства, а лучший озарять им путь." Насколько Вы согласны с этим утверждением? P.S. Вопрос появился из поверхностного сходства главных героев "Географа..." и Стейнбекской "Зимы..." - на их сходстве и отличиях большая почва для любителей писать национальные характеры.
Уважаемый Илья. Я полностью согласен с мнением Стейнбека. Хотя на эту тему можно придумать и много других красивых фраз. А "Зиму" я читал очень давно - лет 15-20 назад, почти ничего не помню.
Уважаемый Владимир. Фильма я пока не видел. Да и некорректно мне высказываться о нём. А про плохую драматургию... Ну что ж, как известно: "я не полтинник, чтобы всем нравиться". Для жюри Каннского фестиваля драматургия ничего, прокатила. Я понимаю, что там требования несравнимы по высоте с требованиями обозревателей или ЖЖ-юзеров, но меня и это утешает.
Два уральских эпизода. Я и бабушка пошли за грибами. Место -Кузьминка впадает в Гаревую. Ландшафт -угор, спадает к Каме. Лес, место сто на двести, и мы там заблудились. Ходили там часа три. Самое смешное - по уму, вниз - Кама, вверх - поле. А мы выйти не можем. Овраги страшные (не видел потом никогда). Бабушка страшно заматерилась, и вышли мы на просеку электропередач. Второе - брат и сестра шли из Семенцев до Аверино. Вдруг - устье Кузьминки. Прошли мимо Аверино! Им тогда лет по 10-12 было. Брат скомандовал - одежду на левую сторону переодеть. Вышли к дому бабушки. Леший водил, и водяной. Место такое. Если Вам интересно, узнаю подробности. Брат у меня, хоть и железнодорожник, но все все вещи эти помнит. Ему 37 лет, и он нехотя рассказывает, только мне.
Уважаемый Константин. Вы знаете, у Владимира Даля - автора знаменитого словаря - есть книга "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа". И там описаны точно такие же случаи: заблудились в трёх соснах, пронесло мимо знакомого места... И способы борьбы с такими чудесами - абсолютно точно те же: ругаться матом, вывернуть одежду. Ваши рассказы - как археологическая находка.
Здравствуйте уважаемый Алексей! Прошу вас не обижаться на на вопрос про конъюнктуру? Нет - так нет. Хотел просто узнать, все ли у вас написано так, как вы хотели или рынок оказал влияние. "Чердынь - княгиня гор" ведь периименовали. Другому человеку я бы такой вопрос вряд ли бы задал? Вы как мне кажется, отвечаете искренне. А про клещиков тема как мне кажется интересная, возьмете потом, да напишете повесть про борьбу советских ученых и разведчиков с происками японских милитаристов на Урале. Информация по этой проблеме все-равно где-то есть. Гипотеза про японцев подарена также человеком из "суперсемидесятых". Еще хотел спросить, были ли на самом деле у вогулов спецчасти на лосях или это вымысел?
Уважаемый Александр. Я уже много раз отвечал на этот вопрос. Отвечу снова - кратко. Лоси поддаются приручению. Сейчас в России есть две лосефермы - в Печоро-Илычском заповеднике и, кажется, под Костромой. Прирученные лоси многократно фигурировали в истории боевых действий - и в Финской войне 1939 года, и в Северной войне Петра I. Археологические данные свидетельствуют, что и в средневековье у уральцев были прирученные лоси. Их кости на святилищах находят там, где кости домашних животных, а не там, где кости диких животных. Всё остальное в романе - вымысел.
Уважаемый Алексей! Спасибо за Ваши произведения! Прочёл пока Сердце Пармы , Золото бунта , Блуда и МУДО и получил удовольствие, какого от современной русской литературы давно не испытывал. Тем паче, что погружаясь в миры Ваших книг, нахожу там много близкого для себя как в лично-биографическом, так и в познавательно-мировоззренческом планах. (Похожее ощущение было после знакомства с мирами Борхеса). Сейчас странствую по Message: Чусовая (СПб, Изд. Дом Азбука-классика , 2007). Позволю себе указать на фактическую ошибку в книге. На стр. 180 в последнем абзаце Вы упоминаете 1597 и 1598 годы, увязывая их с деятельностью Ивана Грозного. Согласно традиционной истории Иван скончался 18 марта 1584 г., после чего до 7 января 1598 г. царём был Феодор Иоаннович. К сожалению, такие огрехи задевают глаз и чуть портят общее впечатление. Впрочем, может быть, эта ошибка уже исправлена. С уважением и предвкушением новых открытий в путешествиях по Вашему Космосу
Уважаемый Михаил. Спасибо за хорошее отношение к моим текстам. А на эту ошибку мне уже неоднократно указывали читатели. Я уже её несколько раз прокомментировал. Жалко только, что редактор "Азбуки" был не таким внимательным, как читатели.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Солидарен с мнением Анны о том, что Михаил больше похож на интеллигента, чем на средневекового феодала. При анализе тех немногочисленных фактов его биографии, которые нам известны, наиболее интересным кажется его "амнистия" и возвращение из Москвы. Вам не кажется, что это объясняется тем, что Иван III понял, что только этот человек сможет удержать в узде диковатую периферию? И для этого нужен характер, не допускающий рефлексий? Про Ричарда Львиное Сердце говорили, что от его голоса приседали кони... Думаю, что человек, который смог бы удержать в кулаке такую специфическую территорию, которой в то время являлась Пермь Великая, должен был быть примерно таким же. Но, конечно, это касается лишь вопроса исторической достоверности; литература живёт по своим законам. С искренним уважением, Илья
Уважаемый Илья. Вообще-то русская история знает немало князей-"интеллигентов". Борис и Глеб, к примеру. Или Ярополк - брат князя-святителя Владимира. Дело не в "интеллигентности". И не в "эффективности" князя. Дело в его легитимности. Михаил был легитимен, другие князья - нет. В то время было обычной практикой вытащить местного князя в Москву и вынудить его дать присягу. А потом отпустить восвояси. В том же "Сердце пармы" вспомните историю с вогульскими князьями Калпаком и Течиком, которых отпустили из Москвы живыми и полновластными, хотя взяли в плен на войне как врагов. Вопрос с "отпусканием" князя Михаила - вопрос исторических реалий, а не литературы.
Здравствуйте, уважаемый Алексей! Спасибо за ответ, а то мы тут в праздники плавали по Серебрянной, так один матерый турист(он на самом деле матерый, из "семидесятников") рассказал, что уже смотрел "Хребет России" и он ему не понравился. Хотя вы сами наверное знаете, что среди туристов полно фантазеров-сказочников. Хотел спросить Вас о том, каким образом на Урале возник мощный эпицентр разгула клещевого энцефалита. Японцы? Может быть вы знаете об этом или у вас есть гипотеза? Ваше мнение меня интересует. Хорошо, что со здоровьем у вас все в норме. Интересная у вас переписка с Ю.М. Барановым получилась. Дядька -молодец, такими штуками занимается. Вас хвалить не буду - итак все хвалят, хотя вроде бы как по делу. Кстати на Серебрянной-серебрянке есть таблички и с обеими названиями.Еще один вопрос(прошу не обижаться): вы - конъюнктурщик? Надеюсь на ответ. Желаю крепкого здоровья и мощного потока творческого вдохновения.
Уважаемый Александр. Пожалуй, вы зря надеетесь на мои ответы. Я ещё не выработал теории про уральский очаг клещевого энцефалита. А про конъюктурщика решать вам, а не мне.
Уважаемый Алексей Викторович! Когда читала "Серце Пармы" у меня создалось такое впечатление, что князь Михаил Пермский скорее напоминает рефлексирующего интеллегента, чем средневекового князя. Хотя он и называется в тексте "книжником". Все его поведение: с женой, с сыном и дочерью несколько не такое, какое сложилось бы при княжеском воспитании в то время, но это только сугубо мое личное мнение и впечатление. А вот вопрос: Вы так его и задумали или он по каким-либо причинам таким "получился"? С уважением, Анна
Уважаемая Анна. Да, я его таким и задумал. Хотя я не выбирал. Я тщательно изучил исторический материал и удивился сам, когда понял, что фактам жизни князя Михаила Пермского, которые известны историкам, соответствует именно такая личность. Сейчас мы называем подобных людей интеллигентами, а в принципе - это просто люди с умом и совестью, но без пассионарности, без напора.