Уважаемый Александр. Да, пишу книгу о Лысьве. Небольшую. Она будет "краеведческого толка" - но, надеюсь, написанная художественно. А когда выйдет - не знаю, наверное, к осени.
Алексей Викторович! Прочитала роман "Блудо и мудо". Да, круто. Хотя не думаю, что поняла, о чем роман. А что же поняла? (Ну как смогла) Моржов - это не Терминатор, не Алеша Карамазов, но он, типа, спасает людей. Это человек, обычный по "экстерьеру", но , все же, необычный тем, что относится ко всему деятельно-альтруитивно и при этом адекватно предлагаемым обстоятельствам. Моржов не антигерой. Значит, он Герой, но я не поняла: Герой и его гиперсексуальность это вещи "совместные"?
Уважаемая Ирина Владимировна. "Продолжаем разговор", как говорил Карлсон. Моржов является носителем системы ценностей индустриального общества, где "я плачу и получаю удовольствие". По гендеру этот принцип - мужской: насилие. Маскулинность социального поведения подчёркивает гиперсексуальность героя, лопающего виагру. Противники Моржова - представители постиндустриального общества, где принцип - "я получаю удовольствие, а мне за это платят деньги". Это коррупционеры, которые получают деньги за удовольствие иметь власть: чиновничью или милицейскую. Но это поведение по гендеру - женское: проституция. Поэтому в романе так важна проститутка Алёнушка.
Уважаемая Ирина Владимировна. Объяснять такие вещи - немножко нелепо, потому что всегда приходиться упрощать. Но я попробую. С художественной точки зрения пистолет нужен по двум причинам. Первая: Моржов - настоящий человек, но ненастоящий герой. Чтобы выглядеть героем, он имеет "подпорки", о которых и говорит - виагру, кодировку, банковскую карту, пистолет. Он - "картонный" герой. Но только настоящий человек со всеми его слабостями может выдать себя за героя, чтобы ближним стало лучше. Вспомните, например, "Комедиантов" Грэма Грина или наш фильм "О бедном гусаре замолвите слово", где актёр Бубенцов выдаёт себя за карбонария. А вторая причина - пистолет Макарова, ПМ, является вещественным аналогом явления, которое я назвал "пиксельным мышлением", тоже ПМ. И в финале Моржову не нужно ни пистолета, ни пиксельного мышления. Он становится настоящим по-настоящему, когда убивает подонка голыми руками и по логике, в общем, священного, не-"пиксельного" гнева.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Пишет вам студентка 5 курса ПГПУ. Моя руководительница по диплому Абашева Марина Петровна дала такую тему: "Жанр фэнтези в романе "Сердце Пармы"... Если честно, у меня получается ужасный диплом... а 27 мая уже защита... Ведь столько разных мнений, что просто путаешься! Вы сами сказали, что фэнтези в вашем романе - это просто ПРИЕМ. Но где же еще насобирать 40 страниц текста???... Если честно, мне немножко стыдно признаваться вам, что веду исследование по вашему роману... Но просто хочется услышать совет или какое-нибудь веское слово, на которое ничего не сможет ответить моя руководительница... Заранее спасибо большое. PS. А диплом все равно придется дописывать... Такая доля студента.
Уважаемая Анна. А какое же веское слово я вам скажу, чтобы Марина Петровна не смогла ответить? У неё самой, между прочим, и своих веских слов хватает. Хотя, думаю, в том, что "Сердце пармы" - фэнтези, даже она меня не убедит. Я многократно говорил об этом и ещё раз повторю. У жанра фэнтези есть определённый набор признаков: изначальная незначительность главного героя, фетиш, квест, спасение мира в итоге. Приложите эту мерку на "Сердце пармы", и всё. Удачи вам.
Уважаемая Ольга. Мне эта тема тягостна и неприятна. Если вам интересно, посмотрите на сайте газеты "Новый компаньон" или в блогах.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Недавно здесь были помещены фотографии со спектакля по "Географу". Спектакль не видела, но фото вызвали реакцию "что это за ...?!", а надписи на спинах актёров "Ветка - проститутка" или, простите, "Анфимова - в е р т и п о п а я" просто повергли в шок... А как Вы оцениваете данный спектакль?..
Уважаемая Мария. Я даже как-то растерялся... Спектакля я не видел, но сценарий мне понравился, фотки тоже, и отзывы на спектакль - очень положительные. Ежели в спектакле не всё в точности по роману - ну так и что? Постановка - совсем иной жанр. И автор спектакля - уже другой творец. Лишь бы получилось хорошо, а близко или далеко от первоисточника - не важно.
Уважаемый Алексей, про правила этого сайта знаю, потому не отвечаю на вопросы оппонентов. Но от комментария не могу воздержаться. В отличие от мужчины, спрашивающего у ребенка "зачем ты устал?", я знаю "зачем" задаю вопросы писателю. Вопрос-мозаика, составляется портрет. Пусть вопросы кому-то кажутся общими, трудными, пустыми,бесполезными, неудобными, но ответы на них открывают историю души, самое интересное для меня в каждом человеке. Женщина, спрашивающая у незнакомого человека, "почему адвокатов подозревают в связях с дьяволом", заставляет меня думать, что и я подвержена социофобии (если не так кого-то поняла, то лучше вырезать лишнее, Алексей. Меньше всего хотелось бы копить на этом сайте недопонимание, колкости, разддражение, нападки; не для того существует эта страничка). Если у Вас, Алексей, есть время и желание пояснить неожиданное обращение Вашей читательницы ко мне,то подскажите, стих (небесталанный, но слабый в конце и со странной последней строчкой), имеет отношение к вопросу про адвокатов? Если не сочтете возможным пояснять, то и ладно. А вопросы к Вам такие. Почему считаете понятие "счастье" плоским? Как Вам название спектакля про географа "История мамонта"? Вы видели спектакль? Фотографии экспрессивны, заставляют верить, что студентам удалось быть органичными и сохранить атмосферу книжного "Географа". Вот только глядя на них (на фотографии), я вдруг пожалела описания природы. На них в тексте останавливалась и с наслаждением перечитывала.
Уважаемая Галина. Я не считаю понятие "счастье" плоским. Просто там, где это прозвучало, объяснять всё счастьем слишком плоско, ситуация глубже. Спектакль я не видел. Название "История мамонта" мне нравится. По-моему, это изящная отсылка к "Истории лошади".
Вообще здорово, что Вы пошли дальше Бажова. Я имею в виду описание уральской жизни. Здесь, у нас, какой-то переплав народов. Причем, не городская мешанина, а что-то такое, не пойму сам. Насчет крепостничества. Я хотел сказать, что люди, работая не на земле, а на заводах, приобретали другие качества, свойства характера, отличные от русских крепостных. Плюс общение с другими культурами, другим отношением к жизни. Перемес такой человеческий. Заняться бы этим. Времени нет. А Вам желаю удачи. P.S. Интересно, что местные народы обрусачились, а русские пришельцы обместничались. Получилось что-то свое. А что получилось? Интересно так.
Уважаемый Константин. Мне - тоже очень интересно. Именно об этом, о ментальности и этнике Урала, я писал и в "Уральской матрице", и в "Хребте России".
А как Вам вот это? Тоже наш Урал. Круто! "Здесь, в уральской глуши, местные большевики и комсомольцы хоронили портрет вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. По воспоминаниям старожилов: Январским вечером 1924 года возле здания клуба собралось много народа. У многих на руках были повязки. На черных с красной окантовкой повязках красными ленточками или красной краской выведено Ленин . У здания клуба, возле церкви и дальше на всем пути горел в глиняных плошках огонь. Люди шли организованно, молча. Впереди всех несли портрет Ленина. На самой вершине горы была построена крыша на четырех столбах, под сводами которой висел портрет В.И.Ленина. Это имитировало могилу вождя. Долгое время на горе, в день похорон В.И.Ленина, проводился митинг. А у горы появилось новое название Ленинская . Ленинская горка позднее в народе получила другое название, стала еще и Московской".
Здравствуйте, Константин. Да, круто. Поделитесь, где это происходило и откуда вы взяли информацию? Я вот знаю водобные вещи. В Артинском заводе в 20-ых годах передовой бригаде вручали красное знамя, а отстающей рогожное. Или: когда в 1932 году в селе Байкалово объявляли о создании крупнейшего в СССР колхоза "Гигант", партсобрание проходило в церкви, а в алтаре висел портрет Сталина. Или: в краеведческом музее Челябинска выставлена одежда комиссара - куртка и штаны алые. Или: в том же Челябинске на Алом поле стоит памятник Ленина 1924 года. Тогда культ Ленина ещё не сформировался, никто не знал, как будет правильно почитать вождя, и памятник - какое-то дикое подобие египетской гробницы: пирамидальный, с гротом и обелисками. Я собираю такие характерные факты. Вдруг пригодится - очень же интересно, поэтому и прошу у вас комментарии.
Уважаемый Максим. Спасибо за хорошее отношение к этой повести, но продолжения не будет. Как-то уж возраст не тот, да и настроения другие.
Никак не могу определить для себя один вопрос. Можно ли считать Прикамье (Урал) таким местом, где кончалось человеческое рабство (крепостничество), и все, с ним связанное, и начиналась свободная жизнь. Такое переходное, плавильное место, где люди с новой душой получались. Может, у Вас есть какое-нибудь мнение по этому поводу? Просто гляжу на тех, кто в России живет, ведь совершенно другой склад характера у людей.
Уважаемый Константин. Согласен с вами про другой склад характера. Но Урал - не то место, где кончалось крепостничество. На Урале оно было ещё какое. Например, в "горнозаводской державе" рабочие крепостной зависимостью были прикреплены не к хозяину, как в России, а к заводу. Это и определило несколько иной, нежели традиционно-русский, ответ уральца на вопрос о свободе личности - краеугольный вопрос европейской этики. Потому уралец ментально и отличается от "средне-россиянина". Для Урала первым ответ на вопрос о свободе личности дал Ермак - потому и стал культовым героем. Но всё это - длинный разговор. Я обо всём этом писал и в "Уральской матрице" ("Неволя под ружьём", к примеру), и в книге "Хребет России", которая выйдет осенью.
Здравствуйте, Алексей Викторович, у меня к вам вопрос по поводу сложившейся системы отношений между Москвой и провинцией. Ситуация, мягко говоря, удручающая, виноваты в ней все до единого, и временами она напоминает какой-то плохой абсурдистский спектакль. Как если бы в гардеробе театра, где он идет, петелька решила, что она важнее плаща, и только благодаря ее заботам плащ не падает на пол в грязь. Хотя петелька и сделана из такой же ткани, что и плащ, она всячески подчеркивает свою исключительность, незаменимость для процесса висения, говорит, что в гардероб без петелек не принимают и хозяев таких плащей не уважают. И со стороны видно, что петелька невероятно цепкая, а плащ - висит как тряпка. Вот такая система, где равновесие держится на самодовольстве петельки и тряпкообразности плаща. Пропустив некотрый ряд риторических вопросов, задам следующий: где, по вашему мнению, у этой системы, Москва-провинция, слабое место, вернее та точка, работая над которой, можно заставить эту систему видоизменяться? Существует ли она вообще? Заранее спасибо за ответ.
Уважаемый Константин. Я только что отвечал на подобный вопрос... Не знаю. Есть, конечно, некие соображения, но всё это - прекраснодушная вера в лучшие качества человека, а не железная технология. Мне вообще представляется, что эта проблема не культурная. Это проблема гражданского общества. В гражданском обществе все его составляющие пользуются равным уважением. Ну, если упрощать ситуацию, конечно. Гражданское общество устроено без внешней иерархии, потому что в нём есть внутренняя иерархия ценностей. А если общество не-гражданское, то иерархии ценностей в нём нет (всё дозволено), но само оно иерархично. Наверху - те, кто имеет доступ к ресурсу, получившие этот доступ потому, что всё дозволено. Весь ресурс сосредоточен в столице. Соответственно, титул самых умных, талантливых и красивых автоматически присваивают себе те, кто в столице. Проблема культурного неравноправия - проблема неравномерного распределения ресурса, которое случается в отсутствии гражданского общества. Звучит механистично, хотя...
Как замечательно вы ответили на вопрос Михаила Павлюкевича! Вам аплодировали все мои друзья и коллеги, прочитавшие текст ответа. И если бы ваши слова можно было опубликовать в пермских СМИ, вам аплодировала бы вся Пермь (к вопросу о сторонниках). Скажите, есть ли, на ваш взгляд, простые и доступные способы изменить ситуацию? Как "пермякам сказать свое слово"? И зазвучит ли оно при таком отношении властей и сервильности прессы?
Уважаемая Алёна. Спасибо. Про способы изменить ситуацию я ничего конкретно сказать не могу. Я не менеджер, не политик, не законотворец. Я могу отвечать только, так сказать, в рамках "цеховой этики". Как "пермякам сказать свое слово"? Просто говорить. Если есть, чего, конечно. Не важно, как относится власть - да и с каких резонов ей свирепеть? А кроме сервильной прессы есть интернет и личное общение. И вообще: не только пресса "легитимизировала" сложившийся порядок вещей. Пресса, конечно, воспела пришествие "варягов", но она пела хором с культурным истеблишментом города. Свободу только отнимают сразу всю, а сдают всегда мелкими уступками. Мы теряем всё, потому что мы по одному теряем друг друга - мы друг другу не интересны. Вернётся взаимный интерес - будет сообщество, появится корпоративная солидарность, а за ней и гражданская позиция. "Варяги" пришли не на чужой хлеб, а на "пусто свято место". Например, в Екатеринбург, где писатели не только заседают и бухают, но, кажется, и пишут-то вместе, писатель-"варяг" не пролезет. Даже тихий Решетов там не угнездился.
Дорогой Алексей, одно очень знакомое издательство на вопрос, не отдадут ли мне на редактуру книгу одного очень любимого автора, ответило, что этот автор вообще не допускает редактора в текст, за вычетом технического минимума. Скажите, как Вы считаете, - нужен ли в тексте "второй глаз", и если да - то какой, или редакторов все же лучше истребить как класс, - чем с энтузиазмом занимается отечественное книгоиздание? В случае с Вашими книгами редактура была на пользу или во вред? Большое спасибо за ответ.
Уважаемая Ада. Я считаю, что редакторы необходимы. Конечно же, редактор не должен возомнить себя соавтором и должен понимать индивидуальный характер текста, - но это обычная редакторская профессиональная этика. В моём личном случае случалось по-разному. Точнее, всегда было хорошо, но порой вылезали косяки. Косяк, например, с переменой "о-ударного" в "у" в "Золоте бунта" - но я об этом уже писал. А сокращение "Сердца пармы" для издательства "Пальмира" - вообще редакторский подвиг Олега Дарка. Я считаю, что мне редактор нужен. Не потому, что я плохо пишу, а просто потому, что хороший редактор может улучшить и без того хороший текст. А хорошо мало не бывает.
Уважаемый CENT, примерно так же. Если я правильно расшифровал ваш самодиагноз.