Добрый день, уважаемый Алексей! Мои вопросы совершенно разные по смыслу и весу. Надеюсь, простительно не делать текстовой связки, а просто, по списку. 1) Противостояние Москва провинция . Этот источник энергии постоянно присутствует в Ваших произведениях. Особенно ярко для меня вспыхнули последние две статьи в предисловии к проекту Пермь как текст . Эта же вольтова дуга от Урала до Москвы жгла в Сердце Пармы (как-то плоско, но оставлю). Приезд Михаила Ермолаевича плененного в Москву: пик осознания кто кого, зачем и за что . Быков героем нашего времени считает раскаявшегося скинхеда, и Вы справедливо полагаете это столичной близорукостью. На мой взгляд, Блуда и МУДО - обличает новорусскость, но, конечно, прежде всего Москву. Вопрос: не кажется ли Вам, что этот диалог вечный и, возможно, по исторической своей сути, зарожден как продуктивный по типу катод анод ? (Этика здесь отдыхает). 2) Цитата: В гостинице Украина Моржов снял на всю ночь двух проституток и трахался с видом на Государственную думу . Я, видимо, зануда, но из гостиницы Украина вид - на Белый дом (здание Правительства). Дума существенно дальше и весь Новый Арбат ее капитально заслоняет. 3) Цитата: откалывала ледяные кусочки от огромных жерновов мороженого молока - это дочка Михаила в Сердце Пармы кормила-поила котенка зимой. Я вот все никак не пойму: как же можно заморозить молоко, когда корова его дает в теплое время (мороза-то нет!). Возможно, это какая-то хитрость? 4) Немножко истории советской. В 80-х годах прошлого века (а раньше и подавно) журфак университета мечта и суперуспех, особенно в таких университетах, каким был УрГУ (не знаю, как сейчас). Но ведь для поступления, помимо успешной сдачи экзаменов, надо было иметь несколько публикаций, плюс рекомендацию райкома ВЛКСМ. Скажите, пожалуйста, Вам пришлось пройти эту прокрустову лужу ? А может, уже на излете 80-х все было проще? 5) Вы покинули журфак и поступили на факультет искусствоведения. Первая часть вопроса: какие были темы Ваших курсовых? (О дипломе Вы упоминали, если не ошибаюсь иллюстрации к детским изданиям?). Вторая часть вопроса. Вам, судя по биографии, пришлось сменить много профессий после Университета. А если бы все вышло гладко и искусствовед Иванов Алексей Викторович ни дня после защиты диплома не занимался бы ничем, кроме искусствоведения (при этом пусть материальные и социальные параметры в полной норме)? О таком варианте не тоскуется? Поясню: я не сторонник формул типа: если бы я начал жизнь снова... . Это я так хочу пополнее сформулировать простой вопрос: Профессия не зовет? Если я в чем-то в своих вопросах был чрезмерен, надеюсь, простите. Спасибо.
Уважаемый Алексей. Спасибо за такие интересные вопросы. Я буду отвечать не по порядку, хорошо? 2. Да, мне уже сказали, что из гостиницы "Украина" виден Белый Дом, а не Дума. Это я облажался в географии, хотя от замены слагаемого сумма остаётся прежней. 3. Морозить молоко кругами - распространённая практика на Урале и в Сибири. Об этом сказано и у Распутина. А зимой коровы доятся. 4. Когда я поступал на журфак УрГУ (1987 год) требовалось пройти собеседование, творческий конкурс (типа экзамена), принести свои опубликованные в газетах материалы и рекомендацию (лучше - направление) от редакции газеты, а не ВЛКСМ. Принимали, в основном, отслуживших, рабфаковцев и ребят после школы, но с направлением. С простой рекомендацией после школы поступили только двое на 75 мест (я и был среди них). Хотя я добыл бы себе и направление от ВЛКСМ - ведь комсомол тогда был политизирован только внешне, а внутри был просто кадровым резервом для более-менее значимых постов общественной деятельности, и формировался он (резерв) просто по знакомству, по заслугам, по знаниям, а не по верности идеалам марксизма-ленинизма. 5. Всех тем своих курсовых я не помню. На первом курсе, кажется, сравнивал фантастические иллюстрации художника В.Коротича к "Маленькому принцу" с работами художников-фантастов. На втором писал какую-то культурологическую пургу. А дальше взялся за творчество книжного графика Геннадия Калиновского - тему своего диплома. А профессия искусствоведа меня не зовёт и не звала. Я же поступал на искусствоведческий не за профессией, а за кругозором. Я его получил. Но работать в музеях не собирался (работать мог бы и без профессии, и с любой другой). Я хотел быть писателем. Но мне казалось - и кажется до сих пор, - что одного только знания литературы для писателя мало. Надо разбираться в искусстве вообще. Была бы возможность поступить учиться на писателя - я бы не стал поступать на искусствоведа. 1. И про Москву. Самое интересное. Я не считаю это противостояние вечным. В США такого нет. Не было такого и в Древней Руси. Скажем, тогда Московское княжество было сильнее Рязанского или Тверского, но экономическая сила не означала культурного превосходства. Древний Суздаль, Владимир, Ростов, Новгород, Смоленск в культурном отношении вполне могли поставить Москву за холодильник лицом к стенке. Абсолютное доминирование Москвы началось с российского абсолютизма. Я очень плохо отношусь к Москве культурной. Не потому, что она плохая, а потому, что она не исполняет своих обязанностей столицы, а на эти обязанности она загребла себе почти весь ресурс. Если уж в России такая культурная ситуация, что региональные явления должны переозвучивать себя через Москву - пусть Москва переозвучивает. То есть, служит усилителем, рупором. Но Москва считает себя культурным продюсером. То есть - скажу по-другому. По отношению к провинциальным культурным явлениям Москва должна быть киноустановкой, которая просто демонстрирует авторское кино. А Москва - не киноустановка, а продюсер, который вмешивается в работу режиссёра, ляпает кино на свой лад и потом уже его показывает, и то не всем. Но Москве платили не за это. Конечно, столичные издатели не переписывают тексты провинциальных писателей - но просто не берут в печать тексты, которые не соответствуют их московским представлениям о тех вещах в провинции, о которых говорится в этих текстах. Я заявляю это с полным правом, потому что лично я-то ничуть не пострадал - исключения случаются. Но я вижу, как страдают другие - даже не люди, а явления. То, что значимо для местного уровня, гибнет, потому что свои деньги для озвучания отданы Москве, а Москве этот местный уровень не интересен. А без него нет культуры России. Представьте, если банк начнёт выдавать вам ваши деньги только тогда, когда ему нравится то, на что вы собираетесь их потратить. Предположим, вы хотите купить стиральную машину, а банк вам согласен дать ваши деньги только тогда, когда вы попросите их на рубашку - потому что рубашка модная, а стиральная машина - нет. Но вы и рубашку не купите, потому что её негде будет стирать. Так ведёт себя Москва культурная. Я теперь отлично знаю это на собственном опыте. Провинция тоже хороша. Провинциалы с радостью убегают в столицу - и поэтому по-человечески я очень уважаю жизненный выбор таких людей, как Слаповский, Бушков, Коляда. Провинция сама встаёт перед Москвой на колени, сама сервильна, сама принимает эти правила игры, сама не желает развиваться и брать у Москвы то по-настоящему хорошее, актуальное, умное, модное, что есть в столице. Ситуация "Москва и провинция" - это ситуация не вампира и жертвы, а барина-самодура и лакея. Оба хороши. Меня бесит и апломб Москвы, и самоумаление провинции. Это уже не катод и анод, а порнография, и этика отношений здесь как раз не "отдыхает", а вопит от обоюдного бесстыдства. В случае с "Блудой" Моржов как раз и пасётся на поле этого бесстыдства - в "дешёвом порно". Отношения Москвы и провинции - это отношения индустриальной и постиндустриальной экономических систем. Югра такая же богатая, как Москва, но она не станет культурным лидером, потому что она индустриальная, а Москва - постиндустриальная. То есть, дело не в деньгах. Дело в способе жизни. Индустриальный способ жизни - производство ценностей. Постиндустриальный - производство мнимостей. Если общество мнимости ставит выше ценностей, то мы получаем то, что имеем. И Москва - такая же жертва, как и провинция. При таком культурном выборе провинция загнётся от голода, а Москва - от обжорства, но сдохнут обе.
Уважаемая Ирина. Спасибо. Да, фестиваль будет проводиться. Надеюсь, кризис его не сожрёт - хотя всё может быть. Информация о фестивале будет на этом сайте в разделе, соответственно, "Фестиваль..." Наверное, где-нибудь в июне можно будет что-либо говорить конкретно.
Здравствуйте уважаемый Алексей! Спасибо за ответ по игу. Надо подумать. Посмотрел фото ваших экспедиций на съемках "Хребет Урала", показалось, что сняли вы не самые интересные места в наших краях, а только наиболее "попсовые" и легкодоступные. Ведь та же Дивья пещера, Колпаки. Усьвинское городище и т п.будут поинтересней, да и туристы их не закакали. Или фотографии не отразили всего? Или съемочная группа & продюссеры отказались лазить в "нечеловеческих" условиях? Вы не ответили, идете с нами в поход в мае или нет. Я же на вас снарягу припас и с коллективом вашу кандидатуру согласовал.Сразу не отказывайтесь - подумайте. Готов с вами предварительно встретиться. С поклоном, Александр
Уважаемый Александр. Снять все интересные объекты - немыслимо. В "Хребте России" мы снимали либо те объекты, которые сыграли большую роль, либо репрезентативные. Дивья пещера, безусловно, самая большая на Урале, но репрезентативна - Кунгурская. Она представит и себя, и Дивью, и Капову, и все-все прочие вплоть до Сикияз-Тамака и Сумган-Кутука. Кино-то не резиновое. Не знаю, насколько "легкодоступные" объекты мы снимали. Вершина горы Полюд - это легкодоступное место? Жалких 300 км от Перми, да через реку без моста, да в гору 10 км. А телекамеры, электрогенераторы, канистры с бензином и 8-метровый кран мы по карманам рассовали. Кстати, Колпаки мы сняли, - разве вы их не узнали в ролике? Саломатовское городище, которые вы называете Усьвинским, - тоже сняли. За предложение идти в поход - спасибо, но я уже в походы находился. Теперь это не мой вид развлечения.
Алексей, здравствуйте. У меня к вам пара мыслей вслух и один вопрос. Извините, если получится много. Первым делом, огромная вам благодарность за ваши книги: сердце поет, душа сопереживает, голова включается. После ваших книг начал любительское изучение родного края (живу в Екатеринбурге), полез в историю, топонимику, туризм - короче, в поверхностное краеведение. Интерес приводит меня к информационному полю, хронотопом которого, если так можно выразиться, становится Урал. Побывал на нескольких заседаниях по развитию туризма, которые организовывали областные власти Свердл. области и администрации свердловских и пермских МО. Центр внимания властей и представителей турбизнеса - в первую очередь, Чусовая. Часто выступавшие ссылались "Мэссэдж Чусовую" и аппелировали к вашему мнению и имени. То есть Чусовая, не без вашей помощи, уже вошла в медийное пространство регионов и прицепила к себе взоры властей и предпринимателей. Каких-то серьезных реальных шагов в продвижении Чусовой пока не вижу. Но много планов, таких как мини-отели и кемпинги, благоустроенные кордоны и экологические тропы (это все в проектах Природного парка); проект "Чусовая России" (создание музеев промышленности под открытым небом: плотины-пристани-заводы, даже создание барок, приближенных к оригиналу - правда, как памятники) и так далее. К части проектов хотят приложить руку серьезные люди с деньгами. И вроде бы все хорошо, но не станет ли Чусовая одной большой фестивальной площадкой? Там, где собирается много народа, уходит первоначальный дух места. Прошлое лето мое было связано с Чусовой. Фестиваль (КСП + туристы), съемки в кино (исторический фильм. Кстати, должна остаться площадка славянская деревня в 3 км выше села Чусового), различные участия в Советах и презентациях, мини-сплавы. На одной из презентаций (камень Винокуренный, чуть выше Староуткинска) поили нас организаторы самогончиком, который гнали-курили местные раскольники, и назывался тот напиток кумЫшкой. Откуда такое название, никто не знал. Правда, местные бабушки из ансамбля песни и пляски, посмеиваясь, предположили: Пришел кум к куме - чем она его поит? Пошел искать, что за кумышка. В Пермском крае деревенька была и река - Кумыш. Отдыхали там некогда бурлаки спасшиеся, а зимой ямщики постоялые дворы. Думаю, может, там гнали некий свой самогончик, и его название из диалектного стало более общим? Но потом узнал, что деревня называлась кУмыш, с ударением на первый слог, а напиток кумЫшка. И недавно нашел, что кумышкой называют свой национальный напиток башкиры, чуваши и удмурты, а сделан он на основе кумыса методом простейшего перегона в водку. И все об этом давно знают, кроме меня. Удмуртские следы в той местности есть (напр. Камень Гардым старая кляча ). И тюркских шайтанов хоть ложкой ешь. Но пока не узнал, есть ли мансийские или коми корни в названии речки и бывшей деревни. И вопрос совершенно из другой серии. В конце 90-х я искал в журфаковской общаге на Большакова следы т.н. комнаты Башлачева. Все про нее знали, но никто ее не видел. Самое надежное предположение, что это была малюсенькая кладовка, где СашБаш перекантовывался некоторое время. И вроде как точно знает про Башлачева некий сторож-дворник-вахтер дед не помню имени, живущий при общаге лет 100. Но он как-то незаметно умер, и я его не застал. Алексей, вы, когда обитали в тех местах, не слышали никаких басен про комнату Башлачева? Спасибо. Извините за многословность. С уважением, Евгений.
Уважаемый Евгений. Когда я жил в общаге журфака, моими старшекурсниками были младшекурсники тех времён, когда здесь старшекурсником был Башлачёв. Никакой загадки в комнате не было. То ли 301-ая, то ли 302-ая (третий этаж, крайняя с начала, окна в сторону общаги Горного). Для точной информации вам проще найти однокашников Башлачёва, чем верить в какого-то мифического деда-вахтёра, про которого я ничего не слышал. И вообще, зачем это вам? Башлачёв знаменит вовсе не своей комнатой, он же не риэлтор.
Уважаемый Станислав. Спасибо. Но в ближайшем будущем ничего художественного у меня не выйдет. А осенью вместе с премьерой фильма "Хребет России" я жду и книгу "Хребет России". Она совсем не такая, как фильм, и, возможно, будет вам интересна.
Уважаемый Азат. Я убрал часть вашего письма - вы сами понимаете, почему. Поздравляю: это большой успех, особенно во время кризиса. Это свидетельство вашей незаурядности. На вашем месте я бы делал минимальный срок и третий вариант. Но я не хочу брать на себя решение за вас. Вы можете посоветоваться с моим агентом Юлией Зайцевой на этом сайте в разделе "Контакты". Удачи!
Уважаемый Алексей! Я тут давеча звонил в тв-передачу (не знаю, как называется) и задал вам вопрос: "А было ли татаро-монгольское иго?" Вы переадресовали меня на сайт, и вот я здесь. Прошу ответить без учета политкорректности. Мнение мне ваше очень интересно, и не потому, что я потом планирую выступить с трибуны в плане: "А вот писатель Иванов считает так...". Что-то у меня не сходится с официальными раскладами. А вообще у меня есть к вам предложение написать книгу типо "Географа", но не про географа, а про химика (это мой друг), который ушел из школы, работает на заводе "продажником", но что-то его ломает, и из-за этого он по вечерам ходит в детдом и там ведет туркружок. Материал есть. Даже в поход с детдомовскими "бандитами" можем вас взять. На катах или пешкой. С поклоном, Александр. П.С. Как бывший педагог очень благодарю вас за "Географа".
Уважаемый Александр. Спасибо. За предложение написать "Географа"-2 тоже спасибо, но эта тема для меня уже закрыта. А по поводу ига... Я разделяю традиционную точку зрения. Которая в учебниках. С точкой зрения Гумилёва я не знаком - то есть, знаю суть, не знаю аргументов, - и потому ничего сказать не могу. А Фоменко-Носовский... Мне кажется, они неверно истолковали открытый ими какой-то очень интересный "периодический закон" истории. Напрашивается что-то вроде исторической "таблицы Менделеева", а не механическая ревизия всей массы фактов. И вообще, в конспирологию (в Скалигера, в заговор немцев) я не верю. Я склонен к анти-конспирологии: "Никогда не ищи заговора там, где всё можно объяснить глупостью". То, что сделали уважаемые Фоменко и Носовский, - идея для романа, который был бы куда круче "Кода да Винчи", но не для пересмотра истории. Но это художественный, интуитивный, а не научный взгляд. Короче говоря, вопрос ига для меня наиболее убедительно решён именно традиционной картиной истории.
Уважаемый Тимофей. Вогульский мир в "Парме" - это вогульский мир, а не обобщённый финно-угорский. Ханты и коми жили немного иначе, да и манси - разные. О принципиальных отличиях мифологий мне судить сложно, я ведь не этнограф и не фольклорист. В средневековье, как мне представляется, эти мифологии были более-менее скоррелированы, не расчленены безвозвратно. Но в связи с вытеснением манси на север их собственная мифология архаизировалась, приобрела черты более северной - оленеводческой, тундровой - мифологии. А коми обрусели, и их мифология сблизилась с русскими суевериями. Но всё, что я говорю, - впечатления неспециалиста. Я из этой темы давно ушёл. Да и то, что есть в романе, - во многом стилизация.
Уважаемый Михаил. Это идея не моя, а организаторов проекта "Культурная столица Прикамья". Мне же стало интересно наложить общую картину Урала на судьбу конкретного региона с очень индивидуальным лицом. Пишу "региона", потому что в книге будет не только Лысьва, а Лысьва и Кын. Плюс немного и заводы Лысьвенского горного округа - Кусья, Бисер, Тёплая Гора, Юго-Камск. Ну, и другие заводы тоже понемножку - Пашия, Чусовской и т.д. В общем, "пермская горнозаводская Чусовая" в контексте Урала.
Сейчас читаю ваш роман "Золото бунта" и снова принимаю все близко к сердцу! А до этого "Сердце Пармы" тоже всю душу вымотало. Сколько жестокости и злобы в мире. И было и есть. Год назад я стала мамой, и жить стало страшней. Скажите, пожалуйста, а у вас дети есть? Понимаю, это очень личный вопрос. Но ведь, как известно, обстоятельства личной жизни оказывают влияние на творчество. Когда вы писали про то, как насилуют и убивают беременных женщин и детей, вы сами были мужем и отцом?
Уважаемая Анна. Да, был и остаюсь. Но в данном случае не надо быть мужем и отцом, чтобы почувствовать весь этот ужас.
Уважаемый Алексей, здравствуйте. Недавно я задавала вам вопрос про лингвофриков и мне показалось, что обидела вас этим. Если мне это только показалось, то и слава Богу. Но человека, который так описывает чувства отца, который смотрит на фотографию дочки чужом платье, мой вопрос действительно мог обидеть. Поэтому прошу у вас прощения, я этого не хотела. Есть книги, которые обладают огромной художественной ценностью. И раньше я воспринимала книги именно с этой точки зрения. Пока не прочитала ваши. Ваши книги обладают жизненной ценностью. Какой-то не совсем понятной для меня, уникальной ценностью. Фрики, в переводе с английского - уроды, а вы совсем наоборот (помогите подобрать антоним, вы же писатель, нормальный здесь не подходит). Я хочу сказать, что ваше творчество (и книги, и статьи, и даже ответы на вопросы) является неиссякаемым источником радости для моей души. Спасибо. P.S. Все таки должно быть какое-то явление или сущность, символом чего является мертвая вода... может быть это прощение?
Уважаемая Лена. Ладно, с фриками разобрались. Только какой же антоним может быть слову "урод"? "Красавец"? Фиг с этим. И вам, конечно, спасибо за добрые слова. А про аналог мёртвой воды... В лекарствах, видимо, антибиотик. "Анти" - "против", "био" - "жизнь". То есть, "убиватель живого" - мёртвая вода. А в отношениях, согласен, возможно, прощение - "убиватель обиды".
Здравствуйте Алексей! Дочитываю вашу шикарнейшую книгу "Золото бунта" и дико жаль, что приключение заканчивается так быстро. Очень понравилось, и в связи с этим такой вопрос. Планируете ли Вы еще что-либо такое же масштабное в историко-приключенческом ключе? Хотелось бы вновь погрузиться в мир Ваших КНИГ! Спасибо заранее за ответ. Больших творческих успехов!
Уважаемый Ярослав. И вам спасибо. Но - увы - ничего подобного я пока писать не планирую.
Доброго времени, Алексей. Мне интересна судьба художественного фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп", режиссурой которого занимается Павел Лунгин, а автором сценария являетесь Вы. С начала съемок этого проекта пытаюсь мониторить новости о нем, но кроме классного интервью с П.С.Лунгиным на сайте "Эхо Москвы" содержательных материалов практически нет. Огромное просьба поделитесь: 1. авторской оценкой проекта 2. сроками (или предположениями) его выхода на экран ЗЫ: Краткая (и не очень свежая)информация об актерском составе, сюжетной канве и ориентировочном выходе фильма весной 2009 г. в сети есть. Однако упорное молчание студии Лунгина уже начинает вызывать тревогу.
Уважаемый Алексей. Какие разные, оказывается, могут быть интонации у ваших посланий... Попробую развеять ваши тревоги. Фильм снят и почти доделан. Российская премьера в кинотеатрах состоится, видимо, осенью 2009 года. После съёмок актёрский состав не изменился. За молчание студии Павла Лунгина я не отвечаю. Давать оценку проекта мне некорректно. Собственное моё интервью, где я говорю о сюжете и идее фильма, видимо, признано вами несодержательным - но, право слово, я ничего не могу добавить сверх того, что уже сказано.
Уважаемый Алексей, как на духу, не было в моем вопросе попыток провоцировать, а тем более "разводить", как Вы пишете. Странно, что Вы так восприняли, наверное чем-то вопрос Вам неприятен сам по себе. Повторюсь, Вы интересны, как автор, потому и не пропадает желание узнавать Ваше мнение на те или иные события, факты, утверждения и т.д. Больше по данному вопросу сказать нечего. Ответа не получила. К Вашей переписке с Ириной. Извините, но называть раскольников сектантами, на мой взгляд, неправомерно. Изночально исповедовалось то, что теперь принято называть "старообрядством", потом в процессе введения "обновленчества" при Алексее Михайловиче начался раскол, насаждение "новой веры", которую по отношению к старой вполне можно считать сектанством. С религиозными понятиями нам всем стоит обращаться осторожней, переписка-то на сайте публичная. И повторюсь с вопросом: какое из своих произведений Вы выделяете? Признак Вам называть, Вы же выделяете. (Признаков великое множество. интересен Ваш)
Уважаемая Галина. Почему-то вы вынуждаете меня перепираться или оправдываться. Меня это напрягает. Про раскольников. Насколько я знаю, существуют либо конфессии, либо секты. РПЦ - конфессия. А про конфессию "Русская раскольническая церковь" я не слыхал. Расскольники - сложносоставный комплекс сект. Наверное, наиболее крупные из них объявили себя конфессиями. Признаны ли их конфессии РПЦ, я не знаю. Может быть, что-то и есть, но я не уверен. Во всяком случае, мои знакомые священники относятся к старообрядцам как к сектантам. Оценочности в слове "сектант" нет. Пуритане, мормоны, адвентисты - тоже сектанты. И сами христиане в евангельские времена были сектантами. Но не все секты непременно "Белое братство" или сайентологи. Далее. Повторяюсь со своим ответом. Вот вам аналогия: предположим, у меня в комнате стоит стол, стул и кровать. Вы предлагаете мне выделить какой-нибудь предмет мебели из общего ряда. Что значит "выделить"? Называйте признак. По признаку новизны - тогда это стул, он самый новый. По признаку удобства - тогда это кровать, на ней три матраса. Без озвученного вами критерия я ничего не могу выделить. Всё нужно, всё дорого.
Здравствуйте! В каирском музее экскурсовод задвинул, что пирамиды не могли быть построены рабами. Сказал, что им даже касаться руками тех священных камней было запрещено, а строили свободные крестьяне, которым нужно было заработать на пропитание в периоды длительных разливов Нила. Как Вы считаете, похоже это утверждение на правду? И второй вопросик с Вашего позволения: почему Вы равнодушны к морю? Думаю, что никакой сплав по Чусовой не сравнится с морской рыбалкой под парусом. Был бы я Моржовым, обязательно вывез бы весь свой фамильон на Мальдивы, а не мочил бы всяких гопников. Извините за не очень интеллектуальные вопросы, я всего лишь простой читатель.
Уважаемый Дмитрий. Я тоже всего лишь простой писатель, а потому вполне лояльно отношусь к не очень интеллектуальным разговорам. Про пирамиды. Я придерживаюсь традиционной версии - о рабах. Когда меня припечёт необходимость составить собственное мнение, я перечитаю всё, что смогу, и побеседую с экскурсоводами в Каирском музее. А пока, в общем, мне всё равно, кто их построил: крестьяне, рабы, марсиане или Барак Обама. Написано в учебнике истории - "рабы", нехай будут рабы. К морю я не равнодушен. Море мне нравится. Я бывал даже на трёх морях - ну, для кругозора. Правда, не рыбачил под парусом. Но я и на Чусовой не рыбачил - ни под парусом, ни под градусом. Любовь к Чусовой не исключает любовь к морю. Но Чусовую я знаю лучше, потому и пишу про неё. А на месте Моржова можете поступать, как хотите. "Колхоз - дело добровольное".