Здравствуйте уважаемый Алексей! Спасибо за ответ по игу. Надо подумать. Посмотрел фото ваших экспедиций на съемках "Хребет Урала", показалось, что сняли вы не самые интересные места в наших краях, а только наиболее "попсовые" и легкодоступные. Ведь та же Дивья пещера, Колпаки. Усьвинское городище и т п.будут поинтересней, да и туристы их не закакали. Или фотографии не отразили всего? Или съемочная группа & продюссеры отказались лазить в "нечеловеческих" условиях? Вы не ответили, идете с нами в поход в мае или нет. Я же на вас снарягу припас и с коллективом вашу кандидатуру согласовал.Сразу не отказывайтесь - подумайте. Готов с вами предварительно встретиться. С поклоном, Александр
Уважаемый Александр. Снять все интересные объекты - немыслимо. В "Хребте России" мы снимали либо те объекты, которые сыграли большую роль, либо репрезентативные. Дивья пещера, безусловно, самая большая на Урале, но репрезентативна - Кунгурская. Она представит и себя, и Дивью, и Капову, и все-все прочие вплоть до Сикияз-Тамака и Сумган-Кутука. Кино-то не резиновое. Не знаю, насколько "легкодоступные" объекты мы снимали. Вершина горы Полюд - это легкодоступное место? Жалких 300 км от Перми, да через реку без моста, да в гору 10 км. А телекамеры, электрогенераторы, канистры с бензином и 8-метровый кран мы по карманам рассовали. Кстати, Колпаки мы сняли, - разве вы их не узнали в ролике? Саломатовское городище, которые вы называете Усьвинским, - тоже сняли. За предложение идти в поход - спасибо, но я уже в походы находился. Теперь это не мой вид развлечения.
Алексей, здравствуйте. У меня к вам пара мыслей вслух и один вопрос. Извините, если получится много. Первым делом, огромная вам благодарность за ваши книги: сердце поет, душа сопереживает, голова включается. После ваших книг начал любительское изучение родного края (живу в Екатеринбурге), полез в историю, топонимику, туризм - короче, в поверхностное краеведение. Интерес приводит меня к информационному полю, хронотопом которого, если так можно выразиться, становится Урал. Побывал на нескольких заседаниях по развитию туризма, которые организовывали областные власти Свердл. области и администрации свердловских и пермских МО. Центр внимания властей и представителей турбизнеса - в первую очередь, Чусовая. Часто выступавшие ссылались "Мэссэдж Чусовую" и аппелировали к вашему мнению и имени. То есть Чусовая, не без вашей помощи, уже вошла в медийное пространство регионов и прицепила к себе взоры властей и предпринимателей. Каких-то серьезных реальных шагов в продвижении Чусовой пока не вижу. Но много планов, таких как мини-отели и кемпинги, благоустроенные кордоны и экологические тропы (это все в проектах Природного парка); проект "Чусовая России" (создание музеев промышленности под открытым небом: плотины-пристани-заводы, даже создание барок, приближенных к оригиналу - правда, как памятники) и так далее. К части проектов хотят приложить руку серьезные люди с деньгами. И вроде бы все хорошо, но не станет ли Чусовая одной большой фестивальной площадкой? Там, где собирается много народа, уходит первоначальный дух места. Прошлое лето мое было связано с Чусовой. Фестиваль (КСП + туристы), съемки в кино (исторический фильм. Кстати, должна остаться площадка славянская деревня в 3 км выше села Чусового), различные участия в Советах и презентациях, мини-сплавы. На одной из презентаций (камень Винокуренный, чуть выше Староуткинска) поили нас организаторы самогончиком, который гнали-курили местные раскольники, и назывался тот напиток кумЫшкой. Откуда такое название, никто не знал. Правда, местные бабушки из ансамбля песни и пляски, посмеиваясь, предположили: Пришел кум к куме - чем она его поит? Пошел искать, что за кумышка. В Пермском крае деревенька была и река - Кумыш. Отдыхали там некогда бурлаки спасшиеся, а зимой ямщики постоялые дворы. Думаю, может, там гнали некий свой самогончик, и его название из диалектного стало более общим? Но потом узнал, что деревня называлась кУмыш, с ударением на первый слог, а напиток кумЫшка. И недавно нашел, что кумышкой называют свой национальный напиток башкиры, чуваши и удмурты, а сделан он на основе кумыса методом простейшего перегона в водку. И все об этом давно знают, кроме меня. Удмуртские следы в той местности есть (напр. Камень Гардым старая кляча ). И тюркских шайтанов хоть ложкой ешь. Но пока не узнал, есть ли мансийские или коми корни в названии речки и бывшей деревни. И вопрос совершенно из другой серии. В конце 90-х я искал в журфаковской общаге на Большакова следы т.н. комнаты Башлачева. Все про нее знали, но никто ее не видел. Самое надежное предположение, что это была малюсенькая кладовка, где СашБаш перекантовывался некоторое время. И вроде как точно знает про Башлачева некий сторож-дворник-вахтер дед не помню имени, живущий при общаге лет 100. Но он как-то незаметно умер, и я его не застал. Алексей, вы, когда обитали в тех местах, не слышали никаких басен про комнату Башлачева? Спасибо. Извините за многословность. С уважением, Евгений.
Уважаемый Евгений. Когда я жил в общаге журфака, моими старшекурсниками были младшекурсники тех времён, когда здесь старшекурсником был Башлачёв. Никакой загадки в комнате не было. То ли 301-ая, то ли 302-ая (третий этаж, крайняя с начала, окна в сторону общаги Горного). Для точной информации вам проще найти однокашников Башлачёва, чем верить в какого-то мифического деда-вахтёра, про которого я ничего не слышал. И вообще, зачем это вам? Башлачёв знаменит вовсе не своей комнатой, он же не риэлтор.
Уважаемый Станислав. Спасибо. Но в ближайшем будущем ничего художественного у меня не выйдет. А осенью вместе с премьерой фильма "Хребет России" я жду и книгу "Хребет России". Она совсем не такая, как фильм, и, возможно, будет вам интересна.
Уважаемый Азат. Я убрал часть вашего письма - вы сами понимаете, почему. Поздравляю: это большой успех, особенно во время кризиса. Это свидетельство вашей незаурядности. На вашем месте я бы делал минимальный срок и третий вариант. Но я не хочу брать на себя решение за вас. Вы можете посоветоваться с моим агентом Юлией Зайцевой на этом сайте в разделе "Контакты". Удачи!
Уважаемый Алексей! Я тут давеча звонил в тв-передачу (не знаю, как называется) и задал вам вопрос: "А было ли татаро-монгольское иго?" Вы переадресовали меня на сайт, и вот я здесь. Прошу ответить без учета политкорректности. Мнение мне ваше очень интересно, и не потому, что я потом планирую выступить с трибуны в плане: "А вот писатель Иванов считает так...". Что-то у меня не сходится с официальными раскладами. А вообще у меня есть к вам предложение написать книгу типо "Географа", но не про географа, а про химика (это мой друг), который ушел из школы, работает на заводе "продажником", но что-то его ломает, и из-за этого он по вечерам ходит в детдом и там ведет туркружок. Материал есть. Даже в поход с детдомовскими "бандитами" можем вас взять. На катах или пешкой. С поклоном, Александр. П.С. Как бывший педагог очень благодарю вас за "Географа".
Уважаемый Александр. Спасибо. За предложение написать "Географа"-2 тоже спасибо, но эта тема для меня уже закрыта. А по поводу ига... Я разделяю традиционную точку зрения. Которая в учебниках. С точкой зрения Гумилёва я не знаком - то есть, знаю суть, не знаю аргументов, - и потому ничего сказать не могу. А Фоменко-Носовский... Мне кажется, они неверно истолковали открытый ими какой-то очень интересный "периодический закон" истории. Напрашивается что-то вроде исторической "таблицы Менделеева", а не механическая ревизия всей массы фактов. И вообще, в конспирологию (в Скалигера, в заговор немцев) я не верю. Я склонен к анти-конспирологии: "Никогда не ищи заговора там, где всё можно объяснить глупостью". То, что сделали уважаемые Фоменко и Носовский, - идея для романа, который был бы куда круче "Кода да Винчи", но не для пересмотра истории. Но это художественный, интуитивный, а не научный взгляд. Короче говоря, вопрос ига для меня наиболее убедительно решён именно традиционной картиной истории.
Уважаемый Тимофей. Вогульский мир в "Парме" - это вогульский мир, а не обобщённый финно-угорский. Ханты и коми жили немного иначе, да и манси - разные. О принципиальных отличиях мифологий мне судить сложно, я ведь не этнограф и не фольклорист. В средневековье, как мне представляется, эти мифологии были более-менее скоррелированы, не расчленены безвозвратно. Но в связи с вытеснением манси на север их собственная мифология архаизировалась, приобрела черты более северной - оленеводческой, тундровой - мифологии. А коми обрусели, и их мифология сблизилась с русскими суевериями. Но всё, что я говорю, - впечатления неспециалиста. Я из этой темы давно ушёл. Да и то, что есть в романе, - во многом стилизация.
Уважаемый Михаил. Это идея не моя, а организаторов проекта "Культурная столица Прикамья". Мне же стало интересно наложить общую картину Урала на судьбу конкретного региона с очень индивидуальным лицом. Пишу "региона", потому что в книге будет не только Лысьва, а Лысьва и Кын. Плюс немного и заводы Лысьвенского горного округа - Кусья, Бисер, Тёплая Гора, Юго-Камск. Ну, и другие заводы тоже понемножку - Пашия, Чусовской и т.д. В общем, "пермская горнозаводская Чусовая" в контексте Урала.
Сейчас читаю ваш роман "Золото бунта" и снова принимаю все близко к сердцу! А до этого "Сердце Пармы" тоже всю душу вымотало. Сколько жестокости и злобы в мире. И было и есть. Год назад я стала мамой, и жить стало страшней. Скажите, пожалуйста, а у вас дети есть? Понимаю, это очень личный вопрос. Но ведь, как известно, обстоятельства личной жизни оказывают влияние на творчество. Когда вы писали про то, как насилуют и убивают беременных женщин и детей, вы сами были мужем и отцом?
Уважаемая Анна. Да, был и остаюсь. Но в данном случае не надо быть мужем и отцом, чтобы почувствовать весь этот ужас.
Уважаемый Алексей, здравствуйте. Недавно я задавала вам вопрос про лингвофриков и мне показалось, что обидела вас этим. Если мне это только показалось, то и слава Богу. Но человека, который так описывает чувства отца, который смотрит на фотографию дочки чужом платье, мой вопрос действительно мог обидеть. Поэтому прошу у вас прощения, я этого не хотела. Есть книги, которые обладают огромной художественной ценностью. И раньше я воспринимала книги именно с этой точки зрения. Пока не прочитала ваши. Ваши книги обладают жизненной ценностью. Какой-то не совсем понятной для меня, уникальной ценностью. Фрики, в переводе с английского - уроды, а вы совсем наоборот (помогите подобрать антоним, вы же писатель, нормальный здесь не подходит). Я хочу сказать, что ваше творчество (и книги, и статьи, и даже ответы на вопросы) является неиссякаемым источником радости для моей души. Спасибо. P.S. Все таки должно быть какое-то явление или сущность, символом чего является мертвая вода... может быть это прощение?
Уважаемая Лена. Ладно, с фриками разобрались. Только какой же антоним может быть слову "урод"? "Красавец"? Фиг с этим. И вам, конечно, спасибо за добрые слова. А про аналог мёртвой воды... В лекарствах, видимо, антибиотик. "Анти" - "против", "био" - "жизнь". То есть, "убиватель живого" - мёртвая вода. А в отношениях, согласен, возможно, прощение - "убиватель обиды".
Здравствуйте Алексей! Дочитываю вашу шикарнейшую книгу "Золото бунта" и дико жаль, что приключение заканчивается так быстро. Очень понравилось, и в связи с этим такой вопрос. Планируете ли Вы еще что-либо такое же масштабное в историко-приключенческом ключе? Хотелось бы вновь погрузиться в мир Ваших КНИГ! Спасибо заранее за ответ. Больших творческих успехов!
Уважаемый Ярослав. И вам спасибо. Но - увы - ничего подобного я пока писать не планирую.
Доброго времени, Алексей. Мне интересна судьба художественного фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп", режиссурой которого занимается Павел Лунгин, а автором сценария являетесь Вы. С начала съемок этого проекта пытаюсь мониторить новости о нем, но кроме классного интервью с П.С.Лунгиным на сайте "Эхо Москвы" содержательных материалов практически нет. Огромное просьба поделитесь: 1. авторской оценкой проекта 2. сроками (или предположениями) его выхода на экран ЗЫ: Краткая (и не очень свежая)информация об актерском составе, сюжетной канве и ориентировочном выходе фильма весной 2009 г. в сети есть. Однако упорное молчание студии Лунгина уже начинает вызывать тревогу.
Уважаемый Алексей. Какие разные, оказывается, могут быть интонации у ваших посланий... Попробую развеять ваши тревоги. Фильм снят и почти доделан. Российская премьера в кинотеатрах состоится, видимо, осенью 2009 года. После съёмок актёрский состав не изменился. За молчание студии Павла Лунгина я не отвечаю. Давать оценку проекта мне некорректно. Собственное моё интервью, где я говорю о сюжете и идее фильма, видимо, признано вами несодержательным - но, право слово, я ничего не могу добавить сверх того, что уже сказано.
Уважаемый Алексей, как на духу, не было в моем вопросе попыток провоцировать, а тем более "разводить", как Вы пишете. Странно, что Вы так восприняли, наверное чем-то вопрос Вам неприятен сам по себе. Повторюсь, Вы интересны, как автор, потому и не пропадает желание узнавать Ваше мнение на те или иные события, факты, утверждения и т.д. Больше по данному вопросу сказать нечего. Ответа не получила. К Вашей переписке с Ириной. Извините, но называть раскольников сектантами, на мой взгляд, неправомерно. Изночально исповедовалось то, что теперь принято называть "старообрядством", потом в процессе введения "обновленчества" при Алексее Михайловиче начался раскол, насаждение "новой веры", которую по отношению к старой вполне можно считать сектанством. С религиозными понятиями нам всем стоит обращаться осторожней, переписка-то на сайте публичная. И повторюсь с вопросом: какое из своих произведений Вы выделяете? Признак Вам называть, Вы же выделяете. (Признаков великое множество. интересен Ваш)
Уважаемая Галина. Почему-то вы вынуждаете меня перепираться или оправдываться. Меня это напрягает. Про раскольников. Насколько я знаю, существуют либо конфессии, либо секты. РПЦ - конфессия. А про конфессию "Русская раскольническая церковь" я не слыхал. Расскольники - сложносоставный комплекс сект. Наверное, наиболее крупные из них объявили себя конфессиями. Признаны ли их конфессии РПЦ, я не знаю. Может быть, что-то и есть, но я не уверен. Во всяком случае, мои знакомые священники относятся к старообрядцам как к сектантам. Оценочности в слове "сектант" нет. Пуритане, мормоны, адвентисты - тоже сектанты. И сами христиане в евангельские времена были сектантами. Но не все секты непременно "Белое братство" или сайентологи. Далее. Повторяюсь со своим ответом. Вот вам аналогия: предположим, у меня в комнате стоит стол, стул и кровать. Вы предлагаете мне выделить какой-нибудь предмет мебели из общего ряда. Что значит "выделить"? Называйте признак. По признаку новизны - тогда это стул, он самый новый. По признаку удобства - тогда это кровать, на ней три матраса. Без озвученного вами критерия я ничего не могу выделить. Всё нужно, всё дорого.
Здравствуйте! В каирском музее экскурсовод задвинул, что пирамиды не могли быть построены рабами. Сказал, что им даже касаться руками тех священных камней было запрещено, а строили свободные крестьяне, которым нужно было заработать на пропитание в периоды длительных разливов Нила. Как Вы считаете, похоже это утверждение на правду? И второй вопросик с Вашего позволения: почему Вы равнодушны к морю? Думаю, что никакой сплав по Чусовой не сравнится с морской рыбалкой под парусом. Был бы я Моржовым, обязательно вывез бы весь свой фамильон на Мальдивы, а не мочил бы всяких гопников. Извините за не очень интеллектуальные вопросы, я всего лишь простой читатель.
Уважаемый Дмитрий. Я тоже всего лишь простой писатель, а потому вполне лояльно отношусь к не очень интеллектуальным разговорам. Про пирамиды. Я придерживаюсь традиционной версии - о рабах. Когда меня припечёт необходимость составить собственное мнение, я перечитаю всё, что смогу, и побеседую с экскурсоводами в Каирском музее. А пока, в общем, мне всё равно, кто их построил: крестьяне, рабы, марсиане или Барак Обама. Написано в учебнике истории - "рабы", нехай будут рабы. К морю я не равнодушен. Море мне нравится. Я бывал даже на трёх морях - ну, для кругозора. Правда, не рыбачил под парусом. Но я и на Чусовой не рыбачил - ни под парусом, ни под градусом. Любовь к Чусовой не исключает любовь к морю. Но Чусовую я знаю лучше, потому и пишу про неё. А на месте Моржова можете поступать, как хотите. "Колхоз - дело добровольное".
Здравствуйте, уважаемый Алексей. Про Вас говорят, что "Иванов - супер технолог. Мастер спецэффектов в прозе" и еще "Иванов может все. Он может написать все, что захочет..." Считаете ли Вы верным эти утверждения? И еще: выделяете ли, по какому-либо признаку, одно свое произведение из остальных своих же? Спасибо.
Уважаемая Галина. Эти лестные утверждения, тем не менее, просто фигуры речи. Они выглядят абсолютными, лишь будучи вырванными из контекста. В контексте статьи А.Сидякиной их надо понимать лишь применительно к роману "Золото бунта". В том смысле, что - на взгляд автора статьи - в этом романе мне удались и "спецэффекты", и драйв, и разные стилистики. Вы же и сами это понимаете. Значит, уже даже не провоцируете, а "разводите" - либо на вежливое хамство высокомерно-краткого ответа, либо на самодовольную нелепость ответа развёрнутого. Конечно, я выделяю "по какому-либо признаку одно свое произведение из остальных своих же". А как же иначе? Они ведь разные. Какой признак вы имеете в виду?
Здравствуйте, уважаемый Алексей. Меня уже давно интересует вот какой вопрос. В русских сказках часто упоминается про живую и мертвую воду. Обычно мертвого героя сначала поливают мертвой водой, а потом оживляют живой. Мне всегда мертвая вода казалась каким-то лишним элементом. Ведь вполне достаточно живой воды и чтобы раны заживить и воскресить. Зачем было придумывать мертвую воду? Есть там какой-то глубинный смысл, символом чего она там выступает? Мне интересно именно ваше мнение, хотя может возникнуть ощущение, что вопрос не по-адресу. А про фриков был действительно вопрос, хотя пока сформулировать его более внятно я не могу.
Уважаемая Лена. Про мёртвую воду - лично для меня ужасно интересный вопрос. И я, как ни странно, никогда не интересовался, какой ответ даёт на него, скажем, Рыбаков в "Поэтических воззрениях славян на природу". Странно. Вы спросили - и я сам себе удивился. А моё мнение таково. Видимо, русский человек считает себя живущим вечно. Не важно, в каком виде. Эта вечная жизнь - не метампсихоз, но тем не менее... Почему русские не писали на могильных крестах имён умерших? Потому что никто не умирал по-настоящему. И русская лень отсюда же - куда спешить, если живёшь вечно? И русская халатность - дескать: успеем доделать, чего коней гнать? Видимо, насильственная смерть интуитивно понималось как нечто неестественное, неорганичное, привнесённое в человека извне злой волей. Так же и болезнь понималась как вселение в человека вредоносной нечистой силы. Поэтому, чтобы оживить убитого, требовалось сначала убить саму смерть - как некий вирус, беса, внешнего врага. Мёртвой водой убивали смерть. А потом живой водой в освобождённом от смерти человеке вновь запускали механизм жизнедействия. Наверное, из-за такого славянского понимания жизни как процесса изначально вечного на славянское язычество легко наложилось греческое христианство с его концепцией вечной жизни души. Пантеистическому мировоззрению славянина оказалось созвучно монотеистическое бессмертие христианской души. Сказочная мёртвая вода - отголосок языческого понимания природы жизни.