Многоуважаемый Алексей Викторович! По роду моего увлечения (поиск с металлодетектором) я являюсь кладоискателем. И, кстати, достаточно успешным. Живу я в Курском крае, известном своей богатой историей. К чему мое вступление. Я учитель истории по образованию, люблю хорошую литературу. Прочитав Ваши произведения, хочу особо отметить "Золото бунта" и "Сердце пармы". Ничего подобного им за последние лет 20 никто не создал. Меня очень сильно зацепили места в романах, в которых прямо или косвенно упоминается кладоискательство. Ну, например, Бакирка-пытарь, или бугровщики... ведь они были предтечами современных археологов. Нет ли у Вас желания написать отдельное произведение, посвященное этой тематике? Я и мои коллеги-поисковики были бы благодарны за такую книгу. Спасибо за ответ. P.S. Испытываю какой-то приятный трепет, от того что пишу Вам. Простите, все никак не привыкну к тому, что сейчас благодаря Инету можно общаться с любым человеком на планете.
Уважаемый Петро. Спасибо. Да, кладоискатели, бугровщики, пытари - предшественники археологов. И было бы очень интересно написать книгу о современных кладоискателях. Лично я писать такую книгу не собираюсь (пока), хотя всё возможно. Это такая тема, от которой всегда разыгрывается воображение и как-то волнуется в груди.
Добрый день, уважаемый Алексей! Совсем недавно открыл для себя Ваши произведения, но влип сразу. Наверное, неудивительно: родился и до 15 лет жил на Урале, затем, суммируя интернат при МГУ, мех-мат и 11 лет вертолетного КБ 18 лет общаги. Так что и уралец, и общажник вполне профессиональный. Махом проглотил все очерки Уральской матрицы и многое, подспудно ясное и интуитивно очевидное, обрело для меня границы, формулировки и выводы. Последние годы, приезжая в родной Каменск, ощущаю себя обкраденным супермаркеты и банковские офисы вместо памяти. Только старый центр, одноклассники и малорослые хрущевки спасают. Поэтому Матрица для меня крайне важна как некий канал связи. В связи с этим два вопроса: 1) планируете ли Вы продолжать эти очерки? (что равно вопросу все ли признаки или культы сформулированы?) 2) в прямой аналогии у математической матрицы (а слова и термины, мне кажется, не случайны) - существует детерминант число, вычисляемое однозначно и несущее определенное значение. Есть ли такой аналог у уральской матрицы главный, безусловно генеральный, базовый культ или признак (при необходимом наличии остальных, но все же менее важных)? Если есть, то как Вы думаете, можно его сформулировать? Спасибо. Неугодников Алексей
Уважаемый Алексей. Очень приятно отвечать на вопрос, сформулированный с такой академической культурой мышления. Извините за комплимент. 1. Продолжать очерки я не планирую. Но планирую продолжать тему. Сначала - более-менее подробно разверну её заново и немного иначе в фотокниге "Хребет России". Потом - в задуманной большой книге "Уральская матрица" (если этот замысел будет воплощён). Мне сложно сказать, всё ли я отметил и сформулировал. Видимо, в пределах моей компетенции - всё. Но это субъективное ощущение. Для объективного нужен диалог, которого пока нет. 2. Термин "матрица" я использую не в математическом и даже не в культурологическом, а скорее в художественном смысле. Но детерминант, мне кажется, есть. Этот детерминант - "выбор Ермака", то есть, решение ключевого вопроса о сущности свободы личности. Сформулировать его можно так: "дело превыше всего". Превыше справедливости, богатства, славы, любви. Такой детерминант определяет систему ценностей - этическую и социокультурную.
Уважаемый Олег, спасибо. Я собираю все свои ошибки, чтобы исправить их в следующем издании - которое, я надеюсь, когда-нибудь, да будет.
Уважаемая Светлана. Парма - это тип рельефа местности (например, сопки, или степи) и тип растительности (например, тайга, или дубрава). Название романа можно уподобить "Сердцу сопок", "Сердцу степи", "Сердцу тайги", "Сердцу дубравы". Везде второе слово - с маленькой буквы. То есть, правильно - "Сердце пармы". Это название придумали в московском издательстве "Пальмира". Компьютерная программа автоматически переправляет слово "парма" на "Парму" - ну, на название итальянского города. Видимо, те, кто готовил книгу к печати, не прочитали её и не знали, что речь в романе идёт не об итальянском городе, или прочитали, но не удосужились отследить ситуацию при издании.
Здравствуйте, Алексей! 4 месяца назад мне порекоммендовали "Сердце Пармы". Прочитав его, сделался вашим фанатом и с тех пор прочитал все, что написали, кроме "Земля-Сортировочная". Мне кажется, Ваш взгляд на историю и судьбу города Перми и Пермского края разделяет большинство пермяков. К тому же, благодаря Вашим произведениям, Вы стали одним из самых знаменитых пермяков современности. Я это вот к чему. Не хотите ли попробовать баллотироваться в мэры или депутаты? Понимаю, что писать и управлять городским хозяйством - две большие разницы. Но ни у кого из сегодняшних политиков нет искреннего стремления, как у Вас, видеть Пермь гармонично развитым городом. Может попробуете?
Уважаемый Владислав. Спасибо. Но идти во власть - нет, увольте. Я не умею. Каждый, действительно, должен заниматься своим делом. А "хороший человек - не профессия". Я не думаю, что во власти все - злодеи и стяжатели (хотя, наверняка, процент таких велик). Но даже злодей и стяжатель может управлять городом так, что за город жителям не стыдно. Если этого не происходит, сдедовательно, дело не в злодействе и стяжании, а в непрофессионализме. А разве нашему городу нужен ещё один непрофессионал?
Здравствуйте, Алексей Викторович! Прочитала на сайте, что Вы в ближайшем будущем нас новой книгой не порадуете. Жаль, последнее время как-то вообще читать стало нечего, а Ваши книги я все прочла, кроме фантастики - это не мой жанр(об исключении ниже). Интересно было бы увидеть экранизации Ваших произведений - но лучше современных. "Золото" и "Парму", мне кажется, могут испортить. Намедни пошла в кино, увидела рекламу "Обитемого острова" по Стругацким и исполнителя главной роли - мрак и ужас! Не дай Бог подобное с "Золотом бунта" сотворить! Это должен быть очень качественный и дорогой проект, чтобы ничего не испортить. А как Вы считаете - экранизации все равно нужны, чтобы донести до широкой аудитории основную идею произведений так или иначе? И еще вопрос - личный - какой тип внешности Вам нравится - женский? М.быть какая-нибудь актриса и т.п. Всего Вам хорошего.
Дорогая pradagirl. Да, я считаю, что экранизации всё равно нужны. Даже плохие. Хотя хорошие, конечно, - лучше. Дело не в "донесении идеи", а в том, что любая экранизация "фиксирует" произведение в "текущей" культуре. А хотелось бы "зафиксироваться", потому что если бы не хотелось - незачем было и романы писать. А по поводу типа женской внешности... Не сочтите мои слова за кокетство или вежливость. Но ведь приятен, интересен, притягателен человек, а не тип. Я никогда не понимал выражений вроде "джентльмены предпочитают блондинок". Это какое-то животноводство - судить по масти.
Здравствуйте , Алексей Викторович! Созрел вопрос к Вам... Вчера перед сном погрузилась в "Золото бунта" и ясно ощутила, чего не хватает! Иллюстраций... Да, я многие фотографии видела в интернете, многие изгибы Чусовой, но вот именно те самые бойцы хотелось бы видеть, те самые каменные ворота и игольное ушко!.. Может быть, где-то в интернете собраны подобные фотографии? Почему в книги "Сердце Пармы" и "Золото" они не добавлены?.. Я понимаю, что это не журнал "Мурзилка", но хотелось бы узнать, намеренно ли вы так сделали, или просто так получилось. Спасибо!
Уважаемая Саша. Ведь книги издавал не я, а издательство. Формат не предполагает иллюстраций - ни рисунков, ни фотографий, ни карт. Увы.
Уважаемая Наташа. Вполне бы рекомендовал. Но, конечно, не как руководство к действию, а так, "для общего развития".
Уважаемая Venena. Пышностью обращения вы вгоняете меня в краску. А пишу я долго. "Сердце пармы", которое вы читали, я писал пять лет.
Здравствуйте, Алексей! Как и большинство посетителей этого сайта являюсь поклонником вашего творчества. Не все прочитал запоем, но так наверно должно и быть. В ответе на один из вопросов вы написали, что разочарованы тем, что читатель в полной мере не сумел оценить замысел "Блудо и муда" и вы на какое-то время перестаете писать произведения в духе реализма. Скажите, так ли это? и еще: знаю. что сейчас вы сильно заняты телевизионными проектами и не планируете писать что-то новое. Но думаю (а точнее надеюсь!) какие-то замыслы имеются. И не хотите ли вы написать роман, посвященный проблеме национализма в нашей стране? Понимаю абсурдность всего сказанного, но читателям очень нужны ваши книги.
Уважаемый Александр. Спасибо за добрые слова. Да, художественную прозу я пока писать не собираюсь, потому что занят с теле- и кинопроектами. Относительно "Блуды" я разочарован не тем, что "читатель не сумел оценить замысел" - чего его оценивать, роман не прилавок. Я разочарован тем, что "не состоялось разговора". То есть, тем, что "пролетел мимо кассы", что тема оказалась безразличной. А тема национализма меня не интересует, даже если все читатели с жаром подхватятся её обсуждать - как, например, тему нацболов или олигархов. Я не вижу тут материала для романа. То, что национализм - зло, понятно априори. Для чего писать роман? Проиллюстрировать само собой разумеющееся утверждение? Да книги и не пишутся "на тему". Они пишутся как "история", а потом уже понимаешь, на какую "тему" история была тобою рассказана.
Уважаемая Школьница. Как я вам "дам легенду"? Их количество - бесконечно. Всё равно, что попросить: покажите мне какую-нибудь звезду. Ну, возьмите что-нибудь про Илью Муромца и город Муром. Или я должен переписать текст?
Уважаемый Алексей! Читала в брошюре Уральского Экологического Союза о "превращении" умиравшей Трёки в деревню-музей народного промысла (как замусолено это словосочетание, но употребить придётся). Как Вы можете прокомметировать этот шаг? Что вообще нового на Чусовой? Если Вам нечего ответить - не утруждайте себя. С уважением.
Уважаемая Мария. Чусовая большая - что конкретно вас интересует, какой район? Вообще-то я не мониторю эту тему, но иногда, бывает, узнаю что-то новое. А по поводу Трёки... Хорошо, что власть пытается что-то сделать с умирающей деревней, но плохо, что так топорно. Какие промыслы, как они будут окупаться, кому они сейчас нужны "в промышленных масштабах"? Только деньги на ветер...
Добрый вечер,уважаемый Алексей Иванов!....я на данный момент читаю вашу книгу "Сердце Пармы".И я просто зачитываюсь....моего терпения не хватает на то,что бы дождаться перемены,и даже читаю на уроках вашу волшебную книгу....не могли бы вы одарить меня честью,дать совет какую книгу потом прочесть? Заранее искренне благодарна!....
Уважаемая Venena. Меня как-то даже оторопь берёт от вашей церемонности и пиетета... Если вы имеете в виду мою книгу, то посоветую вам роман "Золото бунта".
Уважаемый Алексей! Спрашивая о Моржове, с трудом удержался, чтобы не подписаться Щекиным. Конечно, мне было важно именно Ваше мнение о Ваше же герое. Судя по роману, Вы в него много вложили (былинный герой, народный мститель Дубровский - похоже вот его Мудо в Блуде). Вы хотели сказать своим романом о том, что достало (уже так ДОСТАЛО, что романы приходится писать?). А какой-то выход Вы видите? Кроме того, чтобы куда-то уйти (н-да, наворотил). И, если можно, еще один вопрос: когда писали "Общагу на крови", на Вас как-то повлияло творчество (и биография) Башлачева? И последнее. Ваши "Корабли и Галактика" - пронзительны, вдохновенны. Это одно из самых по-детски мудрых произведений, сводимых к жанру фантастики. Его отзвуки слышаться и во всей Вашей последующей прозе. Спасибо Вам.
Уважаемый Виталий. Я вам ответил несколько желчно, потому что никак не ожидал, что под вопросом может оказаться подпись "Щёкин". Простите. Спасибо вам за хорошие слова - и отдельное спасибо за "Корабли и Галактику". Я очень горжусь этой странной вещью. При желании, я мог бы написать "Географа-2", "Парму-2", даже, поднатужившись, "Общагу-2", а вот "Корабли-2" - никогда. Значит, это супер. Биография Башлачёва на меня, конечно, повлияла. Я ведь и жил в той же общаге, что и он. Но влияние его биографии в том, что Башлачёв очень точно отразил не только мироощущение, но и способ жизни ТАКОГО человека в ТАКОЕ время. Я бы назвал это - "жизнь как жертвоприношение". И в "Общаге" все герои занимаются жертвоприношением. Только жертвы и богов они выбирают разные. Но всё равно не мыслят себя без такого выбора. В необходимости найти бога и принести ему жертву - главное влияние Башлачёва. А по поводу ухода Моржова... В начале истории Моржова стоит фраза: "Он сознательно держал себя на бездуховной стороне вещей". В конце - "ПМ уже не мог помочь" (как-то так, цитирую по памяти). Между этими фразами - деятельность Моржова, который, желая улучшить мир, осознанно использовал только тот инструментарий, что мир и предлагает: подкуп, лицемерие, соблазн. Ну, Моржов словно бы надел на себя скафандр под названием "Моржов" и спрятал под него всё традиционно-человеческое: жалость, гнев, достоинство, милосердие, бескорыстие, талант, веру в бога. (Я утрирую для понятности.) Да, с помощью инструментов ОБЖ, ДП, КВ и т.д. Моржов сумел построить фамильон - систему, которая спасала близких Моржову людей. Но едва в созданную систему вторглась подлинная вещь - смерть Алёнушки, - система стала нестерпимой. Работоспособной, но нестерпимой. И Моржов снял скафандр - убил Лёнчика. Но, сняв скафандр, он перестал существовать в этом мире ложных ценностей, пиксельного мышления. Он исчез. Не уехал в Москву, а "улетел в космос", как сказал бы Щёкин. В этом, в общем, и смысл финала. Реалистического прочтения в финале нет - только сверхреалистическое (а не метафорическое), а в сверхреальности общаться с Моржовым мог только "космонавт" Щёкин - потому он и хотел писать Моржову знаки на снегу. Другими словами: Моржов, какой он есть в романе, существует только в неподлинном мире. Он неподлинный: на виагре, с кодировкой, с пистолетом и банковской карточкой. Подлинный Моржов "вываливается" из неподлинного мира. Моржов совершил подлинный поступок - убил подонка - стал подлинным и "вывалился" в никуда. Система неподлинного мира изложена в "таблице Щёкина". Феноменология - в девицах-районах города Ковязина. Этим я и апеллирую к "Мёртвым душам", где тоже изложена феноменология России гоголевского времени. А то, что этот неподлинный мир с его КВ, ОБЖ, ДП(ПНН) и проч. мы считаем подлинным - это наша проблема, а не Моржова. Потому Моржов и слушает Костёрыча и Щёкина, которые пытаются объяснить упырям, что подлинное, а что - нет. Проблема подлинности - главная для Моржова. Об этом две ключевые сцены: Леночка назвала Моржова "ненастоящим" и любовь Дианки оказалась настоящей. Мне кажется, я изложил в "Блуде" всё так доступно, понятно... Там же все герои талдычут об этом пять сотен страниц. Странно, странно...
Уважаемый Алексей!---... кажется, будто до прочтения "Географа" (а далее - иже) не жила вовсе. получилось так, что друзей не имела, с людьми не общалась (да и сейчас не общаюсь особо, а о единственном и неповторимом исключении из этого правила отдельный трактат), хороших книг читала мало по причине некоторой ограниченности (сейчас 16 лет). видела перед собой бетонные коробки и помойки Юго-Запада и инстинктивно (не умом, конечно) полагала, что ничего иного и на свете нет. осложнялось тем, что лет примерно с десяти родители пустили развитие на самотёк. если бы не классная, которую считаю единственным настоящим другом (а разница в возрасте - 40 лет), сказать страшно, чем была бы сейчас. впрочем, ушла от темы. Ваши книги - не просто книги, а нечто большее. Звучащие Полночью Мироздания слова о любви к земле, к людям - с чем сравнить? как выразить "светящийся песок на камнях памяти", Парму, Чусву и Галактику, "от мороза красное солнце над тайгой", Тенерифу... не пишется, не пишется... (PS смущает лишь одно - почему Екатеринбург представлен односторонне? "дикое счастье" - верно, но не скопище же мой город мирового зла? разве все люди в нём подобны Любимову, Ельцину и иже с ними? а впечатление между тем остаётся именно такое... или я чего-то недопонимаю?)
Уважаемая Мария. Ну что вы... Екатеринбург - мой любимый город. Я завидую, что вы там живёте. А "дикое счастье" - только одна из сторон Екатеринбурга. Важная, но не единственная. Новые высотки, здание администрации - по которому палили из гранатомёта, дворец Харитонова-Расторгуева и аллея братков на кладбище на Широкой Речке - разве это не "дикое счастье"? Но разве это весь Екатеринбург? В конце концов, есть и универ, и дом Бажова, и Плотинка, и старые улочки, и любимые кафешки, и парки, и лодки на пруду, и даже трамвайные остановки - на которых когда-то очень ждал кого-то. В городе очень много всего, и потому он - просто чудесный. И у вас, кстати, в жизни тоже будет очень много всего. Вам же только 16. Впереди - самое интересное. Наверстаете всё, чего вам не хватало. И в этом я тоже вам завидую.