Уважаемый Святослав. Да, конечно, вы правы. Это ошибка. В этом месте должна быть "Кашка".
Ваше " Народ двигался из северного Причерноморья куда-то на восток . Четыре тысячи лет назад арии пришли на южный Урал, в челябинские степи. Построили города и прожили здесь лет 50-100. А потом почему-то внезапно всё сожгли и ушли дальше." А вот дальше - это куда? Спасибо.
Уважаемая Татьяна. Дальше - это в Иран и Индию.
Уважаемая Татьяна! Вот уж на это ответить не могу - не помню. То есть, если перерою дома книги по Аркаиму, то, наверное, отвечу, но вот так влёт - увы, не могу. Да и в антропологии я не силён, если не сказать, что почти неотличим от покойника.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Прочитали "Географ глобус пропил" и "Блуду и МУДО", очень понравилось, зафанатели и друзей приобщили! (Правда, Географ все-таки больше понравился...) Вот интересно, это, наверно, не случайно, Пиксельное мышление (ПМ) и пистолет Макарова (ПМ) совпадают? Типа, от ПМ может и хана прийти? И еще - правильное ударение "блудА", верно? Большое спасибо и удачи!
Здравствуйте, Настя. В слове "блуда" ударение нужно ставить на "у". А аббревиатуры в "Блуде" все омонимичны существующим - и ПМ, и ДП(ПНН), и ВТО, и ОБЖ, и ПВЦ, и все прочие.
Уважаемый Анатолий, я не читал этот роман.
... этого автора и этот роман я тоже не читал. Сорри.
Здравствуйте,Алексей!Пишу курсовую работу по Вашей книге "Географ глобус пропил "на тему "Образ молодого героя в романах Иванова ".Среди многих современных авторов выбрала именно Вас,т.к.вижу Вас Очень интересным,а точнее,разноплановым писателем!И самое Главное,с моей т.з.,Ваши произведения ИНТЕРЕСНЫ людям разных поколений(в коем убедилась на примере своих родителей:)У меня вопрос:в каком ракурсе раскрывать тему о МОЛОДОМ ГЕРОЕ(на примере Служкина),или,как глубоко капать,с помощью чего?
Милая Оксана! Вы загнали меня в тупик прямо-таки с одного удара... Я не знаю, в каком ракурсе раскрывать тему молодого героя на примере Служкина... А что вы подразумеваете под "ракурсом" в данном случае? "Глубину копания" определяйте уж сами... По-моему, это то же самое, что и "раскрытие образа", то есть, "ракурс". А с помощью чего "копать"?.. Напрашивается совет про лопату, но вряд ли он уместен. Уф, не знаю! Простите - не знаю!
Уважаемый, Алексей Викторович! Намедни увидел по ящику интересную инфу о том, что господин Парфенов, эта акула телебизнеса, замахнулась "на нашего, так сказать, товарища Леонардо" (с), на нашей же уральской земле. И Вас припахала в этом плане, пообещав показать миру ваш лик. : -)) Действительно, на Урале много загадочного. Например, один исторический факт по Нижнему Тагилу - если смотреть в плане на расположение церквей, построенных в периоды с основания города до 1900 года, то увидим православный крест. И если его мысленно поднять, то ориентирован он будет не на Иерусалим, а на Тибет (!) Может загадочная Шамбала всетаки существует? К сожалению этат сайт не располагает посылки фото, но если вы напишете мне на майл oshir@tagnet.ru то я пришлю вам свои исследования на эту тему. С уважением! Игорь Широглазов - тагильчанин в двенадцатом колене.
Уважаемый Игорь Юрьевич. Вы получили не совсем корректную инфу. Леонид Парфёнов, наверное, акула, но не телебизнеса. Просто телевидения. Бизнес - это у продюсеров. И на Урале скорее я "припахал" Леонида, потому что идея и деньги проекта исходят от меня. Я не думаю, что факт наличия Шамбалы доказывается расположением церквей в Нижнем Тагиле. Это просто совпадение. На Земле столько тайн, что куда ни ткни - укажешь на какую-нибудь. Может быть, расположение церквей в Екатеринбурге указывает на землю Санникова, падающая башня в Невьянске падает в сторону Стоунхенджа, канал в селе Чусовом прорыт откровенно в направлении рисунков пустыни Наска?.. И так далее. Потому что ведь есть и Лох-Несс, и Беловодье, и Лхаса, и Мачу-Пикчу, и остров Пасхи, и гора Синай, и озеро Чад, и плато Путоран, и Бермудский треугольник, и город Нан-Мадол и много-много-много всего прочего. И я вообще не слышал, чтобы в русских городах церкви располагались с какой-то ориентацией на Иерусалим. На восток - да, а Иерусалим - не Мекка, и церковь - не мечеть. А вы, Игорь, по-моему, имеете какое-то отношение к журналу "Хорошо", если мне не изменяет память, да?
Уважаемый Алексей Викторович! У меня нет к вопросов. Я пишу Вам, разозлённая прочитанным на Вашем сайте отзывом некой Е.Скульской ( не знаю, кто такая, но особенно достала своей глупостью) о романе Блуда и МУДО в февральском номере московского издания День за днём . Понимаю, что Вам не привыкать выслушивать всякую чушь по поводу своих произведений. Но ведь и вода камень точит, а творческий человек уж совсем не камень, и нет у него защиты от всякого окололитературного гнуса. Поэтому-то и хочется прокричать от имени молчаливого читающего большинства: Не слушайте Вы их! Мне без малого 60 лет, я родилась и всю жизнь прожила в Риге, столице ныне независимой Латвии, в России бывала наездами, учась заочно в МГУ. Тем не менее совершенно убеждена, что пространство русской жизни на всём пространстве бывшего СССР в своих основах, а следовательно и в реакциях на перемены однородно. Оттого-то, и ощущение её современных проявлений не зависит от местопребывания и даже личного опыта, а лишь от способности адекватно воспринимать окружающее. Блуда и МУДО это не только Ваше, но и НАШЕ видение русской действительности, персонажи книги не просто узнаваемые, но родные люди, дорогие наши упыри . А для разного рода слабовидящих есть много подходящей продукции с красивыми глянцевыми картинками вот пусть её читают и рецензируют. С чувством глубокой симпатии к Вашему таланту Ольга г.Рига
Уважаемая Ольга! Хотя я стараюсь не ставить на сайт письма без вопросов, но вас мне очень хочется поблагодарить за поддержку. С того времени, как я дописал "Блуду", прошёл уже год. Весь этот год, удивлённый отзывами критиков и читателей, я вновь и вновь озирался по сторонам - и вновь и вновь убеждался, что ничего не наврал и не исказил. А от степени объективности этого вИдения и выстраивается система образов романа, способ изложения и всё прочее. Поэтому ваша поддержка значима не только как читательское, но и как человеческое отношение. Спасибо.
Здраствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Скажите, пожалуйста, откуда такая идея - снять фильм УРАЛ ХРЕБЕТ РОССИИ ? Как вообще зародилась эта задумка? Были ли Вы сами в Тобольске? Каким образом Леонид Парфенов подключился к проекту? Извините, если заставляю Вас повторяться, но очень хочется получить ответ от Вас лично. ))) Заранее спасибо!
Уважаемая Ольга! Не обижайтесь, но ведь я и вправду тысячу раз отвечал на эти вопросы. Все ответы есть на этом сайте в разделе "Телепроект". Мне тяжко излагать всю эту историю в тысячу первый раз, да ещё и письменно. А в Тобольске я бывал. Я оказался там в 2004 году, когда писал об этом городе для журнала "Афиша-МИР". Правда, материал не вышел, потому что кому в "Афише" интересен мерзкий и противный, уродливый и убогий городишко, где и лазаньи-то поесть негде? Не говоря уже о брокколи.
Здравствуйте, Уважаемый, Алексей Викторович! Я поклонник Вашего творчества. Некоторые произведения перечитываю на третий раз, но вот почему то никак не могу осилить "Сердце Пармы"! Не могу продраться сквозь язык, которым написана книга. Но ничего! еще много времени впереди! Алексей Викторович, не хочу показаться занудой, но эти вопросы мне правда любопытны, хотя и без ответов на них, я влюблён в "Географ глобус пропил". А вопросы вот такие: преподовал ли Служкин лишь у 9 паралели? это ведь очень мало часов, а точнее из расчёта по 2 на класс - 6 часов в неделю. Как Роза Борисовна смогла отпустить Машу Большакову, свою дочь, в поход с Служкиным, человеком, которого она не уважала и раскатывала на каждом педсовете? Испытывала ли она к Служкину тёплые чувства? Я студент УрГУ им. Горького и в начале апреля собираюсь в Пермь в Университет по учёбе. Очень хотелось бы побродить по местам, где бродил Служкин. Посоветуйте, пожалуйста! Заранее спасибо!
Уважаемый Никита. Вы задали очень точный и профессиональный вопрос. Конечно, работа Служкина не могла исчерпываться преподаванием у трёх девятых классов. Это, наверное, треть ставки педагога, не больше. На такие деньги и скворца не прокормишь. Но для романа незачем вдаваться в подробности. Про Машу тоже точный вопрос. Для себя я вижу ситуацию так, что Маша с её твёрдым характером просто вынудила маму (Розу Борисовну) подчиниться её решению идти в поход с неприятным маме человеком. Что, разумеется, вызвало у мамы (Розы Борисовны) обострение негатива по отношению к Служкину. Конфликт Служкина и Розы Борисовны - это не педагогический конфликт, а конфликт "отцов и детей", где Служкин на стороне "детей". Не знаю, удастся ли вам в Перми побродить по мемориальным местам моего бессмертного романа. Я ведь писал не путеводитель, где всё описано как есть, да и за 13 лет, прошедших со времени написания "Географа", многое изменилось и перестроено. Хотя затон, к примеру, остался. Он в посёлке Нижняя Курья, это в Закамске, микрорайон Водники.
Добрый день, Алексей. Посещать Ваш сайт вошло у меня в ежедневную традицию. Особый интерес вызывает раздел "Вопрос автору". Удовольствия получаешь не меньше, чем от чтения Ваших книг. К сожалению, в реальной жизни умные, интеллигентные люди часто разобщены друг с другом и не имеют возможности пообщаться вживую. Ваш сайт даёт им такую возможность. В связи с этим, у меня такой вопрос: нельзя ли узнать у Вас адреса некоторых из Ваших читателей, чтобы завязать с ними переписку.
Уважаемая Ольга. К сожалению, у меня нет таких адресов. Я знаю, что их можно как-то добыть на форуме - разумеется, адреса тех, кто писал на форум. Но как это сделать - я тоже не знаю. Может, кто-то что-то посоветует?..
Уважаемый JJJ! Ну и вопросы вы задаёте! По-моему, ответ - в самом слове "интересная". Как, например, вы сами ответили бы на вопрос: "Что для вас сладкая конфета?" Если же вас интересует круг моих интересов (простите за тавтологию), то это чересчур обширная и во многом слишком личная тема. В кратком посте её всё равно не осветить.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Скажите, пожалуйста, правда ли "Сердце пармы" - это сокращенный на 1/6 вариант "Чердыни"? И возможно ли переиздание тех двух повестей, которые вошли в "Географ" как главы. И еще. Я что-то не очень понимаю что такое "матрица". Вот, например, если существует "уральская матрица" - то существует ли, например, "нижегородская матрица"? А уж про "код да Винчи" я вообще молчу. Книгу такую не читала - и про что речь идет не понимаю.Ну ладно я не понимаю. Другие-то тоже не все читали!Делают вид, что понимают, что ли? Знаете, какие вдруг возникли ассоциации? Ландау написал "Курс теоретической физики". В нем часто употребляются слова "очевидно,что...". Так вот. Для того, чтобы понять то, что очевидно для Ландау - студенту надо лезть в другие учебники. Это сами студенты так говорят и я им почему-то верю, хотя сама не физик.Потому что Ландау мыслит на совсем другом уровне.
Дорогая Ласточка. Сокращённая "Чердынь" - это книга "Сердце пармы" издательства "Пальмира", и более никакая другая. Все прочие издания "Сердца пармы" и "Чердыни" - полные. А те две повести, которые вошли в "Географ" как главы, в "Географе" и остались, никуда не делись. Это повести "В тени великой смерти" (про Служкина-школьника) и "Оба берега реки" (про поход). Зачем их издавать отдельно?.. Под "культурной матрицей" я понимаю исторически сложившийся набор оправданных решений, стратегий поведения. Если территория самобытна, то и "матрица" её будет отличаться от "базовой". У нас "базовая" матрица - общерусская. В старину - крестьянская. Например, это означало, что домашние дела человек оставлял на зиму, потому что зимой у него не будет работы в поле. Но вот в частной "матрице" - например, в сибирской - наоборот, домашние дела оставляли на лето. Потому что зимой охотник уйдёт на долгую охоту за пушным зверем, и времени на домашние дела у него не будет. Невозможно говорить, что русский сибиряк - это не русский человек, но "сибирская матрица" всё же не тождественна общерусской. Это некая "субкультура". Так же и уральская. Про нижегородскую я не знаю - я не жил в Нижнем. А про "код да Винчи" и я молчу. Эту завлекалочку Леонид Парфёнов придумал специально для журналистов, чтобы они со своими дырами в башке хоть что-то уловили из того, что мы им рассказываем о проекте. Без этой завлекалочки о нашем проекте они и двух слов связно сказать не смогут. Проверено на опыте. Сравнение с Ландау, конечно, льстит самолюбию, но не уверен, что я настолько умнее собеседников, что мою логику невозможно понять без чужих комментариев.
Здравы будьте, уважаемый Алексей Викторович! Вы любите заумные вопросы с занудным вступлением? Тогда вот. В свое время философ и историк Р.Дж.Коллингвуд написал работу Идея истории . он заметил одну простую вещь, которая, впрочем, была известна многим. Просто среди историков он выразил ее достаточно выпукло. Он выделил как минимум три аспекта в том, что происходит, и три фигуры, которые судят о происходящем. Первый аспект собственно то, что произошло. Некое прошлое само по себе. Это трудно себе представить, но, впрочем, в классической парадигме так привыкли думать, допускать, что есть нечто само по себе и его надо открыть. Этим и занимается историк, открыватель и рассказчик того, что на самом деле (якобы) было. Второй аспект выделяет психолог, то есть тот, кто мыслит о прошлом. Носитель некоего видения о прошлом. И тогда сама мысль, история мысли о прошедшем сама становится историей. История истории, мысль об истории становится вторым слоем прошлого и мыслью первого порядка, по Р.Дж.Коллингвуду. Третий аспект соотношение прошлого и мысли. Здесь рождается философия истории, мысль о мысли по поводу прошлого. Это мысль второго порядка. Философия истории, то есть, собственно, идея истории рождается на этом перекрестке, на скрещении прошлого и мысли о прошлом и на выявлении дополнительного смысла, которого нет ни в самом прошлом, ни в мысли о прошлом. Тогда мы пытаемся понять смысл истории. Простите за столь длинное вступление. Вопрос собственно в том, какой аспект Вам ближе (а может быть, у Вас собственный подход тогда поделитесь, пжалста)? И каким Вы видите Грозного будет ли у него что-то общее с героями Сердца Пармы ? Видите ли Вы, когда пишите, пред своим мысленным взором чУдного и чуднОго Мамонова?
Уважаемый Илья Ильич. Ваш вопрос попал прямо в "болевую зону". Не мою - а в "болевую зону" общественного понимания роли писателя-историка. Я уже слышал о трёх "ипостасях" постижения истории - ипостасях "летописца", "психолога" и "философа". Но не знал, что это - теория Коллингвуда. Спасибо, что просветили. Так вот, мне кажется, что роль писателя - синкретическая. Писательская "точка отсчёта" находится "вне" истории, это художественная точка отсчёта. Какая-то идея: личная (как у Суворова: "Я не предатель!"), общественная (как у Семёновой: "Наша история не хуже!"), филисофская (как у Толстого: "Историю вершит народ, а не Наполеоны") или эстетическая (как у Умберто Эко: "Миром правят символы и знаки"). Исходя из своей идеи, писатель "прыгает" по ролям "летописца", "писихолога" и "философа", как воробей по проводам. Какая "ипостась" в данный момент выигрышнее для воплощения писательской идеи, ту "ипостась" писатель для себя и выбирает. Мне кажется, что так. А читательская проблема в том, что читатель желает видеть писателя только в одной "ипостаси", и когда писатель меняет роль, читатель начинает вопить, что писатель не знает истории. Теперь про Грозного. Павел Лунгин - не копировальный автомат, и он сделает Грозного таким, каким видит его сам. Может быть, Грозный Лунгина не будет совпадать с моим Грозным. Это законы кино. У моего Грозного если и есть что общее с героями "Сердца пармы", то немного, и с Иваном Третьим. Не с Михаилом и не с князем Пёстрым. О своём понимании Грозного я подробно говорил в интервью Юлии Беломлинской; оно есть на этом сайте. Мамонова же я видел, когда писал. Не скажу, что это доставило мне какое-то удовольствие. Но восхищение Грозным я оставляю Эйзенштейну.