Вот и замечательно, нашла Ваш сайт, значит, периодически можно что-то и новое узнать о Вашем творчестве, это радует, т.к. Вы все же не особо публичны, а вопросы возникают. "Литературка", "Новый мир" и К либо Вас не жалуют, либо Вы не питаете к ним пристрастия, а они - основной источник лит.новостей для меня, так уж исторически сложилось, да уж на остальное времени нет, да и сил. В "Комсомолке" Вы сказали, что вопрос о родителях "бросает" на Вас тень инфантильности, я не хотела показаться некорректной. Знаете, все мы "родом из детства". Когда читаешь, ну, скажем, о Пушкине или, что поближе, о Набокове, он наиболее ярок в этом отношении, понимаешь, а иногда и не принимаешь, то, что писатель говорит прямо или "между строк". Что бы он хотел, и, что вышло. На чем зиждется "слово"? У Вас - чувственное отношение и тонкое знание Корабля во всех его ипостасях, он же у Вас везде. Ваше мироздание - это нить - вода-корабль-человек или в любом другом порядке, отчего суть не меняется, будь ты в общаге или в княжем тереме. Ваш язык - кладезь народных пословиц и поговорок, которые очень органичны в тексте и о нынешнем бедолаге-учителе, и о сплавщике 18 в. Это просто умение так писать, Ваша "марка", наконец, хорошая память?Или что-то ещё?
Уважаемая Наташа. Я вполне лоялен и к "Новому миру", и к "Литературке" - благо, имел случай познакомиться и с А.Василевским, и с Ю.Поляковым, и это знакомство не завершилось дракой. Почему же эти издания игнорируют меня - я не знаю. Хотя заметил это давно. Когда А.Гриценко, а потом З.Прилепин брали у меня интервью для "Литературки", я сразу предупреждал, что "бесполезняк", "Литературка" не будет публиковать мои интервью. Мне не поверили, а я оказался прав. А вопрос про детство я не люблю несколько по другой причине. Конечно, "все мы родом из детства". Детство очень многое определяет. Но о детстве нужно разговаривать, а не лепить плоским вопросом. Вопрос о детстве - из разряда пустых и банальных журналистских вопросов, когда не о чем больше спросить. Есть и другие вопросы из этого разряда: "Почему вы не переезжаете в Москву?" "Какой ваш любимый писатель?" "О чём ваша новая книга?" "Какие ваши произведения собираются экранизировать?" Когда я слышу эти вопросы от журналиста, я понимаю, что он ни хрена обо мне не узнал перед интервью (а это его работа), потому что ему плевать, с кем разговаривать. В советское время был модный вопрос из этого же разряда (сейчас он сдох): "Кем бы вы хотели быть, если бы не были писателем (артистом, учёным и т.д.)?" Обидно тратить время и силы на пустоту, вот и раздражаюсь. А на чём "зиждется моё слово", я сказать не могу. И на умении, и на "марке", и на памяти, и ещё на чём-то... Так получается. Мне кажется, что изначально так было в меня заложено (не мной, разумеется). А моя заслуга лишь в том, что я не дал в себе зачахнуть этой способности. Самодовольно ответил - но иначе и не ответить. Иначе - это игнорировать ваш вопрос, а мне делать этого не хочется.
Уважаемый Алексей, перед тем, как задать свой вопрос, прошу Вас принять искреннюю благодарность за Ваши книги. Я пока прочитал только три: "Золото бунта", "Сердце Пармы" и "Географа...". Понравились все три, причем "Золото..." и "Географа..." я перечитал сразу же, закончив по первому разу. Т.е. - дочитал последнюю страницу и тут же начал с первой. Такое со мною крайне редко бывает. Густо пИшете. И очень вкусно. Сам я по первому образованию филолог (после армии в 80-е учился на филфаке МГУ, а потом и работал там несколько лет), поэтому теперь пропагандирую Ваши книги среди друзей и знакомых по факультету. Но идет трудновато: пока только двое прочитали "Золото..." и один - "Сердце Пармы". Но отзывы были сугубо положительными. Что интересно, рассказал мне про Вас и дал для ознакомления прочесть "Золото бунта" тоже мой хороший приятель-филолог: "Не знаешь Иванова? Глыба! Матерый человечище!" Просто как Ильич про Толстого. Теперь к вопросу. Вы написали сценарий для Павла Лунгина об одном из отрезков жизни Ивана Грозного. Интересно было бы узнать о Вашем отношении к личности Иоанна Васильевича. Так, в частности, известно, что в годы его царствования было казнено (зачастую самыми изуверскими,садистскими способами) около 3.000 человек, причем каждый случай разбирался царем лично. Зверь? Это как посмотреть. Правивший в тот же период Генрих VIII казнил в Англии и в Ирландии 72.000. Об этом свидетельствует в своих "Хрониках..." патриарх британской историографии Рафаэл Холиншед (R.Holinshed's Chronicles of England, Scotland and France). Или взять Францию: только во время знаменитой резни в день (ночь) св. Варфоломея было убито, по разным оценкам, до 10.000 гугенотов. Период времени тот же. Эпоха Грозного, 16-ый век. В Новом Свете конкистадоры Испании и Португалии вырезали целые народы, неся им "свет" европейской цивилизации. По всей Европе полыхали костры, на которых жгли еретиков. С другой стороны, Грозным в свое время именовали не только Ивана IV, но и его знаменитого деда, описанного Вами в книге "Сердце Пармы". Правда, Иван III вошел в Историю все-таки как "Великий", "собиратель земель русских" и т.д. Так вот, не кажется ли Вам, что Иван IV стал своеобразной жертвой "черного пиара", как сейчас сказали бы? Не проиграл ли он информационную войну своим недругам? Я как-то не очень хорошо знаю ту эпоху, потому что всегда больше интересовался временем Василия Темного и, особенно, Ивана III. Но мне почему-то кажется, что все эти Годунов, Шуйские и вся эта семибоярщина с одной стороны и Ватикан в лице поляков Сигизмунда III с другой, приложили, что называется, к этому руку. И положили начало недоброй славе последнего Рюриковича - человека действительно неординарного, не похожего на других правителей. Каково Ваше мнение, что называется "по горячим следам"? Если Вам тоже так кажется, то кто по Вашему мнению здесь замешан в первую очередь: Ватикан в своем стремлении дезавуировать раздражавший его православный "Третий Рим" или все-таки строптивые бояре, не простившие Грозному опричнину? P.S. Оказывается, в Кремле недавно была выставка, посвященная Ивану Грозному и его времени. Не знал. Жалко. Сейчас вот наткнулся в Интернете, когда уточнял детали письма. P.P.S. Читал где-то, что Грозного у Лунгина будет играть Петр Мамонов. Интересно. С уважением, Вадим
Уважаемый Вадим! Спасибо за хорошее отношение к моим произведениям. Теперь про Грозного. Наверняка, Грозный проиграл пиар-кампанию - учитывая, что после него началась свистопляска с Годуновым, Лжедмитриями и Смутой. Проиграл и Ватикану, и боярам. Кстати, современники Грозного "Грозным" не называли. Но дело не в этом. Я считаю Грозного людоедом. И далеко не все дела приговорённых он разбирал лично - а порою вообще казнил "не глядя". Тому масса исторических свидетельств. К этому приплюсуйте зверства опричнины, которые тоже падают на совесть Грозного, ведь это он придумал опричнину. Палач становится палачом после первой отрубленной головы. А сколько всего он их отрубит - пять, двадцать, три тысячи или сто тысяч - уже не важно. Он всё равно палач. И меряться количеством жертв как-то странно. Всё равно, что считать, что Гитлер добрее Сталина, потому что в холокосте погибло меньше людей, чем в ГУЛАГе. "Людоедство" властителя определяется по качественному, а не количественному показателю. Так что Грозному - гореть в аду. Хотя фильм Павла Семёновича не совсем, чтобы об одном лишь людоедстве Грозного. Фильм - об архетипе русской власти, впервые явленном миру Иваном Грозным. Но об этом я подробно говорил в интервью Ю.Беломлинской, которое есть на этом сайте. И про актёров. Да, Лунгин собирается снимать в роли Грозного П.Мамонова. Для П.Мамонова этот сыр-бор и загорелся. Кроме него, в фильме, возможно (и вероятно) будут сниматься О.Янковский, К.Лавроненко, И.Охлобыстин.
Дорогая Ласточка. Я не хочу анализировать творческие и жизненные искания Льва Толстого. Тем более, на сайте. Для этого нужна монография страниц на семьсот. (Вспоминается история из Курта Воннегута. Его герой писатель Килгор Траут написал штук двадцать книг. И Килгору Трауту пришло письмо от подростка, который все эти книги прочитал. Подросток пишет: "Я понял, о чём все ваши книги. Они о том, что в любых обстоятельствах нужно всегда оставаться человеком". На это Килгор Траут подумал: "Вот я дурак. Двадцать книг написал, а можно было отбить телеграмму в десяток слов, и всё". Так что творческие и жизненные выводы Толстого - это не афоризм а-ля "Чем выше любовь, тем ниже поцелуи".) Когда я говорю о линии Толстого, я имею в виду его убеждённость в том, что реализм - самое мощное выразительное средство для писателя. По этой линии я и стараюсь шагать.
Уважаемый Алексей! Не хотелось бы отвлекать Вас от творчества своим обращением, но не могу не выразить восхищения Вашими книгами! Прочел практически все, за исключением Чусовой - это на очереди. Настоящим шедевром считаю Географа - это литература в высшем, классическом смысле слова; того качества, что в итоге оказывается в школьной программе любовь, природа, семья, дружба, муки творчества, отцы и дети, Лолита После Золота хожу просто в ауте: весь все еще там читал две ночи подряд, не оторваться последний раз такое было с книгами Пикуля лет 20 назад вспоминаю высказывание одной знакомой о Мастере и Маргарите - человек просто не может такое придумать . Думаю, что это применимо и к Золоту бунта После Пармы специально оставил его на новогодние каникулы на сладкое Не хотел бы показаться невежливым, но Блуда и МУДО , по-моему, перегружена порнухой, какими-то прорывающимися комплексами, зачастую носит панковский пелевинский привкус т.е. много сиюминутного и конъюнктурного, не то что нетленка Географа На мой взгляд, просто гениальными находками, способными войти в наше массовое сознание, являются упыри и особенно друиды. Только так мы с приятелем теперь называем пару Миронов-Грызлов, Грызлов-Миронов А вот Общага не пошла совсем текст просто не читается сырая юношеская проба пера с ходульными персонажами, неестественной речью кстати, мне показалось, что Моржов это выживший Отличник Русский глаз, конечно, еще напрягает некий налет антиклерикализма и написание имени Божия не с заглавной буквы В общем, ждем продолжений! И городской, и исторической веток творчества! :-) А может быть стоит их соединить? ;-) Давненько у нас не было Мастера и Маргариты , Альтиста Данилова . Спасибо Вам!!!
Уважаемый Сергей. Я счёл ваше предложение "А может быть стоит их соединить?" вопросом, потому и отвечаю. Хотя отвечать мне, в общем, нечего. Может, и стоит. Как попробую соединить, так и станет видно: стоило соединять или нет. Но когда попробую - ещё и сам не знаю. Может, не попробую вообще.
Здравствуйте Алексей! Хотелось бы у вас спросить - ваше мнение о творчестве Бачинского-Стиллавина? Ваши комментарии о случившемся? Я просто вдруг поняла, что это были великие клоуны, и они были настоящими. И что я их оказывается очень люблю. Просто я об этом раньше не знала. И знаете... Аленушка разбилась в Ковязине. Бачинский - в Калязине. Такая вот ассоциация возникла. Случилось то, что... останавливает привычный ход вещей.
Дорогая Ласточка. Я не знаком с творчеством Бачинского и Стиллавина. Про них, конечно, слышал, но их самих не слушал. И не уверен, что поступал неправильно. Боюсь, что вы переносите на ситуацию гибели Бачинского обстоятельства своей душевной жизни. Не стоит. А Ковязин и Калязин - совпадение, в котором нет никакого мистического смысла.
Странно... В этих общагах есть что-то роковое. Квинтэссенция жизни. У нас тоже девушка из окна разбилась. Давно. Мне комета рассказывала, когда я уезжала, еще не читав "Общагу-на-Крови". Зато там были настоящие чувства - первая любовь, ненависть, разочарование... Вам хотелось бы вернуть все это, пережить еще раз?
Нет, уважаемая TerraInc. Я думаю, по всей России общаги похожи друг на друга - и обитатели их ведут себя примерно одинаково. Но возвращаться туда?.. Увольте. Что было там - того я нахлебался до ушей. А настоящие чувства - любовь, ненависть, разочарование - у меня есть и в моей нынешней жизни. Мне попросту незачем возвращаться в общагу. Разве что за молодостью, да её нет нигде, и даже там.
Милая Машенька! Пожалуйста, попробуй сама. Уверяю тебя, что если получится плохо, тебя не расстреляют. Но самой - полезнее.
Здравствуйте, Алексей. Знаю, что Вы не любите отвечать на подобного рода вопросы, но всё же... Что из прочитанного в прошедшем году Вам запомнилось? Мне кажется, что Ваша рекомендация может служить руководством к действию (к прочтению)для многих. Например, в своё время Бродский открыл для меня Кавафиса и Фроста. Самый свежий пример: А. Немзер (хотя его литературные вкусы и оценки я не всегда разделяю), благодаря которому я прочла замечательную прозу Андрея Дмитриева, и таких примеров масса. Большинство из нас, совершая тот или иной выбор (в данном случае - книги для прочтения)ориентируется на вкусы людей, которым мы доверяем, которых любим и т.п. Если вопрос покажется Вам не актуальным, можно на него не отвечать. И ещё, как Вы относитесь к поэзии? Я на днях открыла для себя поэта Дмитрия Быкова! Прочла его сб.стихов "Последнее время" и поняла, что он помимо всего прочего ещё и замечательный поэт (а может быть, в первую очередь). Быков - это просто какой-то Леонардо да Винчи наших дней! Не перестаёт меня поражать, за что бы не взялся - всё выходит, по крайней мере, на твёрдую четвёрку. Извините, что хвалю одного писателя на сайте другого, наверное, это не совсем корректно. Просто хожу под впечатлением, а поделиться не с кем! Мало кто знает Быкова в этой роли.
Уважаемая Лана. Я знаю Быкова в этой роли и высоко ценю его стихи. Но в целом в поэзии не разбираюсь, да и не стремлюсь. А вопрос про книги, действительно, неактуальный. Я читаю мало (художественной литературы), и потому мои рекомендации почти ничего не стоят.
Уважаемый Вадим. В отдалённой перспективе - да, хотелось бы ещё поработать с историей. Но в ближайшие годы - нет. Некогда.
Уважаемая Анна. Пока мы планируем начать съёмки первых эпизодов в конце февраля или начале марта. Эти эпизоды будут сниматься в Тобольске и Екатеринбурге. Я надеюсь, что план не изменится.
Алексей, на днях впервые познакомился с Вами как с автором, прочитав "Блуда и МУДО" - великая книга! Чувствуется некая Ваша неудовлетворенность тем, как эта книга пошла в народе, поэтому еще раз хочу сказать - вещь великая! Когда читал Блуду, возникали ассоциации с Генри Миллером, в определенном смысле можно ставить Вашу книгу на одну полку с Миллером. Было ли какое-нибудь влияние Миллера на Вас, и как следствие являющаяся двигателем книги и пронизывающая весь Ваш роман сексуальная жизнь главного героя? Как Вы относитесь к сравнению Блуды с творчеством Миллера? С огромным уважением, Сергей
Уважаемый Сергей. Спасибо за добрые слова о "Блуде", хотя меня смущает титул "великая". Давайте подождём лет сто, а потом и решим, великая она или не очень. "Тропик Рака" я читал в конце 80-ых и больше не перечитывал. Кроме "Тропика", у Миллера я ничего не читал. "Тропик" почти не помню. Помню только, что удивился, не найдя в книге ничего особенно скандального (я и в "Лолите" никакой клубнички не вижу). Так что Миллер на меня не подействовал. Хотя и вызвал глубокое уважение. А приставлять "Блуду" на полку к Миллеру или не приставлять - это как угодно. Всё равно это ничего не решает.
Здравствуйте! В 2008-ом уже две ваши книги прочел ("Географ" и "Общага"). Сейчас купил третью. Думаю, до того, как вы ответите на мои вопросы и "Блуда" будет прочитана мной. Не могу остановиться - и всё тут! Правда, несколько боюсь к вашим историко-эпическим произведениям приступать - не знаю почему :)) Простите за несколько корявые вопросы сочинять и формулировать не моя специальность. Я больше по примерам и задачкам мастер :) Вопросы! 1. Существуют ли на самом деле те места, о которых вы пишите в "Географе" (например, место, где Служкин встречал с ребятами Новый год; места, по которым сплавлялись они же; районы Перми, через которые проходил маленький Витя Служкин, боявшийся, что его изобьют)? 2. Можно ли за прототип общаги, о которой вы рассказываете в одноименном произведении, принимать УрГУшевскую общагу по Чапаева (тем более, что мне старшие товарищи рассказывали про совпадения с книгой: например, самоубийство девушки)? А вы сами в какой общаге жили? И номерок комнаты если помните, конечно. Мы там табличку сделаем :) 3. Я советую своим друзьям читать ваши книги. Они задаются своевременным вопросом: "А с чего начать?" Действительно! В каком порядке вас читать лучше? 4. Над какими произведениями вы работаете сейчас? 5. С чего началась ваша дружба с Леонидом Парфеновым? С того интервью для "Ньюзвика"? И с какими чувствами восприняли его предложение поработать в связке над проектом про Урал-краеведческий? 6. Есть ли у вас какая-то своя гипотеза по причинам смерти группы Дятлова на горе Отортен в 59-м году? Не хотите ли вы до конца разобраться в деталях той трагедии? Столько написано, снято Но недосказанность не пропадает 7. У меня есть к вам вопрос, который я не могу задать ни здесь, ни на вашем сайте. Можно ли написать вам на почту? И, если да, то куда отправлять свое электронное послание? С уважением поклонник вашего творчества АндрейКа
Здравствуйте, АндрейКа. Буду отвечать вам по пунктам. 1. Кое-какие места существуют, только называются иначе; кое-какие - нет. Здесь надо разбираться с каждым случаем отдельно. Новый год Служкин с отцами встречал возле Октябрьских пещер на речке Кутамыш (станция Валёжная). С детьми Служкин сплавлялся по речке Вильве (она названа Понышем) и Чусовой (названа Ледяной) с привлечением некоторых мест реки Усьвы. Те районы, где могли избить маленького Витьку, не существуют. 2. Девятиэтажную жёлтую общагу на углу Чапаева и Большакова не можно, а нужно принимать за прототип. Самоубийство девушки - не совпадение, а то, из чего и завязался роман. Это была девушка моего друга. Хотя причины этого самоубийства я изменил. Сам я жил в этой общаге года полтора, а вот номера комнаты не помню. И не надо там никакой таблички, честное слово. 3. Про порядок чтения ничего сказать не могу, потому что не знаю вас и ваши вкусы. Книги у меня очень разные. 4. Сейчас я работаю над сценарием для Л.Парфёнова. 5. Я бы не рискнул назвать свои отношения с Леонидом Парфёновым дружбой. Я не чувствую себя ровней ему, чтобы эдак запростецки именовать себя другом. Сотрудник - будет правильнее. Знакомство с Леонидом состоялось во время интервью для "Newsweek" - да. Но вот фильм про Урал - это моя придумка, и это я сделал предложение Леониду (спустя полгода после интервью), а не наоборот. Когда Леонид принял моё предложение, я был необыкновенно горд. 6. Историей с гибелью группы Дятлова я заниматься не хочу. Во-первых, я не думаю, что смогу чего-то там раскрыть. Я же не учёный, не путешественник, и на Холат-Сяхле никогда не был. А во-вторых, эта история мне кажется прекрасной именно в силу своей необъяснимости. Мне не хочется лишаться этой тайны. 7. Если у вас есть конфиденциальный вопрос, пишите мне на сайт. Я вопрос получу, но на сайт его не выставлю. Я ведь далеко не всё выставляю на сайт. Если я смогу вам ответить, отвечу в частном порядке - на ваш адрес, который регистрируется сайтом, но не выносится на страницу вопросов и ответов.
Алексей Викторович, спасибо за тот разнообразный мир, который открывается в Ваших книгах. Прочитала "Message", "Географа", но совершенно влюбилась в "Чердынь". В сентябре 2007 ездили в Чердынь специально, чтобы посмотреть те места. Знаю, что планируется экранизация "Чердыни". И вот появилась мечта: поучаствовать бы в массовке или хотя бы просто посмотреть съёмки фильма, "погрузиться" в ту эпоху.Это возможно?
Уважаемая Хилари! Идея с экранизацией "Чердыни" совершенно заглохла. То есть, в ближайшие годы никакой экранизации не будет. Так что - увы и вам, и мне.
Уважаемый Виталий. Вы имеете в виду прозу о, так сказать, нынешнем времени, да? О том, что более-менее близко к настоящему, у меня только роман "Общага-на-Крови". Но он "ранний", да и время действия - начало 90-ых годов. Всё остальное - "про историю".
Уважаемый Яков. Ваш читательский бэкграунд не зудит. Конечно, ДП(ПНН) из "Блуды" перекликается с ДПП(NN) Пелевина. Объясняя упрощённо, я характеризую ту же ситуацию, что и Виктор Олегович. Только он считает её "диалектикой переходного периода из ниоткуда в никуда", а я (в системе "Блуды") - "проклятием неискоренимой непристойности" или "дешёвым порно".