Уважаемый Алексей! Буквально на днях прочла "Географа". Это первое мое знакомство с Вашим творчеством. Обязательно продолжу его. Удивилась, до чего "несовременная" эта книга в лучшем смысле. Никаких постмодернизмов (за исключением нескольких забавных штрихов и цитат типа Маркеса, замаскированного в мыльной опере), чернухи. На первый взгляд, роман Ваш весь укоренен в ценностях "гуманистической" литературы, той, что мы называем русской классикой или лучшими достижениями советского искусства. Порой мне казалось, что он мог быть написан и 20 лет назад, и даже 50 (учитывая особенности тех времен, скорее всего, "в стол"). В Географе даже не ясно, в каком году происходит действие. Я пыталась посчитать, у меня вышло, что-то около начала 90-х годов: смерть Брежнева приходится на 9 класс Вити, а в настоящем ему 28 лет. В принципе, конечно, это не имеет решающего значения в этом конкретном романе. Но все же, вы современный автор, в самом календарном смысле этого слова. И при этом явно выпадаете из популярных течений поиска "новых форм". И при этом же, несомненно, ни на кого не похожи. Попытаюсь наконец распутаться и задать ясный вопрос: считаете ли вы, что роман (поэма, эпос, любой жанр любого вида искусства) переживает преобразование, когда приходит новая эпоха. Я понимаю, что задача изобразить русское общество в лицах смешна, если автор ставит ее себе в такой формулировке. Но некое ТИПИЧНОЕ как задача все же осознается автором? Или я ошибаюсь в технологии прозаика? Еще одна попытка вернуть ясность своим вопросам))) Что именно вы (как автор, а может, как читатель своего собственного романа) считаете ТИПИЧНЫМ, исключительным именно для сегодняшнего дня в Служкине (или в остальных персонажах)? Его экзистенциальный кризис, конечно, пронизывает насквозь меня как читателя, и ставит передо мной неожиданный ракурс самокопания. Многие вещи ошеломляют и дают долгожданные ответы или ставят новые вопросы. Но чем этот герой и этот роман современен ? Мне бы хотелось быть правильно понятой, это не критика , а самый искренний вопрос вам как автору? Если вы его задавали себе и если вам интересно на него отвечать. Опять повторюсь: я не имею в виду реалии времени, приметы быта. Я имею в виду, ну некий дух поколения, что ли. Мы примерно ровесники, мне 37 лет. Служкин нас моложе на 10 лет. Для вас его состояние духа это проблемы нашего поколения или тех, кому сейчас 30? Понимаю, что каждый писатель пишет из себя , но все же в итоге читатель читает в себя . И если не будет некоего резонанса, то есть, того самого типического, то диалога между ними не состоится. Заранее благодарю вас за труд прочтения моего текста, он, конечно, не столь выверен, как ваша проза))) Спасибо, Оксана.
Уважаемая Оксана! Вы, действительно, задаёте сложнейшие вопросы, требующие трактата. Я попробую вычленить один, в котором хоть как-то отсветят и другие вопросы, на которые в данном посте ответить просто не смогу. Кризис Служкина - вы правы - это кризис экзистенциональный. Упрощённо говоря, он таков: "Я - хороший и умный человек; я не преобразователь мира; в мире сейчас торжествуют преобразователи; значит, все считают меня полным ничтожеством; я с этим мириться не хочу и сам выведу себя из числа уважаемых членов общества, потому что это общество мне не нравится". Это - середина 90-х. Экстраполяцию этого экзистенциального кризиса можно вычислить в образе Моржова из "Блуды и МУДО": "Хорошие и умные люди по-прежнему не нужны; я - хороший и умный человек; в мире торжествуют "перераспределители преобразованного"; я не хочу быть с ними; если я не буду с ними, то стану ничтожеством; я не хочу быть ничтожеством, а потому буду манипулировать этими "перераспределителями", чтобы помочь "Служкиным" не погрязнуть навсегда, так как это даст мне право числить себя в порядочных людях хотя бы по одному признаку". Два разных кода поведения "приличного человека" в две разные эпохи - ельцинскую и путинскую. Оба эти кода выводят хорошего человека за грань морали: Служкин бессилен и пьёт, Моржов врёт и блудничает. Но Служкин вообще выпадает из общества, а Моржов исхитряется занять в этом обществе значимое место. Вывод: приличный человек, оставаясь самим собой, не может выглядеть "приличным" в понятиях традиционной и разумной культуры. Это и есть экзистенциальный кризис, две его разные фазы. Но хрен, как известно, редьки не слаще.
Доброе время суток, Алексей Викторович! Мне 46 лет, я работаю земским врачом между Тюменью и Омском. Летом с.г. по совету хорошего знакомого почитать Вас (а ему посоветовали лингвисты???) я, как говорится, подсел на Ваши произведения. Прочитал "Блуда и МУДО", "Географ глобус пропил" и "Сердце Пармы", вещи все разноплановые, но их объединяет одно-ВАША ИСКРЕННОСТЬ... Вопрос первый: как Вам удаётся при такой искренности защищать своё сердце от различных нападок (типа экологической проверки)? Вопрос второй:Вы знаете, какие цены на Ваши книги: в Тюмени, в Екатеринбурге, в Сургуте от 350 до 400 рублей. Я уже надарил своим знакомым Ваших книжек. Хотелось бы, что Ваше искусство хорошо оплачивалось...Или бедному пишется лучше???(улыб.смайлик) Последний вопрос: когда ждать новой книги???( у меня было такое ощущение было после прочтения каждой Вашей книги, что после ТАКОГО уже ничего невозможно написать.....)
Добрый день! Спасибо вам. Я и вправду стараюсь писать искренне, а защищаться от нападок не удаётся никак. Ну, иногда огрызаюсь - вот и всё. То, что мои книги стоят дорого, я знаю, но что я могу поделать? Это не моя вина. И не вина издателей. Это вина нынешней системы книгораспространения. Могу вас уверить, что бедному пишется хуже. Я могу сравнить, потому что сейчас мне платят хорошо. А про новую книгу я только что ответил в одном из ближайших вопросов.
Здравствуйте,Алексей! Это снова я со своим экзаменом. Спасибо за совет, получила много полезной информации для реферата. Прочитала еще "Общагу на крови". Этот роман показался мне более зрелым, философским и интересным. Только почему про него нет на этом сайте статей? и обсуждается он меньше прочих. Сама я конечно так хорошо в произведении не разберусь, но теперь уже больше хочется писать реферат по "общаге". Не подскажете, где можно взять больше информации об этом романе (если она вообще имеется)?
Уважаемая Юля! "Общага" показалась вам более интересной потому, что сам я, как автор этого романа, по возрасту ближе к вам, чем как автор "Географа" и проч. На самом деле "Общага" менее совершенна, хотя и не значит, что хуже. Все материалы по "Общаге" собраны на этом сайте в разделе "Отзывы", в главе "Общага". Их не так-то и много, да и большинство из них - дурацкие, потому что нужно же было критикам обмазать меня дерьмом после "Географа", "Пармы" и "Золота". А то как-не неприлично выглядит: писатель хороший, а дерьмом не обмазан. Непорядочек!
Уважаемый Алексей. Прошу прощения, если повторюсь с вопросом, но все-таки рискну его задать. Как Вы думаете, оправданно ли деление литературного процесса (каковое часто можно заметить во многих книгах по литературоведению) на различные этапы при помощи жестких временных рамок? Или же данный процесс непрерывен, и каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего? Что, например, можно сказать о современном этапе: считать ли его начавшимся лишь после распада СССР? Заранее спасибо
Уважаемый Дмитрий! Тут вопрос не о самом факте наличия деления, а в изначальной установке критика (литературоведа) и мотивированности его аргументов. По какому-то критерию - можно и нужно разделять, по другому критерию - можно, но не стоит, по третьему критерию вообще нельзя, а по четвёртому критерию лучше бы "делителю" сменить профессию. Литература всё равно едина, и каждый новый её этап прорастает из предыдущих, как верхний сегмент бамбука. Современная литература тоже выросла из советской, хотя не по принципу продолжения, а по принципу отрицания и дополнения. Если вы желаете жечь костёр - бамбук хорошо ломается на дрова "по стыкам". Если желаете ловить рыбу удовольствия - не ломайте удилища.
Уважаемые Николай и Евгений! Возьмите любой учебник истории Прикамья и прочитайте список литературы в его конце. На 90 процентов это - мои источники.
Здравствуйте, Алексей! Может быть этот вопрос уже звучал, но так как поиска на вашем сайте я не нашел, задам его. Скажите, кто ваши любимые авторы и что вы читаете сейчас. Назовите несколько последних книг. ОЧень интересно, на чем вы растите свое творчество. Спасибо за творчество, Юрий.
Уважаемый Юрий. Творчество, даже литературное, растёт из жизни, а не из литературы. Перечитайте мои ответы читателям - там я неоднократно приводил списки любимых авторов или произведений (во многом - несовпадающие). Последняя книга, которую я прочёл (перечёл) - "Голубятня на жёлтой поляне" В.Крапивина. Ничего из неё в моём творчество не выросло и не вырастет, а любовь к книге - огромная, и уважение к автору - безграничное.
Алексей Викторович, в "географе" вы приводите полный текст песни Александра Башлачева "Время колокольчиков". Мне показалось интересным, что вы с ним учились на одном факультете, правда в разное время. 1. Какова была молва на журфаке об этом человеке во время вашей учёбы (я полагаю лично вы не встречались)? Каково ваше собственное отношение к его феномену? 2. "Время колокольчиков - новое язычество" давно наступило в культуре и искусстве или еще не "всё снесли"? Ваше мнение.
Уважаемый Сергей. "Время колокольчиков" я привожу в "Общаге", а не в "Географе". Когда я жил в той же общаге, что и Башлачёв, никакой особенной молвы о нём не было, потому что он и сам ещё был жив и не стал легендой. Моё мнение о Башлачёве - это гений десятка текстов и человек, который думал, что порвать на своей груди рубаху - значит, всех убедить в своей правоте. Обычный максимализм молодости. "Время колокольчиков" - как раз о том времени, которое уже прошло (скажем, середина 70 - середина 80 годов). А искусство и культура - синкретичны. Если нет тотального подавления (а его пока нет), то в культуре есть всё, но в разной степени присутствия. Например, условно говоря, 70 % Димы Билана, 20 % Кобзона, 9 % Бутусова, 1 % Башлачёва. Не забывайте, что я могу быть не прав.
Здравствуйте, Алексей! Мне 35, я тоже из Перми и тоже пишу фантастические романы, хотя в отличие от Вас начал это делать совсем недавно. Закончив один из них, попытался его издать, но естетсвенно безрезультатно. Создалось ощущение, что современые авторы - это многочисленные надоедливые ухажеры, а издательства - единичные неприступные красотки, которым не угодишь. А недавно узнал, что в США существует институт литературных агентов, осуществляющих продвижение книг вместо авторов за вознаграждение. Это позволяет авторам заниматься любимым делом, а не тратить время на копания в Сети. Не знаете ли Вы людей, исполняющих аналогичную функцию в Москве и С-Петербурге? Был бы Вам очень признателен за подсказку. С уважением, Дмитрий. P.S. Очень нравится Ваше творчество. Не завидовали ли Вы Стругацким, писавшим в соавторстве? (Я ни на что не намекаю! =)))
Уважаемый Дмитрий! Стругацким я завидовал, завидую и буду завидовать, не обращая внимания на соавторство-несоавторство. Литературные агенты есть и у нас, хотя у нас иная ситуация: люди читают очень мало, в отличие от Европы и Америки, а книгоиздание сосредоточено, в основном, в столицах. И агента вы не заинтересуете - не обижайтесь. За первый роман вам заплатят гроши, и агенту вы невыгодны. Мой совет - ищите свой путь через многочисленные и мощные сообщества фэнов. У нас в Перми отлично издаются в Москве писатели-фантасты (и фэнтезийщики) Д.Скирюк, Е.Долгова, Е.Филенко и некоторые другие. Попробуйте попасть на "кон" (или как там называются встречи фантастов-единомышленников?). Материалов об этом в и-нете - тьма. У вас есть все шансы "выстрелить" и без агента. Половина известнейших фантастов России живёт в провинциальных городах типа Перми, а фантастика - супер-издаваемый жанр.
Здравствуйте Алексей! Я учусь на 4-том курсе института. Мне очень хочется поблагодарить Вас за ваши потрясающие книги! Невозможно оторваться! Пока я прочла "Географ глобус пропил", "Общага-на-крови" и "Блуда и МУДО". После романа "Общага-на-крови" слезы просто хлынули из глаз! Несколько дней я находилась в каком-то непонятном трансе, шоке. "Блудо и МУДО" читается очень легко и все предельно ясно, смешно, а иногда и грустно. Я очень много почерпнула из Ваших книг. В них столько правды и пугающей реальности! Спасибо Вам еще раз огромное! Вопрос у меня вот какой: Кто из героев похож на Вас характером!
Уважаемая Елена! Спасибо и вам. Этот вопрос мне тоже неоднократно задавали, и потому я отвечу абсолютно честно и кратко: и все похожи, и никто.
Здравствуйте, Алексей. У меня сейчас Ваш период. Читаю все Ваше. Очень понравился Географ, безумно понравилось Сердце Пармы, меньше Блудо. Общага на крови просто убила. Если это случай из жизни- это грустно, но если это Ваша творческий ход-это ужасно. Получается, что любому хоть сколько-нибудь приличному человеку - нет места на этой земле. Возможно это Ваш юношеский максимализм, все-таки писалось 15 лет назад?
Дорогая Надежда! Да, это юношеский максимализм.
Здравствуйте, Алексей! С Вами хочется общаться ещё и ещё. Моё детство прошло в Пермском крае, дальше - Ижевск. С мужем мы долго жили в Европе, вернулись, сейчас - живем и работаем в СПбрге. Непростая адаптация и общение с внешним миром в России произошли, благодаря отчасти Вашим книгам - спасибо! Мы - в гейминдустрии, работаем на мировом уровне. В Ваших произведениях много нечлских образов, можем предложить моделинг, текстуринг и анимацию. И след: здесь много архивов, я члк ответственный и с радостью буду искать информацию. И последнее - почему в телепроекте об истории Урала не заявлена Удмуртия? Летишь на всём скаку и обязательно здесь споткнёшься. Безусловно, это что-то историческое, традиционно-затворническое. Очень интересный народец, тихий, скрытный, с топориком для соседа и для себя. Опять-таки Калашников...
Уважаемая Кадрия! Я полный болван в гейминдустрии и не знаю, что такое моделинг и чем он отличается от текстуринга. И что мне с ними делать? В кашу положить? Так что здесь я даже и сказать-то что-то внятное не могу. А Удмуртия... Да, её традиционно рассматривают в контексте "горных заводов", как и Вятку. Но, во первых, фильм не резиновый - ведь и на Урале мы лишь сшибём верхушки. Во-вторых же, ментально Удмуртия несколько иная в сравнении с Уралом. А мне интересна история человеческой общности, а не история промышленности (иначе пришлось бы "подвёрстывать" тульские, олонецкие, казанские, алтайские заводы - всё же взаимосвязано). В Удмуртии общность уже не та, что на Урале: другие корни, другие стереотипы мышления и поведения.
Здравствуйте, Алексей! Прочитала "Географ глобус пропил",очень понравилось. Иногда думала, про себя читаю, когда-то моей маме, как Угрозе Борисовне, трудно было представить меня рядом с человеком значительно старше и опытнее меня. Сейчас маме дала почитать вашу книгу. Спасибо за ваше особенное отношение к жизни. Очень захотелось побывать в ваших местах и сплавиться по Ледяной. А если бы, например, у меня был только день в Перми, в каком месте мне следовало бы обязательно побывать? Спасибо Вам.
Здравствуйте, Юлия. И вам спасибо. Кстати, реки Ледяной в природе нет, но очень похожа на неё река Чусовая. В Перми же я бы посоветовал побывать в картинной галерее (посмотреть деревянную скульптуру), в краеведческом музее (посмотреть звериный стиль - если музей будет существовать) и на выставке пушек в Мотовилихе. Но это мои личные, "мальчиковые" и "краеведческие", представления. Возможно, вам будет интересней оперный театр или прогулка на теплоходе...
Здравствуйте Алексей. Про фамильон - поняла. Про неоязычество - тоже поняла. И про ислам поняла. Вообще хочу вам сказать - ваше интервью Юлии Беломлинской это просто супер! (Особенно впечатлила фраза: "Оставьте дураков сажать их репу ботвой в землю, нехай, всё равно у них ничего не вырастет".) Кстати, буквально вчера - читаю новость на портале дьякона Андрея Кураева. Андрей Кураев был со своими лекциями в городе Всеволожск и изъявил желание посетить там автозавод "Форд". "Несмотря на то, что администрация Всеволожского района поддержала эту просьбу, руководство завода в течение месяца медлило с ответом, и в конце концов выдало его в отрицательной форме с формулировкой: Поскольку наш рабочий коллектив многонационален, то мы можем допустить отца Андрея только при условии, что он будет в светской одежде, ибо боимся, что вид православного священника может оскорбить религиозные чувства кого-то из наших сотрудников . Он был очень удивлен. А это как раз подтверждение тех слов в интервью, что там за бугром "о своих богах разговаривают в своих общинах". И это отношение приносит в Россию западный менеджмент. Может, оно и правильно... Пока загадкой в некотором смысле для меня остается "мерцоид". Можете прокомментировать? Вот скажите, Моржов то видел мерцоид, то нет, и видел не у всех. Так вот. Если мерцоид не виден - это только для Моржова не виден или есть женщины, которые не имеют мерцоида вообще? Вот, например, есть ли мерцоид у Шкиляевой? И откуда вообще вы придумали этого "мерцоида"? И еще... Я не совсем поняла из ваших слов - понравилось ли вам в пионерском лагере в седьмом классе?
Дорогая Марина! В пионерском лагере в седьмом классе мне не понравилось. Я согласен с поведением западного менеджмента в отношении Андрея Кураева (которого я очень уважаю), только вот формулировка у отказа - дурацкая, российская. Сказали бы прямо, отец Андрей понял бы. А про "мерцоида"... Можно, я ничего не буду говорить? Я могу всё объяснить, только мне этого не хочется. Роман - он как автомобильный мотор, логичный и из деталек; но понимание устройства мотора ничего не даёт для восторга от быстрой езды.
Здравствуйте, Алексей! Прочёл Золото бунта, масса впечатлений, т.к. неоднократно сплавлялся в тех местах. Увидел и знакомую фамилию-Мезенины из Плешаковки. Я тоже ношу эту фамилию, интересуюсь родословной, предки из Мартьяново,отсюда вопрос:нет ли у Вас каких-либо сведений о Мезениных, либо посоветуйте, где их можно почерпнуть?
Уважаемый Леонид! В "Золоте бунта" я использовал исторические фамилии жителей селений: в Ревде - Шелегины, в Кашке - Зырянкины, в Кумыше - Бугрины и Долматовы и т.д. Про Мезениных из Мартьяново я прочитал, кажется, в книге "Предания и легенды Урала", изданной в Свердловске где-то в 80-х годах. Точнее сказать не могу - не помню.
Добрый вечер! Хочу даже не вопрос задать, а спасибо сказать за ваше удивительно тонкое чувствование мира! мы с мужем все ваши книги с упоением читаем. Но есть у меня и вопрос: "Ваше отношение к явлению этнофутуризма? Помните ли вы о нем, когда пишете очередной роман о своем крае? "
Уважаемая Марина! Когда я пишу очередной роман о своём крае, я не вспоминаю о явлении этнофутуризма. Этнофутуризм - сам по себе, мои очередные романы - тоже сами по себе. Если они как-то пересекаются, то это получилось невольно, потому что про этнофутуризм я узнал, уже закончив "Золото бунта". Вообще же к этнофутуризму я отношусь положительно. Придумка замечательная.