Уважаемый Алексей. Прошу прощения, если повторюсь с вопросом, но все-таки рискну его задать. Как Вы думаете, оправданно ли деление литературного процесса (каковое часто можно заметить во многих книгах по литературоведению) на различные этапы при помощи жестких временных рамок? Или же данный процесс непрерывен, и каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего? Что, например, можно сказать о современном этапе: считать ли его начавшимся лишь после распада СССР? Заранее спасибо
Уважаемый Дмитрий! Тут вопрос не о самом факте наличия деления, а в изначальной установке критика (литературоведа) и мотивированности его аргументов. По какому-то критерию - можно и нужно разделять, по другому критерию - можно, но не стоит, по третьему критерию вообще нельзя, а по четвёртому критерию лучше бы "делителю" сменить профессию. Литература всё равно едина, и каждый новый её этап прорастает из предыдущих, как верхний сегмент бамбука. Современная литература тоже выросла из советской, хотя не по принципу продолжения, а по принципу отрицания и дополнения. Если вы желаете жечь костёр - бамбук хорошо ломается на дрова "по стыкам". Если желаете ловить рыбу удовольствия - не ломайте удилища.
Уважаемые Николай и Евгений! Возьмите любой учебник истории Прикамья и прочитайте список литературы в его конце. На 90 процентов это - мои источники.
Здравствуйте, Алексей! Может быть этот вопрос уже звучал, но так как поиска на вашем сайте я не нашел, задам его. Скажите, кто ваши любимые авторы и что вы читаете сейчас. Назовите несколько последних книг. ОЧень интересно, на чем вы растите свое творчество. Спасибо за творчество, Юрий.
Уважаемый Юрий. Творчество, даже литературное, растёт из жизни, а не из литературы. Перечитайте мои ответы читателям - там я неоднократно приводил списки любимых авторов или произведений (во многом - несовпадающие). Последняя книга, которую я прочёл (перечёл) - "Голубятня на жёлтой поляне" В.Крапивина. Ничего из неё в моём творчество не выросло и не вырастет, а любовь к книге - огромная, и уважение к автору - безграничное.
Алексей Викторович, в "географе" вы приводите полный текст песни Александра Башлачева "Время колокольчиков". Мне показалось интересным, что вы с ним учились на одном факультете, правда в разное время. 1. Какова была молва на журфаке об этом человеке во время вашей учёбы (я полагаю лично вы не встречались)? Каково ваше собственное отношение к его феномену? 2. "Время колокольчиков - новое язычество" давно наступило в культуре и искусстве или еще не "всё снесли"? Ваше мнение.
Уважаемый Сергей. "Время колокольчиков" я привожу в "Общаге", а не в "Географе". Когда я жил в той же общаге, что и Башлачёв, никакой особенной молвы о нём не было, потому что он и сам ещё был жив и не стал легендой. Моё мнение о Башлачёве - это гений десятка текстов и человек, который думал, что порвать на своей груди рубаху - значит, всех убедить в своей правоте. Обычный максимализм молодости. "Время колокольчиков" - как раз о том времени, которое уже прошло (скажем, середина 70 - середина 80 годов). А искусство и культура - синкретичны. Если нет тотального подавления (а его пока нет), то в культуре есть всё, но в разной степени присутствия. Например, условно говоря, 70 % Димы Билана, 20 % Кобзона, 9 % Бутусова, 1 % Башлачёва. Не забывайте, что я могу быть не прав.
Здравствуйте, Алексей! Мне 35, я тоже из Перми и тоже пишу фантастические романы, хотя в отличие от Вас начал это делать совсем недавно. Закончив один из них, попытался его издать, но естетсвенно безрезультатно. Создалось ощущение, что современые авторы - это многочисленные надоедливые ухажеры, а издательства - единичные неприступные красотки, которым не угодишь. А недавно узнал, что в США существует институт литературных агентов, осуществляющих продвижение книг вместо авторов за вознаграждение. Это позволяет авторам заниматься любимым делом, а не тратить время на копания в Сети. Не знаете ли Вы людей, исполняющих аналогичную функцию в Москве и С-Петербурге? Был бы Вам очень признателен за подсказку. С уважением, Дмитрий. P.S. Очень нравится Ваше творчество. Не завидовали ли Вы Стругацким, писавшим в соавторстве? (Я ни на что не намекаю! =)))
Уважаемый Дмитрий! Стругацким я завидовал, завидую и буду завидовать, не обращая внимания на соавторство-несоавторство. Литературные агенты есть и у нас, хотя у нас иная ситуация: люди читают очень мало, в отличие от Европы и Америки, а книгоиздание сосредоточено, в основном, в столицах. И агента вы не заинтересуете - не обижайтесь. За первый роман вам заплатят гроши, и агенту вы невыгодны. Мой совет - ищите свой путь через многочисленные и мощные сообщества фэнов. У нас в Перми отлично издаются в Москве писатели-фантасты (и фэнтезийщики) Д.Скирюк, Е.Долгова, Е.Филенко и некоторые другие. Попробуйте попасть на "кон" (или как там называются встречи фантастов-единомышленников?). Материалов об этом в и-нете - тьма. У вас есть все шансы "выстрелить" и без агента. Половина известнейших фантастов России живёт в провинциальных городах типа Перми, а фантастика - супер-издаваемый жанр.
Здравствуйте Алексей! Я учусь на 4-том курсе института. Мне очень хочется поблагодарить Вас за ваши потрясающие книги! Невозможно оторваться! Пока я прочла "Географ глобус пропил", "Общага-на-крови" и "Блуда и МУДО". После романа "Общага-на-крови" слезы просто хлынули из глаз! Несколько дней я находилась в каком-то непонятном трансе, шоке. "Блудо и МУДО" читается очень легко и все предельно ясно, смешно, а иногда и грустно. Я очень много почерпнула из Ваших книг. В них столько правды и пугающей реальности! Спасибо Вам еще раз огромное! Вопрос у меня вот какой: Кто из героев похож на Вас характером!
Уважаемая Елена! Спасибо и вам. Этот вопрос мне тоже неоднократно задавали, и потому я отвечу абсолютно честно и кратко: и все похожи, и никто.
Здравствуйте, Алексей. У меня сейчас Ваш период. Читаю все Ваше. Очень понравился Географ, безумно понравилось Сердце Пармы, меньше Блудо. Общага на крови просто убила. Если это случай из жизни- это грустно, но если это Ваша творческий ход-это ужасно. Получается, что любому хоть сколько-нибудь приличному человеку - нет места на этой земле. Возможно это Ваш юношеский максимализм, все-таки писалось 15 лет назад?
Дорогая Надежда! Да, это юношеский максимализм.
Здравствуйте, Алексей! С Вами хочется общаться ещё и ещё. Моё детство прошло в Пермском крае, дальше - Ижевск. С мужем мы долго жили в Европе, вернулись, сейчас - живем и работаем в СПбрге. Непростая адаптация и общение с внешним миром в России произошли, благодаря отчасти Вашим книгам - спасибо! Мы - в гейминдустрии, работаем на мировом уровне. В Ваших произведениях много нечлских образов, можем предложить моделинг, текстуринг и анимацию. И след: здесь много архивов, я члк ответственный и с радостью буду искать информацию. И последнее - почему в телепроекте об истории Урала не заявлена Удмуртия? Летишь на всём скаку и обязательно здесь споткнёшься. Безусловно, это что-то историческое, традиционно-затворническое. Очень интересный народец, тихий, скрытный, с топориком для соседа и для себя. Опять-таки Калашников...
Уважаемая Кадрия! Я полный болван в гейминдустрии и не знаю, что такое моделинг и чем он отличается от текстуринга. И что мне с ними делать? В кашу положить? Так что здесь я даже и сказать-то что-то внятное не могу. А Удмуртия... Да, её традиционно рассматривают в контексте "горных заводов", как и Вятку. Но, во первых, фильм не резиновый - ведь и на Урале мы лишь сшибём верхушки. Во-вторых же, ментально Удмуртия несколько иная в сравнении с Уралом. А мне интересна история человеческой общности, а не история промышленности (иначе пришлось бы "подвёрстывать" тульские, олонецкие, казанские, алтайские заводы - всё же взаимосвязано). В Удмуртии общность уже не та, что на Урале: другие корни, другие стереотипы мышления и поведения.
Здравствуйте, Алексей! Прочитала "Географ глобус пропил",очень понравилось. Иногда думала, про себя читаю, когда-то моей маме, как Угрозе Борисовне, трудно было представить меня рядом с человеком значительно старше и опытнее меня. Сейчас маме дала почитать вашу книгу. Спасибо за ваше особенное отношение к жизни. Очень захотелось побывать в ваших местах и сплавиться по Ледяной. А если бы, например, у меня был только день в Перми, в каком месте мне следовало бы обязательно побывать? Спасибо Вам.
Здравствуйте, Юлия. И вам спасибо. Кстати, реки Ледяной в природе нет, но очень похожа на неё река Чусовая. В Перми же я бы посоветовал побывать в картинной галерее (посмотреть деревянную скульптуру), в краеведческом музее (посмотреть звериный стиль - если музей будет существовать) и на выставке пушек в Мотовилихе. Но это мои личные, "мальчиковые" и "краеведческие", представления. Возможно, вам будет интересней оперный театр или прогулка на теплоходе...
Здравствуйте Алексей. Про фамильон - поняла. Про неоязычество - тоже поняла. И про ислам поняла. Вообще хочу вам сказать - ваше интервью Юлии Беломлинской это просто супер! (Особенно впечатлила фраза: "Оставьте дураков сажать их репу ботвой в землю, нехай, всё равно у них ничего не вырастет".) Кстати, буквально вчера - читаю новость на портале дьякона Андрея Кураева. Андрей Кураев был со своими лекциями в городе Всеволожск и изъявил желание посетить там автозавод "Форд". "Несмотря на то, что администрация Всеволожского района поддержала эту просьбу, руководство завода в течение месяца медлило с ответом, и в конце концов выдало его в отрицательной форме с формулировкой: Поскольку наш рабочий коллектив многонационален, то мы можем допустить отца Андрея только при условии, что он будет в светской одежде, ибо боимся, что вид православного священника может оскорбить религиозные чувства кого-то из наших сотрудников . Он был очень удивлен. А это как раз подтверждение тех слов в интервью, что там за бугром "о своих богах разговаривают в своих общинах". И это отношение приносит в Россию западный менеджмент. Может, оно и правильно... Пока загадкой в некотором смысле для меня остается "мерцоид". Можете прокомментировать? Вот скажите, Моржов то видел мерцоид, то нет, и видел не у всех. Так вот. Если мерцоид не виден - это только для Моржова не виден или есть женщины, которые не имеют мерцоида вообще? Вот, например, есть ли мерцоид у Шкиляевой? И откуда вообще вы придумали этого "мерцоида"? И еще... Я не совсем поняла из ваших слов - понравилось ли вам в пионерском лагере в седьмом классе?
Дорогая Марина! В пионерском лагере в седьмом классе мне не понравилось. Я согласен с поведением западного менеджмента в отношении Андрея Кураева (которого я очень уважаю), только вот формулировка у отказа - дурацкая, российская. Сказали бы прямо, отец Андрей понял бы. А про "мерцоида"... Можно, я ничего не буду говорить? Я могу всё объяснить, только мне этого не хочется. Роман - он как автомобильный мотор, логичный и из деталек; но понимание устройства мотора ничего не даёт для восторга от быстрой езды.
Здравствуйте, Алексей! Прочёл Золото бунта, масса впечатлений, т.к. неоднократно сплавлялся в тех местах. Увидел и знакомую фамилию-Мезенины из Плешаковки. Я тоже ношу эту фамилию, интересуюсь родословной, предки из Мартьяново,отсюда вопрос:нет ли у Вас каких-либо сведений о Мезениных, либо посоветуйте, где их можно почерпнуть?
Уважаемый Леонид! В "Золоте бунта" я использовал исторические фамилии жителей селений: в Ревде - Шелегины, в Кашке - Зырянкины, в Кумыше - Бугрины и Долматовы и т.д. Про Мезениных из Мартьяново я прочитал, кажется, в книге "Предания и легенды Урала", изданной в Свердловске где-то в 80-х годах. Точнее сказать не могу - не помню.
Добрый вечер! Хочу даже не вопрос задать, а спасибо сказать за ваше удивительно тонкое чувствование мира! мы с мужем все ваши книги с упоением читаем. Но есть у меня и вопрос: "Ваше отношение к явлению этнофутуризма? Помните ли вы о нем, когда пишете очередной роман о своем крае? "
Уважаемая Марина! Когда я пишу очередной роман о своём крае, я не вспоминаю о явлении этнофутуризма. Этнофутуризм - сам по себе, мои очередные романы - тоже сами по себе. Если они как-то пересекаются, то это получилось невольно, потому что про этнофутуризм я узнал, уже закончив "Золото бунта". Вообще же к этнофутуризму я отношусь положительно. Придумка замечательная.
Здравствуйте, Алексей. Спасибо за ответ который действительно ставит вопросы. Позволю себе высказать точку зрения, хоть и формат "вопрос автору",по пунктам. 1. Название можно выбирать а)последнее, б)дольше существовавшее в) связанное с наиболее значимым событием. 2. Да названия типовые. Но, что стоит за первой группой и что, за второй имеет большое значение. 3. Если подойти к смене без фанатизма, то менять можно хоть десять лет, по мере изношенности носителей букв. Главная проблема в людях которые проявят активность в этом деле, возьмут ответственность. И кто за ними пойдет. Важно не столько появление нового(старого)названия сколько сам процесс замены - как процесс осознания своих ценностей и идеалов. Овчинка выделки стоит. Если мы не хотим снова быть овчинками. Спасибо.
Я согласен с вами, Михаил.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Мне кажется, что благодаря вашим книгам удается хоть немного отойти от мандельштамовского приговора "Мы живем, под собою не чуя страны", размышляя над образами исторических и современных персонажей в тех противоречиях, которые движут ими. Многие современные талантливые писатели подчас увлекаются конспирологией, "натягивая" сюжет на метафизические парадоксы, а иногда кажется что они пытаются то же самое проделать с читателем. Что по-вашему важнее для писателя в творчестве: обнаружить (предложить) некую модель реальности (мотивация поступков героев, социальных процессов), либо сложить картину из самобытных фрагментов-зарисовок.
Уважаемый Сергей! Мне кажется, в литературе нет приоритетов. Что важнее: описать жизнь "маленького человека" или свершения великого государственного деятеля? Важно и то, и другое. Любовь к конспирологии в современной литературе я не склонен объяснять уступкой писателя массовым вкусам. Конспирология - это массовый вкус, историческая сплетня. Не помню, кто сказал замечательные слова: "Никогда не ищи заговора там, где всё можно объяснить глупостью". Конечно, существовали тайные заговоры, союзы, общества и так далее, но, на мой взгляд, их роль в истории сильно преувеличена. Чего такого особенного свершили тамплиеры, масоны, "Союз благоденствия"?.. Их дела несравнимы с делами "явных согласий": христианства, ислама или какой-нибудь Антанты. Обращение писателя к конспирологии, на мой взгляд, объясняется недостаточной исторической подкованностью. То есть, неохота выискивать недостающие звенья в истории - проще их придумать. Причём, придумать так, что выдумка оправдывает лень (априори отменяет значимость "ненайденных звеньев"). Литературную стратегию каждый писатель выбирает себе сам. И она - любая - оправдана, если произведение состоялось. Лично для себя я не отказываюсь от "конспирологических" объяснений (пример - секта истяжельцев), но мне интересно "вписать" такое объяснение в контекст, а не заменить контекст этой конструкцией. То есть, по вашей "классификации", я синкретичен: складываю "картину из самобытных фрагментов-зарисовок" и через это выявляю "некую модель реальности".
Здравствуйте, Алексей Викторович! Как вы думаете, существует ли объективно написанная история пугачевского восстания? Когда Салават Юлаев изображался историками и писателями более достоверно? (К вопросу о Тадж-Махале в селе Малояз). Запрещалось ли башкирам заниматься кузнечным делом, как марийцам? (В прошлом году купил в Йошкар-Оле книгу по истории марийского народа - там такие факты приводились. Между прочим, пугачевский дуб в нац. парке "Марий Чодра" - одна из главных достопримечательностей республики).
Уважаемый Антон. Я не знаю, существует ли объективное исследование истории пугачёвщины. Для ответа на этот вопрос мне нужно: а) прочитать всё, что на белом свете написано про пугачёвщину; б) решить для себя, возможно ли такое исследование вообще. (Если и возможно, то по объёму такое исследование должно быть, видимо, примерно равновелико самому событию.) К сожалению, я не специалист ни по истории пугачёвщины, ни по истории башкир - и хочу рано или поздно заполнить эту лакуну в своём образовании.