Здравствуйте, Алексей Викторович! Как вы думаете, существует ли объективно написанная история пугачевского восстания? Когда Салават Юлаев изображался историками и писателями более достоверно? (К вопросу о Тадж-Махале в селе Малояз). Запрещалось ли башкирам заниматься кузнечным делом, как марийцам? (В прошлом году купил в Йошкар-Оле книгу по истории марийского народа - там такие факты приводились. Между прочим, пугачевский дуб в нац. парке "Марий Чодра" - одна из главных достопримечательностей республики).
Уважаемый Антон. Я не знаю, существует ли объективное исследование истории пугачёвщины. Для ответа на этот вопрос мне нужно: а) прочитать всё, что на белом свете написано про пугачёвщину; б) решить для себя, возможно ли такое исследование вообще. (Если и возможно, то по объёму такое исследование должно быть, видимо, примерно равновелико самому событию.) К сожалению, я не специалист ни по истории пугачёвщины, ни по истории башкир - и хочу рано или поздно заполнить эту лакуну в своём образовании.
Здравствуйте, Михаил. Да, я считаю, что главной улице города надо вернуть прежнее имя. Хотя вопрос не так уж и прост. У этой улицы и до "Ленина" было несколько названий. Какое же тогда брать? Если брать "Покровская", то будет не совсем хорошо, ведь Покровской церкви уже нет, да и названия типа "Покровская", "Успенская", "Благовещенская", "Рождественская" и т.п. столь же типовые, сколь и "Ленина", "Калинина", "Кирова", "Свердлова" и т.д. И в третьих: представьте, какой вал документов надо будет обменять, когда переменится адрес. Стоит ли овчинка выделки? Я не знаю.
Прочла все Ваши книги, спасибо. Похожее впечатление в своё время (лет 15 назад) на меня произвёл Бродский, в том смысле, что происходит переворот в сознании,другими глазами смотришь на привычные вещи, иначе их оцениваешь. Особое спасибо за "Сердце Пармы", в моём личном рейтинге - она вне конкуренции. Хотелось бы увидеть,а, главное, услышать Вас живьём. Встречаетесь ли Вы со своими читателями?
Уважаемая Лана! Спасибо за столь высокую оценку моих трудов. С читателями я встречаюсь, хотя и редко. Просто катастрофически не хватает времени. О таких встречах появляются анонсы в разделе "Новости" на этом сайте.
Здравствуйте, Алексей. Спасибо, что отвечаете на вопросы. Второй год уже пошел, как отвечаете. Вы сравнили творческий процесс с дождем - очень красивое сравнение. И чем-то мне очень понятное. "Просто в один прекрасный день ты понимаешь, что уже придумываешь новую историю, уже в процессе, - и всё." Так это и есть - "шел, упал, очнулся - гипс"! В некотором смысле. А случалось ли вам "наступать на горло собственной песне"? И еще вопрос. Пишут, что Олег Табаков заинтересовался "Блудой" и чуть ли не решил уже поставить спектакль. Вам нравится такая идея? Вы знакомы с Табаковым? Знаете ли, уже не хочется Ласточкой называться. Сама не знаю почему. Надоело, наверно, жить на обрыве.
Дорогая Марина, Ласточка! Какое-то у вас лирически-упадническое настроение... Взбодритесь. На горле у собственной песни я топчусь довольно часто - с разной степенью зверства и по разным причинам. Жизнь есть жизнь, не хочется идти по головам, и поэтому выбираешь компромиссы - наступаешь на горло собственной песне. Идея поставить "Блуду" в МХАТе мне очень нравится. А почему она должна мне не нравиться? С Олегом Павловичем я виделся, когда мы разговаривали о "Блуде", но назвать эту встречу знакомством я бы не осмелился.
Здравствуйте, Алексей Викторович!Просмотрела форум, вопросы, сижу и думаю, как люди у нас вдумчивые... Я поглощаю и созерцаю,получая огромное удовольствие...Я - в Вашем фамильоне :) Спасибо за творчество! Вопросы: 1. Если б Вы отправились на необитаемый остров, какую бы книгу взяли с собою? 2.Мне очень интересно, как проходят киносъёмки, куда можно приехать посозерцать?
Уважаемая Кадрия! И вам спасибо. На необитаемый остров я бы взял книгу "Как выжить одному на необитаемом острове". А киносъёмки пока ещё никак не проходят (вы имеете в виду фильм П.Лунгина, да?). Только-только выбрали место - в районе Суздаля (оказалось, там же, где Тарковский снимал "Рублёва"). Сейчас начнут строить декорации, а снимать будут зимой и следующим летом.
Здравствуйте, Михаил. В Чердыни (и её окрестностях) мы снимали короткий 15-минутный фильм-"пилот", то есть, образец, маленький кусочек большого фильма об истории Урала. Задача "пилота" - показать потенциальным партнёрам и спонсорам, какую работу мы хотим сделать. Проще говоря, "заманить" партнёров и спонсоров. "Пилот" эту задачу выполнил на сто процентов. Следовательно, свою роль он сыграл и больше ни на что не нужен. И показывать его не имеет смысла, потому что в "настоящем" виде всё это будет продемонстрировано в "большом" фильме. А "пилот" - вещь "техническая". Я бы хотел, чтобы "Географ" был экранизирован. Но разумеется, снимать его сам я не могу - я же не режиссёр, не оператор, не монтажёр. Максимум - могу написать сценарий, но в случае со своими романами и эту работу я хотел бы передоверить другому.
Здравствуйте, Антон. Ну и хорошо, что я вас не понял. В данном случае ошибиться - приятно. У Улицкой я читал только "Медею" и рассказы. "Шурика", "Кукоцкого" и "Штайна" - ещё нет. Но прочитаю обязательно. "Медея" мне очень понравилась, хотя позиция Улицкой - не моя. Я не верю в возможность "усыновления" мира. К тому же приятно усыновлять и удочерять Крым и Москву, а "усыновлять" посёлок Ныроб желающих не найдётся.
tork, дорогой, ну я миллион раз в той или иной форме отвечал на этот вопрос. Все значимы. А не из моих - многие и разные. Но перечисление ничего не даст ни вам, ни мне.
Здравствуйте, Анна. Спасибо за высокую оценку "Блуды". Лично для меня книги появляются не из какого-либо повода. Как в кино: "шёл, споткнулся, упал, очнулся - гипс". С романами такого не бывает. Я сравнил бы роман не с растением, проросшим из зерна, а с дождём. Нельзя сказать, какая конкретно капля была первой. Нельзя назвать причину, по которой дождь пошёл именно в сей миг, а не секундой раньше или секундой позже. Но отчего собралась туча - сказать можно. Вот и про роман я могу сказать, что сумма впечатлений от жизни дошла до критической массы. Но конкретной соломинки, переломившей хребет верблюда, не было. Просто в один прекрасный день ты понимаешь, что уже придумываешь новую историю, уже в процессе, - и всё. А когда процесс начался - и сам точно не знаешь.
Здравствуйте, Алексей. Поясните, пожалуйста, что такое - "преодоление собственной экзистенции"? И еще. Как вы считаете, есть ли реальный конфликт между христианством и исламом? Если судить по "Сердцу пармы" - и по российской истории - вроде бы уживаются православие и ислам. На уральских землях, куда пришло православие, - языческие боги ушли, а ислам сохранился. Считаете ли вы опасным современное противостояние христианства и ислама?
Уважаемая Марина! Современное противостояние христианства и ислама я считаю опасным. Но не с точки зрения победы той или иной конфессии, а с точки зрения уничтожения людей. Веры могут быть непримиримы, но верующие могут - и должны - жить в мире. А войны за веру уже описаны Свифтом как войны "тупоконечников" и "остроконечников". И это говорит не атеист. Патриарх тоже не призывает нас вырезать иноверцев. И в российской истории православие и ислам часто конфликтовали. Башкирия вела целый ряд исламских войн с Россией с 1662 по 1755 годы. Правда, об этом мало говорится. Вы посмотрите, какой музей Салавата Юлаева отгрохали в 1991 году в городке Малояз в Башкирии. Не один лишь Салават сражался в рядах пугачёвцев - были ещё, к примеру, Батыркай Иткинов и Обдей Абдулов. Но именно Салават нёс зелёное знамя. Потому в период роста сепаратизма при развале СССР в Башкирии и установили этот "Тадж-Махал". Так что и в России, и на Урале не всё так просто и благостно. И язычество никуда не делось. Вы любите родину? Вам дарят цветы? Вы носите кольца или бусы? Это всё - язычество. Боги ушли, язычество - нет. А про экзистенцию вы лучше прочитайте в "Тошноте" Сартра или "Постороннем" Камю. Право слово, они объяснят лучше, чем я. А то получится как в анекдоте: "дрянь эти битлы, мне Сарочка их напела".
Здравствуйте снова, Антон. "Угрюм-реку" я прочитал после того, как написал "Сердце пармы", а кино не смотрел. Никак образ Синильги не повлиял. Я даже не помню, чего там в книге Синильга делала. По-моему она вообще была старуха... Боюсь, что вы подходите чересчур поверхностно, по внешнему признаку: если девушка из инородцев - значит, Синильга. Если много женщин - значит, гарем. Если закодированный - значит, неудачник. Если язычники - значит, фэнтези. И так далее.
Здравствуйте, Никита. "Бог" я обычно пишу с маленькой буквы потому, что так привык со школы. Но и вообще мне кажется, что писать с большой буквы слова "бог", "родина", "президент" и прочие - это какое-то даже ханжество. Не могу точно сформулировать, но к реальному уважению правописание не имеет отношения. Одинаково с большой буквы мы пишем названия Москва и Урюпинск, имена Христос и Иуда. С маленькой буквы - слова "подвиг" и "предательство". Почему же в случае бога, президента и родины мы должны отступать от здравого смысла? Оставим эту орфографию священным текстам - Евангелиям, к примеру. А в светских текстах не будем выпячивать свою веру, чинолюбие или патриотизм. Эти вещи доказываются не орфографией.
Никаких споров с Вами - уж поверьте! Я тихо-мирно пишу, что думаю. Вашу прозу практически не читаю, а только составляю представление (ЧУКЧА НЕ ЧИТАТЕЛЬ...) А вот книжка про Чусовую - на столе постоянно. А вопрос такой. Как Вы думаете: название реки Вишеры - местное (финно-угорское) или нет?
Уважаемая Евдокия. Я не специалист по ономастике и топонимике, поэтому могу всего лишь транслировать чужие мнения. А все они изложены в соответствующих трудах. Мансийское (угорское) название Вишеры, насколько я помню, "пассэр". Финское самоназвание региона - "Вису". Звучание этих слов вполне накладывается на новгородское название "Вишера". Я думаю, что Вишера - это русское название, которое органично "впитало" в себя местные названия. Как, например, название горы Народной впитало и мансийское название "Народа" (ударение на "а"), и русское слово "народ".
Здравствуйте, Алексей, спасибо за обстоятелЬный ответ на мой вопрос и возможность общаться с автором любимых книг, хоть и не в прямома эфире, но все же... Заметила по вашим ответам в этом разделе сайта, что вы не очень любите вопросов с продолжением, дискуссий и т.д. Тем не мене рискну задать вопрос в продолжение первому. Вы отвечаете на мой вопрос, что быть главой фамильона - это своеобразная миссия (не согласна, кстати, что любая миссия конечна, напротив, мне кажется, что это процесс, миссия Христа разве закончилась?). Но разве жизнь Моржова не оправдана его творчеством? Разве самовыражение и оправдание своей экзистенции для него, как для всякого талантливого или гениального человека, не должно заключатся главным образом в собственном творчестве? Разве создавая и поддерживая свой фамильон он не отступает от этого главного своего пути? Юлия Смирнова.
Уважаемая Юлия. Да, я не очень-то люблю споры, потому что они вечно заворачивают куда-то не туда и тянутся, тянутся, тянутся... Я думаю, что миссия Христа закончилась на кресте. Он умер, искупил грехи человеческие, и дальше у него "пошла совсем другая жизнь" - и, соответственно, другая миссия. С какой целью он был послан на землю? Исполнение этой цели и есть миссия. Если Христа на земле больше нет, то миссия выполнена. Дальше нам нужно уж как-то крутиться самим, на то нам и дана свобода воли. Но это очень и очень долгий спор, который не приведёт ни к чему. Я не думаю, что экзистенцию нужно как-то выражать. Это всё равно, что выражать, скажем, своё одиночество. Можно, конечно, да что толку? И экзистенция не вина, а имманентно присущее свойство, поэтому не нуждается в оправдании. Леонид Юзефович в частной беседе сказал мне замечательные слова, которые, обдумав, я могу написать у себя на лбу каллиграфическим почерком: самовыражение непродуктивно. Надо что-то делать для других. Или "о других". А самовыражаться... Это как собирать коллекцию пробок от пивных бутылок. Ради бога, если угодно, но это нужно только тебе. Поэтому Моржов "закрашивает пластины" для себя, а вот для других - строит фамильон. Может быть, фамильон - это не лучший способ помочь людям, но уж такой, какой смог придумать Моржов. Искусство - это алмаз, но всё богатство земных недр не сводится к алмазам. Так и вся наша деятельность во имя других людей не сводится к "закрашиванию своих пластин" (или сочинению песен, писанию романов и проч.) Вы представьте... Розка говорит Моржову: "Борька, у меня нет денег на жизнь и я выхожу замуж за сутенёра". А Моржов отвечает: "Погоди чуть-чуть, сейчас я дорисую картинку, подарю тебе, и твоя жизнь сразу изменится к лучшему". Вот и всё самовыражение.
Здравствуйте, Алексей!!! Хочу выразить Вам свою признательность за Ваше творчество! Взахлеб читаю уже 4 Вашу книгу и приобрел наперед оставшиеся. Недавно дочитал "Золото бунта". Вы знаете, такого эмоционального взрыва от чтения никогда не испытывал. Хотелось бы поинтересоваться на счет историчности романа: географические названия, имена, язык вогулов и т.д. это все так, как было, или есть художественная подрисовка?
Уважаемый Никита! Спасибо. Но я не могу сказать, "так было" или не "так". У меня же нет машины времени. Я старался написать максимально достоверно - согласно тем источникам, до которых добрался. В принципе, "Золото" вы можете сравнить с "Мессидж: Чусовая" и вывод сделать самостоятельно.