продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

11.03.2007 Илья Кордз

Алексей, спасибо за ответ... но в одном моменте, действительно, возникло непонимание. Я имел в виду не надпись на воротах Бухенвальда, а надпись на воротах именно Освенцима (как пример ложного суждения и лживого лозунга). И не писал, что мысль "Добро есть правильно организованное зло" бесчеловечна (или человечна)... Вам не кажется, что она просто внутренне противоречива, попросту ложна? "Добро есть зло"... Я бы согласился, что добро (иногда) - это правильно организованное насилие, правильно организованная жестокость, правильно организованная смерть... Но это заставляет лишь сделать вывод, что смерть, насилие, жестокость - не суть зло сами по себе, разве нет? Они могут быть и добром, и злом, не обладая никакой позитивной или негативной ценностью. А у Вас, похоже, есть изначальная установка - типа "Насилие=зло". "Добро=правильно организованное насилие"-> "Добро=правильно организованное зло"... Абсурд, разве нет? А Ваш отказ от выбора - удручающий и странный. Православный священник говорил мне, что православие отличается от других христианских конфессий именно тем, что признает за человеком свободу воли, свободу выбора... Ваше мнение - не ересь?

ответ

Уважаемый Илья! В моём ответе вы упустили из виду определение "не абсолютна", а с его учётом исчезает предмет спора. И я не вижу в своём удовлетворении тем, что я родился в православной стране и рос в православной культуре отсутствие свободы выбора. Зачем выбор, если он в данном случае не нужен? Если он уже сделан судьбой? Если и так повезло? Какая же тут ересь? Миллионы людей рождались в России, были крещены, всю жизнь оставались довольны этими обстоятельствами и отказывались выбирать между православием, буддизмом, исламом и т.д., потому что их и так всё устраивало, - что же, все они еретики и рабы одновременно? Так?

11.03.2007 Юлия Бородулина

Спасибо за ответ, Алексей Викторович. Ну, вопросы-то были, только неявные (потому что не очень тактичные). Прямым текстом: 1) С какой целью вообще писалась данная книга ("Золото бунта")? (Исхожу из того, что писатель - тоже человек разумный, и действия его имеют цель). 2) Считатете ли Вы своего Осташу христианином? и на чем основано это мнение? Разумеется, отвечать необязательно. Желаю плодотворного общения с читателями! Юлия (из Закамска).

ответ

Уважаемая Юлия! Попробую ответить на ваши вопросы лаконично. 1. Роман "Золото бунта" я написал с целью написать его ("Всякое искусство лишено цели", О.Уайльд). Если бы у меня была иная цель, я бы занимался чем-нибудь другим: молился бы в храме, зарабатывал деньги или читал по телеку проповеди. 2. Я считаю Осташу христианином, потому что он крещён. Он плохой христианин, так как грешит, не соблюдает обрядов и вообще мыслью покушается на догматы, но вы не спрашивали, хороший или плохой он христианин - этот мой комментарий уже бонусом. Только не спрашивайте меня, считаю ли я христианином плохого христианина. Я боюсь, что вы упорно хотите что-то доказать мне. Что роман плохой? Что мой герой отрицательный? Что я неверно трактую суть христианства? Возможно, всё так и есть. Но я не делаю свои убеждения своей миссией.

08.03.2007 Илья Кордз

Здравствуйте, Алексей! В своих книгах Вы избегаете явно высказывать авторскую позицию. И это, думаю, вполне оправданно - обойтись без морализаторства и дидактичности. Но, хотя текст отдельная от автора вещь - все же получить "телеграмму в десять строк" интересно. Разделяете ли Вы мнение героев Общаги , что мстить значит махать кулаками после драки ? Хорошо ли, когда человек (в отличие от персонажей Общаги ) умеет ненавидеть (это касается и достойных причин, и поведения/действий, и цели/результата)? Правильна ли установка на всеохватывающую тотальную любовь и априорное прощение чего угодно и кому угодно? И не кажется ли Вам, что это мировоззрение просто противно природе человека, навязано извне и является искусственно созданной ловушкой? Ловушкой для людей, готовых верить, готовых иметь принципы устраняющей их (как Отличника) и созданной для безопасности людей беспринципных? Ведь фраза Добро есть правильно организованное зло - абсурдна и вызывает ассоциацию с лозунгом на воротах Освенцима Может, дело в неестественном, расширенном, абстрактном и (опять же) чуждом понимании зла? Не может в связи с этим не появиться и вопрос о неприемлемости языческой этики почему? В чем преимущество христианства для Вас? Спасибо за Ваши книги, желаю Вам в первую очередь не новых успехов в творчестве, а сохранения достойной жизненной позиции и адекватного представления о своем месте в мире, редких для творческого человека. С уважением, Илья.

ответ

Уважаемый Илья! Простите, пожалуйста, но я понял только самые простые ваши вопросы. Попробую ответить, если вас не обидит такой мой подход. Говорить буду о себе (и о себе нынешнем, а не 15-летней давности, ведь "Общагу" я написал 15 лет назад). Я не люблю мстить и не мщу. Хотя, возможно, мне просто не причиняли такого ущерба, после которого я бы не хотел ничего иного, кроме мести. Но жестоких обид я не прощаю и не забываю, пусть даже и не делаю ничего для наказания обидчика. Я не считаю месть "маханием кулаками после драки" - но месть как таковую, как осмысленный акт, а не как поведенческую реакцию по любому обидному поводу. Наверное, это архаичное представление, но мне наплевать. Есть вещи, которые не устарели даже с незапамятных времён. Я думаю, человек должен уметь ненавидеть. У радуги два конца, и без способности к ненависти не бывает способности к любви. Но гневливость - дурное чувство, и я не гневлив (не по воспитанию, а по темпераменту). Установка на "тотальную любовь" и всепрощение - неправильна, и тут, на мой взгляд, нечего комментировать. Не думаю, что фраза "добро есть правильно организованное зло" бесчеловечна. Она жестока и не абсолютна, но в ней есть и изрядная доля здравого смысла. Как и в утверждении "каждому - своё". И я уверен, что даже Господь, судя нас, будет руководствоваться этим принципом. А если фашисты написали его на воротах Бухенвальда, то это не значит, что мысль людоедская. Фашисты, кстати, даже на своих финских ножах писали "С нами Бог" (я у деда видал такой нож). Что ж, теперь и у Александра Невского, ведущего своих воинов на псов-рыцарей, надо изъять эту фразу из речи? И я не князь Владимир, выбирающий для себя веру у иудеев, магометан и ромеев, чтобы судить, в чём для меня преимущества христианства. Я рождён в этой культуре, сформирован ею, не могу полноценно существовать вне её и надеюсь в ней и умереть. В этом вопросе я не считаю себя в праве делать выбор. Более того, я даже подозреваю, что за меня его сделал кто-то, кто меня поумнее, помогущественнее и подобрее. Видимо, он почему-то решил, что я ему пригожусь, а может, просто пожалел меня. И я ему доверяю.

07.03.2007 Юлия Бородулина

И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой (М.Лермонтов, Бородино ) Человек делает выбор как поступить. На Бородинском поле тоже, наверное, были разные люди. Любовь и самоотверженность простых солдат, воспетые Лермонтовым - действительно бриллиант. Достойный огранки великого таланта. Вдогонку. Алксей Викторович! Дело вот в чем: если автор не говорит, что быть хорошим это хорошо , то получается, что он говорит, что быть плохим хорошо. Что хорошо спать со всеми доступными женшинами, обманывать товарищей, убивать детей и подчиняться диким суевериям Иисус Христос сказал: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Матфея, 12:30; Луки, 11:23). Заметьте: не просто НЕ с Ним, а ПРОТИВ Него! Кстати, Лука, Матфей, Марк, Иоанн (как и другие авторы Нового Завета) писали не этические прописи , а рассказ о том, как Божий Сын жил на земле среди людей и добровольно пошел на смерть, чтобы спасти их от наказания за грехи. А вообще-то, хоть Вы и говорите, что не пишете романы с моралью , но морализаторство в Ваших романах присутствует, именно оно-то и вызывает негативную реакцию. Одно дело действительно честно изображать жизнь героя как она есть, без претензий на мораль (хотя, может быть, в такой честности уже есть мораль!), и совсем другое рассуждать о его вере в Бога, да еще приводить цитаты из Библии (придавая им не тот смысл, который есть в первоисточнике). Но верующие люди не ведут себя так, как Ваш Осташа! Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... (Иоанна, 14:23). По крайней мере, верующий человек стремится к этому Насчет авторской позиции приходят разные мысли. Например, если человек убежден, что надо помогать людям, и вот он увидел, к примеру, горящий дом и в нем детей, и с риском для жизни спас этих детей то в этом, наверное, и проявилась его жизненная позиция? А если бы он просто стоял рядом и разглагольствовал о необходимости помочь, но сам бы ничего не делал то позиция бы не проявилась, хоть он и говорил бы о ней (то есть проявилась бы, но другая). Так и позиция писателя проявляется не в манифестах и рассуждениях, а том, о чем он пишет, в жизни и действиях его героев. Это, разумеется, мое мнение. Я совсем не настаиваю на дискуссии и не обижусь, если Вы не станете помещать мои письма на сайт и отвечать на них. Ведь это Ваш сайт! Юлия.

ответ

Уважаемая Юлия! Я ставлю на сайт ваше письмо, но что ответить - не знаю. Конечно, вы правы. Но в вашем письме не было вопроса. Да если бы он и был, мне кажется, что наш разговор превращается в интеллектуальный синтаксис, где умножаются лишь однородные члены - без качественного развития темы. Мы закольцевались: ""Сепульки" - смотри "сепулькарий"; "сепулькарий" - смотри "сепуленция"; "сепуленция" - смотри "сепульки"" (Ст.Лем). Мне кажется, я сказал всё, что хотел сказать, и сделал это довольно внятно. Пусть последнее слово останется за вами.

04.03.2007 Надежда (Моск.обл)

Здравствуйте, Алексей! Уже в сотый раз пытаюсь отправить Вам письмо, но сервер мешает моим планам! Надеюсь, в этот раз получится. Прочитала ваше интервью по поводу выхода первой книги. УЖАСНУЛАСЬ!!! Не думала, что ТАК все сложно!!! Мне тоже очень нравится творчество Астафьева! Особенно роман "Прокляты и убиты" и рассказ "Людочка". Читать без слез невозможно! В связи с этим я не понимаю тех, кто ругает вас за то, что в "Общаге" вы сгустили краски. Они явно не читали Астафьева! Да, книги жесткие, но читать их НАДО! Потому что они заставляют о многом задуматься, учат сопереживать! А в наше время это важно, ведь многие сейчас живут по принципу : "Моя хата с краю, ничего не знаю!" А с порядком выхода книг в "Азбуке" все нормально! Прсто мне показалось неслучайным, что самая зрелая книга вышла первой, а ранние повести последними (на данный момент). Я думаю, это правильно! Вопрос мой звучит так: на одной из станций Московского метро известный журналист, психолог Шахиджанян вместе со своими соратниками занимается промоушеном своей книги "Соло на клавиатуре". Иными словами, просто продает! Он общается с людьми, рассказывает о книге, раздает автографы. И,знаете,покупают!!!! А как вы относитесь к такому "хождению в народ"? Неужели рынок своими жесточайшими условиями заставляет писателекй заниматься саморекламой?

ответ

Дорогая Надя! Я уж перейду сразу к Шахиджаняну, хорошо? Не вижу ничего удивительного в том, что люди покупают книгу, если им о ней рассказали (тем более, если рассказал автор-психолог, который знает, как нужно рассказывать). И рынок, действительно, заставляет заниматься саморекламой. Только вот в том случае, о котором вы рассказали, всё немного хитрее. Вы рассказали мне, я напишу на сайт, ещё кто-то прочитает... Слух расползётся. В этом и есть реклама, а не в том, что кто-то кого-то хватает в метро за рукав. Причём, бесплатная реклама. В метро автор продаст пятьдесят книг, а с помощью такого слуха - пятьсот. Особенно, если участь, что на подобное шоу слетятся журналисты и потом покажут всё это по телевизору. И зрители запомнят эту фамилию: Шахиджанян. При случае, может, и купят книгу. Промоушен - вещь сложная, и зачастую одна его форма лишь маскирует другую. Но лично я так, как Шахиджанян, поступать не стал бы. Не тот темперамент.

02.03.2007 Юлия (из Закамска)

Спасибо за ответ, Алексей Викторович! Ценю. Да, я понимаю, что Вы пишете рассказ о жизни, а не проповедь. Но как-то уж очень обезличенно, как-то уж совсем непонятно, есть ли у автора своя нравственная позиция, и если есть, то какая. Или это печать нашего растерявшего ориентиры времени?... Насчет распространения книг через Интернет. До недавнего времени на Альдебаране были доступны Ваши книги (судя по отзывам читателей), а сейчас - только сообщение "Книга в библиотеке отсутствует". То есть кто-то борется с этим распространением, естественно, я решила, что это Вы. Против размещения ссылки на мою страницу ничего имею! С уважением, Юлия.

ответ

Юля, дорогая, право слово, я уж и не знаю, что сказать... Мне кажется, что "выявлять свою позицию" - это примерно то же самое, что и писать роман для морали (о чём мы с вами и говорили ранее). Только на место Луки, Матфея и пр. ставить себя. Я не пишу с целью выявления своей позиции. С целью выявления своей позиции, на мой взгляд, пишутся манифесты, памфлеты, кодексы, инструкции по применению и всё такое. Попробую объяснить иначе... Я прошу прощения за высокопарное сравнение, но что-то пока не могу придумать другого... А какая позиция, например, у ювелира? Он просто гранит камень, выявляя его красоту. Ну, и я просто ограняю нравственный потенциал ситуации делами своих героев и вообще набором персонажей. Ювелир не собирается доказывать, что бриллиант - это дорогой камень, и я не собираюсь доказывать, что быть хорошим - это хорошо. Какая позиция у автора в стихотворении "Бородино"? Его убеждение, что "не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана"? А до Лермонтова все думали, что даром? Мне кажется, что поиском ясно выраженной авторской позиции в романе (не только в моём, а вообще в литературном произведении) вы пытаетесь "поверить алгеброй гармонию" или же хирургическим путём отыскать в теле душу. Можете считать этот мой пассаж свидетельством времени, "растерявшего ориентиры".

01.03.2007 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович! В продолжение темы. Какой-то прямо незавершенный гештальт остался после вашего ответа на последний вопрос. Я попыталась на самом-то деле обсудить с вами тему - об образе родителей в самосознании ваших героев. Да, ценности у героев уже сформированы. Но не для всех ценностью становится образ отца и матери. Согласна, что вы об этом не писали. И что умножаю сущности. Готова тему на этом закрыть. А вот про мечту Отличника об острове Тенерифе... Не верю я вам, что когда перед ним поочередно захлопываются все двери, он мечтает о любви между юношей и девушкой. Но что каждый мечтает "о тепле, комфорте и безопасности"... Нет, не каждый. Кто-то наоборот мечтает об адреналине. А кто-то о хлебе. Но мне показалось, что Отличник мечтал именно о тепле, потому что холодно на душе, и может быть даже не столько о безопасности, сколько об изоляции от нашего жестокого мира, "темного царства". Такой вот "луч света" конца 20 века. Хотя... "невыносимо жить без любви". Это прямым текстом из "Хвостика". И хорошо, что Есенину было кому писать письма. Вы согласны?

ответ

Дорогая Ласточка! Я согласен с вами, и не только по поводу Есенина. И вообще, мне кажется, мы говорим об одном и том же, но разными словами. В хлебе с адреналином Отличник не нуждался - думаю, вы не будете спорить. А вот в тепле и уединении (чтобы зализать раны) - да, нуждался. Но ведь я не случайно мечту Отличника воплотил именно в образе Тенерифе (Тенерифе, кстати, в Канарском, а не Гавайском архипелаге - я ошибся в прошлом посте). Тенерифе - это тропический остров. В понятие "тропики" и в понятие "остров" как раз и входят смыслы тепла и уединения (изоляции). А чтобы жить там было "выносимо", Отличник поселил на своём острове Серафиму. Ситуация с мечтой Отличника мне кажется объяснённой в романе вполне ясно.

01.03.2007 Юлия (из Закамска)

Здравствуйте, Алексей Викторович! Прочитала роман Золото бунта . Впечатление двойственное. Ваше писательское мастерство выше всяких похвал. Описания природы, да и душевного состояния героев уже не литература, а жизнь! Осташа получился типичный пермяк, с характерной манерой говорить, немногословным зубастым юмором, и в целом с приоритетом дела над словом . Вызывает восхищение подробный рассказ о быте и самом образе жизни наших не столь уж далеких предков. Но задаешься вопросом: полностью ли он соответствует действительности, или здесь поработало воображение автора? Так ли были устроены барки? А межеумки тоже так назывались? Как происходила постройка барки? И назывался ли спуск барки на воду спишка ? Ну и так далее. Не говоря о сплавщицких байках про неназванный боец , завтрашних псах и истяжельчестве. Подозреваю, что это уже чистое воображение. Не то чтобы это было плохо, просто очень уж мало мы знакомы с историей родного края, и можем выдумку принять за реальный факт (или наоборот). А вот смысл произведения здесь я скорее согласна с читательницей Альдебаран.ру Анной Виноградовой: взыграло любопытство гуманитария: куда-де автора выведет столь не бесспорная мораль. В итоге особо никуда и не вывела. Мне очень не понравился главный герой, легко творящий отвратительные вещи, но при этом явно задуманный автором как положительный. Соответственно, не могу понять и то, как можно восхищаться автором, для которого такой герой положительный . И все же какое-то сочувствие, даже жалость вызывает Осташа. Жизнь его состоит из работы на износ, похоти и борьбы за выживание, а душа настолько темна и парализована страхом, что он идет на зверское убийство ребенка, которого мог бы обезвредить одной рукой. Выдержав нечеловеческие испытания, отказавшись и от власти, и от богатства, и от любви Бойтэ, предав товарищей, он обретает лишь нелюбимую жену и перспективу опять же бесконечной работы на износ, без каких-либо гарантий успеха. Финальные слова из Евангелия о церкви ничего не добавляют к его судьбе, поскольку в сердце своем Осташа не знает Бога, не знает Христа как и почти весь наш сегодняшний православный русский народ... Еще, Ваша книга помогла мне лучше понять природу язычества (было время, сама увлекалась современным язычеством которое по своей сути не слишком отличается от древнего). Это призыв к темным силам, которые есть и в каждом из нас, и вокруг нас. Не зря сатана назван в Писании князем века сего . Но он уже побежден Христом! Однако, подробное описание обрядов, связанных с сексом, может кому-то показаться привлекательным и стать рекламой язычества. Хотите ли Вы этого?... А те, кому оно показалось непривлекательным, могут усмотреть здесь очернение малых народов. На сайте было письмо Яны про неадекватную передачу про шамана по-моему, она хотела провести параллель с Вашими произведениями. В целом, когда роман закончился, я даже испытала какое-то облегчение, хотя читать было очень интересно. В сердце запала только Чусовая. Этим летом я тоже впервые сплавилась по Койве - Чусовой, и, конечно, вспоминала сплав, читая роман. Вы писатель, а я любитель (писать), вот и описала свой сплав в небольшом очерке Плыть или не плыть . Приглашаю ознакомиться (и со стихами тоже) на Литсовет.ру: http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=5762 (Правда, не знаю, захотите ли Вы читать после такой рецензии . Но думаю, что Вам интересны действительные мысли Ваших читателей. Если ошибаюсь извините). Вижу, Алексей Викторович, что Вы боретесь с бесплатным распространением своих книг через интернетовские библиотеки, в частности, Альдебаран. Кстати, там предлагают купить в Интернет-магазинах книги, которые рекламируются как Ваши (и на Вашей странице): Ozon.ru: Клуб психологических бойцов. Трахни страх, 129 руб Bolero.ru: Психология успешного бизнеса в России, 54 руб Ozon.ru: Сердце Пармы, или Чердынь - княгиня гор, 241 руб Ozon.ru: Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры, 80 руб Bolero.ru: Управленческая парадигма XXI века. Том 1, 65 руб. Вы действительно все это написали?... С уважением и пожеланием успехов не только в писательстве Юлия (из Закамска).

ответ

Уважаемая Юлия! Сложно ответить на столь большое письмо. Но я попробую. Историю (даже родного края) я бы советовал изучать не по романам, а по учебным, научным или научно-популярным изданиям. Просветительство - в моём понимании не главная функция исторического жанра. Если же в данном конкретном вопросе вы хотите отделить зёрна истины от плевел фантазии, то вычтите из "Золота бунта" мою книжку "Железные караваны" (она широко продаётся в Перми) или выходящую в марте книгу "Message: Чусовая"). Что останется - то выдумка. (Подскажу, что "Неназванный боец", "завтрашний пёс" и истяжельчество останутся, хотя, по-моему, это - секрет Полишинеля.) Далее. Любой читатель, даже Анна Виноградова, может придерживаться о любом произведении, даже о моём, любого собственного мнения, пусть оно и расходится с моим. Если бы я нуждался (требовал) лишь одного конкретного мнения, я бы вынес его в постскриптум каждой главы, как сделал это в повести "Земля-Сортировочная", дабы читатель не путался. С чего же рецензенты вдруг решили, что я задумал Осташу как положительного героя, я судить не могу. Своих героев, вообще-то, я задумываю не "положительными" и "отрицательными", а теми, кому я сочувствую, и теми, кому не сочувствую. Осташе - сочувствую, но это не значит, что оправдываю во всём. Но я и не пишу романы с моралью. Не занимаюсь этическими прописями. До меня их уже сделали четыре довольно известных автора (Лука, Матфей и т.д.), и вряд ли у меня получится лучше. В одном из недавних ответов я уже формулировал, так сказать, своё кредо. Повторюсь: для меня литература - это не иллюстрация к морали, а рассказ о жизни со сверхбытовыми ценностями. Такая установка, конечно, переводит удар негодования с меня на общество (историю), но я и не хочу быть "стрелочником". То есть (пример): часть общества убийство старухи-процентщицы воспринимает как допустимое зло, но виноват в этом гражданин Достоевский - не фиг было ему говорить про это. Дерьмовый писатель, короче, и к тому же моральный урод. С бесплатным распространением своих произведений в интернете я не борюсь, я не федеральная служба охраны авторских прав. Просто мне это не нравится - в плане моих финансовых потерь. С другой стороны, такое распространение - демократизация доступа к литературе и вообще промоушн, так что я должен быть только благодарен. Поскольку найти компромисс между этими двумя взаимоисключающими отношениями я не могу, я ничего и не делаю. Пусть будет как будет. Из перечисленных вами книг я написал только "Сердце пармы". Странно, почему на моей странице не рекламируется, например, "Вечный зов"? Какая-то неуместная разборчивость менеджеров, право слово. В России ведь только один писатель Иванов - это я. Требую внесения "Вечного зова" на свою рекламную страницу (и отчисления процентов тоже)! Надеюсь, Юлия, вы не в претензии, что я оставил в вашем письме сноску на ваш текст? Если в претензии - напишите мне, и админ её уберёт.

25.02.2007 Валерий

Уважаемый Алексей! Я с огромным удовольствием прочитал Ваши романы. Ваш мир открыл для меня Леонид Володарский, радио "серебрянный дождь", Москва. Вопрос: 1, Будет ли у ВАС встреча, в ближайшее время, в Москве с читателями? 2, Мне кажется у Вас немного скучноватый сайт, разночтения с образами романов...Может стоит его переделать, украсить этно, книжными образами и т.д.? Вот и собственный пиар... P.S. Ваши книги вызывают чувство собственного детства, когда хочется и радоваться и плакать одновременно от чего то глубоко личного и ранимого. СПАСИБО! Но они поставили, для меня по крайней мере, планку, очень высокую планку: я сравниваю других авторов по Вашему уровню. Желаю успеха! Ибо народ требовательно и пытливо ждет-с...

ответ

Уважаемый Валерий, большое спасибо! Я благодарен и Л.Володарскому, на программу которого уже не раз читал ссылки на разных форумах. Вы правы, Валерий: сайт скучноват. Но поскольку фирма делала его втрое дольше, чем обещала, да потом ещё какое-то время устраняла оставленные косяки, я уже и не решаюсь на какие-то перемены. По одному из принципов программирования: "Не улучшай!" Опять же, в России любое дело сопряжено с таким количеством геморроев, что и связываться не хочется. В Москве у меня будет встреча с читателями 17 марта в 14 часов на ВВЦ, павильон 59, стенд издательства "Азбука" А-31, В-32. Об этом скоро появился объявление и в разделе "Новости".

25.02.2007 Надежда(Моск.обл)26.02.07

Здравствуйте, Алексей! Расскажите,пожалуйста, о ваших впечатлениях,когда вышла в свет первая книга. И почему в "Азбуке" ваши произведения выходили именно в таком порядке? Спасибо!

ответ

Дорогая Надя! О порядке издания моих книг в "Азбуке" я, в общем, никогда и не задумывался. Этот порядок определяло само издательство, а я воспринял как должное. А что, разве что-то не так с этим порядком? По-моему, всё нормально. А про свои эмоции от первой книги я рассказывал в интервью (в его названии что-то вроде "полчаса сумасшествия от радости", что ли). Оно есть на этом сайте. Но, обощая, могу сказать, что никакого особенного восторга не было. Передряги выжгли все надежды и превкушения настолько, что осталось единственное чувство облегчения: "наконец-то всё закончилось". "Эйфорить" уже не было сил.

23.02.2007 Афина Бэкет

Алексей! Дочитываю Ваш роман "Географи глобус пропил" с тоской, ностальгией и восхищеньем. Однако, учитывая, что Брежнев отдал Богу душу 10 ноября 1982 года, позвольте спросить, как в Перми можно было плавать на плотах в подвале на стройке. Мне помнится тогда уже лежал снег и было морозно. Этот день мне тоже врезался в память как точка отсчета в никуда, в липкое дурацкое оцепенение.

ответ

Дорогая Афина! Спасибо вам за то письмо, которого на этом сайте нет. А по поводу мореплавания в подвале... В середине ноября замерзают ещё далеко не все водоёмы, особенно - подвальные. Смею предположить, что вы, будучи девочкой, вряд ли ползали по подвалам долгостроев, а я, будучи мальчиком, просто был обязан ползать. Поэтому в своём освещении данного вопроса я не вижу противоречия с законами природы. Хотя это ведь и не важно - замёрзли тогда лужи в подвалах или нет, не так ли?

22.02.2007 Света

Здравствуйте, Алексей! На предстоящей в педуниверситете конференции Вы будете выступать с отрывком из "Блуда и МУДО". Это первое Ваше публичное "зачитывание" части из нового романа? Или ранее уже были опубликованы отрывки из него? Каковы Ваши ожидания от аудитории учителей и ученых? Всего доброго.

ответ

Уважаемая Света! Да, это первое "зачитывание" (если оно состоится). И не только первое для этого романа, а вообще первое. Мне ещё не приходилось читать свои опусы на аудиторию. Не знаю, какие будут ощущения. Может, и дискомфорт. Отрывочек из "Блуды" уже публиковался - в сборнике российских авторов к российско-китайской книжной ярмарке в Пекине (сентябрь 2005). Правда, на китайском языке, поэтому широкие массы российских читателей его вряд ли прочли. А ожиданий у меня нет никаких. Как будет - так и будет, чего тут ждать особенного?

20.02.2007 Balthasar

Здравствуйте, Алексей! Как-то увидел вашу фотографию и небольшое интервью в журнале "Psychologies" (то ли декабрь, то ли январь), потом читая статью Александра Гарроса в журнале Эксперт от 27 ноября 2006 г. я узнал что вы попали в небольшую аварию и после участвовали в фотосессии для одного гламурного журнала. Это случайно не та фотография? Выглядите молодцом. Также в своих интервью и высказываниях на сайте вы рассуждаете о гламуре. И как все умные люди от гламура вы дистанцируетесь (по крайней мере у меня такое впечатление). И опять же как умный человек вы вынуждены через гламур обращаться к широким массам: те же фотографии и интервью в гламурных журналах. А не противно? В той же "Психологии" вас спрашивали о том что такое для вас успех. Ну,поскольку, уж всё вышесказанное в таком анти-гламурном духе то, что для вас значит противоположное понятие - неудача, провал? Какие события в своей жизни вы оцениваете как неудачу? Та же "Большая книга", что она для вас? А Блуда и МУДО - это случайно не об этом? В смысле, не о вашем отношении к неудачам и успехам? С уважением.

ответ

Уважаемый Balthasar! Да, именно в "Psychologies" я и ехал, когда вляпался в аварию. Поскольку меня фотографировали не на носилках в морге, то я и получился молодец. А с гламуром всё не так просто. Издание-то да, гламурное. Но его делают весьма интересные и адекватные люди, которые понимают, кому предназначен их продукт. Которые сами чаще всего гораздо умнее получающегося товара. Так что нет, ни в коем случае не противно. Тот гламур, в котором мне приходится принимать участие, - это, так сказать, формат, а не контент. Жить можно. Неудачей я считаю вопиюще неадекватное следствие из какой-либо причины. Разумеется, если оно со знаком "минус". А впрочем, никто из нас не шагает по жизни сквозь одни лишь триумфальные арки, и все знают, что такое неудача и неуспех, так что и объяснять тут нечего. "Большую Книгу" я считаю своим провалом. Это моя личная оценка, и многие с ней не согласятся (и будут правы). Но мне для моей собственной дальнейшей жизни правильнее будет считать всё это именно провалом. На пользу он или во вред - время покажет. "Блуда и МУДО" в том числе и об успехе как важном мифе нашей современной ментальности. Но когда до выхода книги остаётся уже немного, рассуждать об этом (то есть, дублировать свои рассуждения, уже имевшие место в романе) мне не хочется. Подождите чуть чуть, и - если вам будет интересно - прочтёте.

20.02.2007 Юля

Здравствуйте, Алексей! Два вопроса совершенно лобовых и, наверняка, задававшихся в интервью, но которые хочется сформулировать и задать снова и именно сейчас - после "Большой книги" и перед выходом нового романа. 1) Что должно произойти в творческой жизни писателя Алексея Иванова, чтобы он мог уверенно сказать: "Это мой самый счастливый день!"? Что лично Вы считаете важнейшим показателем писательского успеха, главным критерием творческого признания? 2) Известна т.н. кессонная болезнь, поражающая водолазов в результате стремительного движения со дна на поверхность воды. Любые изменения внешнего статуса влекут изменения внутреннего состояния, более или менее заметные, существенные и осознаваемые. Что изменилось (если изменилось вообще) внутри Алексея Иванова, когда он понял, что его произведения получают признание и широкий интерес? С уважением и огромной благодарностью за все сделанное Вами как писателем для меня как для читателя, Юля (Москва)

ответ

Дорогая Юля! Вы всегда задаёте сложные вопросы. Вообще-то я боюсь такого дня, о котором смогу сказать, что он - самый счастливый. А дальше как жить? По нисходящей? Не хочется... Понятие "самый счастливый день" весьма неуловимо, только немец типа Гёте мог ляпнуть на него печать "Остановись, мгновенье!". Мне кажется, что счастье острее тогда, когда ты его почти не ждал, не верил в его возможность, не мог вообразить. С этой точки зрения иметь какие-то требования к "самому счастливому дню" бессмысленно. Всё равно, что считать инопланетян исключительно только зелёными человечками, а всех прочих синих или фиолетовых пришельцев считать неграми-мутантами. А вот относительно творческого успеха, признания, критерий у меня есть. И это не гонорары, не премии, не топ-листы и не стадионы восторженно вопящих читателей. Это возможность реализовывать новые проекты. Если после какого-либо дела у тебя появилась такая возможность - значит, ты признан. А если нет, то всё остальное - просто шум, пена. Значительных изменений в себе я не вижу, как и значительного "признания и широкого интереса". Мои тиражи в десять раз меньше, чем тиражи, например, Акунина или Пелевина (не говоря уж о Минаеве или Робски), так что говорить о широком интересе будет несколько самонадеянно. С признанием тоже напряжёнка, и свидетельство тому - пролёт в "Большой книге", а перед этим в Букере" и трижды в "Нацбесте". Для "признания" это чересчур необычно. Из всего этого следует то, что подъём мой неспешен, как и положено, и кессонная болезнь мне не грозит.

19.02.2007 Надежда(Моск.Обл)20.02.07

Здравствуйте, Алексей! Очень рада тому, что вы мне ответили! Спасибо за советы! Но я человек независимый, и кумиров у меня нет! Я разделяю понятия "фанат" и "поклонник"! Просто мне приятно иметь в своей библиотеке хорошую книгу с автографом ее автора! А ценю я в ваших произведениях, помимо всего прочего, чувство юмора! До слез смеялась, читая, как Служкин излагает сюжет очередного боевика! Когда мне грустно, перечитываю страницы этого романа и повесть "Победитель Хвостика"! А вопрос мой звучит так: Когда вы отвечали на вопрос Яны о судьбе малых народов Росии, вы упомянули имя Орхана Памука - новоиспеченного Нобелевского лауреата. А знакомы ли вы с творчеством нобелевского лауреата 2003 года Дж.М. Кутзее? Он тоже поднимает в своих произведениях этнографические проблемы.

ответ

Дорогая Надя! Отдельное спасибо вам за "Хвостика". Нет, Кутзее я не читал. Наверное, потом прочитаю. Но я не считаю себя писателем, поднявшим стяг борьбы за спасение малых народов. Хотя мне как гражданину эта проблема близка. Для меня вся подобная этнографичность - лишь костюм на носителе главного вопроса: на искателе собственной идентичности. В романах этнография мне нужна ровно настолько, насколько она помогает главному герою определиться с этическими ценностями в данной конкретной ситуации. Я всё-таки не Юрий Рытхеу и не Еремей Айпин - при всём моём уважении к этим незаурядным авторам.

страница: 11 из 288