продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

20.01.2007 Марина

Долгих Т.Д. доцент кафедры русской и зарубежной литературы ПГПУ (г.Пермь), кандидат филологических наук, анализирует финальную сцену : Служкин на балконе курил. Справа от него на банкетке стояла дочка и ждала золотую машину. Слева от него на перилах сидел кот. Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества . (136). Это Адам, уже вкусивший от Древа познания добра и зла, глаза его уже открылись, он уже прошел искушение (искушение прообраз Благовещения). Все определилось, все расставлено по местам дитя справа, бестия слева, сад ухожен, Адам терпеливо ждет возвращения Евы. Вопрос: Вы действительно вкладывали в финальную сцену Географа библейскую символику?

ответ

Уважаемая Марина. Я не вкладывал в финальгую сцену "Географа" библейской символики, но определённая символичность в этой сцене есть. Её можно прочесть и через библейские образы, поскольку Библия - одна из основ нашей культуры. То есть, той культуры, в которой и написан "Географ". К тому же, писание романов - это не составление шифровок. В том и значимость литературного анализа в частности - или, например, семиотики в целом, - что они извлекают те смыслы, которые формируют текст, минуя замысел автора, - то есть, аппелируют напрямую к ментальности человека, эпохи и культуры.

18.01.2007 Гульнара

Здравствуйте, Алексей! Спасибо за Ваше творчество, особенно за "Географа..." У меня вопрос как раз по этой книге возник: Служкин слышит, как в учительской 3 училки обсуждают один латиноамериканский сериал, а имена героев подозрительно знакомы: Урсула, Аркадио, Ремедиос. Это какой-то специальный отсыл к Маркесу? Можно назвать его писателем, повлиявшим на творчество Алексея Иванова? Благодарю за ответ. Всех Вам благ.

ответ

Здравствуйте, Гульнара. Вы совершенно правильно вычитали в этой сцене "Географа" отсылку к роману Маркеса. Но эта отсылка - просто издёвка над пустопорожностью теле-"мыла". Маркес произвёл на меня огромное впечатление, но это не значит, что я взял его за образец для подражания.

17.01.2007 Арина

Уважаемый Алексей Викторович! Прочла все Ваши книги. Думаю, что Вы - "мой" писатель. В каждой книжке - кусочек моей жизни. "Географ" - поход моего 7 класса, "Общага" - общага моего мужа (УПИ, 90-е), "Сердце Пармы" - братья Михаил и Василий по характеру здорово похожи на моих сыновей, пока еще маленьких. "Сортировка" вообще моя родина, уже 10 лет далекая. Короче говоря, цепляют ваши романы очень сильно. Всем рассказываю о них. Считаю, что именно "Сердце Пармы" пробуждает интерес к истории родного края у тех, кто много лет спал. Буду все перечитывать с карандашиком, подчеркивая смешное и умное, и опять реветь, как уже многие мои друзья, которым я Вас открыла. Что-то "Золото Бунта" затормозило, наверное, не хватает мозгов уследить за многообразием персонажей. Благодарю вас за конец моей спячки! Считаю, что вы обязательны в школьной программе, хотя бы в Пермской области, особенно "Сердце Пармы". Посетила бы вашу творческую встречу с огромным удовольствием. Арина. 18 января 2007 г.

ответ

Спасибо, дорогая Арина. Как только наметится встреча - будет объявление о ней на этом сайте в разделе "Новости".

15.01.2007 natalia

Не буду краткой. Шансов, что я куплю книгу в такой чудовищной обложке у меня не было (профессионально отношусь к дизайну, хотя по образованию - журналист, УрГУ). Но тем чудеснее, что я все-таки купила вашу книгу. Спасибо вам. Сначала прочитала "Общагу". Много вспоминала, я ведь училась в УргУ в 90-х, но атмосфера в общаге на Большакова та же. Однокурсница, которую изнасиловали какие-то уроды, и прочие мрачные случаи, говорить о которых и не хочется. Спасибо так же за Башлачева, стихи которого нашла у Вас. Вопроса не будет. Просто еще одно спасибо от бывшей обитательницы той общаги.

ответ

Дорогая Наталия! Нет вопроса - нет и ответа, только благодарность за ваше письмо. Мне изрядно надоело слышать от критиков и читателей, что я "сгустил краски". Вы - свидетель, что мы так и жили.

15.01.2007 Елена Пономарева

Уважаемый Алексей! Писали ли Вы когда-нибудь стихи или песни?

ответ

Уважаемая Елена! На этот вопрос я уже где-то в этом разделе отвечал подробно. Не буду повторяться, скажу кратко: нет. Не научился.

13.01.2007 Михаил

Здравствуйте Алексей Викторович! С прошедшими праздниками Вас, всего самого доброгj и наилучшего в наступившем году! Ну и собственно вопросы: 1. В одном ноябрьском интервью Вы заикнулись о книге Блуда и Мудо , это и есть та самая книга, которая, надеюсь, должна выйти в ближайшее время в Азбуке? 2. Скажите, знакомы ли Вы с эзотерической литературой, такими писателями, как Карлос Кастанеда, Лобсанг Рампа? Первый писал о Мексике и об обучении колдовству, а второй о Тибете, жизни и обучении в монастыре. 3. Ваше отношение к Андрею Тарковскому, и конкретно к его фильму Сталкер ? С уважением, Михаил.

ответ

Здравствуйте, Михаил. Отвечаю по пунктам. 1. Да, "Блуда и МУДО" - как раз та книга, которую я сейчас доделываю. 2. Эзотерическую литературу я почитывал, пока у меня была надежда найти в ней здравый смысл. Теперь эта надежда испарилась. Может, этот здравый смысл в эзотерике и есть, но мне его уже точно не увидеть. Однако, отталкивает от себя эзотерика не отсутствием здравого смысла, а отсутствием воображения авторов и отсутствием поэзии. Банальные выдумки мне читать не интересно. Всё, сказанное выше, относится и к Кастанеде. Рампу я не читал - и не слыхал о нём. 3. К фильму Тарковского "Сталкер" у меня отношение однозначное: шедевр. Великая притча эпохи НТР.

12.01.2007 Юлия (из Закамска)

Уважаемый Алексей! Каюсь, не читала Ваших книг, но мне очень понравилась Ваша статья в "Компаньоне" о горнозаводской цивилизации. Вообще радует, что Пермь (думаю, другие города и края тоже) стала осознавать себя в качестве реальной общности со своей историей и культурой, а не как было раньше - "провинция", "в Москву, в Москву" и т.д. А вот мой вопрос: верите ли Вы Бога? Ваше отношение к христианству? Желаю дальнейших успехов!

ответ

Уважаемая Юлия! Спасибо вам за хорошие слова. А вопрос про бога и христианство мне неоднократно задавали и в этом разделе, и в различных интервью. Я не хочу повторяться.

12.01.2007 Марина

Алексей Викторович, здравствуйте! Вы употребляете в своей речи слова, значения которых мне непонятны.Во-первых, это "китч" и "стеб" (или "стёб"). Непонятны "ампир" и "гламур" - как обозначение стиля жизни.Хочется допонять.Объясните еще раз, пожалуйста.

ответ

Уважаемая Марина! Вообще-то я не Британская энциклопедия, я могу и ошибиться в формулировке... Ну что ж, попробую, благословясь... "Стёб" - это манера подачи, в которой присутствует издёвка, пародирование и утрирование с точки зрения несоответствия индивидуальным вкусам говорящего. Интеллектуальной глубиной стёб не отличается (это не значит, что он непременно глупый), хотя может быть очень остроумным. Для качественного стёба нужен тонкий вкус. Пример - фильм "Жмурки". "Китч" - это художественный стиль, но в просторечье имеется в виду позиционирование какого-либо качественного продукта массовой культуры как произведения высокого искусства. Обычно это происходит при отсутствии вкуса. Пример - "яйца Фаберже". Ампир - доведённый до "финала" классицизм, когда строгость и умеренность сменяются на пышность, помпезность и роскошь (но не изусканность и не причудливость). С "гламуром" ещё сложнее. Это демократичная подача любого материала с точки зрения "сливок общества", "золотой молодёжи", "махоров" и т.п. При такой подаче сохраняются лишь те смыслы, которые понятны и актуальны только для этого сообщества. На мой взгляд, сейчас гламур занимает в культуре то место, которое раньше занимал соцреализм. Наверное, я объяснил коряво и невнятно, но уж не обессудьте - как смог. Сфера моей деятельности - образы, а не формулировки.

11.01.2007 Кирилл Дегтярёв

Здравствуйте, Алексей! У меня к Вам три вопроса, возможно, несущественных и несерьёзных для Вас (особенно второй и третий), так что отвечать необязательно. 1. В "Сердце Пармы" упоминается Всемирный Потоп. Предания о нём действительно есть у коми и манси? 2. Отличительный признак "Холитан Хар Амп" - "Завтрашнего Пса" в том, что он "не боится кошек". А что, манси держали домашних кошек? А собака, не боящаяся кошки - такая редкость? Быть может, старик Шакула имел в виду рысь? 3. "Комполен", как несложно догадаться - "снежный человек", он же йети, он же "лесной человек", он же... И т.д. Слышал и читал, что на Урале и в Западной Сибири о его существовании и в наше время поговаривают. Как он поживает нынче в пермских лесах, что о нём слышно?

ответ

Здравствуйте, Кирилл. Отвечаю по пунктам. 1. Да, предания о Всемирном Потопе у финно-угорских народов имеются. Коми от Всемирного потопа спас богатырь Кам, а у манси есть Гора Мертвеца - её вершина при Потопе выставлялась над водой всего лишь настолько, что можно было уложить покойника. 2. Кошек на Урале приучили в эпоху ломоватовской археологической культуры: смотрите на этом сайте мою статью про "демонологию" Бажова. А Холитан Хар Ампа я выдумал сам и не считаю возможным добавлять что-либо сверх того, что сказано в романе. Это будет не ответ, а продолжение фантазий. 3. Комполен - это персонаж мансийских мифов, который ныне желающие трактуют как снежного человека. Лично я в последние годы о нём ничего не слышал (он мне не пишет и не звонит). О нём вы можете прочитать в каком-то из старых журналов "Уральский следопыт"; статья так и называется - "Комполен". Ни года, ни автора я уже не помню: болван был - не записал, а статья классная.

09.01.2007 Кирилл Дегтярёв

Алексей, во-первых, огромное спасибо. За Географа , за Сердце Пармы , за Золото бунта . Душу согрели. Наконец-то. Жива, стало быть, русская литература. К слову, аспекты борьбы христианства с язычеством, позиция Ваших героев отца Дионисия, князя Михаила, Калины, напомнила мне На краю света Лескова. Вот, кстати и вопрос на Ваше миропонимание это произведение оказало какое-то влияние? Особенно приятно всё это читать географам, 1969 г.р., выпускникам геофака МГУ 1991 г. это уже я про себя с женой. Я давным давно по специальности не работаю, так же, как и Вы, а жена в школе учительствует. Та самая география. В Ваших краях не бывал, но сравнительно недалеко к югу доводилось, хотя и очень давно, без малого, лет 20 назад Нижние Серги, Полевской, Иткуль. И совсем другая ассоциация, уже совсем не с Лесковым. Синдор, Усть Вым, Весляна это уже знакомо, думаю, многим читающим или читавшим людям по Довлатову и прочим лагерным повествованиям. Довлатов хороший писатель, но если этот ассоциативный ряд Вы перебьёте своим, будет лучше. Да будет это, прежде всего, сердцем Пармы, а не зоной ! Хотя и зоны, конечно, из нашей истории и современности не выкинешь. Впрочем, это уже похоже на тост, в связи с чем, если соберётесь в Москву дайте знать. Заходите в гости. Мы будем рады. А пока у меня ещё несколько вопросов, но не географических. Отвечать, впрочем, необязательно. 1. Меня несколько удивило, что в Золоте бунта один из персонажей, заканчивая работу, говорит: Баста! . Насколько я знаю, слово непосредственно заимствовано из итальянского и в связи с развитием рабочего движения. Мог ли знать его уральский кержак конца 18 века? 2. Ещё меня несколько удивило, что одна мансийская крепость 15 века зовётся Лозьвинск. Корень-то, понятно, местный, но суффикс русский. На фоне прочих топонимов, сохранивших в полной мере своё угро финское звучание до сего дня как-то странно. 3. Кстати, интересно также, изучили ли Вы языки коми и манси? Судя по некоторым довольно пространным и сложным репликам Ваших героев, до некоторой степени Вы ими владеете? 4. Есть ли прототипы у князя Михаила, кана Асыки и Кудым Боега (всё же название Кудымкар не на пустом месте появилось)? Кстати, на сайте Нарофоминского района Московской области, куда входит Верея, сказано, что город упоминается в 15 веке как вотчина князя Михаила. О Ермолае ни слова. Равно как и о дальнейшей судьбе семьи. 5. И последний, возможно, странный и неуместный вопрос. Знакомы ли Вы с творчеством одного Вашего коллеги, принадлежащего, подобно многим Вашим героям, к семье финских народов Арто Паасилинна ( Год зайца , Очаровательное самоубийство в кругу друзей )? Пишет он совсем о другом и совсем в другой манере, но что-то общее, по моим ощущениям, у него есть и с Вами, а у некоторых его героев с некоторыми Вашими. Спасибо и успехов Вам. И, если надумаете дальше писать, не понижайте градуса . Кирилл Дегтярёв

ответ

Здравствуйте, Кирилл. Спасибо за добрые слова, но сразу перейду к ответам. "На краю света" Лескова я не читал. 1. Насчёт слова "баста", наверное, вы правы. Я не знал, что оно из итальянского языка. Прокололся. Надо было написать - "шабаш!", что по-русски означает то же самое. 2. Лозьвинск - это русская крепость, возникшая на месте городища. Названия городища я не нашёл, поэтому использовал русское слово. Оно традиционное для русских названий городов по рекам, поэтому я решил, что и в 15 веке русские вполне могли употребить его по отношению к мансийскому поселению. 3. Языков манси и коми я не изучал; фразы составлял по словарям. 4. Прототип князя Михаила - князь Михаил, кана Асыки - вогульский князь Асыка. Оба они упоминаются в истории - например, у Соловьёва. Кудым-Боега я выдумал. Кудым - родовое пермское имя, изначально - имя легендарного героя (Кудым-Оша), мифического основателя города Кудымкар. "Боег" я придумал по аналогии с древнепермским именем Доег (есть такое селение); вообще многие древнепермские имена заканчиваются на "-ег" - Волег, Иртег, Басег, Лунег, Ратег и т.д. За Нарофоминский сайт я не в ответе: Ермолай - вереинский князь, Михаил и Василий - его сыновья. 5. С творчеством Арто Паасилинна я не знаком. ... и постараюсь выполнить ваши пожелания.

08.01.2007 Ракушкин

Алексей, здравствуйте. Это Сергей. Скажите как проходят съемки сериала по "Географу"? Когда он выйдет на экраны и кто играет Служкина?

ответ

Уважаемый Сергей. Ответы на ваши вопросы однообразные и очень печальные: никак, никогда и никто. Это - вся информация о сериале, которой я на данный момент располагаю.

07.01.2007 Георгий

Здравсвуйте, Алексей Викторович, я считаю Вас настоящем писателем и сам хочу посвятить жизнь литературе, но у меня близко нет человека который мог бы дать мне совет или помочь определится и поэтому я обращаюсь к Вам. Можете ли вы подсказать как определиться с собой и понять мое дело литературной творчество или нет? Есть ли что-то что подсказывает правду или дело в том чтобы взять собственный текст и понять хорош он или плох? Как это сделать? Желаю Вам любви, подлинного неподкупного вдохновенья и здоровья.

ответ

Дорогой Георгий! Я вас очень понимаю. Боюсь, что никто и никогда не даст вам правильного совета. Со всеми этими вопросами человек разбирается только сам, на своих горьких ошибках. Может, вам повезёт, и всё у вас "устаканится" сразу и однозначно. Но это маловероятно. Рассчитывайте на худшее, но поступайте так, как считаете правильным. И не приносите в жертву ни ближних, ни себя самого. Удачи вам.

06.01.2007 Николай Васильев

Уважаемый Алексей Викторович, спасибо Вам за великолепный роман "Сердце Пармы", очень мне нравится. С этим романом связаны мои вопросы: 1. Первое издание называлось "Чердынь - княгиня гор". Когда роман издали в Москве в изд-ве "Пальмира", то переименовали. Чья это была инициатива: Ваша или издателя? 2. Недавно вышло ещё одно издание, в "Азбуке", уже с двойным названием. Оно заявляется как полный авторский текст. Может, я невнимательно читал, но, по-моему, ничего в "Азбучном" издании не прибавилось. Что же там изменилось в сравнении с "Пальмировским" текстом?

ответ

Уважаемый Николай! Благодарю вас за добрые слова о моей книге. Теперь к вашим вопросам: 1. В "Пальмире" переименовать роман была инициатива издательства, так как в издательстве рассудили, что слово "Чердынь" в Москве никому не известно (и были правы). Название тоже придумали "они", а не я. Я особенно не возражал. 2. Издание в "Азбуке" и в Перми - это полный текст (один и тот же и там, и там), издание в "Пальмире" - немного сокращённый (примерно, на одну шестую). Сокращение это произвёл редактор Олег Дарк, и произвёл столь профессионально, качественно и бережно, что я и сам порою не замечаю, где и чего он удалил. Это назвывается "мастерство редактора".

04.01.2007 Митрий

Алексей Викторович. Хотя Вы и сетовали на то, что при встрече со студентами речь больше шла о гонорарах, чем о книгах, тем не менее... Когда и где Ваше ближайшее "публичное мероприятие" в Перми, где Вас можно увидеть "живьём"? Что-то на сайте не видно анонсов. И, если таковых не предвидится, то с кем можно связаться, чтобы пригласить Вас для "встречи с читателями", как раньше говаривали?

ответ

Уважаемый Митрий! На сайте нет анонсов моих встреч по очень простой причине: меня ещё никто никуда не позвал. Будет приглашение, состоится договорённость - появится и анонс. Но есть хорошие русские поговорки: "хороша ложка к обеду" и "сопливых вовремя целуют" ("сопливый" - это я). Мне сейчас светит большая и интересная работа, и не исключено, что ради неё я пожертвую встречами. Такова жизнь. А связываться надо с теми, кто может организовать эту встречу. И этот человек - не я, потому что, как я уже говорил, я могу организовать такую встречу только у себя в подъезде, больше мне негде. Кандидатур потенциальных организаторов я могу назвать множество: а) преподаватель в университете; б) директор библиотеки; в) директор книжного магазина; г) В.В.Путин - и т.д. Обращайтесь к ним.

03.01.2007 Марина

Как Вы относитесь к философской мысли? Есть ли у Вас свои любимые авторы? Знакомы ли вы с творчеством Ницше? Что Вы о нем думаете?

ответ

Уважаемая Марина! К "философской мысли" я отношусь с глубоким уважением, но себя к ней не отношу. Мои познания в философии - это обычный курс в университете минус прошедшие с тех пор годы. То есть, "кое-что и по верхушкам". Любимых авторов у меня нет, поскольку бытийные вещи - они всеобщие, и любить авторов, которые о них пишут, это всё равно, что любить Ньютона за закон всемирного тяготения. А вот любить авторов, которые пишут о существовании человека в социуме, у меня нет нужды, так как принципы своего существования я могу сформулировать сам, без них, а их принципы - это их дело, а не моё. С творчеством Ницше я знаком на дилетантском уровне, то есть, читал "Заратустру" и "Афоризмы". Прочитал - и решил, что я адски умный, и тотчас влез, кажется, в "Волю..." - и погряз в ней по самые брови, еле выбрался. О Ницше я сужу не по его книгам, а по книгам о нём, таким образом, моё мнение к "первоисточнику" относится очень опосредованно. Я думаю, что Ницше - это путь назад, к Дарвину, а это мне не интересно. И очень многие утверждения Ницше я склонен истолковывать как следствие его личной житейской несостоятельности (это вовсе не означает моего неуважения к нему как к личности и мыслителю). Но главное - даже не это. Мне кажется, что интерес к Ницше - это интерес или профессиональный, или возрастной. А я не профессионал, и молодость, в общем, тоже уже не при мне.

страница: 9 из 288