Уважаемый Алексей, с какими убеждениями о России вы распрощались после того, как начались известные события? Скажем, я вижу людей, которые теперь говорят, мол, вот раньше мы думали, что наша страна такая мощная, а теперь мы видим жалкое зрелище. Морально-нравственная деградации, словно и не было долгой истории.
Или, что хуже всего, может мы всегда такими были?
Уважаемый Михаил.
По поводу мощи у меня иллюзий не было. Но я не предполагал, что столь высока степень глупости, неадеквата, безволия и аморальности. Зато мне теперь стало понятно, почему большевики победили.
Здравствуйте, Алексей.
Нет, пока ещё не знаком. Но слышал и читал о Елизарове много хорошего.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Скажите, нравится ли вам читать книги в жанре магического реализма/городского фентези? Или - нравилось ли когда-нибудь?
Если да - приведите, пожалуйста, привести примеры тех книг, которые ближе вам как писателю - то есть те, которые написаны так, что вы их можете оценить как достаточно хорошо сделанные: объемные, достоверные в описаниях характеров и миров, невторичные, и прочие критерии, которые кажутся вам важными.
Спасибо за ваш труд.
С уважением, Елена.
Здравствуйте, Елена.
Да, мне очень нравится магический реализм. Как читателю - потому что он будит воображение и даёт парадоксальные объяснения миру. Как писателю - потому что он наиболее адекватен задаче художественного отражения реальности.
Примеров могу приводить много, да, наверное, всё и не упомню. Могу сказать, что эталоном для меня является "Сто лет одиночества". Это про классику. А про современность... Я с огромным удовольствием читаю книги Дарьи Бобылёвой. Мне страшно понравились и "Вьюрки", и "Наш двор", и особенно порадовал последний роман - "Магазин работает до наступления тьмы". Я искренне сочувствовал яростно-преданной своему Хозяину монаде Матильде и восхитился мироустройством, которое придумала Дарья, и "вещам не в себе". Это очень художественно плодотворные идеи.
Добрый день, Анна.
Да, встреча состоится. Про сайт я как-то не подумал.
Алексей Викторович, здравствуйте! Во-первых, извините, что не поздоровался (молодой - исправлюсь). Во-вторых, спасибо за ответ. И в-третьих, тогда еще вопрос. А в работе отряда "Каравелла", которым руководил Крапивин, не участвовали? Я так понял, это было большое дело, выдающееся явление.
Здравствуйте, Виталий.
Нет, в работе "Каравеллы" я никак не участвовал. В Екатеринбурге (Свердловске) я появился уже после школы, то есть поступил в университет. Там мне было не до "Каравеллы". Владиславу Петровичу меня представил Виталий Иванович Бугров, редактор отдела фантастики журнала "Уральский следопыт", и Владислав Петрович пригласил меня в гости, чтобы узнать получше. А в гостях, видимо, понял, что этому типу его кураторство уже не поможет. Да и у "Каравеллы" в девяностые годы дела складывались не блестяще. С Владиславом Петровичем потом я встречался на разных писательских мероприятиях. Через десяток лет я познакомился и с Ларисой Крапивиной.
Про Владислава Петровича, его прозу и его клуб я написал несколько новелл для своей книги "Ёбург".
Я привык здороваться.
Да, я был лично знаком с Владиславом Петровичем. Знакомство состоялось в 1988 году. Я бесконечно люблю его "Голубятню". И в целом творчество Крапивина очень близко моей душе. Моей душе - но не моему собственному творчеству.
Благодарю за ответ Алексей Викторович. Конечно я патриот своей страны и её судьба мне важнее иных судеб но наша планета оказалась на удивление компактной. И эта близость приглашает примерить на себя всё то, что происходит у наших соседей. В окончании этой ветки замечу лишь, что многое из того, что я написал активно обсуждается в их сми а не только в нашем телевизоре. А теперь к литературе)
Совсем недавно перечитав «Братья Карамазовы» и «Воскресение» я убедился, что для меня «Тобол» это Великий Русский роман современности, стоящий в одном ряду с произведениями наших бессмертных классиков. Не сочтите за грубую лесть но таково моё скромное мнение. Вы потрясающе убедительны воссоздавая историю пускай и с долей художественного вымысла. Скажите есть ли ещё такие периоды в нашей исторической летописи, которые вам бы хотелось осветить в книгах (в тайне надеюсь на ваш роман о судьбе Ермака и его сибирских походах).
Благодарю вас за ваше творчество! Здоровья и удачи вам и тем кто вам дорог!
Уважаемый Андрей.
Безусловно, есть и такие периоды, и такие темы. Что-то хочется взять для романа, что-то - для книги в формате нон-фикшн. В ближайшей перспективе я наметил сюжет из истории Урала. Но не про Ермака. Про Ермака я вряд ли буду писать. Если когда-то и возьмусь за тему Ермака, то в виде нон-фикшна, чтобы не только про сам поход и его контекст, а про фигуру Ермака вообще в российской культуре вплоть до наших дней.
Алексей Викторович благодарю вас за творчество! Читаю сейчас «Быть Ивановым» и в ответах 10 летней давности вижу ваше разочарование в отделении пути нашей страны от западного направления развития. Думаете ли вы сейчас так же?
Будучи молодым, я был очарован тем миром а сейчас глядя как в загаженных мировых столицах детям меняют пол таблетками, женщинам не рекомендуют выходить вечерами из дома в европейских странах, а за отрицание выдуманных полов можно загреметь в тюрьму и тд. и тп. начинает казаться, что где то запад свернул не туда.
Здравствуйте, Андрей.
Спасибо.
Мои убеждения за прошедшие годы не поменялись.
Я пожил в Праге, Берлине, Амстердаме, Париже, Мадриде, Риме и Лондоне - и не видел тех ужасов, о которых вы повествуете. Их не видели и жители этих столиц, с которыми я общался, и приезжие русские, которые там обосновались. Ужасы эти видят только российские телезрители. За бугром я не встречал детей, которыми сменили пол таблетками, но на родине встречал детей, у которых ни с того ни с сего убили отцов. За бугром я не встречал людей, которые загремели в тюрьму из-за отрицания выдуманного пола, но на родине встречал людей, которые потом загремели в тюрьму из-за отрицания выдуманной реальности. У Запада немало проблем и недостатков, но сколько можно печалиться о несчастной судьбине Запада? Не пора ли подумать о России? Или вы не патриот?
Здравствуйте.
В скором времени будет.
Добрый день, Алина.
В 20-х числах апреля у меня должна быть встреча с читателями в Ельцин-центре в Екатеринбурге (вроде бы, 26-го, но надо уточнить на сайте Ельцин-центра). Возможно, на встрече будут продаваться какие-то книги.
Здравствуйте.
Тенерифа - просто мечта. Мир справедливости, дружбы, любви, красоты. В каком-то смысле мечта связана с любовью, но прямой и конкретной зависимости (типа, "мы с Серафимой будем жить на Тенерифе, острове Канарского архипелага") нет.
Добрый день, Евгений.
К сожалению, нет - в обозримом будущем не планируется.
Добрый день.
Хочется задать вопрос, нет ли у вас замысла "замахнуться" на "общую историю" "русских людей" как двух общностей лесорубов-металлургов (возможно), заселявших прибрежные лесные чащи от Любека до Уральских гор, и кочевых пахарей, заселявших черноземные степи от Днепра до Енисея. Чья этническая кристаллизация, вероятно, произошла на речных путях Волги, Камы, Дона и Северной Двины. Конечно, речь не идет о каком-то историческом исследовании, их полным полно, но они не дают ощущения причастности к истории или причастности к людям, прошлое которых пытались описать авторы. Не создают понятности тех людей и тех проектов, продолжением которых я являюсь. Мне кажется, именно в этом и состоит суть и смысл "национальной литературы".
Добрый день, Игорь.
Таких глобальных замыслов у меня нет. Но в целом это противостояние и взаимодействие мне очень интересно. Я отчасти писал о нём в "Горнозаводской цивилизации" и "Вилах". Возможно, я когда-нибудь возьму эту идею для романа с конкретным сюжетом и более узкой локализацией.
Уважаемый Алексей Викторович, большое спасибо за возможность живого общения, представленную Вами 03.04.2024 в книжном магазине «Москва»!
Вы очень правильно сказали о том, что все Ваши книги - о России.
Так и есть. И рассвет речного флота, наглядно демонстрируя это, совпадает с рассветом страны.
Тут с совершенно иным смыслом воспринимаются слова Феди Панафидина «нельзя топить пароходы…».
Но закат речного флота тесно связан с развитием железных дорог.
Я больше двадцати лет живу на два города: Москву, в которой я родился, и Юрьевец - маленький и тихо умирающий город на Волге. А корни изначально, на мой взгляд, ему подрубила борьба речного и железнодорожного купечества, в которой победили «железнодорожники».
И Гражданская война, по большому счёту (и это звучит в «Бронепароходах») шла вдоль железнодорожных магистралей.
И вся экономика страны выстраивалась вдоль них же.
И, таким образом, эпоха России речной сменилась эпохой Железнодорожной.
Не собирается ли Вы осмыслить и этот пласт нашей истории?
В ходе встречи я даже записал себе Ваши слова: «Речфлот - это или от Бизнеса, или от государства. До революции - от Бизнеса. При Советской власти - от государства. Когда бизнес великий или государство великое - то и речфлот великий.» КЛАСС!
И в этой связи второй вопрос: Видите ли Вы хоть какие-то знаки того, что наш речной флот может возродиться?
Часто бывая на Волге я год от года наблюдал, как постепенно умирал и практически совсем умер местный пассажирский флот («метеоры», «ракеты», местные катера и паромы), который так и не был заменён ничем, кроме нерегулярного автомобильного сообщения. Да и нерентабельно пускать автобус там, где ему ехать несколько сотен километров, что на порядок больше, чем по воде. Судоходные реки перестали таковыми быть. Перестали чистить фарватеры, убрали навигационные знаки и т.д., и т.п.
Но вдруг взяли - да и пустили современный пассажирский лайнер «Мустай Карим», начали говорить о том, что пустят скоростные суда новой постройки, появляются новые круизные маршруты (по Енисею, например), в Юрьевец в минувшем году стали заходить круизные теплоходы. Но это всё не экономика, а туризм и увеселения.
Вы видите намного шире и глубже.
Как Вам видится, есть будущее у нашего речного флота???
Заранее большое спасибо. Даже не за ответ, которого я, безусловно, жду. Но и за возможность подумать над вопросом и порассуждать над проблемой.
С огромным уважением!
Уважаемый Антон.
Этот пласт я уже осмыслил в "Речфлоте".
Взаимоотношения речного флота и железных дорог очень разные. Например, одно из пароходств - "Самолёт" - стало третьим в стране по размеру как раз из-за того, что обслуживало железную дорогу: возило пассажиров к станциям. И вообще железные дороги в дореволюционной России были одним из крупнейших пароходчиков: Рязано-Уральская, Байкальская или Китайско-Восточная дороги имели большие пароходства. Одно из пароходств в Красноярске появилось в результате строительства Транссиба. И так далее.
В этом вопросе нельзя судить одномерно. Нужно смотреть на характер грузов, на инфраструктуру региона, на специфику флота. Где-то выгоднее железные дороги, а где-то (например, при северном завозе) - пароходства. Какие-то грузы (например, стройматериалы) при определённых тарифах выгоднее возить в баржах, а не в вагонах. Круизы всегда останутся круизами, паромы - паромами, поездки за границу - поездками за границу, пригородное сообщение - пригородным сообщением. Железные дороги не убивают речфлот, как кино не убивает театр. Просто надо походить гибко. Для этого должна быть развивающаяся, мобильная экономика, а также защита закона, свобода предпринимательства, поддержка путейской службы, да и многое другое. Проще говоря, если бизнес будет процветать, то и речфлот зацветёт. У него есть свои ниши, в которые железная дорога никогда не пролезет.
По сути, я вам ответил и на второй вопрос. Будущее речфлота зависит от государства. Сформируется нормальное государство со сложной экономикой, разовьётся и речфлот. Ведь с ним всё хорошо на Рейне, Эльбе и Дунае, всё с ним хорошо в Канаде, США и Китае. Реки у нас не хуже. Хуже нечто другое.
Здравствуйте, достопочтенный Автор. Не успел я одолеть гроссбух Речфлота, как меня оповестили о награждении другой книгой. Ну что же, бумажного Иванова будет удобно листать. Тем более что там бесценный самоанализ. Пока читал Речфлот, сам пересмотрел рязановскую "Бесприданницу"...
Когда читал про четырёхпалубники, вспомнил своë плавание на Валаам в 93. Я тогда был старлеем, учился в Академии. За разрешением на плавание я к начальникам не пошел, а выпросил больничный в санчасти. Но тут же осенью я неудачно спрыгнул с брусьев на физре и вывихнул коленку. Уже с костяной нагой в госпитале и после освободился от службы на пару месяцев. Мысль, что госпиталь я получил как расплату за круиз, пришла ко мне только сейчас. Вы как считаете, это я попросил в долг у здоровья, а потом его возвращал? Или все совпадения случайны?
Спасибо за ваши такие редкие книги...
Здравствуйте, Николай.
Интересный, конечно, у вас вопрос... Думаю, тут надо смотреть по значению, которое это событие имело для вашей личности или судьбы. Если никакого значения они не имели, то это просто совпадение. Если значение было, то можно расценивать как некое руководство свыше. В зависимости от вашей веры.