Алексей Викторович, здравствуйте.
Посоветуйте, пожалуйста, как выработать прозаику дикую работоспобность, сопоставимую с Вашим усердием, усердиями Симмонса, Кинга и прочих мастеров. Дело в том, что теоретически все рекомендации в духе "просто садитесь и пишите каждый день по 5-10 страниц" выглядят симпатично, однако при столкновении с пустой холстиной вордовского документа не получается выжимать из себя столько слов - попросту устаёшь, думаешь о себе уничижительно, мол, как же это так, великие без остановки работают, а ты, червь, не можешь вдоволь потрудиться?
А ведь действительно хочется много - и, что главное, качественно писать. Попросту идея фикс. Может быть, существуют какие-то "реальные" рычаги воздействия на собственную лень, исключительную самокритичность и прочее?
Или же это патология? Неужели все великие трудяги от литературы никогда не испытывали этого бренного чувства - "я ничего не умею, и слова из меня не идут"?
Уважаемый Виктор.
Все авторы сталкиваются с ситуацией, которую вы описали. Это - норма.
На мой взгляд, проблема в том, что чистая страница воспринимается как "пустая холстина", то есть автор не знает, что ему писать. Задание самому себе "писать по 5 страниц в день" - для меня полная чушь. Это вроде как "хочешь полететь в космос - каждый день подпрыгивай сто раз". Надо знать, что делать. Перед тем, как писать роман, надо его придумать хотя бы в общих чертах. Перед тем, как писать главу, надо придумать её в деталях, а лучше - даже в ударных фразах. Тогда не будет ступора перед чистым листом. Лично я пишу по эпизодам, а не по страницам. Я ставлю себе цель: написать сегодня (завтра) вот такой-то эпизод - и всё, страница уже как бы не пустая. При такой технологии написание из "работы с нуля" превращается в "доделывание дела", а завершать дело всегда легче, чем начинать. Главная работа - в голове, а не у компьютера.
Уважаемая Надежда.
Своей родословной я не занимался. Все, кто были до дедов, - крестьяне, какая тут родословная?
Уважаемый Иван.
К видеоиграм я отношусь с пониманием и некоторым скептицизмом. Понимание заключается в том, что считаю видеоигры потенциально большой отраслью искусства, важной составляющей индустрии развлечений и IT, а также полагаю, что у видеоигр большое будущее как у образовательной технологии и даже как у политической силы. Скептицизм объясняется тем, что видеоигры могут превратить человека в игромана.
Сам я не играю, мне некогда.
Дорогой Алексей Викторович! Я к вам с претензией , что Вы уже 2 года не балуете своего читателя новым романом. Иванов молчит, Акунин перепахан, куда бедному крестьянину податься в отпуске.
Можете на сттранице вопросов Автору сделать поисковик по частым вопросам, Вы так великодушно советуете что почитать и по какрму поводу.
Уважаемый Николай.
Поисковик по сайту - это вряд ли. Новый роман выйдет в сентябре на платформе Storytel в аудиоформате. Через месяц-другой - бумажной книгой.
Алексей Викторович, здравствуйте. У меня вопрос о вашем личном отношении к культуре и истории Украины. Вас интересуют последние события связаные с Крымом и Донбассом? Понимаю, что сейчас рискованно говорить и писать об этих событиях. Но тем не менее вам не хотелось бы написать книгу о Донбассе и Крыме в жанре нон-фикшн? Ебург мне очень понравился. Я даже следить стал за блогом Евгения Ройзмана. Спасибо.
Уважаемый Дмитрий.
Нет, такую книгу я писать никогда не буду. Это задача для журналиста и политолога, а я предпочитаю культурологию.
Я не комментирую "повестку дня", но вовсе не из-за боязни каких-то репрессий.
Во-первых, публика всегда путает понятия "современность" и "актуальность". Политические проблемы и вывихи России - архаичны; Россия решает вопросы, которые в мире давным-давно решены (например, давно всё понятно с демократией и авторитаризмом, о чём тут спорить?); поэтому Россия обсуждает актуальность. А мне интересна современность. Современность, например, заключается в том, что в массовом сознании главным "гением технологий" становится Илон Маск, который вытеснил с этого трона Стива Джобса. Почему? Что изменилось в сознании человечества? Почему человечество перевело взгляд от экранчика айфона на звёздное небо? Десять лет назад никакие ракеты никому на фиг не были нужны, а сейчас выпуск нового гаджета Apple или Samsung уже не является новостью. Что стряслось с нашими приоритетами? Ответы на эти вопросы и есть разговор о современности.
Во-вторых, агрессия в обществе зашкаливает. Любое высказывание на политические темы вызывает всплеск ненависти. Где начинаются разговоры о политике, тотчас кончаются разговоры о культуре. А писатель - всё-таки социальный агент культуры, а не политики.
Я очень люблю Украину. Я много ездил по Украине, бывал в Харькове, Киеве, Одессе, Корсунь-Шевченковском, Виннице, Каневе, Запорожье, Остроге, Ровно, Каменке, Львове. Недавно просто для удовольствия перечитывал статьи о Берестечке и Берестечской битве - вспоминал свою поездку в эти места. Для русского народа нет народов роднее, чем белорусский и украинский. И мне очень горько, что Россия так жестоко обидела Украину. Последствия этой обиды не расхлебают даже наши внуки. Нельзя так пренебрежительно относиться к истории и к потомкам.
Уважаемая Ольга.
Нет, писать продолжение я не планирую. Но если, предположим, киношники захотят снять второй сезон - и так далее, - то я дал своё согласие, но без моего участия. Здесь, на сайте, кто-то даже предложил классное название для продолжения - "Вторая смена", если не ошибаюсь.
Уважаемый Владимир.
Не читал и не буду. Нестеров - мой яростный зоил. Не удивлюсь, что он мне подражает.
Уважаемый Андрей.
Понятия не имею. Я вышел из этого проекта и больше не интересуюсь его судьбой.
Уважаемый Алексей!
В Ваших высказываниях часто встречаются слова " компетентность" и "свобода". Кажется, Вы очень цените эти качества в себе и других людях.
Если с первым понятием всё достаточно ясно, то свобода штука сложная, философы за многие века так с ней до конца и не разобрались. А что Вы лично вкладываете в это понятие? И что может для Вас может оказаться поважнее свободы?
Спасибо за ответ,
Надежда
Уважаемая Надежда.
Да, я очень ценю и в себе, и в других свободу и компетенцию.
Ответить на ваш вопрос сложно, если вообще возможно. Свобода всегда выражается в конкретной ситуации, а унифицировать все жизненные ситуации - дело немыслимое. К тому же свобода (вы правы) - ценность не универсальная и не абсолютная, и часто бывает, что свобода - это отрицание чего-то, пренебрежение чем-то, то есть вещь апофатическая, которая невозможна без того, что ей угрожает. В общем, всякий раз надо судить по обстоятельствам, а общая формулировка принципа ничего не даёт, она слишком абстрактная и всеобъемлющая. Свобода в выборе профессионального инструментария - это одно, свобода в общении с людьми - совершенно другое. Свобода как вера - не состояние, а стремление к этому состоянию.
Уважаемый Алексей,
сейчас опять показывают по телевизору "Ненастье", и в этой связи вспомнились Ваши высказывания на тему экзистенциальных ловушек, о которых, собственно и есть этот роман. Насколько близка Вам лично эта тема? Насколько вообще важен Ваш личный опыт для написания книги? Или это вещь не первостепенная?
Заранее благодарю,
Надежда
Уважаемая Надежда.
Личный опыт, безусловно, очень важен. Но надо понимать, как с этим опытом работать. Опыту автора вовсе не обязательно быть тождественным опыту персонажа. Предположим, вы хотите описать ощущения человека, прыгающего с парашютом. Для этого не обязательно прыгать с парашютом самому. Достаточно вспомнить, как в детстве вы прыгали с гаража в сугроб. Конечно, я упрощаю, но смысл понятен. Задача писателя - находить у себя такой опыт, усиливать его и интерпретировать в нужном ключе.
Тема экзистенциальных ловушек мне очень близка. Меня, как и любого человека, угнетают ситуации, когда мне невыносимо, а изменить ничего нельзя. Надо правильно перестраивать своё мироощущение, чтобы без помощи религии или самообмана вернуться из бесплодных страданий в полноценную деятельную жизнь. Это и есть выход из экзистенциальной ловушки. Из Ненастья. Например, соцсети - это экзистенциальная ловушка. Я разобрался с её механизмом (избавился от ложных надежд и иллюзий) и таким образом выбрался из этой паутины.
Уважаемый Алексей Викторович! В прошлом году был в Балтийске и написал стишок. Услышав из интервью с Вами, что Вы собираетесь писать про те места книгу, решил отправить его Вам, в подарок)
Предштормовое…
И прозрачно-серым
заштриховала морось корабли
И миллиардами укусов исколола
желе свинцовых волн, когда они
всё рушились, как башенные стены
всей тяжестью и высотой
на камни Северного мола
На краю земли…
Пятиконечность
кирпичной кладки старого Пиллау
контужена от пушечных ударов,
раззявила ворота, но смолчала,
послушно эхая на нашу речь,
Оцепенела… Тускло тлеют фонари
в пустых тоннелях – догорающим пожаром
Балтийская коса…
Залита кровью
Такой был ад, что в воздухе снаряды
сшибались на лету друг с другом,
и в непрерывный вопль сливалась канонада!-
Ещё одной вдовой! Ещё вдовою!..
Теперь таращатся угрюмые леса
На мрачные леса чужого юга…
Форт Западный…
Ему не устоять
Ведь годы в пыль истёрли гарнизон
Пусты бойницы
И за штормом шторм-
Опять!
Ломает и крошит вода
неумолимо форт – на мелкие частицы…
Предштормовое…
И паром не смеет.
Лишь только маленький патрульный катер,
как ухнет вниз! Потом обратно, к свету!
Поднялся ветер и давай его хлестать!-
Стальной шрапнелью из небесной батареи!
Но катер не сдаётся – он живой. Живой!
И бьёт копытом конь Елизаветы!
Уважаемый Константин.
Спасибо.
Уважаемая Евгения.
Спасибо, но продолжения не будет. Я сказал всё, что хотел сказать.
Алексей Викторович! Будет ли в последующих изданиях " Тобола " исправлена ошибка с умершей ещё XVII веке и не дожившей до Северной войны Царицей Натальей Кирилловной? В описываемое время были живы одновременно четыре Царицы: вдова Царя Федора Марфа Матвеевна ( до 1715) , вдова Царя Ивана Прасковья Федоровна ( до 1723) , заточенная в монастырь первая жена самого Петра Евдокия Федоровна и новая жена Петра Екатерина. Встречать Петра ( кроме жены) могла, вероятнее всего, Прасковья Федоровна, она не чуждалась петровских мероприятий. Замените ли имя Царицы или вообще ликвиируете анахронизм?
Уважаемый Андрей.
Эта ошибка исправлена давным-давно - при первой же допечатке тиража.
Уважаемый Алексей Викторович, Вы часто упоминаете о нон фикшн литературе и сами прибегаете к ней в своем творчестве. Позвольте попросить Вас порекомендовать несколько книг этого формата - тема и язык повествования не важны. Полагаясь на Ваш вкус и интересы хочется побольше узнать это направление. То что я читал (кроме Ваших книг) было очень часто написано убого, однобоко, информативно. Создавалось впечатление, что автор желает, что бы по прочтении его книги у читателя полностью " закрылась" тема книги. Сравнивая с советской научно-популярной литературой кажется, что та наоборот будила интерес к предмету, побуждала прочесть ещё что-то, а возможно и познакомиться на практически (как и Ваши книги).
Не могли Вы посоветовать, те книги которые с Вашей точки зрения является "эталонными", классическими в этом жанре для понимания того как может быть написан интересный текст нон фикшн.
Уважаемый Сергей.
Хорошо, порекомендую.
Питер Акройд, "Лондон".
Дэниел Ергин, "Добыча".
Это классика и вершины жанра.
Из наших - Алексей Волынец, "Деревянные пушки Китая".
Здравствуйте. В первую очередь хотел бы выразить благодарность Вам за Ваше творчество. Случайно попался в руки Ваш роман "Блуда и Мудо", который прочитал запоем и который "вынудил" меня заказать все другие Ваши книги. Восхищён и снимаю шляпу. Мой вопрос касается Пугачёвского бунта, очень давно интересуюсь этой темой. Где-то читал, что вы работаете над сценариями документального и игрового сериалов на эту тему, не могли бы рассказать подробнее об этих проектах. И будут ли ещё книги о пугачёвщине? Спасибо.
Уважаемый Сергей.
Оба этих проекта зависли по вполне понятным причинам. Оживут ли они - никому неизвестно.
Возвращаться к теме пугачёвщины я больше не намерен. Мне вполне хватило "Вил" и "Золота бунта".