Добрый день! Алексей Викторович хотелось бы поблагодарить за Ваши прекрасные книги.
Очень понравился Тобол обе части, читаешь и будто переносишься в ту эпоху.
Спасибо большое, продолжайте писать очень интересно!
Алексей Викторович, а не подскажете когда Первый канал выпустит сериал Тобол, а то фильм максимум 1/3 книги показал.
Спасибо.
Уважаемый Виталий.
Я не знаю, когда покажут сериал. Я вышел из этого проекта давным-давно и не интересуюсь, как у него дела.
Уважаемый Алексей Викторович! Извините, но ваша фраза «ставить под сомнение авторство Шолохова может лишь специалист с железными доказательствами» – это аргументация с убойной позиции «не пойман – не вор». Например, российская власть так делает в ситуациях с допинговым скандалом, сбитым самолётом, войной на Донбассе, отравлением Скрипалей и т.д. Если нет железного доказательства преступления, то всё дозволено. Однако специалист может ставить под сомнение авторство романа или картины художника на основании достаточных косвенных доказательств. Есть версия, что Шолохов стал обладателем чужой рукописи, автор которой погиб в 1920 г. (называют имя Фёдора Крюкова), и занялся плагиатом. Эту версию обозначил Солженицын в «Стремя Тихого Дона», а текстологическим анализом романа с такой позиции занимался Зеев Бар-Селла, который написал 2 книги: «Литературный котлован» и «"Тихий Дон" против Шолохова». В сети можно найти исследования странных ошибок и нестыковок в опубликованной рукописи Шолохова. Но всё это суета сует и всяческая суета?
Уважаемый Фёдор.
Не передёргивайте. Не равняйте историю с расследованием гибели "Боинга" и авторством "Тихого Дона".
Принцип "не пойман - не вор" может вызывать раздражение, но иначе - все мы воры. Просто не надо мешать ловить. Переработка чужой рукописи - не плагиат, хотя скрывать факт переработки - некрасиво. Но степень переработки мы не знаем. "Буратино" и "Волшебник Изумрудного города" - тоже переработки, ну и что? Конечно, история с Шолоховым - не "всяческая суета", но "желтяк" не лучше плагиата.
Уважаемый Виктор.
Я не очень понял ваш вопрос. Да, звериный стиль меня интересует, но в этой теме я далеко не новичок.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Искренне восхищаюсь Вашим творчеством, литературным писательским стилем.
В одном из ответов на вопрос читателя о романе «Сердце Пармы» Вы пишете, что роман «про нравственность в приложении к судьбе». Можете ли обозначить, какие нравственные уроки истории заложены в этом романе?
Уважаемая Виктория.
Немного странно пояснять нравственные уроки романа в отдельном посте. Могу сказать, что "Сердце пармы" построено на принципе: обретая родину, обретаешь судьбу; обретая судьбу, обретаешь нравственность. То есть роман - о взаимосвязи родины и нравственности через судьбу. А вычленять из сюжета какие-то отдельные ситуации и представлять их "нравственными уроками" как-то наивно и слишком уж назидательно.
Уважаемый Алексей Викторович! Извините, но почему вам кажется, что постановка вопроса об авторстве «Дихого Дона» какая-то некрасивая? Однажды, у вас была ситуация с пропажей первой рукописи «Географа». Если бы через год вы узнали, что такая книга опубликована неким «писателем» Х. и получила премию, то вопрос об авторстве стал бы для вас закономерным. Аналогично авторство Шолохова уже давно подвергается сомнению в связи с проблемой рукописи этой книги.
Уважаемый Фёдор.
Я не настаиваю на объективности своей точки зрения.
С Шолоховым ситуация сложнее, чем предложенная вами. В ситуации, которую вы предлагаете, автор - я, и я знаю это точно, и я защищаю свои права. В ситуации с Шолоховым никто не может сказать "автор - я". Ставить под сомнение авторство Шолохова может лишь специалист с железными доказательствами. А есть ли таковые? Профанное же мнение и является уничижением.
Хочу привести цитату из "Хромой судьбы" Стругацких. "Превращение басни в повесть лежит, по моему мнению, за гранью понятия о плагиате. Мне, с другой стороны, бывалому переводчику, было бы очень интересно узнать, как это Колесниченко удалось выдать своё собственное произведение за перевод. На мой взгляд, это просто невозможно". К чему эта цитата? К тому, что специалист понимает грань между плагиатом и авторским произведением, а профан - нет. Что плагиатировать Шолохову? Сюжет? В сюжете "Тихого Дона" нет ничего особенного и уникального. Идею? А какая идея была у автора "первоисточника", и возможно ли вообще плагиатировать идею такого романа? Язык, образы? Примеры, плиз. Шолохов мог воодушевиться какой-то чужой рукописью, ну и что?
Мне жаль, что читатели с такой лёгкостью шлёпают обвинениями, убивающими писателя.
Здравствуйте уважаемый Алексей. Благодарю за Ваши хорошие книги и фильмы по Вашим произведениям
Знаю что сейчас у Вас много планов и идей но все-таки хотел спросить-не интересна ли Вам тема земли Нижегородской,где родились Вы и жили Ваши родители. К Вам наверное многие обращаются с такими предложениями -каждый кулик хватит свое болото,но все же даже птицы возвращается на то место, где родились.
Нижний Новгород стоящий на слиянии двух великих былинных рек Волги и Оки имеет историю достойную для создания фотокниги в стиле нонфикшн .Вот если б Вас зацепила эта тема?
Нижегородская земля дала два великих урока — РАСКОЛА и ЕДИНЕНИЯ.Раскол - постоянное предостережение для России, а единение - пример для подражания. °Выборный человек всея Руси°— ед. человек носящий такое звание - К.Минин и великий воевода Д.Пожарский подняли ополчение спасать продажную Москву.
Нижегородчина это земля Аввакума и Никона,Серафима Саровского и декабристов ,указавших в своей Конституции о переносе столицы в Н.Новгород.Земля М.Горького и Мельникова-Печерского изобретателя И.Кулибина и совр.Ростислава Алексеева (экраноплан ы и спк),летчиков Нестерова и Чкалова. Земля всероссийской торговой ярмарки и первый нестоличный город проведения международной выставки 1896г..Болдинская осень Пушкина и ядерный центр в Сарове.Город через который проходил и походы Ивана Грозного и Петра (кстати Петр отметил свой 50-ник в Н.Н.) Во время войны ед. город где были представлены все отрасли оборонки - самолеты 'танки.подлдки,пушки,снаряды...До 1991 г. закрытый город -сюда исстари ссылали от Марфы Посадницы до акад.Сахарова ит.д. В общем удивительная история, заводская держава, люди, герои и география-осталось их совместить как книга об Урале
Извините, что так длинно и коряво -просто давно зацепило но никак не решался написать.
Уважаемый писатель! Если найду тся желание,время, возможность и силы в вашем загруженном графике - наложите историю Нижегородчины на географию Волги,Оки,Керженца,озера Светлояр и фотокнига непременно получится!,а продюс.центр °Июль°найдет наверное достойных спонсоров в нашем городе.
Р.s. мечта — встретить у кремля, на Нижегородской набережной писателя А.Иванова,собирающего материал для книги о Нижегородчине.
С уважением Михалыч.
Нижний Новгород.
Уважаемый Михалыч.
Я в курсе истории Нижегородского края. В ней бездна сюжетов.
Вообще-то я уже написал "Псоглавцев", действие которых происходит на Керженце.
Я предлагал одному федеральному каналу большой телепроект о протопопе Аввакуме (которому в следующем году исполняется 400 лет), эдакое роуд-муви (Волга, Москва, Кирилло-Белозёрский монастырь, Соликамск, Тобольск, Иркутск, Байкал, Нерчинск), но такая фигня телевизионщиков не заинтересовала.
Я обязательно вернусь к Волге и Нижнему, когда возьмусь за тему речного флота. Будет книга нон-фикшн, но не знаю, найдутся ли деньги на альбомный формат. Пока не нашлись.
Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо Вам за Ваши произведения, к которым я только сейчас , под старость обратился. Нет слов, как я увлечённо читал "Золото бунта". О Чусовой знаю с детства, жил недалече. А потом долго работал в госархиве Свердловской области, где и познакомился с рукописными картами реки , выполненными уральскими горными офицерами ещё в 30-е годы 18-го века . Изучил дело об " экспорте" невьянского чугуна и железа за период с 1701 по 1720-й годы, читал судовые журналы казённых караванных начальников, отчёты о гибели коломенок при вешних сплавах, о десятках жертв среди бурлаков и сплавщиков. Видел примитивные чертежи ( план, вид сверху) коломенок , гибежных и служебных лодок. Даже встретились парочка старинных фотографий , на которых новенькие коломенки, уже груженые стоят на Нязепетровской пристани, готовые к отправке. Это уже - конец 19-го века и сплав готовился не чусовской, а белореченский. А вопрос у меня такой . На всех чусовских" судоверфях" коломенки строились из расчета одного вешнего сплава по искусственно вздутой воде . То есть это был рейс в один конец. Обратно коломенки не возвращали- тащить их вверх по Чусовой было крайне невыгодно. В документах Нижнетагильсих заводских контор я прочёл только об одной попытке вернуть коломенки обратно. Их в местах перегрузки товаров продавали местным компаниям, купцам в лучшем случае для дальнейшего сплава по Каме или по Волге. А в иных случаях продавали просто "на дрова". Какой смысл был сплавщику- профессионалу копить деньги на покупку собственной барки(коломенки)? Две недели сплава( успешного) и дальше что делать со своей собственностью? Разве что наниматься на перевозку грузов по Каме или Волге? Какими мотивами Вы обосновываете наличие собственных барок у сплавщиков? Вряд ли чусовских капитаны- сплавщики знали фарватеры других и неизмеримо больших рек. Думаю, и цены на коломенки в" конечных" пристанях падали страшно, там их скапливались сотни. Я , разумеется , знаком с документами о возвращении В.Н.Татищева с группой " молодых специалистов " в 1734 году. На двух стругах его команда двигалась к Екатеринбургу вверх по Чусовой. Но, ведь, это струги, с командами бурлаков, а не 26 метровые коломенки тащить по обмелевшей реке. Спасибо!
Уважаемый Александр.
Вы обладаете поистине уникальным историческим материалом.
Что сказать про собственность сплавщика на барку? Почему бы нет? Разумеется, возвращать барку вверх по течению сплавщик не станет. Но предложит свои услуги заводу или купцу (учитывая свою высокую стоимость как профессионала), или сыграет на "цейтноте", когда барок не хватает. До Волги сплавщик мог плыть бы в составе другого каравана, и лоцмана ему не нужно, и на перегрузку не надо тратиться, - вот и заработал бы на "извозе". Сплавные конторы в XIX веке работали как капиталистические предприятия, продавая свои услуги заводам, - значит такой бизнес может существовать. Но настаивать на своей правоте я не буду.
PS. В XVIII веке добыча руды тоже существовала как частный бизнес. Например, Исмагил Касимов из села Кояново стал очень богатым человеком. Почему бы не экстраполировать эту практику на сплав?
Алексей, каких экранизаций (или хороших экранизаций) фантастики вам не хватило в детстве/юности/не хватает сейчас?
Или так можно "подвернуть" под другим углом: если бы вам некая рука выдала достаточную сумму
с условием быть автором сценария и волею назначения режиссера и попросила экранизировать
что нибудь из фантастики на ваше усмотрение, за какую литературную основу вы бы взялись для этого?
по первому вопросу от себя, поделюсь фрагментарно: Стругацким не повезло с нормальными экранизациями
(что Тарковский, что Герман - они о своем, остальное - очень не очень),
а прямо вот не хватает, ни тогда, не сейчас :(
"Посредник" по миреру - тональность (визуальная, психологическая) картины интересная (я бы даже сказал - правильная),
именно она запомнилась (скорее даже впечаталась в память) в те времена, когда его показывали
а в остальном - :(.
Гансовский тоже не особенно (один День гнева, но и он не без), а кажется он кинематографичен (рассказы).
Лем - но он сложноват для кино вообще (несколько абстрактен в целом),
хотя та же "Маска" встает образами, особенно сейчас, когда сильна комп.графика.
Павлову тоже не повезло с лунной радугой- актеры хорошие, а остальное... а акванавты вот получше
(хотя уже сейчас смотрятся, конечно, старомодно).
Лукьяненко (хотя он несколько особняком от "большой" фантастики) - ну как раз в силу этого особняка (и определенной конъюнктуры) повезло.
Но в этом особняке больше всего повезло конечно Булычеву,
хотя у и его взрослых вещей (гуслярский цикл, река хронос) потенциал то есть.
Недавно смотрел как Чернобров (на ютубе есть) рассказывал про кыштымского карлика -
там аналогии с гусляром (таким мрачным, правда, гусляром) прямо напрашиваются,
такой гусляр+бумер в одном флаконе ("Внеземной" по мотивам кыштымского карлика умеренно неплох).
Уважаемый Владимир.
Во многом согласен с вами в ваших оценках экранизаций.
Без подготовки мне уже не ответить на ваш вопрос - он слишком обширный. Но, думаю, получилась бы отличная экранизация "Непобедимого" Лема, если вплести в сюжет лирическую линию (не не механически). "Кибериада" или "Ийон Тихий" - это мультсериалы.
Уверен, что рано или поздно будет хороший сериал по "Голубятне на жёлтой поляне" Крапивина. Драматургическая основа очень хороша, хотя её надо суметь "собрать".
Готовый космический боевик - "Голубой ксилл" Ромова.
Наверное, очень хороши для кино рассказы и повести Г.Тёмкина и Д.Биленкина, забытых ныне. Хорош и А.Балабуха.
Чистый Голливуд - "Фарсаны" Слепынина.
Мечта - увидеть "Тигр! Тигр!" Бестера. Это куда лучше Филиппа Дика.
А вообще старая фантастика обладает очень крепкой драматургией. Это ещё нетронутый источник сюжетов и образов.
Алексей Викторович, здравствуйте!
Поделитесь пожалуйста со мной вашей информацией, о том откуда вы почерпнули информацию о том бое из "Сердца Пармы" когда князь Пёстрый планирует первый бой с местными племенами?
Войск у него меньше, местные лучше знают местность, их больше, а самое главное Пёстрый не дает им СПАСТЬ! Физиологически я не могу это объяснить. Вы же сами знаете что такое невыспавшийся человек и как на него действуют физические нагрузки и тем более бой! Спортсмены наоборот специально рассчитывают за сколько часов поспать до поединка чтобы восстановить силы, а тут максимально утомленные люди переходом и бессонницей, а еще они нападают и в конце-концов выигрывают сражение!!!
Почему так?
Еще есть вопрос по поводу одного русского автора как Александр Косарев с его произведением "Сокровища Кёнигсберга" - читали ли вы его? как оцениваете?
Какое документальное кино про Кёнигсберг и его окрестности (Балтийск в том числе) вам особенно понравилось?
Спасибо за внимание и ответ!
Уважаемый Вячеслав.
Мои аргументы приведены в романе. Я уже большой мальчик, мне необязательно черпать их откуда-либо. Свои войска вели в битву невыспавшимися магистр Тевтонского ордена Юнгинген в битве при Грюнвальде и генерал Деколонг в битве под Троицком. Всякое бывает. Полководцы могут придерживаться любого мнения.
"Сокровища Кёнигсберга" А.Косарева я не читал. Моя тема - Пиллау.
Я посмотрел уже кучу фильмов про Восточную Пруссию и Тевтонский орден, но не запоминал ни названий, ни авторов. Зачем мне это? Я просто хотел увидеть картинки. Любая книга по теме куда информативнее любого фильма.
Уважаемый Алексей Викторович! Вы, конечно, знаете о существовании исследований, опровергающих (или выражающих сомнения), что Шолохов действительно мог сам написать «Тихий Дон» в возрасте 21-22-х лет, имея всего 4 класса образования. Можно узнать вашу точку зрения на проблему авторства этого романа?
Уважаемый Фёдор.
Своя точка зрения может быть только у специалиста по какой-либо теме - или у блогера. Я - ни то, ни другое. Я никогда не интересовался темой авторства Шолохова. Мне кажется, что сама постановка вопроса уже какая-то некрасивая.
Алексей, доброе утро! У вас выстраивается галерея произведений охватывающая отдельной взятый регион Урала и Западной Сибири, но в разных исторических промежутках. В "Парме" это были времена Ивана Грозного, в "Тоболе" Петровские времена, в "Золоте бунта" Екатерининские. Планируете ли вы продолжить эту ретроспективу например романом про события на Урале и Сибири в XIX веке (правда не помню, чтобы в этот период там происходило что-то интересное) или во время Гражданской войны?
Уважаемый Константин.
Поправлю вас: в "Парме" - времена Ивана III, это намного раньше эпохи Ивана Грозного.
Я не "обстреливаю" прицельно времена и регионы. За исторический роман я берусь не тогда, когда эпоха интересная, а когда данная тема наиболее выгодна для реализации моей идеи. На Урале и в Сибири в XIX веке происходило море всего интересного. Например, меня очень увлекают темы "золотых лихорадок", самоцветного промысла и пароходов. Может, я и напишу об этом. Скажем, появится непреодолимое желание написать русский вестерн - тогда, значит, возьмусь за тему золота. Захватит душу какая-нибудь мировоззренческая или натурфилософская идея (как в случае с "Пищеблоком" - меметика Докинза), тогда возьмусь за тему самоцветов. И так далее. Но в ближайшем будущем у меня не Урал и не Сибирь, а Восточная Пруссия.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Когда Вы начинаете работать над новой книгой, у Вас возникает тема книги как идея, которая в дальнейшем развивается и разветвляется, и тем самым наполняет книгу, либо Вы на старте чётко понимаете общее количество героев, хронологию событий, основные места, где разворачиваются действия и прочие детали? И еще, как Вы считаете - любое литературное произведение, не обращая внимание на жанр, это результат писательского труда, как мозговой деятельности человека или имеет место некий гений, спустившийся на автора свыше, и осевший осадками на листы книги?
Благодарю за ответ!
Уважаемый Сергей.
Я не совсем вас понял. Что значит "когда начинаете работать"? Я начинаю не с того, что сажусь за компьютер, открываю чистый файл и дальше чешу репу: "о чём бы писать"? Я начинаю работать как раз с появления идеи, которая "развивается и разветвляется", обрастает подробностями и формирует понимание, как её реализовать. Это уже и есть работа. Место мне известно сразу, сюжет в общих чертах тоже появляется довольно быстро, "общее количество героев" определяется уже при написании, хотя главные герои возникают почти сразу.
Есть романы - результат труда, есть - от вдохновения, но в подавляющем большинстве случаев - "симбиоз" труда и воодушевления. "Гений, оседающий на листах" - это миф. Вдохновение помогает быстрее справиться с определённой частью работы (например, придумать сюжет или сюжетный поворот, написать реплики или пейзаж), но не со всей работой в целом. У профессионального писателя вдохновение не влияет ни на что, кроме скорости работы.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Огромное спасибо за Ваши произведения. В сюжетах многих Ваших книг присутствует мистика и замешана потусторонняя сила, что делает их наиболее интересными и примечательными среди других произведений, написанных в историческом жанре. С чем это связано? Вы суеверный человек, верите в присутствие потустороннего? Происходили ли в Вашей жизни события, которые Вы не можете объяснить и приписываете им связь с мистикой? Как возникла задумка написания романа "Псоглавцы"? Это полностью Ваша выдумка или что-то в нем достоверно?
Уважаемая Виктория.
У вас сразу столько много вопросов...
Зачем нужна мистика в историческом жанре? Она нужна не всегда, а лишь тогда, когда с её помощью можно вскрыть тему глубже и ярче. То есть вопрос о мистике - всегда частное индивидуальное решение, для каждого произведения своё.
В мистику я не верю. Конечно, бывает, что вдруг нападают какие-нибудь страхи вроде боязни темноты, но это не от веры в привидения. Тем более я не верю во всякую эзотерику, уфологию, хиромантию, экстрасенсорику и прочие вещи. Они мне кажутся художественно примитивными для объяснения очень интересных и необычных явлений.
В моей жизни происходили необычные события, но я не вижу, как их могла бы объяснить мистика.
Роман о фреске святого Христофора с собачьей головой мне захотелось написать тогда, когда я увидел такое изображение своими глазами. Было это больше двадцати лет назад в музее города Чердынь.
Что вы имеете в виду под "вашей выдумкой"? Деревни Калитино (зоны и скита) на Керженце не существует. Но река Керженец - есть, и скиты на Керженце - не выдумка, и заповедник - тоже не выдумка. Дэнжерологов нет. Теория о "сабджектах культуры" - моя гипотеза, и никто не может сказать, так оно в жизни или не так. Святой Христофор с собачьей головой - тоже реальный персонаж христианства, но культа Христофора как "пограничника поведенческих зон" нет.
Алексей Викторович, поздравляю вас с Юбилеем!
В последнее время заметил, что ощущаю время в виде интервалов между выходом ваших книг. Буквально я помню чем занимался во время прочтения "Золота Бунта" или "Географа", как эти романы повлияли на меня. Сейчас, после "Пищеблока" нахожусь в ожидании новой книги. В программе Дудя вы сказали что пишите нечто совершенно непривычное для вас и не стали раскрывать тему произведения.
Мой первый вопрос - когда следует ожидать выход вашего нового романа?
Второй вопрос - вы перечитываете свои произведения, которые писали 10-15 лет назад? Если такое случается, любопытно возникает ли у вас эффект погружения в мысли "того времени" когда произведение создавалось?
Спасибо.
Уважаемый Сергей.
Спасибо.
Новый роман будет на раньше осени.
А свои старые произведения я не перечитываю. Не знаю, почему. Не могу, да и не хочу. Я и так их помню прекрасно. Исключение - нон-фикшн. И тогда случается эффект "погружения". Чаще всего, он вызывает лишь горечь, потому что с позиции времени видно, что тех изменений к лучшему, на которые я надеялся, не случилось.
Здравствуйте Алексей !
С первым полтинником! Желаю чтобы сбывались все творческие планы и мы смогли поскорее увидеть новые книги об Урале , Русском Севере и Сибири ,"Закон и тайга" наверное уже на подходе, а также хотелось бы увидеть фильм о Пугаечеве.
С удовольствием посмотрел интервью с Дудем , частенько у свободного парня округлялись глаза и отпадала челюсть. Более 4 млн просмотров - круто, пусть молодежь впитывает. Интервью можно порвать на цитаты - умно, свежо и без напряга.
Хочу спросить - как получилось у моих любимых , уважаемых авторитетов русской литературы -Пушкина, Есенина, Пикуля ,Шукшина, Высоцкого и замыкает ряд замечательная фотокнига "Увидеть русский бунт" - есть произведения о Пугачеве? А прочитав Вашу книгу вообще хочется рвануть по пути Пугачева-Пушкина -Иванова.Как своевременно нужен фильм к 250летию Пугачевской войны.
И еще вопрос -Вы не знакомы с творчеством Сергея Алексеева-влюбленного и знающего Урал, Сибирь, Россию.
Желаю чтобы 2й полтинник был еще продуктивней, новых планов и новых путешествий, городов, крепостей!
-А крепость-то чья?
-Наша!
С уважением, Михалыч, пенс, за 60...
Уважаемый Михалыч.
Спасибо.
Я очень уважаю творчество Сергея Алексеева. Самое большое впечатление на меня произвёл его цикл про Валькирию. Я категорически не согласен с идеями автора, но это не мешает мне с огромным удовольствием читать его книги.
А пугачёвщина... Я думаю, что в истории страны (до 1917 года) было три подлинно народных движения: ополчения во время Смуты, бунт Стеньки Разина и пугачёвщина. Есть, конечно, ещё раскол, но он немного иной по характеру. Те писатели, которые хотели говорить о народе с исторической точки зрения, обращались к этим трём темам. А мы помним произведения лучших авторов.