Уважаемый Алексей Викторович, добрый день!
О Вашем творчестве я знаю из двух источников - фильм по Вашей книге "Географ глобус пропил" и лекция одного из профессоров РГГУ. Если верить последнему, Вы любезно отвечаете на вопросы каждого обратившегося к Вам. Надеясь на это, пишу :)
Вопрос, который я хочу Вам задать, тоже отчасти связан с нашей парой по современной литературе - очень запомнилось, что "человек с фамилией "Иванов" смог стать знаменитым русским писателем". Я являюсь соавтором книги, которую очень хочется выпустить в печать. Мой соавтор и я никогда не писали книг, и пытаемся понять - как это работает, как сделать так, чтобы книгу хотя бы заметили те, кто может дать ей жизнь в издательствах и широких кругах читателей? Куда стоит обратиться, куда отправить рукопись (мы рассматривали варианты издательства крупные, мелкие, типографская печать за свой счёт и далее переговоры с книжными для реализации, а также интернет ресурсы типа Ридеро и ЛитРес), чтобы её прочли издатели?
Возвращаясь к тезису лекции - можете ли Вы, как современный известный писатель, который начинал свой путь как неизвестный, подсказать нам, таким же неизвестным, как издаться и где, и как потом вывести книгу в люди?
Будем благодарны Вам за ответ :)
Искренне Ваш,
Павел
Уважаемый Павел.
Вы спрашиваете сразу о двух вещах: как издать книгу и как сделать её замеченной.
Мой опыт не универсальный. Но другого опыта у меня нет. К тому же я компетентен в художественной литературе, а не нон-фикшне: мой нон-фикшн всегда привязан к романам. Я полагаю, что нельзя издавать книгу за свой счёт или выкладывать текст в интернете. Книга должна быть на бумаге (сначала, а потом - как угодно), и должна быть издана в большом издательстве (которое имеет свои сети распространения). Как пробиться в издательство - не знаю. Я сам 13 лет не мог пробиться. Помогло личное знакомство. Видимо, вам тоже необходимо искать личное знакомство. Нужен человек, который имеет авторитет в издательской среде. Я такого авторитета не имею, потому что я конфликтный автор. До сих пор я не сумел спротежировать ни одного писателя, увы.
Как сделать книгу замеченной и популярной я не знаю. Если бы рецепт существовал, то все книги были бы замеченными и популярными. Остаётся полагаться на счастливую звезду.
Не знаю, помогут ли вам мои советы. Но желаю удачи.
Уважаемая Наталья.
Эта книга нигде не продаётся. Я её не переиздаю уже около 10 лет. Её надо переделывать. Формат её устарел. К тому же я нашёл много ошибок и много новых фактов, которые надо бы вставить в книгу, но не доходят руки.
Понятно, что опечатка. Рядом же сказано, что Аблай умер в 1674-ом. Не дочитали абзац?
Алексей Викторович, добрый вечер! Я читатель-перечитыватель. Перечитывая роман "Блуда и МУДО" 30 апреля по дидактическим причинам, проще говоря, сочиняя лекцию по стилистике для дистанционного обучения, обнаружила в Вашем романе сходство эпизода в начале романа на педсовете и библейского - с пророком Даниилом. Страшные слова: "Мене, текел, фарес" и "Инновации, модернизация, оптимизация". Моржов у Вас Данилович. Вы это сделали специально или мне показалось? С уважением, Нина Михайловна Малиновская, доцент НИУ МЭИ.
Уважаемая Нина Михайловна.
Нет, ничего подобного я не предполагал. Но ваша интерпретация - очень остроумная.
спасибо за ответ, в продолжении вопроса косторезного промысла: именно про авторитетные источники я и говорю. Ни у Исая Давыдова, ни у Ирины Львовны Карахан, ни у Валова, ни у Крюковой ни у Субботиной, ни у кого бы то ни было еще из искусствоведов, занимавшихся изучением Тобольского косторезного промысла нет ни слова о влиянии Холмогор. Если вы эту информацию из какого-то источника почерпнули - буду признателен, если Вы на него укажете. Еще раз разделю - косторезное ремесло, которое было абсолютно в каждом регионе, и промысел, который появился в Тобольске только в последней четверти XIX века. На формирование организованного промысла на базе существующего ремесла оказали влияние ссыльные поляки, вернувшийся в Тобольск М.С.Знаменский, Организаторы артелей Овешковы, Мельгунова, Венгерский. Но нет никаких сведений о влиянии Холмогор.
Более того, например, А.А. Валов в книге "Тобольская резная кость", 1987 являющейся наиболее тиражным и доступным изданием по теме, на стр. 20-21 описывается, что тобольские резчики знакомы с восточной и северорусской резьбой, и с другими традициями, но не в коей мере на них не опираются ввиду ряда причин.
Исай Давыдов в статье "тобольские косторезы" опубликованной в журнале Искусство №4 за 1953 год, указывает на тесную связь с традициями резьбы северных народов - ненцев, хантов и Манси.
В.М. Василенко так же четко разграничивает обе школы, исключая взаимное влияние.
Можно обратиться к Митлянской, Ухановой, Вышар, Крестовской - и везде найти безусловное исключение влияния.
Даже если пойти дальше 19го века и говорить о второй половине XX века - появляется влияние чукотской резьбы, японской резьбы. Но на Холмогоры Тобольские резчики обращают внимание только последние 30 лет, даже не смотря на то, что усилиями НИИХУДПРОМа был налажен постоянный обмен опытом между школами начиная с конца 1930-х годов
Я это все к чему. Нет никакого моего утверждения, которое можно оспаривать, я просто указал на факт, что приведенное Вами утверждение расходится с общепринятыми представлениями. Уже много исследований посвящено русской резной кости, влияние Холмогор на Тобольск отсутствует, почти все авторы это отмечают. Конечно отдельного исследования на эту тему нет, никто не брал такую тему диссертации и т.д., и не возьмет никогда, т.к. нет предмета, о котором писать. Может быть, будет исследование на тему факторов, влиявших на Тобольскую резную кость в различные периоды времени, но Холмогорам там едва ли будет уделено внимание.
Что касается иконы, приведенной в Вашей книге - по стилю и характеру резьбы это Европа, по иконографии - я не специалист, не буду делать никаких заявлений. К холмогорской резной кости едва ли эта икона имеет отношение - традиции резьбы на русском севере сформировались уже в XV-XVI веке, и характерные пластические решения в этой иконе отсутствуют.
В любом случае, большое спасибо за обратную связь. Буду признателен, если вы все таки укажете источник, утверждающий о влиянии традиций Холмогорской школы на Тобольскую.
P.S. Если говорить о косторезных промыслах, влияние Холмогор на которые несомненно - то можно посмотреть на Хотьковский или Варнавинский промыслы.
С уважением,
Лаврентьев Евгений
Уважаемый Евгений.
Увы, я не помню. Материал для "Дебрей" я собирал четыре года назад, и перерывать сейчас всю груду источников считаю нецелесообразным, ведь косторезный промысел - не главная и даже не факультативная тема книги, а просто крохотный штрих.
Вопрос после прочтения книги Дебри / Алексей Иванов, Юлия Зайцева. - Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. ISBN 978-5-17-103079-7.
В главе "Кривовертящиеся нравы" стр.307 написано "косторезный промысел, которым сейчас славится Тобольск, появился здесь только в XIX веке благодаря мастерам- косторезам из Холмогор."
Основание промысла действительно принято отсчитывать от 1874 года - даты открытия первой артельной мастерской. Однако утверждение про влияние косторезов из Холмогор - явная ошибка и нелепица. Влияние на тобольскую резную кость в 19 веке оказывали совершенно другие факторы, влияние Холмогор отсутствовало полностью, Тобольская школа того времени самобытна. Впрочем, позже, в 20-м веке влияние Холмогор на Тобольскую школу так же отсутствует. В целом на промысел, на пластические решения и сюжетные линии, традиционные для Тобольска Холмогоры не повлияли никак.
С уважением,
Лаврентьев Евгений
Уважаемый Евгений.
Не буду оспаривать ваше утверждение. Генезис косторезного промысла в Тобольске - процесс сложный. (Откуда, например, столь высокое искусство в иконе, подаренной Гагарину? Какое влияние это искусство оказало на промысел?) Существующее в профессиональной литературе мнение о влиянии Холмогор было аргументировано убедительно - поэтому я так и написал. Я редко высказываю собственные соображения, предпочитаю приводить выводы авторитетов, хотя свои соображения у меня есть и по этому поводу. Мне кажется, что тобольский косторезный промысел - лишь часть более масштабного художественного явления, в которое входят и практики оформления инвентаря местных жителей, и археологический звериный стиль (например, семантика замены лосиных рогов на птицу - это семантика косторезов), и деревянная скульптура, и даже мифология местных жителей. Но это очень большой разговор. Не для книги "Дебри". И я ещё не встречал обобщающих искусствоведческих работ, в которых бы прослеживалась взаимосвязь отдельных форм единого искусства русско-инородческого севера.
Добрый день!
Вчера в районе 2:00 ночи ко мне поступил звонок с номера +7 999 798 40 42. Человек представился как писатель Алексей Иванов, сообщил, что я победитель премии "Лицей" (на которую я подавалась в прошлом году, но не в этом), прозвучало также название издательства ЭКСМО и информация, что мне необходимо подъехать завтра (1 мая) в 12.00 в Московский Дом книги на Арбате. В Доме книги об этом мероприятии ничего не знают, координаторы премии тоже. С чего делаю вывод - работают мошенники, пытаясь очернить премию, спекулируя известным именем, а также переполошить молодых авторов.
С уважением,
Татьяна Репина
Уважаемая Татьяна.
Спасибо за известие. Даже не знаю, что сказать. Мне всё это крайне удивительно.
Уважаемая Анастасия.
Понятия не имею. Я в стороне от этого процесса. Но если рассуждать логически, то вас обманывают. Прошло слишком мало времени с момента продажи прав, чтобы уже был готов сценарий и назначили режиссёра, а без этого не может быть кастинга. И я никогда не слышал, чтобы на кастингах требовали деньги за аренду костюма. Какие там особенные костюмы в фильме про пионерлагерь 1980 года? Бальные платья, что ли? Рыцарские доспехи? Думайте сами и выясняйте профессиональные вещи.
Алексей Викторович! Была потрясена Вашими книгами, поэтому внутренний голос подсказал обратиться к Вам. От имени жителей Русского севера Умоляю Вас отнестись с пониманием и вступиться от имени авторитетных представителей отечественной культуры за жителей Архангельской области, противостоящих всей огромной государственной машине против строительства крупнейшего в Европе полигона для Московского мусора в северных болотах, питающих северные реки. Готовится страшная экологическая катастрофа. Ситуация очень похожа описанной в Вашем романе " Тобол, много званых". Правдивая информация в группах. В контакте УРДОМА. onlin. Местные экоактивисты борются против произвола властей, которыми нарушены абсолютно все законы. Умоляем ради всего святого, что ещё осталось в душах русских людей, помогите!
Уважаемая Татьяна.
Я разделяю вашу тревогу, но что я могу сделать? Я не чиновник, не общественный деятель и не житель региона. Я не вхож ни в какие властные кабинеты. Я не знаю, чем вам помочь, кроме слов поддержки.
Уважаемый Максим.
Нет, я не пишу сценарии для компьютерных игр. Давным-давно были некие поползновения, но всё ограничилось идеей, и до сценария дело не дошло. Игра предполагалась по роману "Золото бунта". Про игру "PeraMaa" я не слышал. Да я уже этим и не интересуюсь.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Помню, что Вы неравнодушны к сериалу "Игра престолов". Скоро будет показан заключительный сезон. Поэтому к Вам, как любимому писателю, есть вопросы о любимом сериале:
1. Вы смотрите этот сериал как обычный зритель, наблюдая за сюжетом, или профессионал внутри говорит иногда: эх, не туда историю повели, я бы сделал так то и так то, а здесь бы не стал уделять много внимания и т.д.?
2. Какой бы финал сериала не был, Вы готовы его принять по умолчанию и вообще пытались ли Вы заранее его предугадать? И, если да, то какой он Вам видится?
Уважаемый Дмитрий.
Мне и вправду очень нравится "Игра престолов", но я ещё даже предпоследний сезон не посмотрел. Как-то всё дело не доходит.
1. Знаете, дело не в том, обычный я зритель или профессиональный. Если произведение мне нравится, я принимаю его полностью, таким, какое есть. Это называется "апологетический дискурс". Апологетика - не восхваление, а поиск рациональных оснований. Я априори предполагаю, что у любого художественного решения того произведения, которое мне нравится, есть рациональное обоснование, и если лично я его не вижу - значит, туповат или смотрел невнимательно. Так что "переделывать" то, что мне нравится, желания у меня не возникает.
2. Я не пытаюсь ничего предугадать и приму любой финал. Когда доверяешь автору, то следуешь за ним, а не забегаешь вперёд. И для меня более ценен процесс "потребления" произведения, нежели формальное знание, кто убил, кого убьют или чем всё закончится.
Добрый день, Алексей Викторович!
Ваши "Вилы" изумительны. Проткнули насквозь, пришили и и не отпускали)
Подарила эту книгу знакомому подростку: но мечтает строить свою жизнь в казачьих традициях и себя считает казаком.
Уважаемый писатель, в процессе работы над книгой у Вас сформировалось личное восприятие казачества, отношение к казакам. Мне показалось, в книге оно есть: раздумчивое, аналитическое. А вот эмоциональное, душевное - какое оно? Какими бы мы ни были взрослыми, как бы развесисто ни размышляли, всегда есть детское вот это деление на плохое и хорошее. Которое мы по-взрослому стремимся развеять с помощью знаний и прочего.
Было у вас такое, когда вы готовили книгу? Если бы вам сказали: создай образ казачества, многогранный, но такой, чтоб отрицательный (или положительный)! - вы бы какой выбрали?
Уважаемая Кристина.
Какой сложный и неожиданный вопрос вы задали.
Видите ли, казачество очень разное - по временам и территориям. Обобщить у меня уже не получится. К тому же я - мальчик советского воспитания, а в советской культуре казачество описывалось негативно (надо ведь было оправдать его уничтожение советской властью). "Тихий Дон", например, у меня не вызвал симпатии к казакам как к сословию, но отсутствие симпатии не означает отсутствия уважения или сочувствия. Мне не нравится надменная агрессивность казачьего сословия и не нравится то, что это сословие пользовалось льготами, полученными за лояльность системе, которая - по сути - отрицает казачьи ценности. Однако, учитывая страшную судьбу казачества, я бы всё-таки описал казачество положительно. В культуре тоже есть моральный долг, и образ мира формируется не только знанием, но и совестью.
Уважаемый Алексей Викторович! Я являюсь большой поклонницей Вашего творчества. В моей домашней библиотеке есть практически все Ваши книги. Только никак не получается приобрести книгу "Дорога Единорога". Читала в Интернете, что она была издана небольшим тиражом и её не было в продаже (если эти сведения верны). Может быть подскажете, как мне её приобрести? Если это возможно. Спасибо!
Уважаемая Валентина.
Всё так: небольшой тираж, и в продажу не поступала. К тому же это было давно. Думаю, что сейчас эту книгу можно купить только у кого-нибудь с рук.
Уважаемая Настя!
Я посмотрел. Очень обаятельно и весело. Спасибо! Кате привет.
Доброго времени суток, Алексей Викторович! Пишет Вам учитель русского языка и литературы из г.Тюмени. Я понимаю, что Ваши произведения не являются программными по литературе, но думаю, что это дело времени. С коллегами отмечаем: Ваш роман-пеплум "Тобол" интересен не только с исторической точки зрения, но и с научной. В связи с этим по ходу чтения возникли вопросы, ответы на которые мы в доступной нам литературе и в Интернете не нашли, поэтому рискнули напрямую обратиться к автору.
Алексей Викторович, скажите, пожалуйста, какие архивные материалы и исторические источники Вы изучали для воссоздания исторической действительности? Может быть, это были книги, которые Вы читали или покупали в Тобольске/Тюмени? Если это так, то какие? Возможно, беседовали с тобольскими старожилами...
Каким образом создавался образ С.У.Ремезова? К сожалению, мы не нашли описания личности изографа и архитектона. Персонажи в романе называют его по-разному: "склочный старик", "злой старик", "колючий ежак", "любознательный варвар" и т.д. Можно ли считать характер и манеру общения Семёна Ульяновича с людьми результатом художественного вымысла?
Заранее благодарю за Ваш отклик.
Уважаемая Тамара Ивановна.
Спасибо за интересный вопрос.
Я - писатель, а не историк. С архивными источниками работают историки, а писатель работает с трудами этих историков.
Я изучил огромное количество работ по истории Тобольска. Какая тема вас интересует? Деятельность Гагарина? Раскольники в Западной Сибири? Взаимоотношения России, Китая и Джунгарии? Сбор ясака? Пленные шведы? Деятельность Филофея Лещинского? Картография начала XVIII века? Спрашивайте конкретно. По каждой теме - свой комплекс исторической литературы.
Со старожилами я не беседовал. Зачем? Я не краевед, а старожилы - не современники Ремезова.
Описания личности Ремезова нет и быть не может. Только Страленберг (Табберт) в своих воспоминаниях мельком обронил, что Ремезов отнёсся к нему с подозрением. Характер Ремезова придуман мной. Главная работа о Ремезове (не считая его собственных трудов) - монография Л.Гольденберга "Изограф земли сибирской" (Магаданское книжное издательство, 1990). Ремезова в качестве героя в своих произведениях описывали Зот Тоболкин, Мария Юрасова и Павел Брычков. Мой образ Ремезова не совпадает с их образами.
Во-первых, я описываю Ремезова куда более подробно. И опираюсь на факты, на которые эти авторы не обращали внимания. Например, нет свидетельств общения Ремезова с Филофеем. Но церковь Петра и Павла в Свято-Троицком монастыре в Тюмени, построенная Филофеем, по свидетельству искусствоведов (С.Заварихин, Б.Жученко "Архитектура Тюмени", издательство "Радуга-Т", Тюмень, 2004), поразительно напоминает чертёж Ремезова из Служебной книги. Следовательно, Филофей общался с Ремезовым, если реализовал его проект. И Филофей уважал Ремезова, поскольку построил храм уже после смерти Ремезова, а в Сибири и на Урале в это время работали и другие архитекторы, которые могли бы предложить свой проект (Яков Смирных работал в Далматовском монастыре, Логин Корсаков строил соборную колокольню в Соликамске), но Филофей сохранил верность ремезовскому проекту. Подобных исторических тонкостей, на которых я строил отношения героев, в романе множество.
Во-вторых, я не могу назвать характер Ремезова вымышленным "в чистом виде". Представьте себе реального человека, которому семьдесят лет. Учитывая объём сделанного им и объём его познаний (а также возраст), можно предположить, что Ремезов считал себя умнее окружающих - отсюда и его свобода в обращении с людьми: для него все - ещё дети. Даже в 70 лет Ремезов продолжал творить, а творчество подпитывается неудовлетворённостью человека (а чем ещё?). То есть, Ремезову даже в 70 чего-то не хватало для покоя, он был недоволен, он хотел что-то делать - отсюда и его экспрессия. Он не склочный старик, а великий художник, жить которому осталось мало, и он торопится, он дерзает, он поднимает других людей на работу. Благостный и умиротворённый старец не станет в 70 лет начинать постройку кремля. Тот характер, который я дал Ремезову, - производная от его реальной биографии. Жаль, если читатель думает, что строптивость Ремезова - от старческого раздражения; нет, у Ремезова душа горит жаждой созидания.