Уважаемый Алексей Викторович, большое спасибо за возможность живого общения, представленную Вами 03.04.2024 в книжном магазине «Москва»!
Вы очень правильно сказали о том, что все Ваши книги - о России.
Так и есть. И рассвет речного флота, наглядно демонстрируя это, совпадает с рассветом страны.
Тут с совершенно иным смыслом воспринимаются слова Феди Панафидина «нельзя топить пароходы…».
Но закат речного флота тесно связан с развитием железных дорог.
Я больше двадцати лет живу на два города: Москву, в которой я родился, и Юрьевец - маленький и тихо умирающий город на Волге. А корни изначально, на мой взгляд, ему подрубила борьба речного и железнодорожного купечества, в которой победили «железнодорожники».
И Гражданская война, по большому счёту (и это звучит в «Бронепароходах») шла вдоль железнодорожных магистралей.
И вся экономика страны выстраивалась вдоль них же.
И, таким образом, эпоха России речной сменилась эпохой Железнодорожной.
Не собирается ли Вы осмыслить и этот пласт нашей истории?
В ходе встречи я даже записал себе Ваши слова: «Речфлот - это или от Бизнеса, или от государства. До революции - от Бизнеса. При Советской власти - от государства. Когда бизнес великий или государство великое - то и речфлот великий.» КЛАСС!
И в этой связи второй вопрос: Видите ли Вы хоть какие-то знаки того, что наш речной флот может возродиться?
Часто бывая на Волге я год от года наблюдал, как постепенно умирал и практически совсем умер местный пассажирский флот («метеоры», «ракеты», местные катера и паромы), который так и не был заменён ничем, кроме нерегулярного автомобильного сообщения. Да и нерентабельно пускать автобус там, где ему ехать несколько сотен километров, что на порядок больше, чем по воде. Судоходные реки перестали таковыми быть. Перестали чистить фарватеры, убрали навигационные знаки и т.д., и т.п.
Но вдруг взяли - да и пустили современный пассажирский лайнер «Мустай Карим», начали говорить о том, что пустят скоростные суда новой постройки, появляются новые круизные маршруты (по Енисею, например), в Юрьевец в минувшем году стали заходить круизные теплоходы. Но это всё не экономика, а туризм и увеселения.
Вы видите намного шире и глубже.
Как Вам видится, есть будущее у нашего речного флота???
Заранее большое спасибо. Даже не за ответ, которого я, безусловно, жду. Но и за возможность подумать над вопросом и порассуждать над проблемой.
С огромным уважением!
Уважаемый Антон.
Этот пласт я уже осмыслил в "Речфлоте".
Взаимоотношения речного флота и железных дорог очень разные. Например, одно из пароходств - "Самолёт" - стало третьим в стране по размеру как раз из-за того, что обслуживало железную дорогу: возило пассажиров к станциям. И вообще железные дороги в дореволюционной России были одним из крупнейших пароходчиков: Рязано-Уральская, Байкальская или Китайско-Восточная дороги имели большие пароходства. Одно из пароходств в Красноярске появилось в результате строительства Транссиба. И так далее.
В этом вопросе нельзя судить одномерно. Нужно смотреть на характер грузов, на инфраструктуру региона, на специфику флота. Где-то выгоднее железные дороги, а где-то (например, при северном завозе) - пароходства. Какие-то грузы (например, стройматериалы) при определённых тарифах выгоднее возить в баржах, а не в вагонах. Круизы всегда останутся круизами, паромы - паромами, поездки за границу - поездками за границу, пригородное сообщение - пригородным сообщением. Железные дороги не убивают речфлот, как кино не убивает театр. Просто надо походить гибко. Для этого должна быть развивающаяся, мобильная экономика, а также защита закона, свобода предпринимательства, поддержка путейской службы, да и многое другое. Проще говоря, если бизнес будет процветать, то и речфлот зацветёт. У него есть свои ниши, в которые железная дорога никогда не пролезет.
По сути, я вам ответил и на второй вопрос. Будущее речфлота зависит от государства. Сформируется нормальное государство со сложной экономикой, разовьётся и речфлот. Ведь с ним всё хорошо на Рейне, Эльбе и Дунае, всё с ним хорошо в Канаде, США и Китае. Реки у нас не хуже. Хуже нечто другое.
Здравствуйте, достопочтенный Автор. Не успел я одолеть гроссбух Речфлота, как меня оповестили о награждении другой книгой. Ну что же, бумажного Иванова будет удобно листать. Тем более что там бесценный самоанализ. Пока читал Речфлот, сам пересмотрел рязановскую "Бесприданницу"...
Когда читал про четырёхпалубники, вспомнил своë плавание на Валаам в 93. Я тогда был старлеем, учился в Академии. За разрешением на плавание я к начальникам не пошел, а выпросил больничный в санчасти. Но тут же осенью я неудачно спрыгнул с брусьев на физре и вывихнул коленку. Уже с костяной нагой в госпитале и после освободился от службы на пару месяцев. Мысль, что госпиталь я получил как расплату за круиз, пришла ко мне только сейчас. Вы как считаете, это я попросил в долг у здоровья, а потом его возвращал? Или все совпадения случайны?
Спасибо за ваши такие редкие книги...
Здравствуйте, Николай.
Интересный, конечно, у вас вопрос... Думаю, тут надо смотреть по значению, которое это событие имело для вашей личности или судьбы. Если никакого значения они не имели, то это просто совпадение. Если значение было, то можно расценивать как некое руководство свыше. В зависимости от вашей веры.
Здравствуйте.
Судя по всему, в мае я буду в Уфе. Встреча, скорее всего, пройдёт в "Артерии". Следите за их анонсами.
Уважаемая Оксана.
Спасибо, что цените меня столь высоко, но увы: обучением я не занимаюсь.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Если базовой (первоочередной) задачей человека, как и любого живого существа, является выживание/продолжение себя, то в чем, на Ваш взгляд, состоит сверхзадача (миссия) человечества? Для себя я ответ сформулировал. Хотелось бы узнать Ваше мнение как человека, творчество которого я глубоко уважаю и который близок мне в силу нескольких моментов в прошлом.
Здравствуйте, Денис.
По-моему, вы - человек молодой. В молодости кажется очень важным определиться с параметрами мироздания. А потом как-то проще становится принять, что со своими определениями ты попал пальцем в небо, потому что ничего не знаешь и не умеешь мыслить правильно. Ну да ладно.
Миссия человечества многообразна, всё зависит от точки зрения. С натурфилософской позиции миссия человечества - космическая экспансия. С позиции веры - построение царства божьего на земле. А вот Курт Воннегут писал, что миссия человечества - произвести и передать маленькую запчасть для космического корабля робота Сэло с планеты Тральфамадор, который из-за поломки застрял на Титане.
Мне кажется, увы, что у человечества нет миссии - или она так же далека от нас, как "Шаттл" от трилобита. Поэтому я поддержу убеждённость в любой миссии, лишь бы она, эта убеждённость, развивала в человеке гуманизм.
Алексей Викторович, здравствуйте! Я студент Петербургской консерватории по классу хорового дирижирования. Читал ваши книги "Общага-на-Крови", "Географ глобус пропил" и самая моя любимая книга "Блудо и МУДО". Смотрел все ваши интервью и документальные фильмы.
Вопрос. Скажите, как часто вы бываете на концертах в филармонии, театре? Кто ваш любимый композитор(ы) и какую музыку вы любите слушать? Как на вас музыка оказывает влияние в повседневной жизни и в творчестве? Есть ли у вас желание в будущем заняться, например написанием оперного либретто, либо же какая ваша работа скорее всего могло бы синтезироваться в музыкально-театральный жанр?
И дополнительный вопрос: в будущем возможна перспектива появления сериала по "Блудо и МУДО"?
Спасибо!
Здравствуйте, Жансерик.
Боюсь вас разочаровать. Я - человек не театральный и не музыкальный. На концертах и в театре не бываю. Моя любимая музыка - это музыка молодости, вот такой я олдовый. Слушаю в машине во время поездок или когда после работы бездельничаю и курю. Любимые композиторы - Алексей Рыбников и Жан-Мишель Жарр, хотя люблю хиты у многих других - от Леграна до Вангелиса. Как писать либретто я вообще не знаю, да и зачем мне оно? Для каждого романа я выбираю мелодию, которую слушаю, чтобы настроиться. Например, для "Сердца пармы" это был "Миг удачи" Пахмутовой, для "Географа" - "Белая река" Шевчука (не сразу, а в ходе написания обрёл), для "Тевтонов" - мелодия Птичкина из "Двух капитанов". Для "Пищеблока" мне хотелось бы превратить какую-нибудь пионерскую песню (вроде "Песни горна") в вирусное видео с пионерами-вампирами - вроде вирусного видео "Белла чао" у "Бумажного дома", когда разные исполнители поют в костюмах из сериала, но киношники мою идею не оценили. И только людям музыки судить, можно ли что-нибудь у меня преобразовать в музыкально-театральный жанр.
Сериал по "Блуде" готовится. Но я не знаю, когда он выйдет, и выйдет ли вообще.
Уважаемый Алексей Викторович здраствуйте. Дифирамбы пропущу, а то получится слишком длинно.
Это вопрос по фильму (возможно нужно было его задать режисеру Велединскому А. А. не нашел как это сделать. Но вдруг и вы знаете ответ.) Давно терзает меня что,
на 6 минуте фильма Надежда скидывает вниз коврик потом говорит "ковер упал"
у меня есть вариант что это обычный диалог когда нужно почистить ковер на снегу например.
Или есть другой смысл?
Уважаемый Александр.
Даже не знаю, что вам ответить. По-моему, это простая бытовая мелочь для настроения, и не более того.
Уважаемый Алексей Викторович.
Не странно ли винить в деградации российской деревни отсутствие свободы, когда пик этой самой деградации как раз совпал с наиболее свободным временем в новейшей истории? При проклятом тоталитарном совке и убыточных колхозах в деревне Калитино разрабатывали торф, была школа, автобусы ходили... "Такая деревня была хорошая… И школа, и магазин, почта, фельдшерский пункт были, и милиции много, лагерь же рядом, порядок был, ни пьяных, ни драк, не воровал никто...".
Мне как горожанину сложно судить о душевных качествах сельчан, что при совке, что сейчас, но если брать цифры, какие-то объективные показатели, то при совке как правило было лучше. Например, на родине Астафьева, в Игарке, в 89-м году было население под 19 тыс. человек, сейчас -- всего 3.5 тыс. И если взять почти любое село, малый город, и посмотреть, как менялось население, то можно заметить, что население росло до конца 80-х, а потом следовало резкое падение, иногда в несколько раз. Так что Москва от свободы однозначно выиграла, некоторые другие крупные города, вероятно, тоже, а вот для деревни последствия освобождения скорее походили на катастрофу.
Как бы Вы объяснили расхождение ожиданий и действительности? Может, свобода была какая-то не та, или присутствовал ещё какой-то фактор?
Уважаемый Михаил.
Вопрос с деревней очень сложный, и корни его уходят очень глубоко.
После 1861 года русская деревня устоялась в формате общинного уклада, но её вскоре начала подтачивать капитализация общества. Столыпин сделал рывок, надеясь перевести сельское хозяйство России в формат фермерства. История не позволила узнать, получилось бы у него или нет. Деревня была перепахана революцией и Гражданской войной. Потом - ограбление деревни, истребление успешных собственников, насильственное внедрение колхозов и изъятие рабочей силы на нужды индустриализации. Потом - потеря мужиков в войну. После войны деревня была нищим и подневольным сообществом сельхозработников. Чтобы восстановить уровень жизни, в деревню начали вливать деньги (которые она не заработала) и концентрировать силы (указ 1974 года о ликвидации малых и бесперспективных деревень). На излёте СССР деревня являлась сетью дотационных предприятий сельского хозяйства страны. Да, люди жили неплохо: снабжение, услуги, правопорядок, социалка и всё такое. Но своим трудом селяне это всё оплатить не могли - колхозы и совхозы не давали необходимой прибыли. Деревни не могли существовать без помощи государства. Это время кажется золотым для села, но под благополучие была заложена мина.
Она и рванула в девяностые, в эпоху свободы. Деревня рухнула в нищету. Но не свобода виновата в том, что деревня не могла благоденствовать. Обвинять в развале деревни свободу - это всё равно, как если бы алкоголик обвинял в своём похмелье производителя водки. Свобода лишь выявила все изъяны жизнеустройства деревни, которые были предопределены её подневольным положением в СССР.
В нулевые и десятые годы можно было исправить ситуацию. Появились деньги, технологии, понимание. Но исчезла воля - в прямом и переносном смысле слова. Вновь утратив свободу, деревня не могла решать за себя, жить ей или умереть. И власть (точнее, коррумпированная бюрократия) решила за неё: пускай помирает. Так выгоднее тем, кто рулит ситуацией.
Это я ещё упрощаю. Не менее важным фактором, например, является и то, что в современном мире такая большая сельская прослойка (тем более, в зоне рискованного земледелия) не нужна. Ничего с этим не поделать: прогресс есть прогресс.
Когда мы говорим "свобода как благо", мы имеем в виду не просто возможность поступать как угодно (это - "лихие девяностые"), а порядок жизни, при котором законы разумны, права защищены, а желание производить что-либо на пользу обществу поддержано социальными институтами. Обездоленность, анархия или беспредел - это не свобода.
"Расхождение ожиданий и действительности" происходит тогда, когда ожидают чуда, манны небесной, то есть когда ожидающий не смотрит на свои обстоятельства здраво и адекватно (если я сорок лет бухал и курил, а меня вдруг взяли в олимпийскую сборную, то я напрасно ожидаю получить на олимпиаде медаль чемпиона - действительность разойдётся с моими ожиданиями). Свобода является не гарантией, а условием процветания. Есть и другие условия, но без свободы их не выполнить. Поэтому свобода - то, с чего всё начинается.
Здравствуйте, Дарья.
Особого секрета здесь нет. Смысл высказан напрямую в диалоге Моржова и Щёкина, цитирую:
"Знал бы ты, Щекандер, какой я герой… Я же весь картонный. На подпорках. Для социума у меня кодировка от алкоголизма, а для друзей – пластиковая карточка. Для врагов – пистолет, для баб – виагра. Сам по себе я ничто."
Глупые рецензенты из этого пассажа выводят мысль, что Моржов - ничтожество, симулякр. На самом деле Моржов говорит о том, что он не супергерой (он же рассуждает в романе о "голливудстве" как стратегии поведения). Моржов - настоящий, подлинный человек. Со всеми слабостями человека. Эти слабости он и компенсирует виагрой, банковской карточкой, пистолетом и кодировкой, тем самым превращая себя в супергероя, чтобы совершить те подвиги, которые ему необходимо совершить ради своих ближних.
Добрый день.
На романы для подростков или детективы у меня пока планов нет.
Я не любитель детективов, читаю их мало. Могу порекомендовать романы Хана-Кристофа Гранже.
Вы не предлаоаете электронной версии Речьлота. Какую цель Вы преследуете.
Конечно в бумажной, что-то есть. Подержать в руках. Но из дома вынести такой кирпич... Бросились в глаза широченные поля, видимо чтобы делать пометки.
Последней и единственной бумжной книгой у меня был Ëбург. Люди конечно реагировали на название.
Электронная версия будет попозже.
Добрый день.
Это такое же моё произведение, как картина "Явление Христа народу", литературные пародии и песня про "неласковую Русь". Я же Александр Иванов.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Кстати, раз уж вы упомянули астафьевскую новеллу "Сон о белых горах", интересно вот что: в новелле затрагивается та же тема, которую и вы затронули в Псоглавцах, а именно конфликт городских с местными сельскими жителями. Но у Астафьева тема раскрыта как-то совсем иначе: у него немного наивный, но честный и порядочный сельский парень противопоставляется высокомерному возомнившему о себе москвичу. И вот какие мысли возникли по этому поводу: c одной стороны, обвинение в высокомерии -- абсолютно типичная претензия местных к городским: "пацаны, а чё вы такие понтовые". С другой стороны, а не выглядит ли Аким с точки зрения Гоги Герцева эдаким Годоваловым, а его претензии -- пустыми и вздорными, выдвинутыми лишь с целью докопаться? Да, Аким не является крестьянином из традиционной русской деревни, ну так ведь и Годовалов с Саней Омским не сеют и не пашут, в деревне Калитино никто не обрабатывает землю минимум со времён зоны, а многие из мужчин работают егерями в заповеднике, что уже совсем близко к охотнику Акиму. Ну и третья мысль: а может, всё же дело в том, что тогда время было другое и нравы были другие, может, тогда ещё можно было поехать в глубинку и встретить там не деграданта, а нормального человека? Когда на Руси завелись деграданты, как по-вашему?
Уважаемый Михаил.
Вы задали сразу много очень больших и очень интересных вопросов. Боюсь, мои ответы будут сумбурными.
Начну с Акима. Аким - не сельский парень. Он не занимается сельским хозяйством. Он работал на речфлоте или был промысловиком, то есть система ценностей у него - не городская и не сельская, а артельная. Об этом я недавно писал тут, на сайте, когда говорил, что Астафьев - не "писатель-деревенщик".
Конфликт Акима и Гоги - не конфликт города и деревни, а конфликт индивидуализма и артельности. Аким спасает девушку по той же причине, по которой выжил в детстве и сам: "вырастет и этот у артельного котла" (новелла "Уха на Боганиде" - астафьевский идеал жизни). Индивидуализм - продукт буржуазности; разумеется, он процветает в городах, но возможен и на селе (индивидуалистами были зажиточные крестьяне - кулаки). Артельность - продукт созидательной жизненной позиции: она возможна и на селе, и в городах (производственные бригады, научные коллективы, творческие объединения и т.д.).
Традиционный конфликт города и деревни, о котором вы пишете, чаще всего выражается в столь искажённых формах, что его суть извращается. В "Псоглавцах" Годовалов говорит москвичу: "Мы не сказки сочиняем, а пашем тут на вас, москвичей херовых. Всю Россию, бля, обожрали". Эти слова - извращение сути конфликта. Годовалов ни на кого не пашет, даже на себя: он маргинал и паразит. Большие города и Россия в целом давно не живут за счёт деревень - на дворе не XIX век.
Любая деградация (не только деградация деревни) начинается тогда, когда нарушается разумное развитие. Когда ход жизни насильно искажается. Отнимают у деревни возможность буржуазных отношений - деревня деградирует, превращается в убыточный колхоз, где всем всё пофиг. Отнимают у города свободу выбора формы жизни - город деградирует, превращается в гигантскую слободу, коммунальную катастрофу и экологическое бедствие. Отнимают у страны полноценные коммуникации с миром - и страна деградирует к тоталитаризму и войне. Деградация всегда есть следствие несвободы. Свобода - прогресс, несвобода - регресс, деградация. В какой области жизни устраивают зажим, в той области жизнь и деградирует. Так происходит в любую эпоху, а не только сейчас в России. Но сейчас в России это выражено очень ярко.
Нормальные люди есть везде и всегда.
Добрый день, Дмитрий.
Да, я бывал в пионерском лагере, и не раз. Мои воспоминания о жизни в лагере и есть "Пищеблок". Правда, в моём лагере не было вампиров (во всяком случае, я их не видел), и дети жили в типовых домиках, а не в купеческих дачах. Но остальное всё совпадает - и по фактуре, и по настроению. Волга из романа - это Кама, речка Рейка - речка Качка, а купеческие дачи, целый городок, находились рядом с моим домом, и в некоторых из них тоже размещались пионерские лагеря.
Уважаемый Алексей Викторович, приветствую Вас.
С чем Вы связываете такую громадную популярность в последние годы книг по коучингу и психологии? Все это рассудочно-дешевое чтиво "7 привычек успешных людей", "Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих", "Трансферинг реальности, "Сила настоящего" и тд?
Специально проверил, в 2023 году в России книга такого жанра стала бестселлером, и в США первое место тоже у книги такого порядка. Заходишь в книжные магазины - гигантские ряды с эзотерикой, коучингом, психологией и мизерный отдел научной литературы (причем, в этом отделе часто псевдонаучная литература).
Развелось коучей, даже вот увидал "психосоматического коуча", знакомишься с людьми и у многих из них кругозор как раз из таких книг и речь пересыпана коучинговыми фразами. Говорят фразы вроде "Знаешь, личность складывается из травматики" и тд. То есть идет влияние и на языковую культуру. И замечаю, когда люди сейчас называют свои любимые книги (особенно на Западе) - то в списке почти всегда эта макулатура по "психологии". Недавно покупал подушку в магазине, продавщица ничего не знает про саму подушку, но 30 минут рассказывала про психологию, чакры, полезные привычки и прочее. Через пару недель сдавал анализы крови, и женщина-заборщица тоже начала впаривать эту ерундистику.
По сути, эта литература стала современным чтением номер один, мне кажется, за этим стоят какие-то серьезные сдвиги в обществе, проблемы, которые я пока до конца не могу понять.
Уважаемый Никита.
Какой интересный у вас вопрос!
Для меня популярность коучинга единоприродна с триумфом конспирологии.
Современные средства коммуникации инструментально работают на самовыражение, поэтому обслуживание своего эго становится главной стратегией жизни и главной потребностью. Но в реальности самовыражение непродуктивно, продуктивна только самореализация. Самовыражение - это продвижение своей персоны (своего эго), а самореализация - продвижение своих компетенций. Следовательно, самовыражение нуждается в симулякрах компетенций. Конспирология и коучинг - это симулякры компетенций, и они нужны для самовыражения. Если утрировать, то звучит так: человеку хочется выглядеть умным, потому что умный интересен комьюнити, а учиться неохота.