Алексей, добрый день. Мысли разбегаются, даже сложно выстроить вопрос. Суть такова. В Ваших произведениях настолько мастерски у Вас получается из частных характеров, образов, персонажей, их поступков, вывести важные глобальные вещи - вопросы Добра и Зла, Любви, борьбы в душе человека, темы Родины, Бога. Это непостижимый для меня процесс движения писателя от частного к общему. От мелких (как будто бы) людей с мелкими же (казалось бы) их страстишками, вырастают вопросы больших, основополагающих ценностей. В итоге, я, читатель, прихожу к тому, что начинаю думать, размышлять о вещах, о которых в повседневной суете забываешь. В чем секрет? Как Вам удается этого достичь? Это какая-то магия. Поделитесь, если этому можно научить, ну или показать путь. И еще. Не могу не сказать. Алексей, Ваши Тоболы были для меня как глоток воды в жажду, я понимаю, что именно их я столько ждал. Я читаю много, но все не то. А от Ваших книг я получаю наслаждение, как бы высокопарно это ни звучало.
Уважаемый Андрей.
Большое спасибо. Мне очень приятно было это прочитать.
Хотя я не знаю, как вам ответить. Чисто технически это выглядит так. Я всегда определяю для своих героев их отношение к этим важным вещам. Если герои попадают в ситуацию выбора или если им приходится поступать вопреки своим убеждениям, они - и я - поневоле начинают рассуждать. То есть технически я ставлю героев в ситуацию психологического дискомфорта от сверхбытовых обстоятельств. Конечно, этим ответ на ваш вопрос не исчерпывается, но вряд ли я могу что-нибудь добавить.
Г-н Иванов, большое спасибо, что находите время на ответы здесь!
Некоторое время назад я задавала Вам вопрос: общаетесь ли Вы с молодыми писателями, читаете ли рукописи, рекомендуете к печати в издательствах (этот вопрос возник у меня вследствие Ваших частых упоминаний о том, как сложилась Ваша собственная профессиональная история: "Прорваться мне помогло знакомство. У нас в стране по-прежнему очень многие вещи реальны только при личном знакомстве, а не по заслугам").
Вы ответили, что не читаете, не рекомендуете и не планируете. Я очень признательна за ответ, хотя, не скрою, был он для меня несколько неожиданным. В большинстве своих произведений Вы так или иначе поднимаете тему "личность против тусовки" - где герой, продолжая бить в одну точку, все-таки добивается своего. Даже если можно "по-простому", но против совести.
Из того, что приходит на ум: Осташа Петров и Алферка Гилев. Алферку вроде нечем попрекнуть: перекинулся в толк, которому прилежат самые умелые, влиятельные, сильные сплавщики на Чусовой (и ведь не в магометане! как был раскольником, так и остался), но то, как "делают карьеру" Алферка и Осташа, если и не соль всего романа, то, по крайней мере, не случайный элемент сюжета. Вообще мне казалось - и кажется! - что главная движущая сила романа - пример того, как правда в сочетании с бойцовским характером позволяет одолеть не просто пару недоброжелателей, но буквально любую силу, десятки, сотни недругов, преодолеть все, что угодно.
И вместе с тем Вы постоянно говорите о том, что писательский успех - дело случая, вопрос везения и т.п.
После Ваших интервью мне диалог среднестатистического издателя со среднестатистическим писателем стал видеться в духе разговора Осташи с Кузьмой Егорычем:
"— Да кто тебя знает-то, сопляка? Кому надо тебя оплевывать? Нету тебя, понимаешь? Я вот смотрю на тебя в упор — и не вижу! Нету теперь и имени Переходов! Кто теперь тебе поверит, кто заказ даст? На меня одного у тебя надежда была, а мне на тебя плюнуть и растереть и мзда твоя не нужна!
Лицо у Кузьмы Егорыча тряслось, но слова его были обдуманы, прозвучали не в запале ругани. И Осташа, зверея, чувствовал, что тонет, как в трясине — ни рукой, ни ногой не шевельнуть. За Кузьмой Егорычем стояла неправая, но сила — тупая, равнодушная, подлая".
Неужели не существует способов наверняка прийти к успеху, будучи талантливым писателем? Только надежда на случайное знакомство с полезным человеком?
Что бы Вы посоветовали, грубо говоря, Иванову Номер Два, если бы такой прямо сейчас жил где-то в провинции и написал свой первый роман (уровня "Географа", "Сердца Пармы" или даже "Пищеблока")?
Г-жа Алина.
Чувствую ваше недовольство - и понимаю его причины.
Вы меня спросили о самом надёжном пути - и я ответил, исходя из своего опыта. Другие пути тоже вероятны. Надо пробовать все варианты.
Познакомьтесь с опытом Алексея Сальникова (путь через публикацию в толстом журнале и премию), Андрея Рубанова (путь через издание книги за свой счёт), Гузели Яхиной (путь через литературное агентство). Но это не мои пути, и я не знаю их особенностей.
Путь личного знакомства, путь удачи, не предполагает пассивного ожидания у моря погоды. К удаче надо быть готовым, иначе израсходуете шанс впустую. Подготовка к удаче - это и есть работа. Так сказать, продукт. Он пригодится вам на любых других путях. По большому счёту, издательствам не очень интересно одно сильное произведение. Издательствам интересны авторы, которые могут работать много и стабильно, выдавая сильные произведения с хорошей регулярностью. А доказать, что вы именно такой автор, можно лишь с несколькими готовыми произведениями на руках. У меня на момент удачи было три романа: "Общага", "Географ" и "Парма". Если бы у меня был только один роман, вряд ли бы я прорвался, потому что гонорар начинающего автора небольшой, и его не хватит, чтобы освободить себя от прочих рутинных работ своей жизни и быстро написать второе произведение, а долгий срок ожидания может обнулить удачу.
Вы можете не соглашаться со мной: я не претендую на объективность. Когда я сам прорывался, несколько известных людей обрисовали мне технологию работы писателя ("ты должен давать два небольших романа в год, иначе тебя не возьмут"), и эта технология мне не понравилась, и я ей не последовал, и оказался прав (опубликовав два романа в 2003 году, следующий роман я сдал только в 2006-ом, но меня не забыли читатели и от меня не отказались издатели). С той стратегией, которая вам нравится, вы тоже можете оказаться правы, а я со своим мнением пойду лесом. Дело житейское. Но продолжайте стучать во все двери. Как говорится, бог помогает упрямым. Моё упрямство заключалось в том, что я продолжал писать другие романы. А Илья Стогов, например, с одним романом обошёл два или три десятка издательств - и пробился. Может быть, я бы поступил так же, как он, но в моём городе не было двух десятков издательств.
Так что если ваше негодование объясняется вашим несогласием с моим мнением - то это правильно. А если оно объясняется моим отказом помочь фактически - то вы напрасно расходуете душевную энергию.
Уважаемая Ольга.
Спасибо за приглашение, но на это время я уже занят.
Вообще моими поездками и встречами занимается мой продюсер Юлия Зайцева. Её координаты здесь, на сайте, справа вверху. Если у вас появятся другие предложения, то пишите ей.
Уважаемый Михаил.
В вашем послании нет вопроса, и мне не на что отвечать. Могу адресовать вас в фейсбук Юлии Зайцевой, которая опубликовала моё мнение о фильме.
Уважаемый Роман.
Этот вопрос и правда не в моей компетенции. Знаю, что мишари на Урале были. На территории Исторического Башкортостана они селились на Осинской даруге - ныне это юг Пермского края и север Башкортостана. В XIX веке все инородцы Башкортостана были организованы в Башкиро-мещерякское иррегулярное казачье войско, на территории которого имелось то ли четыре, то ли пять мещерякских кантона.
Уважаемый Сергей.
Нет, я не планирую продолжение. Я уже сказал всё, что хотел. Но если, к примеру, сериал продлят ещё на один сезон, то я возражать не буду. Идея здравая и перспективная. Кто-то из читателей здесь, на сайте, уже даже предложил замечательное название - "Вторая смена".
Уважаемая Надежда.
Да, первую повесть я опубликовал в журнале в 1987 году, а первую книгу - только в 2003-м. Причины вполне очевидны. "Лихие 90-ые", когда книгоиздание осталось только в столицах. Отсутствие у меня знакомств в книгоиздательской и литературной среде. Проживание в провинции. Фамилия Иванов. И темы романов - студенческая общага, учитель в обычной школе, никому не известное княжество забытого века. Прорваться мне помогло знакомство. У нас в стране по-прежнему очень многие вещи реальны только при личном знакомстве, а не по заслугам.
Уважаемый Андрей.
Конечно, на этот вопрос я уже отвечал не раз. Ничего сложного. Лично я никогда не "продавал вдохновения", и всё, - но нашёл себе продюсера, который умеет продавать рукописи.
Здравствуйте!
Алексей Викторович, прежде всего хотелось бы поблагодарить Вас за Ваше творчество! Ваши книги для меня это не просто интересные истории и факты, но и повод узнать что то новое, покопаться в истории, транслировать новые знания другим и даже строить на этом целые игровые мероприятия. Большое Вам за это спасибо!
Вопрос у меня следующий: интернет пестрит информацией о том, что вы подписали контракт с кинокомпанией "Среда" на экранизацию "Пищеблока". Нет ли у Вас переживаний на тему того, что кинематографисты могут испортить Вашу первоначальную задумку? Ведь всетаки "Среда" больше ориентирована на массового зрителя и многие их фильмы оставляют желать лучшего. Будете ли Вы как то следить за тем, во что будут превращать Ваше детище?
Уважаемая Дарья.
В ориентации на массового зрителя нет ничего дурного. Есть шедевры, ориентированные на массового зрителя, и есть бездарные работы, ориентированные на зрителя элитарного, - и наоборот, конечно. Проблема в создателях фильма, а не в ориентации на аудиторию. И многие фильмы "Среды" сделаны отлично.
Я никогда не вмешиваюсь в дела киношников, если меня они не попросят. Это моя позиция.
Всегда существует риск, что снимут плохо. Никто не застрахован от неудачи. Но тут надо выбирать: либо рискуешь - и получаешь фильм, либо не рискуешь - и не получаешь ничего. Иначе не бывает.
Алексей, день добрый! Прочитала за вечер "Пищеблок"-как побывала в детстве! Как удалось собрать такое количество деталей, сленга, мифологии пионерских лагерей? Я все это тоже знала, но уже совсем не помнила, пока не прочитала книгу! Это все было именно так, аж мороз по коже! Помогает ли кто-нибудь в сборе или просто такая хорошая память автора? И про идеологию: интересно, что во всех известных религиях есть понятие крови как жертвоприношения богу. Кровь отдается идее, вождю и т.п. Это идет с глубочайшей древности. Так может - книга - то о настоящей реальности?
Уважаемая Милена.
Я отлично помню своё детство, однако всё равно привлёк друзей и знакомых - раздал им вопросник по пунктам: "загадки", "дразнилки", "выражения", "ценности", "считалки", "приметы" и так далее. В роман вошло, разумеется, не всё.
А вашего вопроса о "настоящей реальности" я не понял.
Уважаемая Екатерина.
Да, это моя придумка. Статья, разумеется, вымышленная. А вас что-то смутило?
Уважаемый Николай.
До вас дошли правильные слухи. Я не принимаю участия в этих делах. Но спасибо за оценку.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Герман Неволин - собирательный образ? Есть ли у него главный, основной прототип?
Очень он у Вас получился органичный. Недавно беседовала с воином-афганцем - вылитый Немец. И внешность, и манера говорить, и некоторые обстоятельства службы.
Спасибо вам за "Ненастье". очень, как видите, жизненный роман.
Уважаемая Кристина.
И вам спасибо.
Неволин - собирательный образ. Это мой любимый тип: так сказать, "герой внутреннего действия", который внешне ничем особо не примечателен, но всей своей природой отталкивается от зла, стойкий в человечности.
Уважаемый Вадим.
У Юрия Бондарева я читал "Берег", "Выбор", "Игру" и "Горячий снег". Мне очень нравится язык и стиль Бондарева. При всей отформатированности соцреализмом, Бондарев - сильный и правдивый писатель. "Выбор" я перечитывал раз пять. У меня в "Ненастье" есть даже след от "Выбора": Бондарев не объясняет, как Илья Рамзин попал в плен, и я решил не объяснять, как спаслись Немец и Лихолетов.
Уважаемая Леся.
Увы, "скупой доли избранных" нет вообще. К сожалению, мне нечем вас обнадёжить. Постарайтесь справляться сами - всё равно рано или поздно придётся жить именно так.