Уважаемая Виктория.
Тёзками я называю Кирилла и Максима в шутку, поскольку они очень похожи - настолько, что кажутся тёзками. В романе это объяснено. Напомню анекдот на эту тему. Идёт перекличка у солдат. "Иванов!" - "Я!" - "Петров!" - "Я!" - "Сидоров!" - "Я!" - "Вы что, братья?" - "Никак нет, однофамильцы!"
Уважаемый Михаил.
Не знаю, когда. К тому же водяные - далеко не последние фигуры из русского бестиария, про которых я ещё не писал.
Уважаемый Алексей! У меня к Вам предложение, приезжайте к нам в Нижегородское театральное училище им.Е.А.Евстигнеева Председателем Жюри конкурса самостоятельных работ студентов (18-19 февраля 2019 года)! Я директор Училища, пытаюсь устраивать встречи с АВТОРАМи, актёры должны читать и это не просто в современной движухе... У нас был Р.Белецкий, Я.Пулинович... Может и Вы приедете, тем более мы вам земляки!!! Больших гонораров нет, но коньяк, хорошая компания и шашлык ВСЕГДА... Мне нравятся Ваши книги!!! Вот как-то так!!!
Уважаемый Леонид.
Спасибо за такое радушие. Правда, гонораров за встречи я не беру и в поездках не выпиваю. К тому же всегда отказываюсь заседать в каких-либо жюри (том более, возглавлять их).
Увы, на эти дни я уже занят.
Уважаемый Артём.
Числом семь традиционно подчёркивается значительность или символичность события. "Тобол" - не исключение.
Я предполагаю, что вы имеете в виду главы "Семеро в тайге" и "Семеро в башне", да? Что ж, поясню. Эти главы о преодолении тайги и преодолении степи - основных топосов Сибири. Я описал то, что русским приходилось преодолевать с максимальным трудом: язычество тайги и историчность степи. Как православные, русские боролись с религиозными воззрениями таёжников, как пришельцы - с традициями кочевников.
Уважаемый Михаил.
Я не читал "Игру в бисер".
Уважаемый Александр Анатольевич.
Увы, таких планов у меня нет. Хотя темы очень интересные.
Уважаемый Алексей Викторович, совсем недавно Вы отвечали на два моих вопроса. Если позволите, то хотелось задать еще два. Буду очень благодарен, если найдете время на них ответить.
1. Знакомы ли Вы с творчеством Гузель Яхиной?Если да, то как Вы к нему относитесь?
2. Хочется выразить Вам безмерную благодарность за то, что находите время здесь общаться с нами, своими читателями, и отвечать на наши вопросы. Скажите пожалуйста, как Вам удается находить на это время, и(как бы глупо это не звучало), зачем Вам это?
Уважаемый Вадим.
У Гузель Яхиной я читал только "Зулейху": и роман, и автор вызывают огромное уважение.
А ответы на вопросы не занимают много времени. Не так-то их уж и много - вопросов-то. Общение здесь, на сайте, - редкий случай подлинного общения с читателями. Выход за пределы собственно романов. Интерактив, который заряжает энергией.
Уважаемый Алексей Викторович.
Хочу задать Вам вопрос "общего" плана.
Не секрет, что в настоящее время многие писатели на сайтах, посвященных их творчеству, и как бы "персональных", активно вступают в дискуссии
с читателями.
Как Вы считаете, негативный отзыв читателя о произведении, высказанный автору напрямую,
или совет наподобие "я написал бы об этом так..." однозначно недопустимы?
Или варианты критики возможны?
Уважаемый Валерий.
Гм. Интересный вопрос.
В подобном общении допустимо всё, что говорится вежливо и уважительно. Но есть определённые тонкости.
Автор произведения - единственный в мире человек, которому бесполезно говорить, что его произведение плохое. Автор защищает своё произведение, как мать защищает ребёнка. И это не иррациональная "слепая любовь", а норма существования в социуме. Даже если автор смиренно соглашается с критикой, он лицемерит. И автор не может вести себя иначе, если он вложил в произведение душу и работал в полную силу. Поэтому критика произведения лично автору - вещь не только бесполезная, но и бестактная. Представьте, что я пришёл к вам в гости после ремонта в квартире и говорю: "Человек ты хороший, но квартира у тебя - полный отстой". Я уверен, что вы не будете мне рады, потому что я веду себя неэтично.
Но мы говорим о критике. Оценочные суждения без аргументов (типа "полный отстой", и всё) - это не критика. Точно так же не является критикой подмена объективного субъективным ("лично мне не нравится, значит, это плохо для любого другого").
Я вообще не верю в полезность критики лично человеку, не только себе. Благотворна правильная похвала - она заставляет развивать реальный успех. А критика лишь вынуждает критикуемого упорствовать в убеждениях или заблуждениях. Я видел это по детям, когда работал в школе. Если ставишь себе цель развивать человека к лучшему, то следует не критиковать, а поправлять. Но лично я уже большой мальчик, чтобы меня поправляли в том, в чём я профессионал, - разве что в несущественных мелочах.
В целом же, интернет очень большой. В нём есть бесконечное множество площадок, на котором можно высказать любое своё мнение хоть о чём в любой форме. Единственная площадка, на которой действуют мои правила, - это мой сайт. А на нём я не хочу сталкиваться с аргументированным негативом (потому что это отталкивает меня от всех читателей сразу), и, тем более, с негативом неаргументированным (потому что это бестактность и неуважение).
PS. Критика лично автору приемлема лишь в ситуации "учитель - ученик", когда обе стороны признали свои роли.
Надеюсь, я внятно изложил свою позицию.
Здравствуйте, уважаемый Алексей!
Ваш почти земляк из Екатеринбурга, сплавщик, выживальщик, свой этно-исторический проект "Зов Предков". Разбираюсь в литературе и драматургии. Спасибо за "Сердце Пармы", "Золото бунта" и "Messege: Чусовая". Где-то слышал, что у Вас приобрёл права на экранизацию "Сердце Пармы" Бодров (конечно, старший). Так это или нет? Что-то происходит с экранизацией Ваших произведений? Понимаю, что вопрос очень щепетильный для автора. Но, когда читал впервые "Сердце Пармы" (а с воображением режиссёрско-профессиональным всё в порядке!) - думал - вот это бы экранизация получилась бы! И Голливуд бы покурил нервно в сторонке...)) P.S. Увы, не являюсь поклонником и любителем фильма "Географ глобус ..." при всём уважении к Вам и Хабенскому и Лене Лядовой. Сорри!))
Уважаемый Шаман Ыч.
Права на экранизацию "Сердца пармы" купила компания "StarMedia". Сергей Бодров - художественный руководитель, режиссёр - Антон Мегердичев. Уже готов сценарий, построены декорации, проходят кастинги. Съёмки начнутся летом.
С экранизациями моих произведений происходит плановая работа. На той или иной стадии производства находятся фильмы по "Общаге" и "Псоглавцам". Куплены права на "Золото бунта". Скоро будут куплены на "Пищеблок". Фильм "Тобол" уже готов, в феврале пойдёт в кинотеатрах.
"Ненастье" недавно показали по "России".
А зачем вы сообщаете мне о вашем негативном отношении к "Географу"? Вы полагаете, что мне необходимо это знать? Это как-то улучшит моё душевное самочувствие?
Уважаемый Евгений.
В основе фильма - поход Бухгольца на Яркенд, оборона Ямышевской крепости. То есть, первая половина второй книги.
Дорогой Алексей Викторович! К стыду моему, практически ничего не знал о Вас, пока случайно не услышал рекламу "Пищеблока". Представьте,- уже название сразу заинтересовало. Полистал в Буквоеде и тут же купил.Еще не успев дочитать до конца, через Интернет достал еще десяток Ваших замечательных книг.Вероятно, не будет преувеличением сказать, что в Вашем лице русская литература находит продолжение самых лучших традиций художественной прозы: Ваша фантазия безгранична и непредсказуема,Ваши краткие описания природы соперничают, на мой взгляд, с именами великих, а Ваш художественный вкус, чувство меры и музыкальность звучания нередко заставляют снова перечитывать отдельные фразы.А главное, Вы совершенно ненавязчиво вызываете любовь ко многим своим персонажам уже с первой встречи с ними. Подчас чувство удивления и ужаса вызывает тот факт,что 12-летние пареньки выражаются и ведут себя как отпетые уголовники, хотя, к сожалению, и это- чистейшая правда. Представьте, я сам,окончив в 1965 году Спец. муз. школу при Ленинградской консерватории, впоследствии долгое время не мог понять, каким образом уголовная лексика в пр-ях А.Солженицына оказалась мне столь близка и знакома:в школе я попросту ошибочно принимал ее за специфический "музыкально- молодежный" сленг и вовсе не подозревал, какое широкое распространение он получил в России от вернувшихся из лагерей зэков. Предвкушая огромное удовольствие от чтения Ваших пр-ий, я желаю Вам, дорогой Алексей Викторович, в наступившем-для Вас-юбилейном!-году крепкого здоровья,творческого долголетия и восхищения -несмотря ни на что- нашей, увы, многострадальной Родиной. С огромным уважением, профессор СПБ консерватории, засл. работник Высшей школы, канд. иск-я И.Д. Михайлов
Уважаемый Иван Дмитриевич.
Спасибо, мне очень приятно. И особенно - когда понимаю степень Вашей компетенции.
Но я не понял другого Вашего письма. В Вашем послании не было вопроса, поэтому админ поставил его в Гостевую книгу, где стоят послания без моих ответов. А про букву "ё" я вообще не в курсе. Наверное, это какое-то техническое уведомление, которое сайт присылает автоматически; эти уведомления написаны программистом, а у программистов свои отношения с грамотностью. Я и не знал об этой ошибке - я же сам себе не пишу и не получаю уведомлений от сайта. Не обращайте внимания.
Уважаемый Алексей Викторович! У меня к Вам вопрос как к знатоку истории Урала. В романе «Сердце пармы» есть основанный на реальном факте эпизод, когда пленных пермских князей привозят в Москву, где Иван III вершит над ними суд. Один из пленников, Зырян, принял «предложение, от которого нельзя отказаться», и отправился до конца своих дней служить куда-то на рубежи Московского государства, вдали от своей Родины. Меня в данном случае интересует, был ли этот сюжетный ход чисто литературным вымыслом, или Вы располагали документальными фактами, что племенную знать коми-пермяков и/или соседних с ними народов рекрутировали тем или иным способом для службы на границах Московской Руси, прежде всего, на Засечной черте? Если второе, не могли бы Вы указать, что это за источники.
Уважаемый Игорь.
Я читал какую-то научную статью, где - среди прочего - автор разбирал судьбу Зыряна: анализировал какие-то земельные владения в Перми Великой после похода князя Пёстрого и не находил владений рода Зыряна, а потому делал вывод, что Зырян "добровольно-принудительно" остался на службе у русского царя, как это было принято (поскольку свидетельств о казни Зыряна тоже нет). Что это за статья и кто автор - я уже не помню, так как материал для этого романа я собирал 25 лет назад.
Здравствуйте, г-н Иванов!
Мне очень нравится то как Вы описываете «кухню писателя» в различных интервью, на творческих встречах и т.д.
Я неоднократно встречала Ваш рассказ о знакомстве с Л.Юзефовичем - с прибавкой: «если бы не это знакомство, я бы до сих пор не издавался и был никому не известен».
Отсюда вопрос: акцентируя внимание читателей на значении «блата», протекции и т.п., Вы сами поддерживаете молодых авторов? Читаете ли чужие рукописи? Ведете какой-то литературный курс?
Если где-нибудь сейчас в глубинке живет «еще один Иванов» - каким образом он мог бы получить Вашу профессиональную поддержку (если мог)?
Уважаемая Алина.
Я не поддерживаю молодых писателей и не веду никаких литературных курсов.
Не веду курсов по той же причине, по которой Моржов в "Блуде и МУДО" не мог быть педагогом: другого автора я буду превращать в "Иванова № 2", а не в него самого, а это неправильно.
Раньше я пробовал поддерживать начинающих авторов, и у меня не вышло ни с одним. Дело, опять же, в "блате". "Блат" работает тогда, когда "блатодатель" состоит в хороших отношениях с издателями в частности и литературной тусовкой в общем. Я же нахожусь в плохих отношениях. Я - не "дама, приятная во всех отношениях". У меня нет друзей в литературной среде. И мои рекомендации только испортят начинающему автору его планы: тусовка будет расплачиваться со мной, но пострадает тот, кого я продвигаю.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Хочется выразить огромную благодарность за Ваш роман "Пищеблок", как и за все предыдущие романы, которые давно уже стали настольными книгами. Скажите, многие Ваши читатели постоянно задают резонный вопрос о продолжении книг, но каждый раз Вы отвечаете, что его не будет, это какой-то принцип не писать продолжений или что-то иное? Ведь, согласитесь, многие Ваши романы заканчиваются с потенциалом на продолжение истории?
Уважаемый Андрей.
Мне как-то странно называть это "принципом". Я просто не люблю "серийность", вот и всё. Это не "принцип", поскольку я не вижу в "серийности" ничего дурного, это просто мой личный вкус. Драматургию своих произведений я довожу до конца, и потенциал продолжения - не в незавершённости моих историй, а в нежелании читателей расставаться с ними.
Здравствуйте, Алексей Викторович. С воодушевлением прочла Ваш «Пищеблок». Спасибо за пронзительную точность в «реконструкции» нашего советского пионерлагерного детства. Действительно, в противовес скучным фанерным мероприятиям существовала другая неподконтрольная жизнь: «клуб для тех, кто не спит», к примеру, когда после отбоя прокравшись мимо вожатской, всей палатой выкатывались на ночную улицу и под светом фонарей отыскивали на асфальте и в траве ночных жучков-паучков, которые тоже не спят…
Алексей Викторович, Вы согласны с тем, что Валерка, поневоле причастившийся крови стратилата, стал частью той интеллектуальной элиты, которая , сама того не ведая, способствовала установлению режима, превратившего страну в «неопищеблок» ?
С уважением, Милада.
Уважаемая Милада.
Да, вы правы. Игорь - хороший парень, но он обычный: он обыватель в лучшем смысле этого слова. А Валерке нужна идеология. Поэтому в девяностые он вполне может занять место среди идеологов новой эпохи - а там и вампиризм будет пристроен к делу. Надо надеяться, что порядочность не позволит Валерке превратиться в Серпа Иваныча.