Уважаемый Алексей Викторович! У меня к Вам вопрос как к знатоку истории Урала. В романе «Сердце пармы» есть основанный на реальном факте эпизод, когда пленных пермских князей привозят в Москву, где Иван III вершит над ними суд. Один из пленников, Зырян, принял «предложение, от которого нельзя отказаться», и отправился до конца своих дней служить куда-то на рубежи Московского государства, вдали от своей Родины. Меня в данном случае интересует, был ли этот сюжетный ход чисто литературным вымыслом, или Вы располагали документальными фактами, что племенную знать коми-пермяков и/или соседних с ними народов рекрутировали тем или иным способом для службы на границах Московской Руси, прежде всего, на Засечной черте? Если второе, не могли бы Вы указать, что это за источники.
Уважаемый Игорь.
Я читал какую-то научную статью, где - среди прочего - автор разбирал судьбу Зыряна: анализировал какие-то земельные владения в Перми Великой после похода князя Пёстрого и не находил владений рода Зыряна, а потому делал вывод, что Зырян "добровольно-принудительно" остался на службе у русского царя, как это было принято (поскольку свидетельств о казни Зыряна тоже нет). Что это за статья и кто автор - я уже не помню, так как материал для этого романа я собирал 25 лет назад.
Здравствуйте, г-н Иванов!
Мне очень нравится то как Вы описываете «кухню писателя» в различных интервью, на творческих встречах и т.д.
Я неоднократно встречала Ваш рассказ о знакомстве с Л.Юзефовичем - с прибавкой: «если бы не это знакомство, я бы до сих пор не издавался и был никому не известен».
Отсюда вопрос: акцентируя внимание читателей на значении «блата», протекции и т.п., Вы сами поддерживаете молодых авторов? Читаете ли чужие рукописи? Ведете какой-то литературный курс?
Если где-нибудь сейчас в глубинке живет «еще один Иванов» - каким образом он мог бы получить Вашу профессиональную поддержку (если мог)?
Уважаемая Алина.
Я не поддерживаю молодых писателей и не веду никаких литературных курсов.
Не веду курсов по той же причине, по которой Моржов в "Блуде и МУДО" не мог быть педагогом: другого автора я буду превращать в "Иванова № 2", а не в него самого, а это неправильно.
Раньше я пробовал поддерживать начинающих авторов, и у меня не вышло ни с одним. Дело, опять же, в "блате". "Блат" работает тогда, когда "блатодатель" состоит в хороших отношениях с издателями в частности и литературной тусовкой в общем. Я же нахожусь в плохих отношениях. Я - не "дама, приятная во всех отношениях". У меня нет друзей в литературной среде. И мои рекомендации только испортят начинающему автору его планы: тусовка будет расплачиваться со мной, но пострадает тот, кого я продвигаю.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Хочется выразить огромную благодарность за Ваш роман "Пищеблок", как и за все предыдущие романы, которые давно уже стали настольными книгами. Скажите, многие Ваши читатели постоянно задают резонный вопрос о продолжении книг, но каждый раз Вы отвечаете, что его не будет, это какой-то принцип не писать продолжений или что-то иное? Ведь, согласитесь, многие Ваши романы заканчиваются с потенциалом на продолжение истории?
Уважаемый Андрей.
Мне как-то странно называть это "принципом". Я просто не люблю "серийность", вот и всё. Это не "принцип", поскольку я не вижу в "серийности" ничего дурного, это просто мой личный вкус. Драматургию своих произведений я довожу до конца, и потенциал продолжения - не в незавершённости моих историй, а в нежелании читателей расставаться с ними.
Здравствуйте, Алексей Викторович. С воодушевлением прочла Ваш «Пищеблок». Спасибо за пронзительную точность в «реконструкции» нашего советского пионерлагерного детства. Действительно, в противовес скучным фанерным мероприятиям существовала другая неподконтрольная жизнь: «клуб для тех, кто не спит», к примеру, когда после отбоя прокравшись мимо вожатской, всей палатой выкатывались на ночную улицу и под светом фонарей отыскивали на асфальте и в траве ночных жучков-паучков, которые тоже не спят…
Алексей Викторович, Вы согласны с тем, что Валерка, поневоле причастившийся крови стратилата, стал частью той интеллектуальной элиты, которая , сама того не ведая, способствовала установлению режима, превратившего страну в «неопищеблок» ?
С уважением, Милада.
Уважаемая Милада.
Да, вы правы. Игорь - хороший парень, но он обычный: он обыватель в лучшем смысле этого слова. А Валерке нужна идеология. Поэтому в девяностые он вполне может занять место среди идеологов новой эпохи - а там и вампиризм будет пристроен к делу. Надо надеяться, что порядочность не позволит Валерке превратиться в Серпа Иваныча.
Алексей Викторович, получил совершенно детский, несравненный кайф от "Пищеблока", спасибо огромное! Поскольку поделился книжкой (я электронную покупал) с родственниками и друзьями, испытываю потребность заплатить и за эти экземпляры тоже. Можно ли куда-то перечислить? Или просто купить через сайт (я на литресе это делал) еще несколько раз? С уважением и всяческих благ Вам!
Уважаемый Борис.
М-м-м... Даже не знаю... Вообще-то вы уже заплатили мне - тем, что написали это послание. Такое важнее денег.
Алексей Викторович, спасибо за хорошие книги!
Предлагаю тему для Вашего "пера" - поход викингов, служивших Ярославу Мудрому, в Сибирь (Серкланд). Источник - Сага об Инваре Путешественнике.
Исследование и гипотеза о цели и географии похода мои.
Материалы можно посмотреть: independent.academia.edu/TashkinovIvan
Не льщу..., но вдруг Вам будет интересно.
Уважаемый Иван.
Что мне сказать? Спасибо. Учту.
Алексей Викторович, я хочу от всей души поблагодарить Вас за Ваше творчество и Ваши замечательные произведения!Если позволите, хотелось бы задать Вам два вопроса:
1.Многие Ваши романы с успехом экранизируют("Географ глобус пропил", "Ненастье" и др.). Скажите пожалуйста, по каким критериям Вы лично оцениваете фильм/сериал, снятый по Вашему произведению? Что Вы цените больше:самобытность режиссера, который вносит что-то свое в экранизацию или строгое следование тексту Вашего произведения? Также хочу поинтересоваться(заранее прошу прощения, если этот вопрос уже задавали ранее), почему действие художественного фильма "Ненастье" перенесено из 2008 года в 1999 год?
2. Я живу в Молдове. В этой стране очень много Ваших поклонников, а все Ваши новые произведения через несколько недель после начала продаж в России появляются на полках наших книжных магазинов, чего нельзя сказать про других писателей. Не планируете ли Вы в ближайшее время посетить нашу страну с творческим вечером или презентацией книги?
Буду очень благодарен, если найдете время ответить на мои вопросы.
Уважаемый Вадим.
Как автор первоисточника, разумеется, я хочу точного следования своему произведению. Но это лично моё желание - как автора. Аудитория фильма несопоставима с аудиторией книги. Книга - максимум 200 тысяч читателей, фильм - два, три, десять миллионов зрителей. Значит, книгу в лучшем случае читал один зритель из десяти. Поэтому фильму сейчас правильнее быть самостоятельным произведением. То есть, я ценю точное следование, но понимаю необходимость режиссёрской "самобытности". Если она у режиссёра есть, то я рад как за себя.
С переносом, по-моему, всё очевидно. Это же телевидение, государственный канал. Его продукция должна соответствовать его культурным и политическим нормам. Так бывает всегда. Разве великолепный "Тихий Дон" Герасимова соответствует роману Шолохова? Идея Шолохова в том, что любая гражданская война губит и побеждённых, и победителей. Идея Герасимова в том, что Гришка Мелехов не понял прогрессивности нового строя, а потому и пострадал. Но ведь нам это несоответствие не мешает ни читать, ни смотреть.
В Молдову в ближайшее время я приехать не планирую.
Алексей! После просмотра фильма "Ненастье" заинтересовалась Вашим творчеством и начала читать и слушать Ваши произведения. Я писала Вам вопрос о продолжении "Общаги на крови", но видимо были праздники и мое письмо потерялось. Мой вопрос был о том, почему бы не продолжить эту книгу? Я вижу продолжение с теми же героями до настоящего времени. Не оставлять законченной тему "закрытых обществ" и не показывать людей, как крыс в клетке или, как серпентарий, а показать "позитивную" предприимчивость после 2000 года. Кто станет кандидатом наук, кто станет олигархом, кто спившимся неудачником или, наоборот, Иван станет звездой эстрады и т.д. т.п. Вы пишите исторические сюжеты, а современную историю не хотите творить. Так не бывает. "Поэт в России больше, чем поэт". Если Вы развинчиваете старую идеологию, то предлагайте прелести современной парадигмы общества. А их нет в Ваших книгах. Не собираетесь ли Вы приехать в Оренбург на встречу с читателями?
Уважаемая Елена.
"Общагу" я написал в 1992 году, то есть 26 лет назад. Всё, что я хотел сказать, я сказал. Возвращаться к этому роману я не буду.
В "Общаге" я не развинчиваю и не развенчиваю старую идеологию. Там про идеологию вообще ничего нет. Про идеологию - романы "Ненастье" и "Пищеблок".
Что значит "современную историю не хотите творить"? Не хочу писать на современные темы? О современности у меня есть романы "Блуда и МУДО", "Псоглавцы" и "Комьюнити".
Возможно, я приеду в Оренбург во второй половине этого года или в первой половине следующего - если состоится проект, над которым я сейчас работаю.
Алексей, здравствуйте! Спасибо за Ваше творчество. Очень важно, что у нас еще есть такая литература.
Вопрос практический: если возникает ступор в написании эпизода, как преодолеваете его Вы? И каково соотношение в произведениях аналитического написания и сотворения по наитию, того что возникло подсознательно?
Уважаемый Алексей.
У меня один рецепт - думать. Удобнее всего мне думать, когда прогуливаюсь. Поэтому я могу просто отложить думание до времени прогулки.
Про соотношение аналитики и наития мне говорить трудно, поскольку здесь всё переплетено, и наитие провоцируется аналитикой. Я всегда формулирую вопросы (кто сделал? что сделал? почему?) и стараюсь найти ответы внутри уже "собранной" в замысле конструкции. И они почему-то всегда находятся. Это наитие - придумывать конструкцию, внутри которой потенциально содержатся ответы на ещё несформулированные вопросы? Или не наитие, а изобретательность? Долгий поиск ответа - это, понятно, аналитика. А быстрый? А быстрый и неожиданный?.. Например, в "Пищеблоке" сцену столкновения Валерки и Анастисийки с Серпом я придумал чуть ли не с самого начала работы - как Серп Иваныч прыгает на потолок, висит там, а потом падает на Анастасийку. И подводку к этой сцене тоже придумал сразу. Хорошую и логичную. А когда в написании подошёл вплотную к этой сцене - то вдруг увидел другую подводку, ещё более хорошую и логичную: с Жанкой, Гельбичем и дракой за ключ. Это было наитие? Или на той стадии я уже более чётко видел систему взаимоотношений героев, поэтому родился более рациональный и мотивированный вариант? Сколько здесь наития, а сколько аналитики?
Приветствую, Алексей! Не так давно был в книжном магазине и обратил внимание, что вашему творчеству там выделили несколько солидных полок, целиком! Мне просто интересно, как вы это воспринимаете (если, конечно, вам вообще до этого есть дело), как вы себя чувствуете в этой ситуации, когда вам выделили больше места, чем многим "железобетонным" классикам литературы?
Уважаемый Денис.
Это вопрос - или упрёк, замаскированный под вопрос?
Если вопрос, то вот ответ: никак не отношусь. Позиции в продажах книг никогда не бывают тождественны позициям произведений в культуре. Негодовать по этому поводу наивно. Упиваться собственным успехом - тоже наивно.
Здравствуйте, Алексей Викторович! С Новым Годом!
Прочитал "Пищеблок", потрясающий текст! Меня о многом заставила задуматься иллюстрация поведения тушек "до" и "после" укуса = обретения новой парадигмы существования. Очень ёмко описывает что происходило и происходит вокруг. Ощущение параллелей между ЧМ-2018, ОИ-1980 и исчерпанности общественного уклада только усилилось.
Нас пытаются убедить что нынешнее общество погибнет без поляризации на "тушек", "пиявцев" и "стратилата". Без возрождения культа Сталина и Ивана Грозного, оправдывающих целями антигуманные средства их достижения. По умеренно-оптимистичной концовке становится понятно, что "вампиризм" - это особенность общественного уклада, а не отдельных личностей его олицетворяющих.
Вопросы: Может ли быть оправдано такое негуманное общество в период войн и потрясений? Какие возможны пути трансформации описанного в романе "вампирского" общества к менее агрессивным формам? Где Серп пил кровь зимой, когда нет пионеров?
Спасибо!
Уважаемый Сергей.
Спасибо.
Я не проводил никаких параллелей между Олимпиадой-80 и ЧМ-2018; я не интересуюсь футболом, а во время Чемпионата уже дописывал роман, и футбольная истерия меня не интересовала. Но в вопросе исчерпанности общественного уклада вы абсолютно правы.
Я бы не расценивал общественно-политический смысл своего романа так, как вы. Мне кажется, что дело не в "тушках", "пиявцах" и "стратилатах". Дело - в наличии государственной идеологии. Это она структурирует социальное устройство сообщества вампиров - а потом и всего общества. Идеология общества обслуживает устройство общества для выгоды большинства его членов, а гос.идеология обслуживает самосохранение государства в ущерб обществу. Поэтому самый жестокий террор государства в истории России всегда сопровождался мощной гос.идеологией: опричнина Грозного, европеизация Петра, коммунизм Сталина. Нынешнее возрождение идеологии (слава богу, хиленькое) в виде патриотизма тоже служит самосохранению государства. Если гос.идеология утвердится, социальные хищники (то есть вампиры) тотчас структурируют общественную жизнь по стратам "тушек", "пиявцев" и "стратилатов"; сами они, разумеется, станут стратилатами. Покорность "тушек" и преданность "пиявцев" - это принципы структурирования. А к гуманизму любая идеология имеет весьма опосредованное отношение, что называется, "постольку-поскольку". Не бывает гос.идеологии, нацеленной на гуманизм. Степень агрессивности равна степени экономического отставания: чем хуже живём, тем агрессивнее идеология. Снижать степень агрессивности можно двумя способами: улучшать экономическую жизнь (это неприемлемо, поскольку де-факто это покушение на идеологию) или изолировать своё общество от мира (построить "железный занавес" или поссориться со всеми). И "вампиризм" - не следствие гос.идеологии, он существует всегда; гос.идеология просто предоставляет ему формы легитимного существования. Суть "Пищеблока" не в том, что "в СССР людям было плохо", а в том, что "в СССР вампирам было хорошо", поэтому "Пищеблок" - не антисоветский роман.
Но вообще-то "Пищеблок" - роман и не социальный. Я придумывал его на основе меметики. Вампиризм, идеология и детство - это три мощных мемплекса, и я описывал их борьбу за доминирование. Чтобы уловить это, надо прочитать книгу Ильи Носырева "Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов".
... А почему зимой нет пионеров? Вы имеете в виду - их нет в пионерском лагере? Но и Серп Иваныч зимой в лагере не живёт, у него же там просто дача. В лагере летом Серп Иваныч кусает 13 человек - по числу лунных фаз в течении года, когда ему нужно пить кровь. В ночь с заклятой фазой луны (не важно, осенью, зимой или весной) один из укушенных - "пиявец" - сам является к Серпу, Серп его выпивает, и "пиявец" потом умирает. Я же это объяснил в романе. Пионерлагерь - место заготовки корма для вампира на целый год. На следующий год вампир повторяет цикл.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Ждём с мужем продолжение Пищеблока. Например Пишеблок 2 - «Вторая смена»,про Валерку в 90 годы, что ему где нибудь под сорок, бизнесмен, политик...
А потом ждём Пищеблок-Начало. О Серпе Ивановиче. О эпохе дореволюционной России и Гражданской войны. Может кто то из великих князей или уже после революции из ближайшего окружения Сталина был стратилатом и как это сказалось на судьбах России и пролило свет на важнейшие исторические события того времени. Спасибо!)
Уважаемая Ирина.
Спасибо за столь заинтересованное прочтение "Пищеблока". Мне очень приятно.
Но продолжение писать я не буду. Для меня эта история закончилась: я сказал всё, что хотел.
Здравствуйте Алексей Викторович! Вы уже отвечали на один мой вопрос. Большое спасибо за ответ. Хочется задать еще один вопрос. Мне кажется, что Общага на крови" замечательное ваше произведение. Художественная задача сложнейшая: несколько героев в закрытой комнате озадачены решением одинаковой проблемы. Вопросы: в каком возрасте, все-таки, вы написали книгу? как вы пытались ее опубликовать? как думаете сами: почему не брали рукопись?
Уважаемый Алексей.
"Общагу" я писал в 1990-1991 годах, соответственно мне тогда было 20-22 года. Я отнёс её в Пермское издательство, но его тогда активно разворовывали, и было не до книгоиздания. Некий доброжелатель передал её в журнал "Юность", и там её почти приняли, но попросили сократить вдвое. Я сократил - в этом виде она сейчас и существует; это было в 1992 году, поэтому дату написания я ставлю "1992". Однако в последний момент готовую рукопись завернул главред Дементьев. Почему - не знаю. Предполагаю, что хватало своих авторов. Больше я никуда "Общагу" не предлагал. Я и в те времена не обивал порогов.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Хотелось бы немного узнать о том, как вы работаете над созданием произведений. Пользуетесь ли предварительно разработанным планом? Что считаете главным в развитии сюжета? Как решаете, что рассказываемая история имеет потенциал?
Большое спасибо.
Уважаемый Герман.
Это сложный и большой разговор.
Да, я всегда разрабатываю план.
Развитие сюжета подчиняется многим законам. Например, в историческом романе - реальной хронике событий. И всегда - эволюции героя или идеи. Поворот сюжета, который ничего не двигает в душе персонажа или в замысле автора, не имеет смысла. Это беличье колесо.
Смотря для чего потенциал. Это уже у каждого произведения индивидуально. В "Золоте бунта" мне был важен потенциал исторической реконструкции. В "Пищеблоке" - потенциал нового метода метамодерна.
Только у букинистов или в интернет-магазине. Я её не переиздаю уже лет десять.