Алексей Викторович, огромное спасибо за новый роман! Книга с потрясающим послевкусием и минимум двойным дном. Возникли некоторые вопросы:
1. Стратилат изначально наметил героя себе в преемники?
2. Когда я задавался вопросом о будущем героя, на ум пришел отец Каллагэн из "Салема"/"Темной Башни". Правильное направление?
И посерьезнее:
3. Я воспринял роман, как своего рода "Накануне". С чем подошла страна к потрясениям конца 80-х. Кому придется строить новую страну. Через 10-15 лет эти пионеры станут героями "Географа" и "Ненастья". Видели ли вы преемственность героев?
Уважаемый Владимир.
Я понял, что вы имеете в виду "Пищеблок". Я благодарен, что вы назвали "Судьбу Иерусалима": вот главный ориентир.
1. Нет, не намечал. У него всё шло по плану, и он никому не собирался передавать, так сказать, бразды правления.
2. Направление правильное. Спасибо.
3. Видел. Поэтому и намекнул в финале. Но о преемственности разговор большой.
Уважаемый Игорь.
Я не влияю на съёмки этого фильма. Наверное, есть какие-то механизмы попадания в кастинг, но я не знаю.
Уважаемая Виктория.
Координаты моего продюсера Юлии Зайцевой справа вверху на сайте.
Уважаемый Алексей Викторович! На мой вопрос, почему Басунов не выскочил из кабины, вы ответили: «А зачем Басунову бежать?» Действительно, в таком случае не было бы книги, ибо не было бы и ограбления, ведь код от отсека с деньгами знал только Басунов. Но ограбление произошло, значит, Басунов почему-то решил остаться нейтральным, хотя мог бы (и даже обязан был) действовать. Ведь он понимал, что Герман не выстрелит, так как бессмысленность этого всем очевидна – код останется неизвестным и услышит охрана. В чём причина бездействия Басунова?
И ещё по поводу режиссёра фильма. Почему он имеет право относиться к первоисточнику своевольно и кромсать его так, чтобы в финале сериала (на подконтрольном режиму канале «Россия-1») представить Ельцина в роли главного виновника «лихих» 90-х, который просит прощения? Однако ваша книга не имела цель глумиться над Ельциным, а ненастье не закончилось 90-ми и продолжается в новом российском историческом трагифарсе «В конце пути придётся рассчитаться…» с участием широких народных масс под песню Высоцкого: «И хочешь, друг, не хочешь, друг, -
Плати по счету, друг, плати по счету!»
Уважаемый Иван.
Вопрос о бездействии Басунова во время ограбления мне изначально представляется, извините, несколько бессмысленным. А почему бездействовали солдаты, когда ядро упало возле князя Андрея в "Войне и мире"? Они что, не уважали командира?.. Бездействовали, и всё. М-м-м... А как ещё людям поступать в таких обстоятельствах? Шок.
Я согласен с вашими словами по поводу романа, Ельцина и конца 90-х. Но что мне тут сказать? Это ведь не я снимал кино. Художественное оправдание такого решения меня убедило. Социокультурное - ну... я уже сформировал своё мнение о 90-ых, меня сложно переубедить.
Уважаемый Владимир.
По правде говоря, не знаю, как вам ответить. Что я чувствую?.. Удовлетворение. И некую странность, что моё произведение в киноварианте отчуждено от меня, что его "исполняют" другие люди. А родителям сериал понравился. И мне важно их одобрение. Разумеется, я живу сам и своим умом, но всё равно хочу, чтобы они мною гордились. От этого лучше им, а не мне, а я хочу, чтобы им было хорошо.
Уважаемый Алексей Викторович! С Днем Рождения вас! Ваше мнение о фильме «Ненастье» в «Новой газете» показалось мне настолько интересным, что я даже стал перечитывать роман. Каюсь, что первый раз я читал «Ненастье» невнимательно и только из любопытства к вашему творчеству, которым интересуюсь после знакомства с вашими первыми книгами. Тема «лихих» 90-х для меня не животрепещущая, так как «лихо» меня миновало, а необходимость рыночных механизмов в экономике не вызывает сомнений.
Второй раз я читал «Ненастье» уже внимательно, как всегда это делаю, если книга достойная и настоящая, а писатель оригинальный и умный. Понравилась точная примета того времени: «…идут круглосуточные работы, гудят бетоновозы, двигаются краны: это строятся новые мегамоллы «Ашан», «IKEA» и «METRO»». Формировались мощнейшие торговые узлы: товар-деньги-товар. Бывший майор КГБ Щебетовский завладел бизнесом.
Итак, резюмирую: роман сделан мастерски, а фильм не дотягивает до масштаба книги. Режиссёр ограничился показом неистовой народной стихии русского безудержа «лихих» 90-х, чтобы ценили путинскую «стабильность». А теперь вопросы:
1) Почему Басунов не выпрыгнул из кабины машины, когда Неволин навёл на него ружьё и велел пристегнуться наручниками? Ведь Герману не было смысла стрелять, ибо провал ограбления стал бы неизбежен.
2) Имя Герман – в этом есть аналогия с Германом из «Пиковой дамы», который всё поставил на карту, чтобы разбогатеть, и проиграл?
3) Басунов считает Татьяну малохольной. Швыдкой (в недавней передаче «Агора» с вашим участием) назвал её юродивой. Я бы назвал её пришибленной. Для вас этот образ в какой-то мере символизирует Россию и то, что с ней сделали и делают власти? Ведь художественным, образным мышлением вы владеете великолепно.
4) Вы верите, что любовь Германа и Татьяны может быть счастливой? Ведь ненастье продолжается. Кто-то должен сдохнуть, чтобы все россияне попали в Рай.
Уважаемый Иван.
Отвечаю по пунктам.
1) А зачем Басунову бежать?
2) Аналогии с "Пиковой дамой" нет. Героя я назвал Германом лишь потому, что мне нужен был мотив для прозвища Немец.
3) Нет, я не пользуюсь такими лобовыми метафорами. Танюша - абсолютная "униженная и оскорблённая", и тот, кто её любит, понимает и защищает - носитель евангельской правды. Это он "заместитель Бога по городу Батуеву", а не Серёга Лихолетов.
4) Верю. Жизнь их вряд ли будет счастливой, а любовь - вполне может быть.
С Днём Рожденья, Алексей Викторович!
На днях прочитал рецензию М. Башмаковой на роман Пищеблок, книгу нам пока не привезли, но прочту с удовольствием. Ощущаются параллели с сегодняшним днём. Олимпиада80 - ЧМ2016; чувство что происходят события, которые нельзя оправдать высокими идеалами - крушение иллюзии "скреп" в горниле последних реформ; и объединяющая жажда перемен при их кажущейся невозможности. Я знаю, что рецензия обманчива, ваш роман меня увлечет своей игрой символами и смыслами далеко за пределами поиска параллелей "тогда"-"сейчас", но все же задам логичный вопрос.
Каково Ваше мнение: удастся ли нынешнему поколению что-то изменить в ситуации без революции/войны? Очевидно что все больше желающих использовать власть и протестный ресурс в корыстных целях = стать вампиром. Спасибо.
Сергей (г. Муром)
Уважаемый Сергей.
Я не читал рецензии М.Башмаковой и не знаю её точки зрения на роман, поэтому не очень понял про ЧМ-2016 и крушение скреп.
Я думаю, что можно изменить ситуацию без революции/войны. Но будет ли нынешнее поколение заниматься этим? Не уверен. К тому же повлиять на положение дел можно только из Москвы, а Москва "сытая", и её протестный ресурс - не те, кто "голоден", а те, кто "с идеалами", и их явно недостаточно. Не знаю, манипулируют ли ими в корыстных целях. Лично мне кажется, что они вполне самостоятельны, чтобы разобраться в мотивах лидеров.
Алексей Викторович, здравствуйте!
С Днем Рождения вас!
В день рождения принято желать что-либо, но думаю, что вы сами знаете чего вам нужно и когда.
Хочу одного пожелать, от чего точно не откажетесь это здоровья вашим родным и близким! Так как если будет у них здоровье, то и у нас тоже.
Алексей Викторович, простите, но традиционно вопросы хотел вам задать. Хотя посмотрел ваши предыдущие ответы и вопросы про сериал «Ненастье», о романе «Тобол» взял и «выбросил в пропасть», так как вижу, что вы уже обо всем рассказали.
Одного не нашел (может плохо искал), это ответы по ранее планируемому проекту о речном флоте России (или СССР). Планируется таковой проект?
Если «да», то будете ли вы в нем затрагивать тему судоходных шлюзов и каналов которые были построены в прошлом веке в нашей стране? Если «да», то будет ли там Беломор канал и Волгодонской?
Еще раз вас с Днем рождения и всего вам хорошего!
P.S. Если бы можно было обнаглеть и еще спросить Вас в третий раз про «закон трех парадигм» по принципу которому вы написали несколько произведений, одной из парадигм которой является «мистика». Две другие я просто забыл и на вашем сайте они утеряны во время сбоя, я проверял еще несколько раз – этот ответ, среди нескольких так и не восстановили. Какие же две остальные?
Но если не помните, то и Бог с ними.
С уважением, Вячеслав.
Уважаемый Вячеслав.
Спасибо.
О проекте про речфлот России (и СССР тоже) я особо не распространяюсь, поскольку рано. Планирую и книгу нон-фикшн об истории речфлота, и роман на основе одного периода истории. Сделаю ли это, и когда, - пока не знаю. Многое зависит от поиска финансирования нон-фикшна. Но я этим занимаюсь. Тему шлюзов я буду затрагивать в нон-фикшне, как и тему каналов, но немного. Разумеется, там будет и Беломор, и Волгодон, и канал имени Москвы, и Мариинская система, и даже Обь-Енисейский канал.
Про "закон трёх парадигм" своих формулировок я точно не помню. Суть в том, что современное произведение строится на совмещении разных парадигм (то есть, жанров, идей, форматов). В "Тоболе" их больше трёх. Кроме мистики, это и обычный психологический роман, и исторический роман, и политический роман, и роман воспитания.
Уважаемый Алексей Викторович.
1.Вопрос по "Тоболу". Сварливый, неуживчивый характер Семена Ульяновича Ремезова - это историческая правда или же придумано Вами для "оживления" характера героя.
2.Вопрос по сериалу "Ненастье". И роман, и сериал замечательны в высшей степени. Но хочется всё-таки узнать, кто или что было "инициатором" "переноса во времени" - событий 2010-х годов романа в 1999 год в сериале. Дело в том, что Батуев эдак до 2005 -2006 годов должен был оставаться бандитским, в отличие от Москвы и СПб. Хотя не могу сказать, что это очень уж режет глаза.
Валерий.
Уважаемый Валерий.
1. Характер Ремезова не известен никому. Но "оживлять" героя дешёвыми приёмчиками вроде сварливого характера - это как-то не по-честному. Я не "оживлял", а реконструировал. Ремезов работал до очень преклонных лет. Значит, он был человеком неравнодушным. А неравнодушного человека обычно мало что устраивает, он конфликтный. К тому же возраст и опыт позволяют ему относиться ко всем слегка свысока. Так что характер Ремезова выводится из его возраста, опыта и реальной деятельности.
2. Инициатором "переноса во времени", разумеется, был режиссёр. Я не имел отношения к работе над фильмом. О мотивах я у Сергея Владимировича не спрашивал.
Уважаемый Алексей Викторович, здравствуйте! Спасибо за Ваше творчество, в который раз! Перечитываю "Тобол" с огромным наслаждением! Жду, когда в Омск поступит "Пищеблок". А вопрос такой: в "Тоболе" вы пишете про брод (перекат) через Иртыш при впадении Омь-реки, по которому джунгары ходили в набеги на Барабинскую степь. Очень интересно, откуда эта информация? Дело в том, что живу в центре Омска, буквально в километре от впадения Оми в Иртыш, где в 1716 Бухгольцем был заложен Омский острог. В этом месте сейчас, конечно же, брода через Иртыш нет, река широка и глубока :). Получается, что 300 лет назад Иртыш был гораздо мельче, не такой полноводный? Или я неправильно понял указанное Вами место?
Еще раз спасибо за ваши книги!!!
Уважаемый Тайчиут.
Для "Тобола" я перекопал целую гору источников и не фиксировал, откуда взял тот или иной факт - зачем мне это? А вам зачем? Не знаю, где находился брод, но, по теории, малая река, впадающая в большую (Омь в Иртыш) часто образует из своих наносов мель немного ниже своего устья. Бухгольц поставил крепость не абы где, а в стратегическом месте, и таким местом был только брод. По нему кочевники (джунгары) ходили в набеги на Барабинскую степь, заселённую татарами. Барабинская степь была объектом спора между Россией и Джунгарией (каждая сторона считала Барабу своей), и потому между Россией и Джунгарией так сложно складывались дипломатические отношения.
Алексей Викторович, как вы считаете, что является ферментом вашего успеха и без чего нельзя стать писателем? Когда вы пишете не гложат ли вас сомнения, ну к примеру удалить или оставить слово, предложение, эпизод..., и как вы с ними справляетесь? И еще если позволите, вы оптимист и позитивно ли воспринимаете реальность? Спасибо.
Уважаемый Егор.
Если бы я знал секрет успеха, я не работал бы 13 лет в стол. А одним из "ферментов" успеха я считаю умение и потребность аргументировать свои убеждения и решения.
Конечно, порой меня гложут сомнения. Но я справляюсь с ними сам по обстоятельствам и не выношу их на публичное обозрение.
К реальности я отношусь весьма скептически. Я не оптимист. Но это не мешает мне жить и работать.
Уважаемый Антон.
Нет, не планируется. Всё, что я хотел сказать, я уже сказал.
Уважаемая Марина.
Будет, наверное, примерно через месяц.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Смотрю сейчас сериал "Ненастье", добрался до 4-й серии и постоянно ловлю себя на том, что не то и не так. Книгу прочитал месяца 3 назад, поэтому впечатления от прочитанного ещё свежи. Я понимаю, есть автор сценария, есть режиссер, продюсер, оператор, да даже монтажёр, каждый из которых или привносит своё или убирает авторское, исходя из собственного видения, поставленных целей, бюджета, в конце концов. Но принять не могу. И режиссёр почитаемый, и актёры на месте (за редким исключением). То ли история, написанная Вами, для меня такая, что нельзя её изменить даже на грамм. То ли я, как любой читатель, нарисовал себе образы и мотивацию героев такие, что любой отход от моего представления воспринимаю ревностно.
Дурацкие, несколько раз акцентированные приветы из прошлого в будущее (чемпионат мира по футболу 2018 в Саранске) вообще за гранью.
Как Вы сами оцениваете экранизацию?
Уважаемый Дмитрий.
Относитесь к фильму как к самостоятельному произведению (так оно и есть в действительности), и судите его по его законам, а не законам моего романа.
Своё отношение я изложил в "Новой газете" в № 126 от 14 ноября.
Уважаемая Ольга.
Да, такой замысел есть. Я хотел бы соединить хиту с Радиевой экспедицией на Ильменских горах и региональными магиями самоцветов ("полевской" и "мурзинской"). Но возьмусь ли за этот замысел, и когда, - не знаю.