Добрый день. Мой брат зачитывается Вашими книгами. Хотела его порадовать и приобрести "Чердынь - княгиня гор". Но все ссылки отправляют на ресурсы с книгой под названием "Сердце пармы". Брат говорил что это сокращенный вариант первой книги. Возможно мое письмо Вас не порадовало интересными вопросами как я вижу от других посетителей сайта, но ... может Вы подскажите где можно приобрести Вашу книгу "Чердынь - княгиня гор". С уважением Любовь
Уважаемая Любовь.
"Чердынь - княгиня гор" и "Сердце пармы" - это одно и то же произведение, слово-в-слово. Никаких сокращений, дополнений или изменений нет. Просто сначала этот роман был издан в Перми очень небольшим тиражом, а потом уже в Москве и Питере - большим. Для федеральных изданий я сменил название. А текст остался прежним.
Спасибо за ответы, Алексей Викторович. Логику названий частей я, конечно, заметила, но в каждой из них появляются факты, о которых говорилось в других частях, и это только подтверждает то, что при всех различиях идентичностей история у них тесно сплетена, и разъять ее, также как однозначно найти правых и виноватых - невозможно. Меня очень задела история майора Папавы - кто-то знает это имя, кроме специалистов? И как много еще таких имен, перекрытых другими широко известными, подчас совсем незаслуженно.
А в книге так не хватает карт...
Уважаемая Ольга.
Согласен с вами по обоим пунктам.
Многие темы, безусловно, пересекаются. Например, оренбургское казачество пересекается и с темой яицкого казачества (яицкая "вольность" против оренбургского "регулярства"), и с темой башкир (башкиры против Российского государства, которое и было представлено оренбургским казачеством).
Многие фигуры бунта и вправду совершенно недооценены. Например, мне кажется, на жулика Афанасия Долгополова просто не нашёлся свой Григорий Горин - не то получилось бы что-либо не хуже "Того самого Мюнхгаузена" или "Формулы любви".
А карты в книге попросту невозможны. Бунт то топтался на пятачке в 50 вёрст, то размахивался на 500 вёрст: как этот разнобой масштабов совместить на карте? Или "мелкая" хроника будет утрачена (а она важна!), или карта получится размером с простынь, а как её вставить в книгу? Но есть ведь интернет, чтобы посмотреть любую карту, регулируя масштаб.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Читаю с большим интересом "Вилы". Огромный материал, интереснейшие иллюстрации, которые составляют самостоятельную главу - над ними можно думать так же, как над текстом. Пожалуйста, скажите:Как Вы осваивали этот материал, как собирали? Как появились в книге фотографии? - трудно объездить все эти места. И последнее. Я бы сравнила книгу не с клубком, который разматывается и ведет читателя вдоль красной нити и не с тканью, в которой есть порядок в расположении волокон, а с войлоком, в котором перемешаны в беспорядке и спаяны ниточки разных цветов. Вы сами намеренно добивались этого или так получилось из-за обилия материала? Заранее благодарна.
Уважаемая Ольга.
Более полные (и цветные) иллюстрации - в книге "Увидеть русский бунт" (изд-ва ОЛМА).
Я действительно объехал почти все места, которые описаны в книге. Это был большой и дорогостоящий проект, и мой продюсерский центр изыскивал на него немалые деньги.
Значительная часть материалов общедоступна, это работы профессиональных учёных. Но немалую часть не сыскать вообще: эти материалы присутствуют только в брошюрках местных историков, а брошюрки изданы крошечными тиражами и продаются лишь в местных музейчиках. Их нет в сети, их не заказать и не купить через электронные магазины - только езжай сам и бери на месте.
В книге нет никакого беспорядка. Она выстроена предельно точно и логично. Жаль, что вы не заметили этой логики, хотя специально для пояснения каждая часть имеет подзаголовок.
Первая часть ("казаки против казаков") - вступление о Пушкине плюс история яицкого казачества от его начала до пугачёвщины.
Вторая часть ("крестьяне против рабочих") - история горных заводов от их начала до пугачёвщины.
Третья часть ("башкиры против государства") - история Башкортостана от начала до пугачёвщины.
Четвёртая часть ("каждый за себя") - история тех зон Поволжья, через которые проходил бунт, от древних времён до пугачёвщины, плюс история Емельяна Пугачёва до бунта.
Всё очень просто и ясно.
Такая структура нужна для того, чтобы доказать главную мысль книги: Россия состоит из региональных идентичностей, и пугачёвщина активировала их каждую по-своему. И каждая часть книги описывает судьбу одной региональной идентичности.
Перечитал "Тобол". Все замечательно, даже лучше, чем в первый раз, потому что читать тома с разрывом в год все-таки чревато забыванием кто есть кто...
Но меня как читателя, очень интересует важный вопрос (раз уж рубрика называется "Вопрос автору"): нельзя ли написать "Новые приключения Айкони"? Что случилось с Айкони, встретились ли Нахрач с Григорием Новицким в загробном мире, вступили ли они в неравный бой? Чью сторону приняла Хомани? Поможет ли сложивший с себя сан Филофей Новицкому в поединке духов? :-))
Шутка, конечно, но не исключено, что найдутся таки энтузиасты и напишут фанфики, а то, глядишь, и комикс нарисуют..ведь эта история, фактически, единственная осталась неоконченной. На самом деле, сюжетная линия одна из самых интересных в романе. Больше вопросов не имею :-)
Уважаемый Михаил.
М-м-м... Даже не знаю, что сказать. Истории эти полностью окончены, аминь: все умерли. Дальнейшее, как говорится, - молчание. Не думаю, что кому-либо захочется сочинять загробные приключения моих героев. Такого потенциала в романе нет.
Уважаемый Алексей Викторович!
Обращаюсь к Вам как к земляку и историку. Мы набираем материалы для второй части книги "Огнеборцы Прикамья на Пермском пороховом". Тираж первой книги небольшой - 100 экземпляров и она отчасти профессионально-корпоративная. Но связана она не только с профессией пожарного, но и с историей нашего общего города Перми и конечно же, Закамска. Её можно найти в библиотеках "Чеховской", "Детской" и "Горьковской" (при Вашем желании отправим и Вам!). Мы знаем, что Вы занимались формированием музея Закамска в клубе "Строитель" и возможно, остались какие-то документы, чьи-то воспоминания или даты, относящиеся к истории нашего района. Нас интересует период с конца 60-х до нынешнего времени. Если у Вас есть желание помочь и поделиться какими-то материалами, то пожалуйста, откликнитесь.
С уважением, Ощепков Василий Васильевич, полковник МЧС России в отставке, уроженец и житель Закамска.
П.С. Почти все Ваши книги прочел и жду следующих.
Уважаемый Василий Васильевич.
В клубе "Строитель" у меня был детский художественный музей, посвящённый всему краю в целом, а не Закамску. И никаких там у нас документов не было - дети же собирали. Кто-то прялку принесёт, кто-то сделает макет церкви или парохода, кто-то соберёт коллекцию окаменелостей. Вот и все материалы. Так что увы.
Уважаемая Людмила.
М-м-м... нигде. Права на фильм принадлежат Продюсерскому центру "Июль", то есть мне, но "Июль" уже давно не выпускал этот фильм на дисках. Так что остаётся просто скачивать его откуда-нибудь по-пиратски.
Уважаемый Валерий.
Простите, но я слишком загружен.
И я не продвигаю Пермский край - ему это не нужно.
Алексей Викторович, доброго здоровья!
Впервые за много лет читала художественное произведение, не в силах оторваться! Попалось оно случайно, когда собирала материалы о Г.И. Новицком. В.К. Белобородов, исследователь и краевед, сделал нам прекрасный подарок - написал родословную, начиная с переписи 1782 года, когда в Шеркальском (Шеркалы Березовского уезда) было зарегистрировано семейство 53-летнего отставного солдата Павла Яковлевича Новицкого. Потомки Павла Яковлевича сыграли неоценимую роль в развитии нашего края. Моя бабушка Галина Новицкая родилась в с.Шеркалы, и рассказывала, что родом от известного краеведа и исследователя ссыльного Г.И.Новицкого. Профессор кафедры истории и культурологии ТГНГУ, председатель Тюменского историко-родоведческого общества Баикина Антонина Ивановна полностью отрицает такую родовую связь, так как никаких доказательств в переписях найдено не было. Мы конечно соглашаемся с этим, но все же верим в глубине души в семейную легенду. Вы интересную роль отвели Григорию Ильичу в ваших произведениях) хотелось бы спросить, может быть Вам попадались еще какие то сведения о его жизни, его изображения. Еще раз выражаю огромную благодарность за Ваш талант.
Уважаемая Юлия.
Я ведь не историк - то есть я не занимаюсь самостоятельными историческими исследованиями, чтобы делать какие-то открытия. Я пользуюсь трудами профессиональных учёных. Поэтому априори не могу быть компетентнее тех специалистов, с которыми вы уже общались. Так что вряд ли я смогу рассказать о Г.И.Новицком что-либо для вас новое. Увы. Но за интерес к моему роману - спасибо.
Здравствуйте уважаемый Алексей Иванович. Став поклонником Вашего творчества открыл для себя новое изложение исторического романа. Это замечательный синтез: исторических хроник, развёрнутых образов и характеров героев, удивительных вплетений географических и этнологических особенностей мест событий и народов. Знания в области жизни коренных народов Сибири и Урала: их быта, верований, традиций и истории наполняют Ваши произведения живой правдоподобной реальностью. Искреннее спасибо Вам за прекрасные книги: «Сердце Пармы», «Золото Бунта» и особенно за «Тобол». Мой вопрос к Вам такой: «Я работаю над написанием художественного романа исторического периода конца 19в. начала 20в. О Южной Сибири (Хакасия). Изучая литературные источники авторов по истории народов, сталкиваешься с описанием многих обычаев, традиций, легенд. Если пишешь художественный роман и используешь полученные знания в своем произведении и своим языком необходимо ли ссылаться на источники в примечаниях или в виде аннотации?». Извините, может быть это глупый вопрос, но хотелось бы изначально правильно писать. Спасибо и вех Вам благ.
Уважаемый Евгений.
В романе ссылки на источники не нужны.
Уважаемый Юрий.
Спасибо за интересный вопрос.
К «деревенской прозе» я отношусь с огромным уважением.
В моём личном становлении она не занимала никакого места, так как эти произведения я начал читать лет в 25. И читал далеко не всё. Например, я вообще не читал ничего у Ф.Абрамова. А у В.Белова читал одно «Привычное дело».
Термин «деревенская проза» я принимаю только с оговорками – как формальный. На самом деле эта проза «деревенская» лишь с точки зрения, ну, не знаю, Дмитрия Быкова, но ни в коем случае не сама по себе.
«Привычное дело», например, восходит к Лескову и русской «религиозной» прозе, к историям о «святых в миру», «очарованных странниках».
Произведения Распутина – европейские экзистенциальные драмы, хотя их герои одеты в ватники и валенки. Тонущая в Лете Матёра, растворяющиеся в вечности бессмертные старухи и тоскующая жена дезертира – это больше от Камю, чем от Толстого.
Яростный Астафьев (мой любимый автор, в честь которого я назвал своего героя Осташей) – острейшая социальная критика, в апогее выходящая не только на солженицынский пафос, но и на лемовскую экологичность, и на европейский символизм, потому что, например, Царь-рыба – она родственница и Левиафана, и Моби Дика, и той рыбы, которую поймал Старик Хэмингуэя, и Челюстей Бенчли, и даже немецкой субмарины в устье Ориноко, с которой в одиночку вёл войну моряк Мёрфи.
Ну, и так далее.
Феномен «деревенской прозы» в нашей культуре осмыслен неверно, однобоко, по-московски, а его интертекстуальность проигнорирована. Социально-культурные причины этого явления определены по идиотски: дескать, «деревенщики» звали Россию назад, из колхозов – в достолыпинскую общину. Не замечена даже явная единоприродность с «национальной» литературой СССР – с творчеством Искандера, Айтматова, Рытхэу, Айпина. Тьфу, а не анализ, короче. Совок.
Добрый день, Алексей Викторович.
Ваши исторические книги для меня - идеальные с точки зрения описания глубины личностей на фоне действительно свершившихся событий. Конечно, с учётом художественного видения самого рассказчика, но ведь сейчас никто и не опровергнет, что, например, Матвей Петрович Гагарин не был именно таким, каким его представили Вы.
Но вопрос не об этом. Даже в ущерб любви к Вашим историческим книгам, не могу не спросить про свои "хотелки" - триллер и детектив - возможно ли, что когда-нибудь Вы и в этих жанрах напишете книги?
Уважаемый Дмитрий.
Да, возможно. У меня есть кое-какие идеи.
Добрый день! Я огромный поклонник Вашего таланта, первый раз "Сердце Пармы" читал почти сутки не отрываясь... Недавно прочитал несколько статей о протопопе Аввакуме и был поражен какой-то прямо неистовой его верой. А потом подумал, что единственный в мире писатель может рисовать такими красками, извините за банальность, чтобы предать стремления этого человека, его мировоззрение и в своем роде жертву. Скажите, Вам интересен его персонаж? Спасибо.
Уважаемый Алексей.
Да, личность Аввакума мне очень интересна. У меня есть некие планы относительно Аввакума, но займусь ли я ими - зависит не от меня.
Человек - это прежде всего зверь наделённый разумом. Зверь - наш друг, он же и враг. Им управляют инстинкты заложенные природой, только благодаря им мы можем выживать в тяжелейших условиях. Однако разум - не зверь. Эволюционно он гораздо его моложе и гораздо менее опытней. Разум создал правила, по которым мы живём, но эти правила ограничивают зверя. Зверь не задумывается над поступками, над последствиями. Известно, что большую часть времени, мозг анализирует негативный опыт - это ключ к выживанию. Чем его (опыта) больше, тем успешней индивид. Но вот разум идёт против самой природы. Когда нужно убегать, мы остаёмся, когда нужно напасть, мы боимся (последствий конечно). Побуждает к действию чаще зверь, но решает чаще разум. И вот тут в игру вступает совесть. Характер - врождённое свойство, а вот нормы - результат воспитания. Что нормально, а что нет. Что хорошо, а что плохо - прививается с детства. И всё что из этого отложилось до 16-ти лет, станет гранитной основой, нерушимой на протяжении всей жизни. И вот, когда зверь одерживает верх, первой трезвонит совесть, разум анализирует, и чаще всего о том, как с ней договориться. Внутреннее беспокойство - симптом этой борьбы. Найдя оправдание, разум решает срочный вопрос, совесть лишь тихонько ворчит под тяжестью аргументов: "А все так делают, ну и что?". И внутреннее беспокойство перерастает в душевную тяжесть. И только поступки по-совести, только правда сказанная самому себе и принятая самим собой, побуждающая к правильным поступкам в конечном итоге умиротворяет и совесть и разум. А зверь - не думает, он делает, а потому просто притих, как собака, которую осадил хозяин.
Поступая по-совести, Служкину удалось обрести внутренний покой.
Я хотел бы узнать ваше мнение по поводу моих рассуждений. Спасибо за уделённое время.
Уважаемый Михаил.
Даже не знаю, что сказать. Возможно, вы правы. Приложить все эти универсальные умопостроения к Служкину я, пожалуй, не смогу. Писал-то я не об этом.
Здравствуйте Алексей Викторович! У меня три разных вопроса.
Первый. Хотелось бы узнать ваше мирвоззрение. Знаю вопросец конечно тот еще. Довольно обширная и волнующая тема. Хотя бы тезисно. Вы часто говорите например про экзистенциализм.
Вопрос второй. Какой импульс вас сподвиг забросить жанр фантастики. И тяжело ли вам было перестроиться в другое направление.
Ну и третий. Я прочел ГГП. Основная задумка как я понял построена на теории святости и смирении героя или что-то вроде того. Одно я не понял. Все вроде как и складно. Служкин лишается жены. Прощает друга. Служит жилеткой для Руневой. Удовлетворяет Ветку. Отказывается от школьницы. Короче чтобы не случились он такой князь Мышкин то биж Иисус. Но есть персонаж Кира. В одном из эпизодов она по своему трактует его поведение. И Служкину это не нравится и он напивается и уходит. Вопрос. Почему он ушел и неудовлетворив Киру? По сути дела она ему никакого вреда не принесла. Он сам с ней связался зная что она еще та стерва. Она этого не скрывает. Поэтому она уязвимее остальных персонажей. Она самый не лицемерный персонаж.. Почему святость Служкина не выдержала критики Киры? Дальше поведение еще более странное с Таней, не помню как зовут. Он провожает ее с сыном до остановки. Сам пристает к ней с расспросами. Затем неожиданно целует ее. Одаривая хорошим настроением. В его компании она расцвела. И он решил воспользоваться случаем. Навязывая замужной женщине свою святость? Я понимаю, что он мечется. Просто эти его выпады, впадают в противоречие, с основной идеей, как мне кажется. Короче я не совсем понимаю смысл этих эпизодов. Спасибо.
Уважаемый Егор.
1. Вопросец, действительно, ещё тот. Мне не уложить своё мировоззрение в пару абзацев. Мировоззрение - не дрова, чтобы умещалось в охапке. И я много про что часто говорю, не только про экзистенциализм. В общем, спрашивайте конкретнее.
2. Никакого импульса не было. Мне был 21 год, когда я забросил фантастику. Просто я повзрослел и перерос её. Перестраиваться мне не приходилось. Я легко меняю художественные системы, и вы поймёте это, если познакомитесь с какими-либо другими моими романами, кроме ГГП. Фантастику я оставил себе как приём, но не как жанр.
3. Основная задумка "Географа" - тип "героя нашего времени". Поскольку мы существуем в христианской культуре, этот тип всё равно так или иначе соотносится с образом Христа, то есть с идеалом. Никуда от этого не деться. Но это не значит, что любой хороший герой - непременно Иисус в миру, как князь Мышкин.
Перед походом Служкин трижды отказывается от женщин: от Сашеньки, от Киры и от Ветки. Это архетипическая ситуация искушения, и Служкин преодолевает искушение ради настоящей любви - любви к Маше. Конкретно в случае с Кирой, видимо, вы не до конца прочувствовали ситуацию. Кира не уважает Служкина; она оценила его индивидуальность, но интерпретировала её неверно, о чём Служкин Кире и сказал. И Кира хочет переспать со Служкиным лишь для того, чтобы отомстить Будкину. Разве это не ясно? Кира манипулирует Служкиным, использует его. А Служкин - не тот человек, которым можно манипулировать. И Кира вполне заслужила, чтобы отказ ей был сделан в грубой форме пьяного куража.
Таню зовут Лена Анфимова. Служкин ей ничего не навязывал. Просто вспомнил школьную влюблённость и поцеловал. В вашем, Егор, отношении к женщинам развязность удивительно сочетается с пуризмом: то требуете от Служкина "удовлетворить" всех, а то приравниваете поцелуй к соблазнению.
Никаких противоречий собственной идее в поведении Служкина нет. Есть промахи или слабости, есть боль от необходимости поступать так, а не иначе, но себя Служкин никогда не предаёт.
Алексей, здравствуйте! Известно, что имя и фигура Ермака в присоединения Сибири стоит особняком.
И хотелось бы узнать ваше мнение о фильме "Ермак" Ускова/Краснопольского. Если вы смотрели фильм, понравился ли он вам и чем?
Удалось ли авторам фильма раскрыть почему имя Ермака так значимо для Сибири?
Заранее спасибо за ваш ответ.
Уважаемый Владимир.
Это фильм очень "советский", но добротный. В этом фильме мне особенно понравились две вещи. Одна - финал: эпично сделано. Другая - массовка: удивительно были видеть в роли "богатырей" обычных людей - парней ублюдочного вида, каких-то лысых мужиков, стариков-раздолбаев. Это очень правдиво. Помнится, в "Кин-Конге" Джексона красавчик-киноактёр говорит: "Я ведь не герой, я только играю героев, потому что настоящие герои с пивным животом и плохими зубами".
В "Ермаке" мне всё-таки чего-то не хватило именно с киношной точки зрения. Некой монументализации, что ли. Пространство "съедает" персонажей, а они должны быть по крайней мере равновелики.
Лично я считаю "пафос" фигуры Ермака не таким, какой показан в фильме. Но тут - право авторов на свою трактовку. Я думаю, что значимость Ермака для Сибири не раскрыта - и не может быть раскрыта, ибо она выражается иначе, без Ермака. Ну, например, когда все говорят о Ермаке, но мы его не видим ни разу, - тогда и рождается ощущение значимости (как в ужастиках настоящий ужас бывает лишь тогда, когда мы не видим чудище целиком и при свете). И суть значимости какого-либо героя воплощается в стратегиях поведения потомков (потомки ведут себя так же, как герой; придерживаются его системы ценностей), а те стратегии поведения Ермака, которые и стали сутью сибиряка, в фильме показаны на втором-третьем плане, а то и вовсе не показаны.