Уважаемая Оксана.
Спасибо, что цените меня столь высоко, но увы: обучением я не занимаюсь.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Если базовой (первоочередной) задачей человека, как и любого живого существа, является выживание/продолжение себя, то в чем, на Ваш взгляд, состоит сверхзадача (миссия) человечества? Для себя я ответ сформулировал. Хотелось бы узнать Ваше мнение как человека, творчество которого я глубоко уважаю и который близок мне в силу нескольких моментов в прошлом.
Здравствуйте, Денис.
По-моему, вы - человек молодой. В молодости кажется очень важным определиться с параметрами мироздания. А потом как-то проще становится принять, что со своими определениями ты попал пальцем в небо, потому что ничего не знаешь и не умеешь мыслить правильно. Ну да ладно.
Миссия человечества многообразна, всё зависит от точки зрения. С натурфилософской позиции миссия человечества - космическая экспансия. С позиции веры - построение царства божьего на земле. А вот Курт Воннегут писал, что миссия человечества - произвести и передать маленькую запчасть для космического корабля робота Сэло с планеты Тральфамадор, который из-за поломки застрял на Титане.
Мне кажется, увы, что у человечества нет миссии - или она так же далека от нас, как "Шаттл" от трилобита. Поэтому я поддержу убеждённость в любой миссии, лишь бы она, эта убеждённость, развивала в человеке гуманизм.
Алексей Викторович, здравствуйте! Я студент Петербургской консерватории по классу хорового дирижирования. Читал ваши книги "Общага-на-Крови", "Географ глобус пропил" и самая моя любимая книга "Блудо и МУДО". Смотрел все ваши интервью и документальные фильмы.
Вопрос. Скажите, как часто вы бываете на концертах в филармонии, театре? Кто ваш любимый композитор(ы) и какую музыку вы любите слушать? Как на вас музыка оказывает влияние в повседневной жизни и в творчестве? Есть ли у вас желание в будущем заняться, например написанием оперного либретто, либо же какая ваша работа скорее всего могло бы синтезироваться в музыкально-театральный жанр?
И дополнительный вопрос: в будущем возможна перспектива появления сериала по "Блудо и МУДО"?
Спасибо!
Здравствуйте, Жансерик.
Боюсь вас разочаровать. Я - человек не театральный и не музыкальный. На концертах и в театре не бываю. Моя любимая музыка - это музыка молодости, вот такой я олдовый. Слушаю в машине во время поездок или когда после работы бездельничаю и курю. Любимые композиторы - Алексей Рыбников и Жан-Мишель Жарр, хотя люблю хиты у многих других - от Леграна до Вангелиса. Как писать либретто я вообще не знаю, да и зачем мне оно? Для каждого романа я выбираю мелодию, которую слушаю, чтобы настроиться. Например, для "Сердца пармы" это был "Миг удачи" Пахмутовой, для "Географа" - "Белая река" Шевчука (не сразу, а в ходе написания обрёл), для "Тевтонов" - мелодия Птичкина из "Двух капитанов". Для "Пищеблока" мне хотелось бы превратить какую-нибудь пионерскую песню (вроде "Песни горна") в вирусное видео с пионерами-вампирами - вроде вирусного видео "Белла чао" у "Бумажного дома", когда разные исполнители поют в костюмах из сериала, но киношники мою идею не оценили. И только людям музыки судить, можно ли что-нибудь у меня преобразовать в музыкально-театральный жанр.
Сериал по "Блуде" готовится. Но я не знаю, когда он выйдет, и выйдет ли вообще.
Уважаемый Алексей Викторович здраствуйте. Дифирамбы пропущу, а то получится слишком длинно.
Это вопрос по фильму (возможно нужно было его задать режисеру Велединскому А. А. не нашел как это сделать. Но вдруг и вы знаете ответ.) Давно терзает меня что,
на 6 минуте фильма Надежда скидывает вниз коврик потом говорит "ковер упал"
у меня есть вариант что это обычный диалог когда нужно почистить ковер на снегу например.
Или есть другой смысл?
Уважаемый Александр.
Даже не знаю, что вам ответить. По-моему, это простая бытовая мелочь для настроения, и не более того.
Уважаемый Алексей Викторович.
Не странно ли винить в деградации российской деревни отсутствие свободы, когда пик этой самой деградации как раз совпал с наиболее свободным временем в новейшей истории? При проклятом тоталитарном совке и убыточных колхозах в деревне Калитино разрабатывали торф, была школа, автобусы ходили... "Такая деревня была хорошая… И школа, и магазин, почта, фельдшерский пункт были, и милиции много, лагерь же рядом, порядок был, ни пьяных, ни драк, не воровал никто...".
Мне как горожанину сложно судить о душевных качествах сельчан, что при совке, что сейчас, но если брать цифры, какие-то объективные показатели, то при совке как правило было лучше. Например, на родине Астафьева, в Игарке, в 89-м году было население под 19 тыс. человек, сейчас -- всего 3.5 тыс. И если взять почти любое село, малый город, и посмотреть, как менялось население, то можно заметить, что население росло до конца 80-х, а потом следовало резкое падение, иногда в несколько раз. Так что Москва от свободы однозначно выиграла, некоторые другие крупные города, вероятно, тоже, а вот для деревни последствия освобождения скорее походили на катастрофу.
Как бы Вы объяснили расхождение ожиданий и действительности? Может, свобода была какая-то не та, или присутствовал ещё какой-то фактор?
Уважаемый Михаил.
Вопрос с деревней очень сложный, и корни его уходят очень глубоко.
После 1861 года русская деревня устоялась в формате общинного уклада, но её вскоре начала подтачивать капитализация общества. Столыпин сделал рывок, надеясь перевести сельское хозяйство России в формат фермерства. История не позволила узнать, получилось бы у него или нет. Деревня была перепахана революцией и Гражданской войной. Потом - ограбление деревни, истребление успешных собственников, насильственное внедрение колхозов и изъятие рабочей силы на нужды индустриализации. Потом - потеря мужиков в войну. После войны деревня была нищим и подневольным сообществом сельхозработников. Чтобы восстановить уровень жизни, в деревню начали вливать деньги (которые она не заработала) и концентрировать силы (указ 1974 года о ликвидации малых и бесперспективных деревень). На излёте СССР деревня являлась сетью дотационных предприятий сельского хозяйства страны. Да, люди жили неплохо: снабжение, услуги, правопорядок, социалка и всё такое. Но своим трудом селяне это всё оплатить не могли - колхозы и совхозы не давали необходимой прибыли. Деревни не могли существовать без помощи государства. Это время кажется золотым для села, но под благополучие была заложена мина.
Она и рванула в девяностые, в эпоху свободы. Деревня рухнула в нищету. Но не свобода виновата в том, что деревня не могла благоденствовать. Обвинять в развале деревни свободу - это всё равно, как если бы алкоголик обвинял в своём похмелье производителя водки. Свобода лишь выявила все изъяны жизнеустройства деревни, которые были предопределены её подневольным положением в СССР.
В нулевые и десятые годы можно было исправить ситуацию. Появились деньги, технологии, понимание. Но исчезла воля - в прямом и переносном смысле слова. Вновь утратив свободу, деревня не могла решать за себя, жить ей или умереть. И власть (точнее, коррумпированная бюрократия) решила за неё: пускай помирает. Так выгоднее тем, кто рулит ситуацией.
Это я ещё упрощаю. Не менее важным фактором, например, является и то, что в современном мире такая большая сельская прослойка (тем более, в зоне рискованного земледелия) не нужна. Ничего с этим не поделать: прогресс есть прогресс.
Когда мы говорим "свобода как благо", мы имеем в виду не просто возможность поступать как угодно (это - "лихие девяностые"), а порядок жизни, при котором законы разумны, права защищены, а желание производить что-либо на пользу обществу поддержано социальными институтами. Обездоленность, анархия или беспредел - это не свобода.
"Расхождение ожиданий и действительности" происходит тогда, когда ожидают чуда, манны небесной, то есть когда ожидающий не смотрит на свои обстоятельства здраво и адекватно (если я сорок лет бухал и курил, а меня вдруг взяли в олимпийскую сборную, то я напрасно ожидаю получить на олимпиаде медаль чемпиона - действительность разойдётся с моими ожиданиями). Свобода является не гарантией, а условием процветания. Есть и другие условия, но без свободы их не выполнить. Поэтому свобода - то, с чего всё начинается.
Здравствуйте, Дарья.
Особого секрета здесь нет. Смысл высказан напрямую в диалоге Моржова и Щёкина, цитирую:
"Знал бы ты, Щекандер, какой я герой… Я же весь картонный. На подпорках. Для социума у меня кодировка от алкоголизма, а для друзей – пластиковая карточка. Для врагов – пистолет, для баб – виагра. Сам по себе я ничто."
Глупые рецензенты из этого пассажа выводят мысль, что Моржов - ничтожество, симулякр. На самом деле Моржов говорит о том, что он не супергерой (он же рассуждает в романе о "голливудстве" как стратегии поведения). Моржов - настоящий, подлинный человек. Со всеми слабостями человека. Эти слабости он и компенсирует виагрой, банковской карточкой, пистолетом и кодировкой, тем самым превращая себя в супергероя, чтобы совершить те подвиги, которые ему необходимо совершить ради своих ближних.
Добрый день.
На романы для подростков или детективы у меня пока планов нет.
Я не любитель детективов, читаю их мало. Могу порекомендовать романы Хана-Кристофа Гранже.
Вы не предлаоаете электронной версии Речьлота. Какую цель Вы преследуете.
Конечно в бумажной, что-то есть. Подержать в руках. Но из дома вынести такой кирпич... Бросились в глаза широченные поля, видимо чтобы делать пометки.
Последней и единственной бумжной книгой у меня был Ëбург. Люди конечно реагировали на название.
Электронная версия будет попозже.
Добрый день.
Это такое же моё произведение, как картина "Явление Христа народу", литературные пародии и песня про "неласковую Русь". Я же Александр Иванов.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Кстати, раз уж вы упомянули астафьевскую новеллу "Сон о белых горах", интересно вот что: в новелле затрагивается та же тема, которую и вы затронули в Псоглавцах, а именно конфликт городских с местными сельскими жителями. Но у Астафьева тема раскрыта как-то совсем иначе: у него немного наивный, но честный и порядочный сельский парень противопоставляется высокомерному возомнившему о себе москвичу. И вот какие мысли возникли по этому поводу: c одной стороны, обвинение в высокомерии -- абсолютно типичная претензия местных к городским: "пацаны, а чё вы такие понтовые". С другой стороны, а не выглядит ли Аким с точки зрения Гоги Герцева эдаким Годоваловым, а его претензии -- пустыми и вздорными, выдвинутыми лишь с целью докопаться? Да, Аким не является крестьянином из традиционной русской деревни, ну так ведь и Годовалов с Саней Омским не сеют и не пашут, в деревне Калитино никто не обрабатывает землю минимум со времён зоны, а многие из мужчин работают егерями в заповеднике, что уже совсем близко к охотнику Акиму. Ну и третья мысль: а может, всё же дело в том, что тогда время было другое и нравы были другие, может, тогда ещё можно было поехать в глубинку и встретить там не деграданта, а нормального человека? Когда на Руси завелись деграданты, как по-вашему?
Уважаемый Михаил.
Вы задали сразу много очень больших и очень интересных вопросов. Боюсь, мои ответы будут сумбурными.
Начну с Акима. Аким - не сельский парень. Он не занимается сельским хозяйством. Он работал на речфлоте или был промысловиком, то есть система ценностей у него - не городская и не сельская, а артельная. Об этом я недавно писал тут, на сайте, когда говорил, что Астафьев - не "писатель-деревенщик".
Конфликт Акима и Гоги - не конфликт города и деревни, а конфликт индивидуализма и артельности. Аким спасает девушку по той же причине, по которой выжил в детстве и сам: "вырастет и этот у артельного котла" (новелла "Уха на Боганиде" - астафьевский идеал жизни). Индивидуализм - продукт буржуазности; разумеется, он процветает в городах, но возможен и на селе (индивидуалистами были зажиточные крестьяне - кулаки). Артельность - продукт созидательной жизненной позиции: она возможна и на селе, и в городах (производственные бригады, научные коллективы, творческие объединения и т.д.).
Традиционный конфликт города и деревни, о котором вы пишете, чаще всего выражается в столь искажённых формах, что его суть извращается. В "Псоглавцах" Годовалов говорит москвичу: "Мы не сказки сочиняем, а пашем тут на вас, москвичей херовых. Всю Россию, бля, обожрали". Эти слова - извращение сути конфликта. Годовалов ни на кого не пашет, даже на себя: он маргинал и паразит. Большие города и Россия в целом давно не живут за счёт деревень - на дворе не XIX век.
Любая деградация (не только деградация деревни) начинается тогда, когда нарушается разумное развитие. Когда ход жизни насильно искажается. Отнимают у деревни возможность буржуазных отношений - деревня деградирует, превращается в убыточный колхоз, где всем всё пофиг. Отнимают у города свободу выбора формы жизни - город деградирует, превращается в гигантскую слободу, коммунальную катастрофу и экологическое бедствие. Отнимают у страны полноценные коммуникации с миром - и страна деградирует к тоталитаризму и войне. Деградация всегда есть следствие несвободы. Свобода - прогресс, несвобода - регресс, деградация. В какой области жизни устраивают зажим, в той области жизнь и деградирует. Так происходит в любую эпоху, а не только сейчас в России. Но сейчас в России это выражено очень ярко.
Нормальные люди есть везде и всегда.
Добрый день, Дмитрий.
Да, я бывал в пионерском лагере, и не раз. Мои воспоминания о жизни в лагере и есть "Пищеблок". Правда, в моём лагере не было вампиров (во всяком случае, я их не видел), и дети жили в типовых домиках, а не в купеческих дачах. Но остальное всё совпадает - и по фактуре, и по настроению. Волга из романа - это Кама, речка Рейка - речка Качка, а купеческие дачи, целый городок, находились рядом с моим домом, и в некоторых из них тоже размещались пионерские лагеря.
Уважаемый Алексей Викторович, приветствую Вас.
С чем Вы связываете такую громадную популярность в последние годы книг по коучингу и психологии? Все это рассудочно-дешевое чтиво "7 привычек успешных людей", "Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих", "Трансферинг реальности, "Сила настоящего" и тд?
Специально проверил, в 2023 году в России книга такого жанра стала бестселлером, и в США первое место тоже у книги такого порядка. Заходишь в книжные магазины - гигантские ряды с эзотерикой, коучингом, психологией и мизерный отдел научной литературы (причем, в этом отделе часто псевдонаучная литература).
Развелось коучей, даже вот увидал "психосоматического коуча", знакомишься с людьми и у многих из них кругозор как раз из таких книг и речь пересыпана коучинговыми фразами. Говорят фразы вроде "Знаешь, личность складывается из травматики" и тд. То есть идет влияние и на языковую культуру. И замечаю, когда люди сейчас называют свои любимые книги (особенно на Западе) - то в списке почти всегда эта макулатура по "психологии". Недавно покупал подушку в магазине, продавщица ничего не знает про саму подушку, но 30 минут рассказывала про психологию, чакры, полезные привычки и прочее. Через пару недель сдавал анализы крови, и женщина-заборщица тоже начала впаривать эту ерундистику.
По сути, эта литература стала современным чтением номер один, мне кажется, за этим стоят какие-то серьезные сдвиги в обществе, проблемы, которые я пока до конца не могу понять.
Уважаемый Никита.
Какой интересный у вас вопрос!
Для меня популярность коучинга единоприродна с триумфом конспирологии.
Современные средства коммуникации инструментально работают на самовыражение, поэтому обслуживание своего эго становится главной стратегией жизни и главной потребностью. Но в реальности самовыражение непродуктивно, продуктивна только самореализация. Самовыражение - это продвижение своей персоны (своего эго), а самореализация - продвижение своих компетенций. Следовательно, самовыражение нуждается в симулякрах компетенций. Конспирология и коучинг - это симулякры компетенций, и они нужны для самовыражения. Если утрировать, то звучит так: человеку хочется выглядеть умным, потому что умный интересен комьюнити, а учиться неохота.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Пытаюсь восстановить историю "в лицах" основания села Сая(-на-Барде), расположенного по Гороблагодатскому тракту. В ревизских сказках оно упоминается только с 1782 года, однако, в книге Н.С.Попова "Хозяйственное описание Пермской губернии" говориться об основании пильной мельницы на реке Сая, впадающей в Барду кунгурским купцом Иваном Михайловичем Хлебниковым в 1758 году. Возраст и состав семей саинских первопоселенцев тоже указывает на вероятность основания не позже начала 60-х. Но среди уездных и прочих дорог (в этой же книге) путь от Кунгура до Кушвинских заводов не упоминается (что удивительно). Пермский краевед А.К.Шарц опубликовал заметку в "Календаре-справочнике Пермской области на 1965" - про демидовского крепостного из Тулы Сафрона Согру, открывшего месторождение асбеста и разведывавшего дорогу, впоследствии названную Гороблагодатским трактом - не позже 1741 года - смерти Сафрона в Яйве. В Вашей же книге о Чусовой также названы разведчики дорог от заводов до Ослянки и от Ослянки до Кунгура - но совсем другие имена.
У А.К.Шарца (среди пермских краеведов) есть репутация "мастера дополненной реальности". И в архиве его я пока не нашел черновиков или заметок по теме Гороблагодатского тракта. Назовите, пожалуйста, Ваш источник информации по этой истории - где Вы встречали первые достоверные упоминания о "Кунгурском тракте", свидетельствующие, например, что Кыновской завод на момент основания стоял уже на проезжей дороге, а не был тупиком?
Заранее благодарен,
Я.Э.Ляпунов.
(Группа в ВК "Сая, Березовая Гора, Красоты...")
Здравствуйте, Ярослав.
Увы, я не помню. Книгу о Чусовой я писал 20 лет назад, а материалы собирал ещё с 90-х годов. Тогда у меня даже интернета не было. Скорее всего, мои источники были "свердловскими", то есть относились к истории Кушвинского завода или Гороблагодатского округа. А может, и к истории Невьянского завода, Сулёмской слободы и Весёлых гор.
Здравсвуйте, я хотела бы уточнить кто является автором данной статьи? ведь существует одноименная работа у Щербининой, собственно ее Вы и указали в конце статьи. Мне важно знать, так как я ссылаюсь на этот текст при написании диплома. Если это статья Щербининой, то вопрос такой, этот текст изменен/интерпретирован или же является оригиналом?
Спасибо за ответ:)
Здравствуйте. О какой статье идёт речь? Ничего не понимаю.
Добрый день!
Я на книгу Катанаева наткнулась почти случайно и заинтересовалась автором и героем. Да, она правда неполная - он же не успел ее дописать, умер. А понравилось мне, что она, как я поняла, не в тогдашнем "мейнстриме" (Гагарин - вор, казнокрад, взяточник и вообще буржуй), делает попытку на основании исторических документов восстановить личность, по возможности в объеме и полноте.
А мне после "Тобола" - из-за которого я, собственно, и заинтересовалась историей Тобольска и вообще историей (так-то я биолог) - стало интересно , "как было на самом деле" (эту фразу, я где-то прочла, сказала Томасу Манну машинистка, когда отдавала ему перепечатанную рукопись "Иосифа и его братьев" - ну вот, теперь я знаю, как там все было на самом деле))
Захотелось понять, что все-таки представлял собой князь М. П. Гагарин, но еще больше интересен Филофей и история его миссии (в романе - прямо образец христианского миссионера. Так ли было? А как было?). Вот про это прямо очень хочется что-то почитать (да, я, к сожалению, пока не добралась до "Дебрей" и не знаю, может, вы там об этом говорите?)
Спасибо вам огромное! ))
Уважаемая Елена.
Да, в "Дебрях" я рассказываю обо всех этих людях и событиях с точки зрения сухой истории.
В романе вымысел - сговор Гагарина с китайцами и погоня Филофея за идолом: сговора, наверное, не было, и Филофей по тайге шёл просто с миссией, а не в погоне за артефактом. О миссиях Филофея можете прочитать в книге Григория Новицкого (да-да, того самого, из романа), участника экспедиций Филофея; книга называется "Краткое описание о народе остяцком", её можно найти в сети.