продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

03.03.2024 Ярослав Ляпунов

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!

Пытаюсь восстановить историю "в лицах" основания села Сая(-на-Барде), расположенного по Гороблагодатскому тракту. В ревизских сказках оно упоминается только с 1782 года, однако, в книге Н.С.Попова "Хозяйственное описание Пермской губернии" говориться об основании пильной мельницы на реке Сая, впадающей в Барду кунгурским купцом Иваном Михайловичем Хлебниковым в 1758 году. Возраст и состав семей саинских первопоселенцев тоже указывает на вероятность основания не позже начала 60-х. Но среди уездных и прочих дорог (в этой же книге) путь от Кунгура до Кушвинских заводов не упоминается (что удивительно). Пермский краевед А.К.Шарц опубликовал заметку в "Календаре-справочнике Пермской области на 1965" - про демидовского крепостного из Тулы Сафрона Согру, открывшего месторождение асбеста и разведывавшего дорогу, впоследствии названную Гороблагодатским трактом - не позже 1741 года - смерти Сафрона в Яйве. В Вашей же книге о Чусовой также названы разведчики дорог от заводов до Ослянки и от Ослянки до Кунгура - но совсем другие имена.
У А.К.Шарца (среди пермских краеведов) есть репутация "мастера дополненной реальности". И в архиве его я пока не нашел черновиков или заметок по теме Гороблагодатского тракта. Назовите, пожалуйста, Ваш источник информации по этой истории - где Вы встречали первые достоверные упоминания о "Кунгурском тракте", свидетельствующие, например, что Кыновской завод на момент основания стоял уже на проезжей дороге, а не был тупиком?

Заранее благодарен,
Я.Э.Ляпунов.
(Группа в ВК "Сая, Березовая Гора, Красоты...")

ответ

Здравствуйте, Ярослав.
Увы, я не помню. Книгу о Чусовой я писал 20 лет назад, а материалы собирал ещё с 90-х годов. Тогда у меня даже интернета не было. Скорее всего, мои источники были "свердловскими", то есть относились к истории Кушвинского завода или Гороблагодатского округа. А может, и к истории Невьянского завода, Сулёмской слободы и Весёлых гор.

03.03.2024 ксения

Здравсвуйте, я хотела бы уточнить кто является автором данной статьи? ведь существует одноименная работа у Щербининой, собственно ее Вы и указали в конце статьи. Мне важно знать, так как я ссылаюсь на этот текст при написании диплома. Если это статья Щербининой, то вопрос такой, этот текст изменен/интерпретирован или же является оригиналом?
Спасибо за ответ:)

ответ

Здравствуйте. О какой статье идёт речь? Ничего не понимаю.

29.02.2024 Елена

Добрый день!
Я на книгу Катанаева наткнулась почти случайно и заинтересовалась автором и героем. Да, она правда неполная - он же не успел ее дописать, умер. А понравилось мне, что она, как я поняла, не в тогдашнем "мейнстриме" (Гагарин - вор, казнокрад, взяточник и вообще буржуй), делает попытку на основании исторических документов восстановить личность, по возможности в объеме и полноте.
А мне после "Тобола" - из-за которого я, собственно, и заинтересовалась историей Тобольска и вообще историей (так-то я биолог) - стало интересно , "как было на самом деле" (эту фразу, я где-то прочла, сказала Томасу Манну машинистка, когда отдавала ему перепечатанную рукопись "Иосифа и его братьев" - ну вот, теперь я знаю, как там все было на самом деле))
Захотелось понять, что все-таки представлял собой князь М. П. Гагарин, но еще больше интересен Филофей и история его миссии (в романе - прямо образец христианского миссионера. Так ли было? А как было?). Вот про это прямо очень хочется что-то почитать (да, я, к сожалению, пока не добралась до "Дебрей" и не знаю, может, вы там об этом говорите?)
Спасибо вам огромное! ))

ответ

Уважаемая Елена.
Да, в "Дебрях" я рассказываю обо всех этих людях и событиях с точки зрения сухой истории.
В романе вымысел - сговор Гагарина с китайцами и погоня Филофея за идолом: сговора, наверное, не было, и Филофей по тайге шёл просто с миссией, а не в погоне за артефактом. О миссиях Филофея можете прочитать в книге Григория Новицкого (да-да, того самого, из романа), участника экспедиций Филофея; книга называется "Краткое описание о народе остяцком", её можно найти в сети.

28.02.2024 Елена

Уважаемый Алексей Викторович,
Спасибо за ответ. Мне как раз и нравится то, что это у вас не Великая Броне-Идея, но нить, которая, совершенно по-разному в разных книгах, прослеживается. И приятно, что сумела ее заметить )
А еще вопрос такой: когда вы писали "Тобол", какие источники использовали? (догадываюсь, что их было много, все перечислять не прошу). А вот что скажете про книгу Г. Е. Катанаева о князе Гагарине?

ответ

Уважаемая Елена.
Источников и вправду огромное количество. Тем более, по разным темам. Зачастую эти темы даже не пересекаются. Например, каролины в Сибири - и сибирские "гари". Если вас интересуют книги об истории Сибири вообще - это один вопрос. Если по какой-либо конкретной теме - совершенно другой. Про одного только Ремезова целый корпус литературы, научной и художественной. Спрашивайте конкретнее.
Работу Катанаева я читал. Мне она показалась не совсем полной и слишком укоренённой в своём времени. Впрочем, это можно сказать о многих произведениях. У нас в стране то и дело то в одну сторону перекос, то в другую.

27.02.2024 Вячеслав

Алексей, здравствуйте!
Знакомы ли вы со взглядами Стивена Кинга на писательский процесс? Если да, то, пожалуйста, скажите, что вы думаете о его подходе к ремеслу писателя?

ответ

Здравствуйте, Вячеслав.
Я знаю об этой книге Стивена Кинга, но не читал её - как-то руки не дошли.

26.02.2024 Елена

Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо за ваше творчество, я большая и давняя его поклонница. Мы как-то с подругой говорили о ваших книгах, и она сказала, что все они настолько разные, что не верится, что их написал один человек. После этого я задумалась, и мне показалось, что я нашла связь. И мне очень интересно, согласитесь ли вы с моей гипотезой. А кажется, мне, что связующая идея - по крайней мере, в "Общаге", "Географе", "Сердце Пармы", но и дальше, вплоть, до "Тобола" и "Бронепароходов" - это тема ответственности за души других людей. Она очень по-разному звучит, но для меня яво прослеживается. Вот хотела узнать - это мои выдумки или есть все же у вас такая единая тема? Спасибо большое заранее за ваш ответ и за ваши прекрасные книги.

ответ

Уважаемая Елена.
В общем-то, вы правы.
Для меня всегда очень важна идея спасения. Она может выводить куда угодно - хоть на евангельскую тему, хоть на постапокалипсис. И все мои герои - не борцы, а спасатели. Бывает, они спасают себя, как Осташа в "Золоте бунта". Бывает - народ (страну, порядок жизни, землю, истину), как князь Михаил в "Сердце пармы". Бывает - ближнего, как Немец в "Ненастье". Спасение ближних - это и есть та ответственность за души других людей, о которой вы пишете. Ближних спасают Моржов из "Блуды", Иван Диодорович из "Бронепароходов" или Валерка из "Пищеблока".
Но есть одно "но".
Всё время окучивать одну и ту же идею - это свойство ВПЗР ("Великих Писателей Земли Русской"). И я не окучиваю идею спасения. Романы посвящены другим идеям. Но спасение как высший мотив главного героя у меня остаётся всегда.

24.02.2024 Николай

Здравствуйте.После прочтения ваших "Комьюнити" и "Псоглавцев" меня очень заинтересовала профессия "дэнжеролог".
Очень хотелось бы узнать у Вас, существует ли эта профессия сейчас эта профессия и можно ли стать дэнжерологом?Или можно пойти на культуролога и так же изучать паронормальные свойства объектов искусства?

ответ

Здравствуйте, Николай.
Вы серьёзно? Мне кажется, вполне очевидно, что эту профессию автор романов (то есть я) выдумал.
Некоторые издания "Псоглавцев" и "Комьюнити" имеют в качестве пролога статью из Википедии, посвящённую дэнжерологии; статью я тоже сочинил.
В вузах не изучают паранормальные свойства артефактов культуры.

22.02.2024 Антон

Здравствуйте! Знакомы ли вы с книгой "Хохот шамана"?
Если да, то какое впечатление она на вас оставила?

ответ

Здравствуйте.
С этой книгой я не знаком.

17.02.2024 Артём

Всем привет! Алексей, моё почтение. Смотрел сейчас интервью с Вами несколько-летней давности - услышал фразу что сайт Иванова - лучший писательский сайт в данный момент. Стало интересно, зашёл посмотреть, а новости тут за 2020 год, интервью за 2018.... как же так...непорядок.... или момент остался в прошлом? :(

ответ

Здравствуйте, Артём.
Увы, да. Я забросил все обновления. Выставлять всякие рецензии и свои интервью мне стало неинтересно, а новости анонсируются через соцсети Юлии Зайцевой. Так что сайт работает только в режиме "вопрос-ответ", и всё.

14.02.2024 Ярослав

Уважаемый Алексей Викторович! Вероятно, для разработки всё более мощного искусственного интеллекта потребуется возникновение новой интеллектуальной элиты? В РФ создание ИИ это тоже приоритетная задача. А вы предполагаете применять ИИ в своей работе?

ответ

Уважаемый Ярослав.
Да, потребует.
А лично мне работа доставляет удовольствие. Зачем я буду уступать его "неграм", соавторам или нейросети?
PS. Вы действительно Ярослав, а не Владимир?

13.02.2024 Ярослав

Уважаемый Алексей Викторович! Возможно, что причина отсутствия интеллектуальной элиты в стране станет более наглядной, если обратиться к Германии 1939 года? По-моему, там её не было. Если народ какой-то страны уподобляется немецкому народу того исторического периода времени и выбирает себе лидера, у которого единственным способом организации смыслов является тупая сила и ложь, то интеллектуальная элита невозможна. Не так ли?

ответ

Уважаемый Ярослав.
В целом вы правы, но у нас всё-таки ещё не так безнадёжно и мрачно, как в Германии 1939 года.

11.02.2024 Никита

Уважаемый Алексей Викторович, добрый вечер.
Кого бы Вы отнесли к современной российской интеллектуальной элите? Две важных особенности интеллектуальной элиты - это 1) влияние и 2) идеи.
Кто сейчас на всех более менее образованных людей в стране влияет, влияет на наши представления, на наш язык, чьи идеи являются чем-то новым, мощным и прогрессивным, способными объединить лучшие умственные силы?
Я четко вижу интеллектуальную элиту в России начала XX века, в Советские годы 1960-х - реальная такая элита это лучшие представители военной и околовоенной науки: Келдыш, Королев, Капица и тд.
Кого сейчас можно отнести к такой элите? Не Екатерину же Шульман, она просто толковый политолог, но у нее нет своих прогрессивных идей, которые будоражат миллионы людей и самое главное - у нее нет никакого влияния. Ни писателей ни режиссеров ни журналистов я таких тоже не вижу. Много талантливых, но нет влиятельных.

ответ

Уважаемый Никита.
Я соглашусь с вами. Никого.
Причин - две.
Во-первых, раскол общества на две основные страты: так сказать, патриотов и либералов. Объяснение этому - внутренняя политика.
Во-вторых, в каждой страте всё равно нет общих лидеров, есть лидеры "комьюнити". Объяснение этому - способ коммуникации. Поскольку нет нормальных СМИ и общественных дискуссий, коммуникация остаётся только одна - соцсети. Но способ коммуникации определяет её характер. Соцсети отвергают институт авторитета (об этом я писал много раз), следовательно, лидеры "комьюнити" как лидеры неполноценны: скорее, они являются "точками сборки" нарратива, говорения, а не производителями идей и смыслов.
Есть, конечно, и третья причина. Нации никакие смыслы не нужны, нации и без них хорошо (точнее, плохо). Более-менее мыслящая и дискутирующая страта профанна и по отношению к компетенциям настроена агрессивно (по причине отрицания института авторитета), то есть ей, страте, и без чужих компетенций всё понятно. В итоге единственным способом организации смыслов или движений является тупая сила.

05.02.2024 Никита

Уважаемый Алексей Викторович, добрый день.
Вот Вы назвали сериал "Слова пацана" выдающимся произведением. Мне, напротив, показалось, успех этого сериала и выбор подобной темы - это все та же архаизация России, которую мы сейчас видим везде. Теперь в нее ударились еще и совсем молодые люди, что вдвойне пугающе. Раньше молодежь пугала родителей и стариков тем, что они совершенно другие и не похожи на них, но теперь - удивительное дело - пугают, наоборот, похожестью и архаизацией.
Российская культура вытолкнула подобные сериалы на экран в самом начале нулевых, даже конце 90-х. Причем, на мой взгляд те сериалы - о бандах 80-х и 90-х (и подростковых и взрослых) - были гораздо сильнее. Сейчас мы живем совершенно в другой эпохе, которая ставит другие задачи, а мы возвращаемся к страшно отсталым темам. Причем, запрос у людей на выбор исторического периода - опять полная безвкусица и архаизация. У нас либо 90-е либо Сталин, такой только запрос на свою историю.
И более того, я уже два раза на улице (недавно - прям пару дней назад) видел влияние этого сериала. Два парня стояли фоткались у белого старого Мерседеса, стилизованного под то время, ругались матом, употребляли выражения из этого сериала, проявляли агрессию к прохожим. И таких случаев немало уже, даже отснятых очевидцами. То есть это же дичайшая архаизация, я не видел такой модели поведения подростков больше 20 лет на наших улицах, и вот теперь - благодаря этому сериалу - увидел вновь.
Я понимаю, что сериалы о криминале всегда будут в моде, но раз новая эпоха - должна быть другая техника нарратива и новые идеи, в чем тут они? Да и просто, с художественной точки зрения, это из рук вон плохо сделано.

ответ

Уважаемый Никита.
Согласен с вами в вопросе архаизации. Но разве наша действительность - не архаизация? Мы - лучшие в мире, кругом враги, народ и партия едины, всё для фронта и т.п. - это разве не архаизация общественного дискурса?
В социальном смысле этот сериал говорит о двух вещах. Первая: мальчишки из сериала выросли и теперь управляют страной - по тем же законам. Вторая: дворовые правила не тождественны криминальным (как Вова Адидас не тождественен Кащею). Дворовые правила строятся на силе, криминальные - на авторитете. В 90-ые мы жили по дворовым правилам, а не по криминальным (я об этом много раз говорил применительно к "Ненастью"); мальчишки из "Слова пацана" олицетворяют будущее страны, хоть в 90-ые, хоть сейчас.
Смысл "Слова пацана" вполне классический, а нарратив (способ рассказывания) - вполне модерновый. Но материал и не требует обострённой художественной манифестации, это не "Криминальное чтиво".
По поводу "новых идей". Новое - не всегда "умное", "правильное" или "нужное". Вспоминается разговор Джеймса Бонда (в исполнении Крейга) с Кью, когда Бонд говорит: "Молодость - не гарантия свежих решений". В случае "Слова пацана" интерпретация классической этики важнее, чем упражнения в продвинутости. Этика вообще с трудом поддаётся художественной модернизации, да, в общем-то, в ней и не нуждается. И вполне правомерно сравнить "Слово пацана" с "Бригадой" (очень люблю "Бригаду"): будет видно, что "Слово" на порядок выше в правдивости изображения. Это уже шаг вперёд - вот вам и новизна.
"Из рук вон плохо" - ярлык. Понимаю, что "выдающееся произведение" - тоже ярлык, но это вы дискутируете с моим предыдущим постом, так что хотелось бы услышать ваши аргументы с примерами, а не вкусовщину.
А подражание героям сериала (даже глупое) говорит о художественных достоинствах сериала, о его способности произвести впечатление.

03.02.2024 Илья

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Выше Вы говорили:
"Для современного мышления это понятно и актуально, потому что сейчас люди мыслят не образами и эмоциями, а стратегиями."
Не могли бы Вы пояснить Вашу мысль. О каких стратегиях идёт речь? Спасибо

ответ

Уважаемый Илья.
Это очень большой разговор. К тому же выводы мои - интуитивные, их сложно не только доказать, но даже сформулировать. Попробую пояснить на примере.
Применительно к фильму "Тобол" я рассказывал, как сейчас пишется сценарий по роману. Скажем, сцена Бородинской битвы из "Войны и мира". Сценарист рассуждает: а почему князь Андрей был ранен так нелепо? Давайте перенесём в Бородинскую битву историю со знаменем, которое князь Андрей поднял в бою под Аустерлицем, - лучше ведь будет. Потом сценарист думает: а почему Пьер Безухов просто околачивался на батарее и ничего не делал? Давайте превратим его в артиллериста, он будет стрелять из пушки по врагу! Лучше ведь будет. Потом сценарист думает: а как это мы потеряли Наташу Ростову? Давайте Наташа будет медсестрой, она вытащит из боя раненого князя Андрея, а Пьер прикроет их огнём из пушки. И "Бородинская" сцена получится куда динамичнее. Лучше. Вот так и переписывают сюжеты романов.
Почему это происходит? Потому что современный человек впитывает идеологию компьютерных игр и воспринимает героя как набор опций. Поднять знамя, выстрелить из пушки, вытащить с поля боя - это опции. Реализация опций и есть стратегия. Но она не имеет отношения к эмоциям или образам.
Проанализируйте с этой позиции, например, сериал "Слово пацана" (я считаю его выдающимся произведением). Но решения, который принимают герои сериала, - это опции. По-настоящему убедителен в сериале только Марат, а у всех остальных героев есть некий провал в логике поведения. Почему Андрей вдруг превратился в такого рьяного сторонника "пацанства" - он же домашний мальчик, интеллигентный, порядочный и справедливый? Почему Вова Адидас не отменил закон травли изнасилованных девчонок - он же добрый человек, честный, и он пошёл наперекор уличному закону, когда прогнал криминального куратора Кащея? И так далее. Потому что сценарий строится на опциях, а не на образах.
О причинах такой "смены парадигмы" надо говорить отдельно.
Логика поведения, основанного на образах и эмоциях, строится по принципу "я должен поступить вот так" (например, поднять знамя). А логика поведения, основанного на опциях и стратегиях, строится по принципу "почему бы мне не поступить вот эдак?" (например, убить ростовщицу). У Достоевского герои поступают "вот эдак". И романы Достоевского - анализ этических стратегий.
Метод Достоевского очень близок тем, кто не видит разницы между драматургией и компьютерной игрой. А разве общество сейчас видит эту разницу? То, что происходит в нашей стране, - это же игра властей и нации с опциями, а не детерминизм исторического развития.

19.01.2024 Владимир

Здравствуйте, Алексей Викторович. Вы знакомый с Дмитрием Скирюком, писателем - фантастом, вашим ровесником и земляком из Пермской области. Если да, то как оцениваете его творчество. Спасибо.

ответ

Здравствуйте, Владимир.
Да, я познакомился с Дмитрием лично лет двадцать назад, но общение у нас не продолжилось.
Я высоко оцениваю творчество Дмитрия. Он настоящий писатель и создатель миров. У него очень ладный, раскованный и обаятельный язык. Цикл "Осенний лис" - выдающееся явление в отечественном фэнтези. "Блюз чёрной собаки" - знаковое произведение. Очень и очень жалею, что я не прочитал его, когда формировал серию "Пермь как текст": в этом романе (среди прочего) Дмитрий очень точно отразил мифологемы региональной идентичности.

страница: 282 из 288