Добрый день, Алексей Викторович! С разочарованием узнал, что снимать "Сердце Пармы" (почему второе слово с большой буквы тоже не совсем понятно) будет не Сергей Бодров, а новомодный режиссер Мегердичев. К сожалению, предчувствия нехорошие... Как же так?
Кстати, есть ли вероятность, что мы сможем узнать авторскую канву сериала "Тобол" (принципиальные отличия от книги)?
Уважаемый Владимир.
А я очень доволен тем, что творческую группу усилили режиссёром Антоном Мегердичевым. Дело не в новомодности. Мне очень понравился фильм "Метро", он сделан на очень высоком уровне с пониманием всех жанровых особенностей. Думаю, Антон Мегердичев будет также внимателен и чуток к жанровым и стилевым особенностям "Сердца пармы". Это только на пользу.
Авторскую канву в "Тоболе" можно будет узнать по первой половине истории, по "завязкам" и героям. А дальше всё покатится кто в лес, кто по дрова.
Здравствуйте,
Спасибо большое Вам за книги. Прочла многие. Теперь вот и Тобол. Извините за, возможно, нелепый вопрос. Скажите пожалуйста, в эпизоде погони через тайгу за Нахрачем, Владыка Филофей в рясу одет? С одной стороны как бы в рясе в таком приключении как-то через чур экстремально, а с другой стороны духовные особы как-то автоматически в рясах видятся.
Уважаемая Анна.
Да, владыка одет в рясу. Да, ряса - не лучшая одежда для движения по тайге. Но ряса - не просто одежда, а символ, и потому её носят даже тогда, когда это неудобно.
Уважаемый Алексей.
Я уже высказался об этом в СМИ. Очень-очень жалко телебашню. Я понимаю, что никто не знает, как с ней быть, но мы - не последние люди на земле: пусть стояла бы, другое поколение чего-нибудь бы да придумало. Но дело уже сделано. Остаётся только грустить, что снова нам ломать интереснее, чем строить.
Уважаемая Екатерина.
Нет, пока такой фильм не планируется. Хотя есть некие предварительные договорённости.
Добрый вечер, Алексей Викторович!
Около месяца назад я писала Вам и спрашивала о романе «Золото Бунта», а точнее о том, из каких источников вы брали языковой материал (диалектные слова, топонимы и т.д.). У меня возник вопрос, зафиксировано ли у Вас количество единиц в романе (к примеру, количество диалектных слов) и входят ли они все в толковый словарь, приложенный к роману? Могли ли вы упустить некоторые и не занести в словарь?
И по какому принципу составлялся словарь к роману? В него входят все трудные для понимания слова или он имеет какой-то другой характер? Очень жду вашего ответа! Спасибо!
Уважаемая Дарья.
Нет, я не проводил подсчётов слов по группам.
Если какие-то слова я и упустил, то их очень немного. 1-2 процента.
Словарь составлялся для корректоров и редакторов в издательстве, чтобы в книге слова были напечатаны правильно, без искажения при переносе из рукописи в вёрстку. Это технический издательский документ.
Алексей Викторович, здравствуйте! Хочу поблагодарить Вас за "Тобол". Это мощная вещь. Читала с огромным интересом. Каким живым получился Ремезов (я к своему стыду про него ничего не знала), но в Ваших романах есть еще герой - это Природа, которая тоже участвует во всем. Описания тайги, реки, степи, закатов и т.д. - Вам удаются замечательно и точно! (мне повезло бывать в тундре, степи, видеть Обь в районе Обдорска-Салехарда...). Мой вопрос - о языке - как Вы создаете эту атмосферу? Еще проще - откуда это свободное знание старых слов и оборотов? Когда я читала "Золото бунта", то поняла, что совершенно не ориентируюсь в устройстве барок, хотя прекрасно справляюсь с описаниями брашпилей, рей, такелажа, кнехтов и прочих европейских корабельных премудростей. Училась, как ребенок - по мере чтения. Еще раз - спасибо!!! Ольга
Уважаемая Ольга.
И вам спасибо.
Не знаю, смогу ли объяснить, как создаются описания. Многое тут решается на интуитивном уровне. В каждом конкретном случае я могу прокомментировать технологию, но в целом универсального способа нет. Знание старых слов в первую очередь из словарей. Не только словарей архаизмов и диалектизмов, но и профессиональных, жаргонных и топонимических. Однако проблема не в том, чтобы выкопать какое-нибудь заковыристое словечко, а в том, чтобы оно в тексте ожило, заиграло, стало понятным без объяснения, органичным и созвучным. И это уже дело вкуса.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Я Прокопенко Артемий (ученик 9 класса). Возможно, Вы меня помните. В прошлом году я после прочтения романа "Сердце Пармы" решил написать исследовательский проект по ономастикону этого произведения и задавал Вам на этом сайте вопросы. Спасибо за то, что ответили на них. Работу я полностью закончил ещё в прошлом году: написал исследовательскую часть и создал виртуальный музей по роману, однако идея продемонстрировать её Вам и узнать Ваше мнение родилась неожиданно сегодня. Если Вас эта тема заинтересовала, то отправьте, пожалуйста, на мою почту Ваш e-mail, чтобы я мог послать исследование и музей.
Уважаемый Артемий.
Пришлите, пожалуйста, на e-mail моего продюсера Юлии Зайцевой, она мне перешлёт. Её координаты здесь, на сайте, справа вверху.
Алексей Викторович, спасибо Вам за Тобол. За чуть забытое с детства ощущение сожаления, что каждая перевёрнутая страница приближает конец истории, в которую погрузился, а выныривать не хочешь. Прошу прощения за дурацкий штамп - какие у Вас планы (книги) и что ждать в ближашие, скажем, 5 лет?
Уважаемый Дмитрий.
И вам спасибо.
Надеюсь, что ближе к концу года у меня выйдет новая книга. Размером примерно с "Псоглавцев". О чём и как называется - пока не скажу из суеверия. Потом, если найдётся финансирование, надеюсь заняться фотокнигой о речфлоте (в формате "Горнозаводской цивилизации"). Потом - ещё не решил.
Добрый день Алексей Викторович. Очень понравилась Ваша книга "Географ глобус пропил" и экранизация этого романа. В книге и фильме действия похода происходят на реке "Ледяная", какую реку Вы под ней подразумеваете, "Чусовая"??
К теме о "Чусовой", жуть как хочется экранизации Вашего романа "Золото бунта", но не одним фильмом, сжатым в комок, а сериалом, охватывающем всю книгу.
Уважаемый Леонид.
Под Ледяной я подразумевал, естественно, Чусовую. Под Понышем - отчасти Вильву, отчасти Усьву (скала Семичеловечья - это Усьвинские Столбы, на которых и снимался фильм).
С "Золотом бунта" всё непросто. Фильма ждать в ближайшем будущем не приходится.
Уважаемая Анна.
Никто. Это вымышленный герой. Просто тип "гулящего человека".
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Я задал вопрос про ношение чеха, поскольку Вы упомянули, что Ходжа Касым, как купец, платил налог. А Гагарин и Новицкий ведь тоже должны были его платить? Если я правильно помню, от налога были освобождены крестьяне и священники?
Так что это не шутка, а любопытство.
Книга мне понравилась, и никакой цели подловить Вас я не преследовал, как и во всех заданных мной вопросах.
Уважаемый Антон.
При чём тут подловить? Просто этот вопрос действительно несущественен для романа. Я не знаю, платили Гагарин с Новицким или нет. Гагарин - вряд ли, он же губернатор. А Новицкий был беден. Вообще, чехов катастрофически не хватало. За бороды платили как попало, точнее, кому не повезло попасться в лапы сборщикам налога.
Антон,
я воспринимаю ваш вопрос как шутку. Какая разница для романа?
Алексей, приветствую Вас.
Я давний поклонник Вашего творчества.
Прежде чем задать вопрос,хотел бы выразить благодарность. Несколько лет назад были с женой на встрече с Вами в Екатеринбурге в кинотеатре в ТЦ "Гринвич".
К счастью, мои отношения с тёщей не вписываются в общежитейские рамки, и анекдоты про мать жены для меня шутки не про моё бытие. И на встрече я получил Ваш автограф на книге "Ёбург" для тёщи Ирины Рафиковны, потому что очень её люблю и она является Вашей поклонницей как и я. Большой Вам привет из Ирбита, регулярно упомянутого в Ваших произведениях От Устьянцевой Ирины Рафиковны, большое спасибо за Ваши книги, автограф, долгих Вам лет жизни и успехов. Приезжайте к нам в Ирбит.
Вопрос у меня следующий.
Вы в своих произведения, регулярно упоминаете древнеславянский календарь.Не хотели бы Вы провести исследования по этой теме. Рассказать миру откуда по Вашему мнению ведутся летоисчисление по древнеславянскому календарю. Ведь в Китае есть свой календарь, а у нас...
Уважаемый Сергей.
Увы, это не моя тема. Я ничего об этом не знаю.
Мои добрые пожелания Ирине Рафиковне.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Спасибо вам за этот раздел и возможность задать вопрос. Хочу прояснить для себя вот какой момент из "Тобола":
В чем причина гибели Новицкого? Ведь его вины не было в том, что над ним взяло власть колдовство Айкони. Почему владыка Филофей не помог Григорию Ильичу избавиться от беса (и как-то даже не пытался)? Почему для Новицкого не было искупления?
И еще один вопрос, если позволите:
Интересна ли вам как писателю эпоха Смутного времени начала XVII века? Вообще есть ли у вас любимый (или наиболее интересный вам) период истории России и почему?
Уважаемая Дарья.
Причина гибели Новицкого очевидна: морок, наведённый на него по ошибке. Слишком сильный морок, чтобы с ним смог справиться человек с "надтреснутой" душой - то есть человек, лишённый родины, поприща и чести (в сословном смысле, а не в нравственном). Филофей не мог понять всей глубины драмы Новицкого, потому что был внутренне цельным. "Надтреснутым" был Иоанн, но он умер.
Вопрос веры не решается силой, натиском, поэтому ни Филофей, ни Иоанн не могли помочь Новицкому. Как они помогут? Отмолят? Это как-то наивно. Новицкий сам не хотел спасаться - он же видел, что Айкони его не любит. Надо было отпустить её в своём сердце. Принять её свободу. Рассуждать об этом можно долго, однако Новицкий - тот редкий тип персонажа для меня, поступки и мысли которого я представляю абсолютно ясно, но объяснить могу не всегда. Это конфликт за пределами "рацио". Как известно, "верую, ибо абсурдно", то есть за пределами "рацио".
Эпоха Смутного времени мне очень интересна. Прежде всего - своей ирреальностью.
Любимого периода в истории России у меня нет. Все времена мне интересны, но каждое - в своём ключе.
Добрый день, Алексей Викторович!
Все-таки задам серьезные вопросы со спойлерами.
1. По сути, приговор Гагарину в романе выносит не Сенат и не Петр, а Ремезов (ну или даже Бог). И это, действительно, ужасный финал истории. И все вроде логично и справедливо, но остается какая-то заноза в душе... Так ли уж заслужил Гагарин такую жестокую справедливость?
2. В "Эпилоге 2" Ремезов в 1722 году встречается с Чичаговым и, по сути, воскресает для новых знаний. Это такое "бессмертие" Ремезова, судьба которого по "Дебрям" уже завершилась? Сколько еще он прожил в романной системе координат?
И пару оффтопов:
3. Были ли идеи воссоздать Ремезовский Кремль?
4. Какова исторически достоверная судьба обеих кольчуг Ермака?
P.S. Побывав летом в Тобольске действительно оценил постмодернистский шедевр 18 века, которым является центральная часть. Тут и Киев с украинским барокко и Суздаль и Нижний. Так что постмодерновый литературный синтез идеально ложится на этот город.
Уважаемый Владимир.
1. Я не знаю. С точки зрения Ремезова - да.
2. В 1722 году реальному Ремезову было бы 80 лет. Ещё не предел. Ну, набросьте ему дополнительно пару годочков жизни.
3. Нет. Кремль был разрушен в конце XVIII века, и всё. То, что есть сейчас, - это Софийский двор (неаутентичный изначальному) и Гостиный двор.
4. Одна кольчуга была передана идолу на Белогорском святилище. Видимо, это был идол Обского Старика, уничтоженный владыкой Филофеем. Эта кольчуга затерялась. Другая кольчуга, отвезённая тайше Аблаю Ульяном Ремезовым, вместе с Аблаем попала к русским. Ныне она хранится в Оружейной палате Кремля как "кольчуга боярина Шуйского".
P.S. Добавьте к этому Прямской взвоз как некий аналог псковского "захаба".