Добрый день! Хочу задать, возможно, чуть-чуть странный вопрос. Я сам пишу, написал недавно исторический роман, сейчас его продвигаю, сейчас пишу роман героического фэнтези с элементами ужасов. Для меня важно в общении с людьми наличие черт, которые вызывают у меня уважение, это- храбрость, стойкость, умение отвечать за свои слова, сила духа,честность, такие, скажем, бойцовские качества. И мне, помимо этого хотелось бы найти какой-то коллектив, каких-то людей сходного занятия, писателей или там, издателей, чтобы не просто писать одному, а было бы с кем, что называется, затусоваться. Однако в той писательской тусовке с которой я знаком, качества, которые мне нравятся и которые перечислены выше, не наблюдаются. А наблюдается слабохарактерность, неискренность и всякие другие малоприятные вещи. Конечно, есть мнение, что если хочешь изменить людей вокруг себя, изменись сам для начала. Но все же, хочу спросить вас. как человека культурно мне в какой-то степени близкого и, я надеюсь, в какой-то мере вышеперечисленными качествами обладающего- бывают вообще писатели и писательские и творческие группировки, в которых такие бойцовские качества можно найти? И где их можно, по вашему мнению, поискать?
Уважаемый Сергей.
Я никогда не был участником какой-либо писательской тусовки - ни в Перми, ни в Екатеринбурге, ни в Москве. Я всегда сам по себе и всего добивался сам (за исключением "стартовой удачи" с Л.Юзефовичем, но и к ней я подготовился самостоятельно). У меня есть надёжный помощник - мой продюсер Юлия Зайцева, вот и вся тусовка. Такая нелояльная позиция в нашей московско-тусовочной культуре подразумевает конфликтные отношения с тусовкой и потерю многих преимуществ, например, премий или переводов; подразумевает незнание свежих сплетен и раскладов. Но она даёт возможность отстаивать свои права и сохранять творческую свободу. В сообществе фантастов, как я подозреваю, ситуация ещё более кастовая, нежели в сообществе мейнстрима. Короче, всё по Пушкину: "ты царь, живи один". Не рассчитывайте ни на какую компанию, если хотите в литературе быть самим собой, и сторонитесь соцсетей - они начинают рулить человеком и ломают позвоночник свободе.
Уважаемая Майя.
В Москве у меня встреч с читателями не предвидится, ближайшие встречи - в Тюмени и Лондоне. А в Перми вы можете занести книгу в галерею "Тамбурин" на улице Ленина, и я, когда буду в Перми, подпишу её. Правда, не знаю, когда буду, но в течение февраля точно окажусь там. Адрес "Тамбурина" можете узнать у моего продюсера Юлии Зайцевой, напишите ей.
Уважаемый Слава.
"Остался самим собой" - так сказать, читательский штамп восприятия, вроде "эта книга о любви" или "это книга о запутавшемся человеке". Над этим штампом, помнится, издевался Курт Воннегут: "Я написал 28 романов, а он их прочитал и сделал вывод: мои романы о том, что во всех обстоятельствах надо оставаться человеком. Надо же, я написал 28 романов, а мог отбить телеграмму в шесть слов".
Ошибка Отличника в том, что он рассматривал самоубийство как аргумент в споре - "такой ответ, на который уже ничего не возразят". С подобным аргументом одного из спорщиков весь спор, так сказать, некорректен. Отличник же прочитал на парте стихи: "...что резать вены - ещё не способ свою доказывать правоту". Увы, Отличник в это не поверил. Но это не значит, что он глупый или слабый. "Вы ошиблись, профессор", - как сказали Плейшнеру нацисты.
Добрый день, Алексей Викторович!
Совсем недавно познакомился с творчеством замечательного русского писателя Ивана Владимировича Дроздова. После прочтения его автобиографического и антисемитского романа "Последний Иван" можно предположить, что возможно, одной из причин того, что Вас долго не печатали является Ваша национальность и фамилия. Было ли у Вас такое ощущение?
Вам часто указывают на имеющиеся в Ваших произведениях неточности (ляпы), которых невозможно избежать даже при наличии феноменальной памяти и богатого воображения. Как Вы к этому относитесь?
Уважаемый Андрей.
У меня никогда не было такого ощущения. Причина, по которой меня не публиковали, - не отсутствие еврейства и не распространённая фамилия, а то, что я не москвич, пишу не про Москву и не разделяю московской системы ценностей. Если бы я жил в Москве и тёрся в литтусовке, всё срослось бы на десять лет раньше.
Вы не правы. Мне очень редко указывают на ошибки. Очень часто заявляют, что "полно ошибок", не называя ни одной конкретно. Когда заявляют огульно - это стратегия дискредитации и самовыражения, и это мне, разумеется не нравится. Когда указывают конкретно, тогда приходится разбираться. Иной раз я, действительно, ошибся, и тут ничего не поделаешь; иной раз ошибается оппонент. Историю весьма редких споров на эту тему вы можете проследить по моим ответам на этом сайте. На фоне частого высокомерного порицания за ошибки конкретные случаи смотрятся очень репрезентативно.
Уважаемый Леонид.
Фильм по этой книге будет делать компания "Стар Медиа". Режиссёр - Сергей Бодров. Фильм должен появиться примерно в 2018-2019 годах. Пока что Сергей Владимирович завершает работу над сценарием.
Уважаемая Мария.
"Вилы" и "Увидеть русский бунт" - это один и тот же текст. "УВБ" - большеформатная книга, изданная в издательстве "ОЛМА" в 2012 году; она щедро проиллюстрирована цветными фотографиями. Но её не заметили ни читатели, ни критики. Тогда в 2016 году я переиздал этот текст в издательстве АСТ (Редакция Елены Шубиной) в более "демократическом" варианте: обычного формата и с небольшим количеством чёрно-белых иллюстраций. Название я поменял для того, чтобы в АСТ мои книги нон-фикшн назывались однотипно: "Ёбург", "Вилы", "Дебри".
Здравствуйте, Слава.
Соблазнительно, конечно, видеть Отличника Христом, Искупителем, мучеником или каким-то идеалом, но это не так. Отличник - просто добрый, честный и думающий юноша, который ошибся. Но это очень хорошая ошибка, правильная. Настоящий человек должен ошибаться именно в эту сторону.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Понимаю, что у вас мало свободного времени, но не удалось ли вам познакомиться с сериалом "София", который недавно шел на канале "Россия"? Интересно ваше мнение о качестве этой работы, особенно, памятуя о том, что по вашему сценарию также скоро будут снимать исторический сериал.
Уважаемый Олег.
Нет, этот сериал я пока не смотрел, поэтому ничего не могу сказать.
Здравствуйте, Владимир.
Книга дошла.
Предвидя ваш вопрос, сразу отвечу, что не знаю, когда её прочитаю. Но точно, что не скоро, - дела. И рецензию писать не стану: я не пишу рецензий.
Уважаемый Олег.
Я слышал о полемике вокруг Ельцин-центра, но не слежу за ней. У меня есть своё мнение о Ельцин-центре, основанное на опыте давнего знакомства с этой институцией, и чужие вопли мне не интересны.
Я не думаю, что тема девяностых стала актуальной. Я думаю, что вдруг резко (и официально) изменилось отношение к девяностым - с сострадательно-осуждающего на оскорбительно-проклинающее. Причиной я вижу некую "герметизацию" современной России. Россия в некоем завышенном самомнении надменно отгораживается от всего: от Европы, от США, от культурного мейнстрима, от своих проблем и от своего недавнего прошлого.
Таня, привет.
В Екатеринбурге - нет. Будут встречи в Тюмени, Берлине и Лондоне.
Добрый вечер, Алексей Викторович!
Огромное спасибо за новый роман, за новое открытие, на этот раз - Сибири с ее бескрайними реками и полуночными руинами Мангазеи.
1. Интересно, это только мне показалось, что подзаголовок "роман-пеплум" несет несколько иронический оттенок и хорошо путает "профессиональных читателей", пафосно рассуждающих потом о "традиционном масштабном историческом романе"?
2. Мне показалось, что две центральные фигуры - Ремезов и Гагарин являют собой архетипы гениев Возрождения - Художника и Тирана(просвещенного). Была ли подобная задумка?
Жду окончания (в должный ему срок) и, обязательно, non-fiction тома. Его очень не хватало!
Уважаемый Владимир.
1. "Пеплум" - это весь роман, а не первая его половина. После второго тома станет очевидно, что термин "пеплум" вполне подходит.
Рассуждения о "традиционном" романе - мимо кассы. Я уже говорил об этом в интервью. Перескажу кратко. Во-первых, роман имеет игровой характер. В традиционном романе герои иллюстрируют свою социальную среду, в игровом - обыгрывают. Во-вторых, роман составлен из разных жанров (как и положено в постмодерне): исторический, военный (второй том), любовный, детективный и мистический. Кроме того, основной "скелет" романа - конспирология, то есть объяснение реальных фактов чем-то нереальным (в романе - сговором губернатора Гагарина с китайцами на войну с джунгарами).
2. Да, вы правы. Отношения Гагарина и Ремезова - это отношения Поэта и Царя. Только спорят они не о позиции культуры по отношению к власти (обычный российский спор), а о развитии общества: модерн (петровские реформы) или аутентичность (понимание Сибири).
Здравствуйте, Алексей Викторович. "Тобол" я решил смаковать в новогодние праздники. А вот рецензию на роман уже прочел, автор Москвина пишет, что в романе много неизвестных слов и примером приводит слово "татрыга". Не удержался, набил в википедии, но значения не нашел. При создании "Тобола" вы, как и с "Золотом бунта" пользовались какими-то специфическими словарями?
Уважаемый Вадим.
Словарями я, конечно, пользовался, и очень разными. Так что если вас интересует какое-то слово - спрашивайте, я объясню. Нет одного словаря, в котором были бы собраны все слова из этого романа.
Слово "тартыга" означает "пьяница, вор". В романе оно употреблено единственный раз - на стр.512. Т.Москвина прочитала его неправильно ("татрыга") и зачем-то в рецензии обратила внимание на своё прочтение. В результате недавно вышла ещё одна рецензия, которая гордо называется "Мы не татрыги". Просто "поручик Киже".
Это вообще свойство нынешней литкритики - читать поверхностно (или вообще не читать), всё путать, пересказывать чужие мнения и множить ошибки - но с апломбом, с претензией на всезнание. И, не смущаясь, выставлять всё это на всеобщее обозрение. Поэтому для П.Басинского "Тобол" - роман о пугачёвском бунте, для Г.Юзефович "Вилы" и "Увидеть русский бунт" - совершенно разные тексты, а для википедиста Абатурова "Сердце пармы" и "Чердынь - княгиня гор" - два разных произведения.
Хотите точного ответа - спрашивайте у меня на сайте. Всё остальное может оказаться просто бредом.
Михаил.
Вы меня не обидели. Я не девочка, чтобы обижаться. Объяснять все реакции обидой - манипулятивная практика. Мне просто неприемлема нынешняя культурная ситуация с непременной фигой в кармане, с миной сомнения и позицией свысока: "щас я тебя поучу, как тебе романы писать". Эта ситуация, увы, нормативна для нынешней коммуникации, но не годится для общения. Если что-то смущает, сначала следует спросить, почему так, а не сразу предлагать исправить ошибки, которых, возможно, и нет.
PS. Увидел ваш отзыв - сами знаете, где. Ваше поведение типично для человека культуры интернета. Получив опровержение (пусть и раздражённое), публиковать своё ошибочное мнение на другом ресурсе. Причём почти анонимно. Типа как "глас народа", "все об этом говорят". Настоять на своём. Самовыразиться. Создать ложное мнение. Подточить репутацию. Это и есть неуважение к автору.
Уважаемая Мария.
Согласен с вами. Части этого большого мифа - мифы об Аркаиме, о щелпах, о перевале Дятлова, о геоглифе "Лось", об атомном поезде в Дидинском тоннеле, об инопланетянах в Молёбке и так далее. Чаще всего эти новые мифы лично мне не особенно нравятся, так как слишком уж прямолинейны, даже вульгарны. Но процесс я считаю правильным. Об этом я пишу в последней главе книги "Горнозаводская цивилизация" "Искатели идентичности".