Добрый день, Алексей Викторович.
В данный момент я занимаюсь изучением Вашей авторской пунктуации на материале романа "Сердце Пармы" в контексте выпускной квалификационной работы.
В своем исследовании я пришла к определенным выводам, однако, хотелось бы узнать Ваше мнение - Вы считаете себя писателем, использующим авторскую пунктуацию? И если да, то к каким пунктуационным знакам вы расположены? Говоря и о романе "Сердце Пармы" и о творчестве в целом.
С уважением, Диляра Хасаншина.
Уважаемая Диляра.
Спасибо за интересный вопрос.
Вообще я не сторонник авторской пунктуации - теоретически, но иногда мне не хватает традиционной пунктуации. Дело в том, что я оцениваю свою речь на слух, а интонации многообразней, нежели подразумевает пунктуация (которая и призвана выразить интонацию). Поэтому допускаю и свою собственную.
Я очень люблю тире и очень хорошо отношусь к точке с запятой. Не люблю многоточий и восклицательных знаков.
"Сердце пармы" ("парма" - с маленькой буквы, так как это названия типа леса вроде "тайги", "рощи", "дубравы", "колка" и т.п.) я писал в 1995-2000 годах, поэтому уже не помню своих тогдашних мнений о пунктуации. Нынешние я изложил выше.
Уважаемый Илья.
В каких-то случаях я имею влияние, в каких-то - нет. В случае "Псоглавцев" - весьма ограниченное. Меня кандидатура Егора Кончаловского обрадовала.
Уважаемый Борис.
Нет, я учился в другой школе другого города.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Я большой поклонник вашего творчества. Книги "Географ глобус пропил", "Зов Пармы", "Золото бунта" попадают под мое определение настоящий литературы. Так получилось, что в этом году я заканчиваю Пермский университет и как раз пишу диплом о создании социально-культурного проекта по книге и фильму "Географ глобус пропил". Я студент кафедры туризма и мой социально-культурный проект будет связан с туризмом в Пермском крае. Мне бы очень хотелось задать вам пару вопросов или даже взять интервью у вас, если такая возможность есть. Это бы оказало неоценимую помощь в написании моего диплома. С уважением, Шамиль.
Уважаемый Шамиль.
Мой роман называется "Сердце пармы".
Вопросы можете задать здесь, на сайте.
Дорогой Алексей! Приглашаем вас принять участие в необычном, глубинном фестивале
СВЕТЛОЯР РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ - 2016
Фестиваль-движение
22-26 июня
Маршрут: Нижний Новгород – Природный парк «Воскресенское Поветлужье» - фаун-парк «Ноев Ковчег» в с. Троицкое - Воскресенский краеведческий музей -Усадьба Левашовых в Галибихе - с. Владимирское – о. Светлояр.
23 июня. «Ноев Ковчег» - что спасаем мы и что спасёт нас?
24 июня. Литературно-практическая мастерская «Искусство слова и система ценностей» в Воскресенском. Концерт-диалог.
25 июня. Литература и кино. Слово/экран/сцена в Культурном центре «Китеж» (с. Владимирское). Искусство звучащего слова. Слово – Мастерам.
Ночные чтения на о. Светлояр.
Если в этом году какие-то причины помешают вам отправится на Светлояр и встретится там с молодыми талантливыми читателями и писателями, то, надеемся, ничто не сможет помешать вам ответить на три наших вопроса – и поучаствовать в нашем фестивале заочно. Нам очень нужен Ваш голос, Ваши слова.
Ждём!
1. Ваш личный Град Китеж и «Ноев Ковчег» - что вы спасаете и что спасает вас?
2. Русская система ценностей в вашем понимании. Какие есть, на ваш взгляд, эквиваленты цены и ценности, кроме денежных?
3. Что происходит со словом на сцене и на экране? Как – в вашем понимании и чувствовании - изменяется Ваше слово, переходя на экран? Сохраняются ли в киноверсиях те слова, которые не звучат с экрана?
Ждём.
Марина Кулакова и «Светлояр русской словесности». (115 человек).
Дорогая Марина.
Спасибо за приглашение. К сожалению, на июнь у меня уже другие планы. Да я и не любитель фестивалей.
Увы, я не смогу ответить на ваши вопросы. Первый - слишком личный. Второй я не очень понял. А третий вопрос подразумевает большой и обстоятельный разговор, при котором мне нужны, так сказать, промежуточные вопросы.
Уважаемая Снежанна.
Географ ни от кого не убегает.
Я не знаю, какая женщина нужна Служкину. На мой взгляд, подбирать женщину (мужчину) по каким-то заранее определённым параметрам, по шаблону, - это очень наивно, к тому же сильно обедняет жизнь. С кем случится взаимопонимание - тот и "твой человек".
Многоуважаемый Алексей Викторович.
Я сейчас заинтересовался стихами Бориса Рыжего. На столько, что стал искать рифмы
В Свердловске папироски и
Окурки в Петербурге.
Но папиросок пока не увидел.
Вы в своей статье говорите поэт возраста Лермонтова и Есенина. Их уравнял Высоцкий в своей Песне о фатальных датах и цифрах.Когда мне после цитирования этих строчек сказали что Есенину в год гибели было 30, я первым делом полез в Википедию.И оказалось правда, или Владимир Семёнович ошибся или мы стихи не так понимаем.
46 лет, Рязань
Уважаемый Николай.
В вашем послании нет вопроса, я не знаю, что отвечать. Могу довершить цитату, которую вы и сами знаете: "Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр: томитесь, как наложницы в гареме".
Уважаемый Алексей Викторович, наверное, Вы меня как-то не так поняли: мне важно именно Ваше мнение, а не мнение столичной тусовки. Но, если у Вас нет времени просмотреть мою рукопись (на Прозе. ру всего несколько глав) и черкануть пару строк, напишите об этом мне прямо. И я не стану занимать больше ни Ваше, ни свое время. С уважением, Татьяна Слабинская.
Уважаемая Татьяна.
На этом сайте я много-много раз объяснял и предупреждал, что не читаю предлагаемых мне текстов.
Уважаемая Татьяна.
Вы напрасно считаете моё мнение чем-то значимым. Для публикации значимо мнение столичной тусовки, а я в неё не вхожу.
Уважаемый Илья.
Чтобы что-то представлять в культуре, надо понимать, чем ты являешься. Но Пермь отказалась заниматься самопознанием. Она лишь подвёрстывает себя под столицу или под модные тренды. А это никому не интересно, потому что очень провинциально и вторично. Следовательно, Пермь вычеркнула себя из российской культуры.
Уважаемая Татьяна Павловна.
Пока что я ничего ещё не наметил. Скорее всего, встречи будут в Москве, Тюмени или Кургане где-нибудь в начале лета. Об этом я сообщу на сайте.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Прежде всего, спасибо за Ваше творчество! Речь не только о книгах: "Хребет России" лично я пересматривал раз на десять!
Мне хотелось бы задать вопрос о Вашем образовании. Что Вы изучали как искусствовед? О чем писали диплом? Почему именно искусствоведение, а не филология или история, например? Как сейчас оцениваете свой выбор? Насколько гуманитарное образование оказалось значимым для карьеры писателя?
И ещё - как Вам удается быть столь продуктивным? Вы пишете по какому-то плану, может быть роль играют договоры с издателями? Или целиком полагаетесь на вдохновение? Знакомо ли Вам ощущение "творческого кризиса"?
Спасибо!
Пожелать хочу только одного: продолжайте в том же духе!!
Уважаемый Григорий.
Спасибо.
Всегда приятно отвечать про себя-любимого.
На искусствоведение можно было поступить только по направлению из музея. Я подделал себе такое направление - смастырил справку, что меня посылает на учёбу музей деревянного зодчества, где я якобы работаю экскурсоводом. Поэтому сначала я занимался деревянным зодчеством, а потом как-то плавно переехал на книжную графику. Диплом писал по творчеству прекрасного художника Геннадия Калиновского.
Искусствоведение (точнее, историю искусств - так назывался факультет, когда я поступал) я выбрал, чтобы разбираться в искусстве. Ещё меня заворожила речь искусствоведения, я хотел слышать её "вживую". Я и сейчас благодарен Уральскому университету за своё образование. И выбор я сделал правильный. В карьере писателя образование вряд ли чем сможет помочь, карьера - производное от способностей, удачи и связей, но как писателю образование предоставило мне свободу, потому что открыло огромный мир.
Я продуктивен, потому что работоспособен и организован. Я реально много работаю - читаю и пишу. Пишу не очень быстро, но не теряю времени даром, поэтому многим и кажется, что пишу быстро. Никто не оказывает на меня никакого влияния в вопросах о чём, как и когда я напишу. И никогда никто не оказывал такого влияния, я этого сроду не терпел (потому и не стал журналистом). Ни издатели, ни спонсоры, ни читатели не определяют моих художественных решений и идейных установок. У меня всегда есть план на произведение, над которым я работаю, и есть варианты, чем буду заниматься дальше.
"Творческий кризис" - это для юношей. Я профессиональный писатель. Я умею работать, не взирая на настроение.
Вдохновение - тоже для юношей. Вдохновение нужно, когда ты придумываешь роман, но это очень короткий период времени, - 5 % всех трудозатрат на роман. Остальное - методичная работа.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Позавчера щелкал каналы в зомбоящике и случайно увидел вас, не поверил, присмотрелся - точно, вы! Сериал "Физрук", там Нагиев влез к вам на сцену, неожиданно. Вот и захотелось спросить - это как так получилось? :-)
И второй вопрос, вы же в Ебурге многих знаете. Слышали ли вы что-нибудь про книгу уральца Федора Крашенинникова "После России"?
Уважаемый Юрий.
Ну, как это получилось?.. Меня пригласили - я согласился. Это весело, к тому же я очень уважаю продюсерскую команду "Физрука".
Про Ф.Крашенинникова я слышал, лично не знаком, деятельность и взгляды Крашенинникова вызывают во мне скепсис, про его книгу я не знаю.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Я пишу исследовательскую работу по книге "Сердце Пармы". Маршрут московского войска во главе с Пестрым не соответствует историческому источнику (и не должен (автор имеет право на вымысел). Чагин говорит нам о том, что московские князья долшли до Анфала, а потом разделились, Нелидов захватил Чердынь и Почку, Пестрый Искор. В вашей книге Пестрый и Нелидов доходят до Бондюга, а затем расходятся. Нелидов захватывает Пянтег и Анфал, Пестрый берет Чердынь и Покчу. Скажите, для чего вам это нужно? На чем вы хотели сделать акцент? Что этим показать? Может быть, вы ничего не меняли, а просто пользовались при описании маршрута другой книгой (не Чагина)? Буду очень благодарна вам за ответ.
Уважаемая Анастасия.
Смотря что вы имеете в виду под "историческим источником". Работы Чагина - не источник, а толкование источника.
Во-первых, не известно, где находились Урос и Анфалов городок. Утверждения Чагина (тем более - Корчагина) легко можно оспорить.
Во-вторых, в самом источнике - противоречие. Чердынь, Покча и Искор находятся на одной дороге, и разделиться войско Нелидова и Пёстрого никак не могло. Представьте, например, по линии московского метрополитена (я возьму Калужско-Рижскую линию): Анфалов городок - Рижская, Чердынь - Алексеевская, Покча - ВДНХ, Искор - Ботсад. Как два человека могут разойтись на Рижской, чтобы разными путями добраться до станций ВДНХ и Ботсад? Видимо, напутали сами летописцы (Мисаил и Евтихий), которые не были участниками похода.
В третьих, историческая дорога от Камы, по которой плыли Нелидов и Пёстрый, до Чердыни начинается в Бондюге. Она существовала ещё во времена Стефана Пермского. Но Анфалов городок вряд ли находился в Бондюге. Зато в Пянтеге стоит Богоявленская церковь, переделанная из башни острога, а острог вполне может быть "наследником" Анфалова городка. Поэтому городок я поместил рядом с Пянтегом.
Рассуждая с точки зрения здравого смысла, и я описал маршрут московского войска, по максимуму учитывая летописные сведения, но в соответствии с географией и теми версиями о местонахождении Анфалова городка и Уроса, какие существовали на момент написания романа.