Здравствуйте, Алексей Викторович.
Прочитал «Ненастье». Мощно.
Чувствуется, что этот художественный труд является логическим продолжением документального Ебурга, и ему предшествовала большая исследовательская работа. Думаю, что мне придется еще раз перечитать этот роман, как это было с Общагой и Географом, которые я перечитывал по нескольку раз, по песчинке выколупывая ваши мысли, на которых замешаны эти произведения. Спасибо.
Не знаю, ставили ли вы перед собой такую задачу, но читая роман у меня, постоянно возникало ощущение параллельности судьбы афганского «Коминетрана» и судьбы России в двадцатом веке. Название «Коминтерн» (Третий Интернационал), наверное, не случайно? Сначала обделенные люди объединяются вокруг общей идеи, а когда работа идеи начинает давать результаты, общность начинает расслаиваться. Затем люди, не отягощенные моралью, присваивают результаты общего труда.
Алексей Викторович, как вы относитесь к тринадцатой статье Конституции РФ, запрещающей государству иметь свою идеологию (идею)?
На прошлой неделе проходил госсовет по культуре. На нем президент РФ не рекомендовал деятелям культуры использовать в своем творчестве политику, и привел в пример трагедию, случившуюся с Олесем Бузиной. Как вы считаете, полноценна ли литература (как вид творчества) без политики?
Спасибо.
Уважаемый Михаил.
Спасибо.
Увы, название "Коминтерн" не отсылает к реальному Коминтерну, просто аббревиатура оказалась созвучна ("комитет воинов-интернационалистов" - "коммунистический интернационал"). И в судьбе афганского "Коминтерна" я не фиксировал судьбу России в ХХ веке. В принципе, та стратегия, о которой вы говорите, - стратегия любого большого дела в несвободном (а то и свободном) обществе.
К статье Конституции о запрете идеологии я отношусь положительно. Хотя понимаю, что де-факто идеология всё равно бывает в любом обществе. Другое дело, что наше государство легко может переступить через конституцию.
...Смотря что вы имеете в виду под "использованием творчества в политике". Когда писатель участвует в политике как гражданин? Это его личное дело. Когда писатель пишет, выполняя политический заказ? Это постыдно. Хотя ведь и среди писателей встречаются убеждённые холуи (или простаки), которые политзаказ искренне считают своей личной и выстраданной гражданской позицией. Или когда писатель в своих произведениях описывает политические коллизии своей эпохи? Это мне очень нравится. Так писали Грэм Грин и Курт Воннегут, на этом построен мой любимый "День Шакала" Форсайта.
Алексей Викторович, здравствуйте!
С удовольствием прочёл, думаю, все Ваши книги. Само собой не раз "Географ ...", водил семью на показ в кино. Блудо и МУДО разобрано по цитатам, а Хребет России лежит на первом месте в книжной полке. Огромная Вам благодарность за Ваш труд и неподражаемость. Но хотел бы узнать, когда Вы начнёте жалеть нервы читателей? Столько тяжести и "грусти русской" в Ваших книгах. Когда будет "белая полоса"? Хэппиэнды?
Последний роман Ненастье читал и забрасывал несколько раз. Сверлят по нервам мне Батуевские 90-е, да мои 15 лет в вооруженных силах. Но когда Герман на втором этаже дачи лежал и слушал как его Татьяну насилует какой-то, простите, хмырь. Из трусости, тупоумия своего, опасаясь защитить самое дорогое в его, Германа, жизни. Дороже однозначно тех мешков с деньгами. Вот на этом моменте Ненастье забросил уже 2 месяца и не могу себя заставить вернуться, дочитать. Тем более зная, что и Германа самого не станет в живых... Так будет ли радость в Ваших книгах? Легкость и позитив?
Уважаемый Дмитрий.
Спасибо.
Не знаю, что сказать вам по поводу "хэппиэндов". Сам я не вижу в своих романах какой-то уж особенной чернухи и безнадёги. Может быть, вам попробовать изменить точку зрения? Тогда станет ясно, что "хэппиэндов" много, потому что мои главные герои чаще всего выходят победителями или хотя бы в паритете с судьбой.
Рискну предложить вам начать "новый взгляд" с "Ненастья". Во-первых, Герман в конце не погибает, то есть остаётся жив. Во-вторых, он не трус (в Афгане он остался с Серёгой "в заслоне", прикрывая товарища) и не тупой (он разработал безупречный план ограбления). Неволин - настоящий человек, честный, ответственный, любящий и мужественный. Он - солдат, а не генерал, но это не делает его ничтожеством. И то, что ему пришлось пережить на втором этаже дачи, - испытание, а не моральное крушение. Ему (с его опытом войны и бандитских разборок) ничего не стоило прекратить то, что он видел, но тогда он пожертвовал бы счастьем Танюши, которое он запланировал. Он старался для Танюши, а не для своего достоинства, поэтому и не вышел.
Уважаемый Юрий.
Ещё не смотрел. Но очень интересно.
Еще раз здравствуйте, Алексей! А как вы определяете, высокий ли уровень прозы или нет, например Быков, определил Довлатова средней руки любителя,всячески избегающим серьезных тем, да и сам текст сродни школьному сочинению. Я не всегда согласен с господином Дибыковым, но здесь с ним согласен. Хотелосб бы услышать ваше мнение, как авторитетного для меня писателя. И еще, аы писали, что можете вычленить зерно драматизма из ситуации,не совсем понятно. Что для Вас драматично? Спасибо!
Уважаемый Игорь.
Н-да, у Димы Быкова пугающая компетенция. Куда ни ткнись в культуре, везде он уже начертал свой вердикт.
Я считаю Довлатова эдаким предтечей блоггеров. Довлатов прекрасный рассказчик, и в этом смысле он хороший писатель. Он никогда не претендовал на статус ВПЗР, и судить его надо по законам, содержащимся внутри его текста, а не внутри текста Толстого, Солженицына или Быкова. Нельзя ведь подходить к "Маугли" с той же меркой, с которой подходят к произведениям Джеральда Даррела.
Сложно дать формальное определение хорошей прозы. Я не буду снобом, как второкурсница филфака, чтобы снисходительно пояснять всё утончённым вкусом. Хорошая проза (для меня лично) - та, за которой я вижу культуру и самодисциплину писателя, пускай даже произведение мне не нравится (не по вкусу). Хорошую прозу может писать человек, не обладающий талантом писателя; примеры - прекрасный нон-фикшн.
Не менее сложно дать определение драматизма. Как человек культуры, вы должны ощущать наличие драмы на интуитивном уровне. Однако любая формализация лишает определение драматизма прикладного звучания, а сейчас мы говорим как раз об этом. В любом случае, у драматизма есть критерий - сочувствие читателя. Что вызывает сочувствие - то и драматично в подлинном смысле. Ищите в сюжете то, чему будут сочувствовать, и вы найдёте зерно драматизма. Если драматизм совпадает с драматургией, произведение - в "техническом отношении" - состоялось.
Алексей, здравствуйте. Юзал Ваш форум, читал переписку с читателям, где многие просят, чтобы вы их научили писать - глупо, если честно звучит, научите меня писать, играть, наделите способностью видеть сквозь стены и т.д. Ну, так вот - наткнулся я на такую интересную вещь, думаю самую главную в ремесле писателя. В одном из своих ответов очередному читателю, Вы сформулировали такое легкое и почти неуловимое понятие, как потенциал выбираемой Вами темы. Собственно, вопрос в том, по каким критериям вы оцениваете потенциал темы. Что служит выбором, того или иного сюжета. Коммерческий ли умысел, или просто книга, как религия для себя. Ясно, конечно, что для любого творческого человека, самовыражение, есть часть той свободы, которую он сам для себя определяет, ну конечно в рамках своих способностей, но все таки, я хотел бы более подробного и развёрнутого ответа. И ещё если можно, то отниму у Вас ещё, немного времени... Вам когда нибудь приходилось слышать, от друзей или знакомых , что писать это не серьёзно, что это нелепо и вообще не прибыльно? Или например, что писательство это не для Вас, мол идт ка ты на завод, или иди в продажи, там возможно себя найдёшь. И ещё вопрос на контрасте) Вы ведёте дневник, или там мемуары? Есть, ли у Вас скажем некоторые секреты, ремесла одному Вам известные, которыми Вы не готовы делиться, скажем, с некими предполагаемыми конкурентами по тому, же цеху? Спасибо, за внимание и понимание!
Уважаемый Игорь.
Сразу хочу кое-что уточнить.
Я не занимаюсь самовыражением. Я пишу книги, а не литературное селфи. Как замечательно сказал мне писатель Леонид Юзефович, «самовыражение непродуктивно». Если угодно, я занимаюсь самореализацией. Самореализация основана на компетенциях человека, а самовыражение – просто продвижение собственной персоны, «Дом-2».
Я никогда не писал за деньги или для денег. Ни романов, ни нон-фикшна. Если бы я хоть когда-нибудь подумал об этом, то не стал бы писателем. 13 лет я писал «в стол» без надежды на публикацию. Стоило мне тогда задаться целью «писать для денег» - и я бы ушёл в журналистику или в жанровую литературу и никогда бы не состоялся как самостоятельный писатель. С тех времён независимость текста от денег за него для меня – императив.
Теперь про «потенциал темы». Скажу упрощённо: «тема» - это сюжет плюс среда. Например, в «Золоте бунта» - поиски золота на фоне сплава «железных караванов». В «Ненастье» - судьба «афганской группировки» на фоне быдлячества «лихих девяностых». И так далее. Как автор, я всегда начинаю с «темы». Смотрю, какую идею эта «тема» может породить. В «Золоте» «тема» могла породить идею «передачи» души «на сохранение». В «Ненастье» - идею экзистенциальных невозможностей как ловушек судьбы. И так далее. Оценив идею, я делаю выбор: писать или не писать. Идея должна трогать лично меня. Должна быть значима для судьбы любого человека. И ещё она должна быть, так сказать, вневременной, то есть, чтобы она была «больше», чем просто функция от сюжета и среды. Вот, собственно, такова (упрощённо) технология определения «потенциала темы».
Я ни от кого не слышал советов «иди на завод, писательство – дело неприбыльное». Но эти слова не звучали вовсе не потому, что вокруг меня все были уверены в моём таланте или прибыльности писательства. Просто когда я писал «в стол», я, в общем, и так работал «на заводе» (фигурально выражаясь). За годы этой работы я написал три больших романа – «Общагу», «Географа» и «Сердце пармы». И когда мне всё-таки выпал шанс, я был к нему готов. У меня почти разом вышли несколько книг, которые принесли мне большие (по моим тогдашним представлениям бюджетника) гонорары, и я сразу стал профессиональным писателем, который зарабатывает только литературой, которая ему нравится. С тех пор я так и живу. Не буду хвастаться, но скажу: вполне возможно очень неплохо зарабатывать литературой, даже если не живёшь в Москве, не толчёшься в тусовке, не пишешь серийные или жанровые романы и не получаешь литературных премий. На мои доходы существует и моя семья, и продюсерский центр «Июль», который реализует мои проекты нон-фикшн.
Дневник я не веду, мне и без него хватает писанины.
Мемуары не пишу и не собираюсь. Как говорили браться Стругацкие, жизнь писателя делится на две части, сначала – биография, потом – библиография. Сейчас я нахожусь уже в периоде библиографии, и рассказывать об этом скучно. А события биографии я отрабатываю в романах.
Секреты есть, но делиться ими – просто забава, а не тайный код литературного мастерства. Например, у Флобера был секрет: чтобы на странице одно слово не повторялось дважды. Или у Довлатова: чтобы в предложении все слова начинались на разные буквы. Можно следовать этим правилам. Но не уверен, что они обеспечат прозу уровня Флобера или Довлатова.
Уважаемый Илья.
Версия о финно-угорской Бабе-Яге - не моя. Я прочитал её в журнале "Уральский следопыт" (Аркадий Захаров "По следам Бабы-Яги"). В правоте этой версии я убедился, когда проанализировал образ Бабки Синюшки из сказа Бажова (Синюшка - "параллельная Баба-Яга").
Думаю, каннибализм Бабы-Яги - художественный вымысел русских сказителей (кстати, Синюшка тоже убивает). Наличие на капище костей жертвенных животных и бесследная гибель тех, кто видел Золотую Бабу, органично приводят к мысли о каннибализме Яги, если забыть реальную этнографическую первопричину образа.
Добрый вечер Алексей!
Меня зовут Анастасия мне 21 год. Ваша землячка) живу в маленьком городе Горнозаводске). Несколько лет назад я начала замечать что ко мне люди очень часто обращаются за советом, в разных жизненных ситуация, и они во многих случаях им помогаю, люби благодарят меня за совет говоря, что послушав меня их жизнь меняется к лучшему. Многие мне говорят, что из меня выйдет отличный психотерапевт, но у меня есть огромное потенциал и желание написать про это книгу, но так как в этом деле я новичок, прошу вас посоветовать мне, как правильно и с чего начать свое произведение? Хотелось бы, что бы вы помогли мне выложить все свои мысли на бумагу.
Буду вам очень признательно если вы откликнитесь на мои просьбу к вам))). С нетерпением буду ждать вашего ответа. Спасибо за внимание надеюсь вы мне поможете! Анастасия.
Уважаемая Анастасия.
Увы, я ничем не могу вам помочь. Я не имею ни малейшего представления о том, как пишутся книги подобного рода.
Добрый день, Алексей Викторович!
К Вам пишет очередная студентка филологического факультета, в душу которой навсегда запал Ваш неподражаемый "Географ...".
Я решила именно этот роман выбрать для своей дипломной работы, в связи с чем хотелось бы задать Вам пару вопросов.
1. Что послужило основой для написания романа? Есть ли у героев прототипы или они результат длительного наблюдения и обобщения?
2. Ваш роман имеет открытый в некотором смысле финал, каждый выбирает для Виктора Служкина свой дальнейший исход. Какой, на Ваш взгляд, он будет у главного героя? Сможет ли его жизнь найти свое русло? Наладятся ли отношения с Надей, займет ли кто-то место Маши в его сердце? Чем для него обернется "светлая и лучезарная пустыня одиночества"?
Заранее спасибо за уделенное время!
Уважаемая Анна.
Спасибо.
1. Основой послужил мой собственный жизненный опыт - работа в школе учителем и турпоходы со школьниками. У некоторых героев есть прототипы, у некоторых - нет.
2. Жизнь Служкина войдёт в нормальное русло ("лихие девяностые" закончатся). Служкин не потеряет себя и не сопьётся. Маша из его жизни ушла, и это бесповоротно. Отношения с Надей не наладятся; скорее всего, Служкин с ней разойдётся. "Пустыня одиночества" ничем не обернётся, а чем она может обернуться? (Чем в жизни человека может обернуться, например, острый слух?) "Пустыня одиночества" - экзистенциальное ощущение жизни в целом, а не конкретная жизненная ситуация.
Дорогая Анна, за прошедшие со времени выхода романа 13 лет я много раз подробнейшим образом отвечал на подобные вопросы на этом сайте. Можете поискать более развёрнутые ответы.
Уважаемая Ирина.
Пока учился на журфаке, я жил на Большакова, 79. Но роман написан про общагу на Большакова, 71, хотя и с небольшими примесями 79-ой. Например, в 71-ой не было читалки, а в 79-ой была.
Уважаемый Артём.
Спасибо. Мне очень приятно, потому что "Комьюнити" публика приняла плохо, хотя я горжусь этим романом.
Непосредственно "Комьюнити" я продолжать не буду, но серию "Дэнжерологи" - возможно, когда-нибудь в неопределённом будущем. В этой серии должен был быть третий роман - "Бугурты", он про субкультуру ролевиков, феномен фанфиков и легенду о Коте Казанском.
Здравствуйте, Алексей!
'Взахлёб' прочёл Вашу книгу 'Географ глобус пропил, примите мою благодарность за неё.
Честно искал ответы на терзающие меня вопросы после прочтения. Помогите, пожалуйста, с ответами:
1. Почему Служкин не решился на отношения с Машей после увольнения из школы (хотя с их будущим он определился уже в походе)? Любовь настоящая появилась в его жизни, а он всё-равно придержался своего правила 'ни кому не быть залогом счастья'? Потому что он уже стар (для неё), с ребёнком и не хотел ломать ей жизнь?
2. При последней встрече Служкина и Маши, последняя даже не смотрела на него - т.е. она всё также его любила, но шла под руку с Старковым? Получается Служкин заливал горе водкой, а Маша - ухаживаниями со стороны других парней?
3. Почему Надя не ушла к Будкину? У них любовь, всё что она хотела в жизни у него есть: квартира, машина, деньги... И тут бац и она решает пожертвовать своим счастьем... ради Таты? Так она её из садика то не забирала, на концерт не приходила. Точно не ради Служкина, которого она не уважает даже. Так ради чего?
Заранее спасибо.
С уважением, Владимир.
Уважаемый Владимир.
Спасибо.
Отвечу по пунктам.
1. Да. Напомню: Служкину 28 лет, Маше - 14. Как бы Служкин ни любил Машу, эти отношения - неправильные. Служкин это понимает. И он, отодвигая себя, даёт Маше возможность жить своей жизнью, как в походе даёт отцам возможность быть в своём походе. Для Служкина высшая ценность не любовь, а, так сказать, бережность по отношению к другим. А это требует самоотречения - самого трудного решения.
2. Я бы не сказал, что Служкин заливал горе водкой. Он не напивался. А Маша, потеряв Служкина, просто приняла то, что уже имелось, - Старкова. Но это у неё несерьёзно.
3. Для Нади главное - не любовь, не дочь и даже не благополучие, а чувство своей правоты. Так она самовыражается. Надя должна быть права, должна кого-то обличать. (Как певица Слава поёт: "Я сама дверь закрыла, я собою довольна. Отчего же так грустно, отчего же так больно?") Уйдя к Будкину, Надя не сможет быть правой по отношению к Будкину, а оставаясь со Служкиным сможет наслаждаться своей (бессмысленной) правотой по отношению к Служкину. Это весьма распространённый тип поведения в эпоху самовыражения: сделать всем - и себе - только хуже, но остаться правым. Служкин говорит об этом Наде открытым текстом.
Добрый день!
Я студентка факультета журналистики УрФУ. На одном из предметов нам задали проект про известного человека. Обязательное условие - с Урала.
Проект посвящен Вам и Вашему творчеству.
Пожалуйста, ответье на вопросы.
1. В 1987 году Вы поступали на журфак УрГУ. Скажите пожалуйста, почему вы решили уйти с данной образовательной программы?
2. Вы работали не только журналистом, но и преподавателем в школе и университете, а также гидом-проводником. С чем связан выбор этих профессий?
3. Вопрос в дополнение. Чем отличается преподавательская деятельность в университете и в школе?
4. Если не секрет, расскажите пожалуйста о проектах, над которыми Вы сейчас работаете.
5. Как, по Вашему мнению, добиться успеха?
Спасибо!
Уважаемая Ирина.
Отвечу по пунктам.
1. Я хотел стать писателем, и мне казалось, что факультет журналистики поможет мне в этом. Увы, журналистика и писательство - разные занятия. В этих профессиях разное отношение к фактам. Когда я понял, что ошибся с выбором пути, то ушёл с журфака.
2. Выбор странных профессий связан с безденежьем девяностых годов. Где была возможность работать, там и работал.
3. Я не работал преподавателем в университете. Я вёл творческий семинар у студентов - придумывал им литературные задания и обсуждал результаты их работы. Эта деятельность совсем не походит на работу школьного учителя. Она не формализована.
4. Сейчас я работаю над проектом "Тобол". Он посвящён петровским временам в Сибири. Он состоит из трёх частей: сценарий 8-серийного сериала, роман и книга нон-фикшн.
5. Я не знаю, как добиться успеха. Знаю, что нельзя изменять себе, однако очень многие добиваются успеха как раз потому, что изменяют себе.
Уважаемая Светлана.
Вряд ли я могу помочь вам советом. Я никогда не издавал книги за свой счёт.
С учётом опыта могу сказать, что главная проблема - не издание книги, а её вывод в торговые сети. Если издательство хочет работать как издательство, а не как типография, оно само печатает книгу и отправляет её в сеть, продаёт её и зарабатывает, а автор получает гонорар (начинающий автор - очень небольшой). Ни о каком финансовом вкладе автора в издание и речи не идёт. Если вам предлагают иную схему, нежели та, о которой я говорю, значит, книга будет "мёртвой": она не появится в магазинах, её никто не купит и не прочтёт. За свой счёт издают только для себя. Ищите издательство, которое возьмёт вас бесплатно. Такие есть, пожалуй, только в Москве. Нужно, чтобы вас порекомендовал туда кто-нибудь, кто в литературной тусовке. Я - не в тусовке.
Или попробуйте путь, по которому прошла Гузель Яхина. Но его подробностей я не знаю.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Если "Сердце Пармы" будут снимать не в Пермском крае, то где?
Чердынь, Ветлан, Вишера, Кама, всё должно быть настоящее. А иначе зачем?
Как порадовал "Географ" именно тем, что снят по месту.
Я расстроен. Это не сердце Пармы будет, чьё-то другое. Извините.
Уважаемый Андрей.
Место съёмок определяется многими причинами, в том числе не имеющими никакого отношения к роману. Увы, съёмки - не реконструкция. Но не расстраивайтесь. С одной стороны, конечно, вы правы. Но с другой стороны, "Александра Невского" Эйзенштейн снимал не на Чудском озере, и "Войну и мир" Бондарчук тоже снимал не на поле Бородина.
Уважаемый Евгений.
Вряд ли фильм будет сниматься в Пермском крае, а по поводу участия - вопрос не ко мне, а к продюсерам фильма, голливудским или компании "Star Media".