Здравствуйте, Алексей.
Приятно, что заметили. Это, конечно, не совсем пасхалка. Просто когда я изучал мифологию хантов для "Тобола", мне очень понравилась хантыйская идея "старших деревьев", и я взял её на вооружение, когда разрабатывал устройство фитоценозов для "Вегетации".
Здравствуйте, Алексей!
Из новостей я узнал, что Вы пишите роман о Невьянской башне. Если Вам интересно, хотел поделиться своими наблюдениями по данному вопросу.
Например: многие элементы башни выполнены из чистого железа (крыша, стропильная система, плиты на полу, поручни лестниц). Железо (как и прочие металлы) такой чистоты можно получить только современными методами очистки. поскольку для такой чистоты необходима особая технология - изолирование от кислорода, как минимум. Бессемирование (названо от фамилии немца, "изобретшего" данный метод) - вакуумирование - придумано существенно позднее, эффективным оно стало примерно в 1940 - 60 года. Стоимость любого чистого элемента сопоставимо по стоимости с золотом. Для тех лет - это было вообще беспрецендентно.
На башне имелся молниеприемник - так же из чистого железа. И "громоотвод" так же был "изобретен" позже - в Европе.
По заявлениям экскурсоводов ученые насчитали не менее 170 попаданий молнии в данный элемент конструкции.
Внутри башни имеется шахта. В шахте обнаружены ионы серебра. Думаю что неизвестный никому мастеровой из Тулы знал существенно больше современных академиков - как очищать железо при помощи мощнейших разрядов природного электричества.
Обратите внимание - внизу башни имеются металлические штыри - скорее всего именно они служили контактами для включения цепи в нужный момент. Так же на башне имелись часы с механическим валом - мелодия не сохранилась, возможно часы и ритм мелодии имели значение для процесса извлечения природного электричества. Много вы знаете зданий в которые более 170 раз попала молния?
Демидов - это фамилия? Думаю, Вы уже разобрались, что никакая это не фамилия. Это отчество. Фамилия у него Антуфьев. Но и это не фамилия - это тоже отчество. Посмотрите, как звали в дальнейшем его сыновей. Древнейшая традиция почитания рода - зваться по батюшке. При всей известности и богатстве - самая не известная личность в истории. Никто не знает его родителей. Потрет всего один и тот в черных красках. Откуда он взялся? Где учился? Почему невьянская башня в чистом поле была огорожена мощной стеной, охранялась войсками и главное - подчинялась напрямую только лично императору (императрице впоследствии)? (Императору же нечем заняться?...) Как за год Демидов выдал кучу оружия для битвы под Полтавой, а кроме того кучу лучшего в мире железа не то, что купить - подделать клеймо и продать под видом этого железа - считалось не зазорным?
Никто на родине на эти вопросы не ответит... Изучают все эти факты только немцы. РАН это не интересно.
Почему клеймо называется "Старый соболь"? Да, клеймо в виде фигурки силуэт которой напоминает зверька соболь. Но почему старый? Соболь постарел? Странное сочетание не находите? Думаю корни здесь всё в той же традиции почитания предков - слышали выражение "старые люди"? А, я слышал в устных преданиях. Контекст в таких рассказах о том, что "старые люди" - это люди возраст которых никто даже примерно не знал, очень мудрые, добрые и жизнелюбивые. Думаю, старый соболь - это прямое указание на то, что секрет железа достался от "старых людей". Вспомните сколько ходит легенд про то как Петр 1 уничтожал старые знания, старцев-долгожителей, мудрецов и прочие источники древних знаний. Значит уничтожил многое, но, то, что было нужно - засекретил, огородил, поставил охрану и напрямую управлял.
В Британии давно поняли как сохранять и преумножать наследие - все богатства должны доставаться одному наследнику - остальные должны приспосабливаться и консолидироваться вокруг главного - одного наследника. Однако это не про нашу страну - наследие Демидова было поделено между наследниками - тем самым бесславно кануло в лету...
Здравствуйте, Виктор.
Спасибо за информацию.
Здравствуйте уважаемый Алексей Викторович!
Хочу выразить благодарность Вам, Юле Зайцевой и всей вашей команде за возможность "Рукопожатия через книгу". Так сказать крепко жму руку)))))) собрал почти всю библиотеку ваших книг с автографом.
Вопрос бытовой: Курите ли Вы трубку? (фабричную, мастеровую, из бриара, курузы, глины, морской пенки и т.д.) Есть ли какие-то замечательные теплые интересные истории или воспоминания, связанные с этим, которыми вы могли бы здесь поделиться? =))
Вопрос касаемо творчества: Планируется ли в этом году у Вас выход новой книги, какого формата и когда ждать?)))))))
Уважаемый Алексей.
Спасибо вам за добрые слова. Мне очень приятно.
Нет, трубку я не курю. В молодые годы пытался приучиться, чтобы понтоваться (трубка создаёт ощущение опытности, рассудительности, солидности), но не срослось.
Надеюсь, осенью выйдет мой новый роман "Невьянская башня". Это 1735 год, Невьянский завод, Акинфий Демидов с его тайнами и злодеяниями, "выгонка" раскольников, гора Благодать, Татищев, Царь-домна, куранты, фальшивомонетчики, родовые проклятья и ацццкие демоны.
Спасибо за ваше творчество. Прочитал Бронепароходы, смотрел Географ глобус пропил, вчера закончил слушать Золото Бунта. Мой дедушка родился в семье старообрядцев в Сибири что-то знакомое улавливаю как говорится фибрами души.
Хотел спросить по сюжету Золота Бунта, как бывший оперуполномоченный не понял почему Астафия больше не преследует стража после того как пропал весь отряд с которым его направили во скит, нигде больше ни одного упоминания или хотя бы объяснения. Как будто выпали несколько страниц.
С уважением, Евгений Ефимов г.Иркутск
Уважаемый Евгений.
Боюсь, что в вас говорит современный профессионал... Это же XVIII век. Тогда всё было иначе. Например, ближайший сподвижник Емельяна Пугачёва (и вдохновитель Салавата Юлаева) Кинзя Арсланов после бунта спокойно жил в своей деревне, и никто его не искал.
Здравствуйте, Ярослав.
Спасибо за предложение, но у меня, к сожалению, нет времени для такой деятельности.
Удачи вам!
Здравствуй, Нияз.
Присылай свои вопросы Юлии Зайцевой - так же, как ты ей написал. Я отвечу по мере сил.
Уважаемый Алексей Викторович! Происходящее в "Вегетации" очень похоже на гражданскую войну. Опасность такой ситуации действительно существует в России? С фронта вернутся (рано или поздно) примерно 500 тыс. человек, которые имеют реальный опыт владения оружием. В награду за свои боевые действия они потребуют привилегий и власти. Возникнет "братство по оружию" подобное афганскому, описанному вами в "Ненастье". Не кажется ли вам, что этот новый антропологический тип, ориентированный на силовые методы и живущий по понятиям СВО, будет доминировать в обществе и определять политику государства? Милитаризация экономики РФ не остановится. Цензура усилится. И это событие не субъективное.
Уважаемый Вячеслав.
Не знаю. Эксцессы неизбежны, потому как неизбежен гнилой гонор. Но в масштабное противостояние я не верю, так как принуждению властей подчинились вовсе не пассионарии.
Здравствуйте Алексей Викторович, давно витает в мыслях увековечить ваше стихотворение про станцию Валежная. Непосредственно на самой станции. Видится этот памятник или точнее сказать, как скрежаль , вырезанное на местном камне стихотворение. Камень нашел уже несколько лет назад, плоский песчаник, самый типичный камень. Но при обработке получается красивое,с зеркальным блеском панно с рисунками тысячелетий. Вопрос собственно об вашем одобрение и не хотелось бы нарушать авторские права... Очень бы хотелось воплотить и оставить в века это стихотворение. Деревня доживает свой век...
Здравствуйте, Алексей.
Что ж, я не против. То есть согласен. Хотя это нескромно, конечно. И стих - ну, что сказать... Я не поэт. Как уж смог.
А Валёжную жалко. Название у неё - прекрасное. И столько щемящих воспоминаний с ней связано. Такая романтика... До сих пор помню улицу, по которой мы выходили от станции в поле - а там вставали на лыжи и бежали в Октябрьские пещеры...
Уважаемый Алексей Викторович! Основу того нового антропологического типа, о котором говорится в вашей книге "Вегетация", образуют внушение со стороны государства на своих граждан и встроенный инстинкт внутреннего конформизма? Стадный инстинкт авторитета власти и "якорная установка, моделирующая мировоззрение и поведенческие практики". В тоталитарном государстве выживают только те, у кого это на инстинктивном уровне, кому не надо думать, у которых это на автомате. Для тоталитарного государства необходимо постоянное состояние готовности к новой войне. Вы полагаете, что это очень надолго?
Уважаемый Вячеслав.
Вы интерпретировали мою точку зрения по-своему, но вопрос ведь не в этом, да?
Я не знаю, надолго ли. У какой-то части общества - навсегда, у какой-то части общества этого и не было, а какая-то часть общества изменит установки. Вопрос - в соотношении частей. Но не оно будет определять изменение формата государства. А про сроки изменения я ничего сказать не могу. Это событие субъективное, оно не очень-то зависит от положения дел.
Здравствуйте. На встрече с читателями Вы рассказывали о музее на Среднем Урале, где хорошо рассказывают о Железных караванах по Чусовой. Если не ошибаюсь, даже макеты барок есть. Подскажите пожалуйста, о каком музее шла речь, в каком городе? Заинтересовала эта тема. Спасибо за Ваше творчество!
Здравствуйте, Антон.
Я говорил о музее "Северская домна" в городе Полевском.
Макеты барок есть в музеях Первоуральска, Каменска-Уральского, Златоуста (в Златоусте - самая адекватная барка).
Уважаемый Вячеслав.
Вы поняли правильно.
Уважаемый Алексей Викторович, и снова здравствуйте.
Спасибо за разъяснения, кажется, я понял, как у вас всё
устроено в книге. Но понял -- не значит согласился(с тем,
что это похоже на то, что происходит у нас в стране).
C другой стороны, спорить не имеет смысла, к тому же, данная
форма предназначена для вопросов, а не для самовыражения.
Замечу лишь, что со зрением у меня всё в порядке, да и
причём тут оно, если я опираюсь не на личные ощущения, а на
статистику. Статистика по числу убийств доступна. Донос и
прочее не подходят тем, что у вас в книге речь про убийства,
а не про эти милые практики.
Но есть ещё пара вопросов. Вы пишете о некоей "якорной
установке" в антропологии, однако, как оказалось, поисковики
ничего не знают о таковой. Якорная установка бывает на
кораблях, это установка для спуска/подъема якоря, ещё бывает
якорная установка в НЛП, но означает нечто довольно другое.
По антропологии ничего не ищется(кроме вашего ответа на этом
же сайте). Вопрос такой: вы опирались на какие-то конкретные
работы по антропологии, или это ваша собственная концепция?
Ну и второй вопрос по "ресентименту". Понятие "ресентимент"
ввёл Ницше в своей работе "К генеалогии морали", в которой
он противопоставил "мораль рабов" и "мораль господ".
"Ресентимент", по Ницше, -- это свойство психологии рабов,
на основе которого рабы вырабатывают свою мораль. Но, кроме
этого, Ницше считал свойствами "морали рабов" также,
например, доброту и милосердие. Политическим проявлением
морали рабов является одержимость идеями свободы и равенства.
Ницше осуждает триумф рабской морали на Западе, заявляя,
что демократическое движение представляет собой «коллективное
вырождение человечества»
Короче, взгляды философа были весьма специфичными, и очень
не многие сейчас стали бы под ними подписываться. "Мораль
рабов" по Ницше победила в современном мире примерно везде.
Поэтому, когда я слышу в наше время неироничное употребление
термина "ресентимент", я каждый раз вздрагиваю: точно ли
оратор читал Ницше и представляет, о чём там идёт речь?
Будь философ жив сейчас и прочитай он вашу книгу, думаю,
он вполне одобрил действия и Холодовского, и Типалова, а
Серёгу бы осудил за недостаточно нордический характер.
Вопрос, собственно, примерно такой же: когда вы говорите про
"ресентимент", вы на чьи работы опираетесь?
Здравствуйте, Михаил.
Разумеется, поисковики ничего не знают о "якорной установке" в антропологии. Это концепция, которую в моём романе использует мой герой Алик Ароян; Алик заявляет, что с ним "никто не соглашается", из чего можно предположить, что эта концепция - его детище. А я со своим героем соглашаюсь.
Слова "ресентимент" в романе вообще нет. И здесь, на сайте, я использовал его в общеупотребительном значении. Зачем мне опираться на понимание Ницше? Я ведь не монографию по философии пишу. А вы на чьи работы опираетесь? Авторов статьи в Википедии? Предъявите свой список литературы и цитаты из источников, подтверждающие контекстуальную ошибочность употребления мною термина "ресентимент".
Прочитал Вегетацию. После обладания Бумажным Речфлотом захотелось купить ещё один кирпичик.
пока искал попался текст в Яндексе. В свободном доступе. Или не совсе свободном,,, За подписку я плачу Яндексу каждый месяц.
А как на самом деле, Вы продали книгу интернет кампании!?
Вы хорошоо экранизируетесь у Акунина тоже 5 книг и Азазель по второму разу. Собираются снимать по Вегетации, Бронепароходам?
Вообще-то у меня восемь экранизаций (считая с проектом "Хребет России"). Есть сериал-сиквел уже без моего участия. Готовится и экранизация по второму разу. Собираются снимать по "Вегетации", "Золоту бунта", "Псоглавцам", "Теням тевтонов", "Блуде и МУДО" и даже "Ёбургу"; что дойдёт до финала - не знаю.
Не понял вашего вопроса о продаже аудиокниги интернет-компании. Что значит "как на самом деле?". Как обычно. Я далеко не первую книгу продаю "Букмейту", ныне - "Яндекс-книге". И не только "Яндексу". Для меня ничего особенного в этом нет.
Здраствуйте Алексей Викторович. После вашего интервью Юрию Дудя, общественность взбудоражил тот факт, что вы якобы заговорили в отношении России либеральными штампами. В современном понимании либерал это уже не вольнодумец , а носитель прозаподных европейских ценностей. Хорошо это или плохо мне все ровно. Одни вас называют механиком от литературы, то что вы в своих книгах пытаетесь разобраться как устроен социум. У нас много в стране разных людей, патриотический лагерь, левые, правые националисты и т. Д. Кто то мечтает о смене власти, кто то о распаде страны. Вы как большой русский писатель на что опираетесь? Какую бы модель развития хотели бы видеть?
Здравствуйте, Евгений.
Да, я сторонник прозападных либеральных ценностей, хотя левацкие закидоны меня не устраивают. И я бы хотел, чтобы Россия процветала и со всеми дружила. Ничего особенного. Я уже не юноша, чтобы мечтать о какой-то идеальной модели развития, мне достаточно некоторых условий (разумеется, при наличии развития). Я бы хотел, чтобы были искоренены тотальная коррупция, правовой произвол, некомпетентность руководства, неравноправие регионов, идеологический прессинг и насилие государства по отношению к бизнесу, к конкуренции во всех сферах жизни и к инакомыслящим. Будет ли это западная демократия в чистом виде или какой-то российский вариант общественного устройства - мне не важно. А на что я опираюсь? Да ни на что. Просто знаю, как должно быть, потому что это знает любой человек, мыслящий свободно, и иррационально надеюсь, что так рано или поздно и получится.
Уважаемый Алексей Викторович!
Пишу Вам в связи с моим исследованием на тему "Рецепция пермского фольклора в романе 'Сердце пармы'".
В своей работе я особенно интересуюсь тем, как художественная реконструкция мифа помогает современному читателю осмыслить культурное наследие прошлого. Меня восхищает, как в Вашем романе переплетаются исторические события и мифологические элементы пермской культуры.
Хотелось бы узнать Ваше мнение по нескольким вопросам:
1. Как Вы считаете, насколько важно для читателя улавливать мифопоэтический пласт в Вашем романе? Есть ли в этом особая смысловая нагрузка, или эти элементы служат прежде всего для создания исторической достоверности?
2. В первых главах романа читатель сталкивается с фрагментарной мифологической экспозицией без прямых пояснений. Это похоже на принцип, который использует Умберто Эко, побуждая читателя к самостоятельным исследованиям текста. Придерживаетесь ли Вы похожего подхода к построению текста?
3. Какие книги и исследования вдохновляли Вас при работе над "Сердцем пармы"? Было бы очень интересно узнать о литературных источниках Вашего произведения.
Отдельно хочу выразить благодарность за Ваши многочисленные комментарии и интервью, которые существенно помогают в понимании авторского замысла.
Буду признателен за любой ответ, даже если Вы решите поделиться лишь частью информации. Понимаю, что некоторые аспекты творческого процесса лучше оставить в тайне.
С уважением, Куприн Артемий, студент филологического факультета МГУ
Здравствуйте, Артемий.
Спасибо за добрые слова, мне очень приятно.
Не знаю, смогу ли я ответить на ваши вопросы. Постараюсь...
1. Я не очень понял, что значит "улавливать мифопоэтический пласт"? Отличать мифологическое восприятие мира героями от объективного? Видеть следы реальных мифов в авторских реконструкциях? Ощущать, не очень понимая, смысловую и образную насыщенность пермского пространства? Или что-то ещё? В любом случае я описывал полнокровный и самодостаточный мир пермского язычества, для которого вторжение столь же полнокровного и самодостаточного русского мира может стать либо катастрофой, либо началом плодотворного синтеза: всё зависит от этики. Я хотел, чтобы читатель восхищался красотой языческого мира и печалился о гибели этой красоты, а для создания красоты и нужен "мифопоэтический пласт".
2. Да, вы правы. Этот принцип использовал не только Умберто Эко. Сплошь и рядом он применяется в фантастике. В молодости я был рьяным поклонником фантастики.
3. Вряд ли я уже что-то вспомню: роман я начал писать в 1995 году, то есть 30 лет назад. Могу сказать, что с мифологией и образной системой региона я знакомился в первую очередь по исследованиям топонимистов, главный из которых - Александр Матвеев (его книги издавало Средне-Уральское книжное издательство); древняя топонимика отражает языческий мир северного Урала. Другой источник - книги профессора Г.Чагина, этнографа: "На древней Пермской земле" (Москва, "Искусство", 1988) и "Чудские древности Рифея" (в соавторстве; Пермское книжное издательство, 1989). Важным подспорьем был двухтомник "Страницы истории земли Пермской" под редакцией А.Белавина (Пермское книжное издательство, 1996). Большое впечатление на меня произвела книга Гемуева, Сагалаева и Соловьёва "Легенды и были таёжного края"(Новосибирск, "Наука", 1989); хотя в этой книге больше рассказывается о Западной Сибири, она вполне объясняет, как было устроено мышление таёжных язычников. Если же вас интересуют художественные произведения, на которые я ориентировался, то назвать их я не могу - их нет. Фэнтези я не люблю, хотя, конечно, читал и Толкина, и Сапковского, и Семёнову, и знаю, как устроен жанр. Я использовал атмосферу фэнтези, конструктивные приёмы создания мира, но мифологемы брал реальные, то есть этнографические (или придумывал по образцу реальных, этнографических) и сделал так, чтобы элементы фэнтези всегда были косвенными. И человек в этом мире у меня был не борцом с чудовищами, а скитальцем, не имеющим амбиции покорять.
Могу посоветовать вам книгу "В сердце пармы" из проекта Юлии Зайцевой "Путешествия с Алексеем Ивановым". В этой книге как раз и объясняется взаимосвязь романа с историей, географией и мифологией. Книгу можно купить в интернет-магазине.
Если ответил плохо или недостаточно - спрашивайте ещё.