продюсерский центр
ИЮЛЬ

Алексей
Иванов

Исторический роман А. Иванова "Золото Бунта": новаторство или эпигонство?

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

Исторический роман А. Иванова "Золото Бунта": новаторство или эпигонство?

Новый роман пермского писателя Алексея Иванова «Золото бунта» уже стал ярким явлением литературной жизни России. И хотя это произведение уже отмечено несколькими литературными премиями, не затихают жаркие споры критиков и читателей о том, «настоящая» это литература или развлекательная «поделка», что собой представляет этот роман и к какому литературному жанру и течению в современной русской и мировой литературе его можно отнести. На наш взгляд, этот вопрос важен и принципиален потому, что в романе Алексея Иванова ставятся важные и актуальные для современности вопросы. А также потому, что творчество Алексея Иванова и, в частности, роман «Золото бунта», намечает новую и чрезвычайно отрадную тенденцию по преодолению раскола литературы на литературу «для всех» и литературу «для избранных».

 

Гипотеза

Роман Алексея Иванова «Золото бунта» несет в себе черты «развлекательных» жанров: динамичный сюжет и острое напряжение триллера, детективную интригу и ряд элементов и признаков жанра фэнтези. Вместе с тем, благодаря детальной реконструкции архаичной и диалектной лексики и весомым историко-краеведческим подробностям, его вполне можно отнести к жанру исторической реконструкции. Я считаю, что в целом «Золото бунта» - это современное реалистическое произведение, на экзотическом (историко-краеведческом) материале изображающее жизнь людей и духовный поиск ими своего пути в жизни в России в эпоху перемен.

 

Цель

Определить соответствие романа Алексея Иванова основным критериям литературных жанров и течений как современной «массовой» литературы, так и литературы фундаментальной. Выявить признаки новаторства автора, а также следования традициям.

 

Задачи

1.                     Определить основные признаки оппозиции «массовой» и фундаментальной литературы.

2.                     Изучив текст романа, выявить его жанровые признаки.

3.                     Определить соответствие романа  основным современным и традиционным литературным течениям.

 

Актуальность темы

В новом романе Алексея Иванова «Золото бунта» разворачивается широкая путевая развилка для главного героя – восемнадцатилетнего Остафия Петровича Перехода (Осташи). Как жить, каким быть, в чем сила и правда? Как реализовать свои природные данные – силу, ум, энергию, талант? Осташа сознает ответственность за свой выбор, от которого многое зависит.

С XVIII века многое изменилось, но неизменным остается тревожный и драматичный выбор пути – как для отдельного человека, так и для всего общества. «Загадочность» нашей русской души состоит в противоречивости импульсов, разнонаправленности векторов приложения недюжинных сил. Различия этих путей ярко демонстрируют герои романа. Нам, современным молодым людям, необходимо решать такие же вопросы, как и Осташе. И от пути, который выберет каждый молодой россиянин, зависит путь, по которому пойдет Россия. И, что бы ни говорили о современной молодежи, нас это очень волнует.

 

Введение

Новый роман Алексея Иванова «Золото бунта», получивший уже несколько литературных премий, вызвал и продолжает вызывать горячие споры критиков и читателей. Основной вопрос, преобладающий в этих спорах, – считать ли роман произведением «настоящей», «большой» литературы или же речь идет об умелой и качественной литературной «поделке».         Мнение сторонников последней точки зрения опирается на необычные для «настоящей» литературы жанровые особенности, яркую занимательность, «лихо закрученный сюжет», элементы фантастического. В представлении большинства моих сверстников именно это и отличает литературу «для читателей» от литературы «для знатоков».

Их оппоненты, к которым мы относим и себя, признавая за развлекательными жанрами литературы право на существование, считают, что «большую», «настоящую» литературу отличают, помимо таланта и мастерства автора, глубина и сложность поднимаемых в произведении проблем и значимость их для современников. И если классическое произведение является одновременно глубоким и сложным по внутреннему содержанию и ярким и занимательным по форме, то это не недостаток, а безусловная заслуга автора.

Алексей Иванов осуществляет давнюю мечту читателя о современных литературных произведениях – одновременно серьезных, глубоких и таких, от чтения которых «невозможно оторваться». Именно так писали классики великой русской литературы, на которых выросли уже много поколений читателей.

Действие романа «Золото бунта» разворачивается на Урале в районе реки Чусовой через четыре года после подавления пугачевского бунта. Главный герой – восемнадцатилетний крестьянин-старообрядец Осташа (Остафий Петрович, по прозвищу Переход) пытается разгадать тайну гибели своего отца – знаменитого на всю Чусовую сплавщика (речного лоцмана) Петра Перехода, которого обвиняют в том, что он подстроил крушение барки и имитировал свою гибель, забрав себе клад пугачевского золота. Чтобы вернуть добрую память и защитить честь отца, Осташе предстоит самому найти проклятое золото, заслужить уважение людей, стать сплавщиком, посрамить и наказать врагов, погубивших и очернивших Перехода.

Перед читателями проходит огромная вереница персонажей – раскольники-старообрядцы и никонианцы (сторонники церковной реформы), золотодобытчики, солевары, судостроители, сплавщики, солдаты, разбойники, колдуны и кладоискатели, русские и вогулы (манси), современники и представители уже ушедших поколений (Ермак, протопоп Аввакум, святой Трифон Вятский). Объединяет этот огромный разноголосый хор суровый, но удивительный по красоте мир уральской природы, река Чусовая, описанная автором с неподдельной любовью и знанием мельчайших деталей.

Итак, необходимо ответить на вопрос, является ли роман А.Иванова «Золото бунта» полноценным литературным произведением, несущим элементы новаторства, или же это литературная «поделка» - эпигонство.

 

Шкала понятий

Эпигонство - жалкое копирование другого произведения,  утрата автором художественного потенциала по сравнению с оригиналом. Эпигонство – художественная несамостоятельность, обусловленная подражанием литературному предшественнику, которое лишает литературу глубины, воспринимает в образце подражания лишь формальные особенности. Эпигонство превращает традицию в стандарт, лишает ее жизненности.

Новаторство – открытие новых путей в литературе и связанная с этим перестройка литературных традиций. Новаторство требует таланта, творческой смелости и ощущения требований времени. Пример новаторства – творчество Пушкина, создавшего русский литературный язык, обновившего почти все жанры литературы.

Традиция и новаторство – это актуальное и современное в арсенале художественной культуры. Традиция – это мобилизация опыта прошлого в интересах настоящего. Плодотворное продолжение традиций находится не в эпигонстве, а в преемственности, созидательный фактор которой – новаторство. Новаторство опирается на традицию. Так, один из аспектов новаторства – эволюция жанров и их обновление – часто происходит через канонизацию ранее незначительных жанровых форм.

 

1. Определение основных признаков оппозиции «массовой» и фундаментальной культуры в литературе

Основными признаками массовой культуры и ее продуктов, относящихся ко всем видам искусств, является предельно простая, отработанная всей предшествующей культурой техника. Массовая культура в каждую эпоху традиционна и консервативна, в отличие от культуры фундаментальной (элитарной), пользующейся усложненной техникой. Опирается массовая культура на среднюю языковую норму, на простую житейскую прагматику. [4] Необходимым свойством литературы массовой культуры является занимательность, для того, чтобы она имела коммерческий успех. Сюжетная и стилистическая  фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения фундаментальной (элитарной) культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, напротив, в своей примитивности она должна быть совершенной – только в этом случае ей обеспечен читательский, и, следовательно, коммерческий успех [4]. С таким успехом прошли в современное общество массовой литературы произведения Д.Донцовой, М.Дашковой и пр.

Для произведений массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное – отчетливое членение на жанры. Жанры четко разграничены и их не так много – детектив, триллер, комедия, фантастика. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать. Жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом, четкой внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

Ярким примером жанра детектива могут послужить произведения Агаты Кристи («Восточный экспресс», «Убийство Роджера Экройда»), роман Себастиана Жапризо «Дама в очках с ружьем в автомобиле».

В жанре триллера написаны многие популярные произведения, начиная с «Женщины в белом» Э.По и заканчивая большим количеством романов С.Кинга.

Литературное произведение фундаментальной (элитарной) культуры построено по своей внутренней структуре сложно и утонченно.

Нынешнее главенствующее в культуре течение – постмодернизм – во многом смешал массовую культуру с фундаментальной (элитарной), сначала как компромисс, который назывался кич; затем классические (элитарные) тексты стали использовать стратегию массовой культуры. История знает немало примеров классических (элитарных) литературных  произведений, которые являются и увлекательными, и популярными. К таким произведениям относятся романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Поэтому увлекательность, популярность и коммерческий успех литературного произведения, в данном случае романа Алексея Иванова «Золото бунта или вниз по реке теснин» - ни в коем случае не является основанием отнесения его к массовой культуре.

 

2. Жанровые признаки романа А.Иванова «Золото бунта»

Отличительной чертой произведений Алексея Иванова – автора яркого и очень разнообразного – являются творческие эксперименты с авторским определением жанра. Автор двух повестей – фантастической «Земля – Сортировочная» и реалистической «Географ глобус пропил» недавно удивил читателей замечательным романом-легендой «Сердце Пармы». Затем был издан двухтомный краеведческо-туристический путеводитель по реке Чусовой и ее окрестностям «Вниз по реке теснин», в основу которого легли исторические и географические факты, впоследствии использованные автором в романе «Золото бунта или вниз по реке теснин». Возможно, этим моментом жанрового и стилистического  разнообразия творчества Алексея Иванова и объясняются разноречивые мнения критиков о жанровой принадлежности его последнего романа.

2.1. Признаки жанров «массовой» литературы в романе «Золото бунта».

Часть критиков романа, а именно те, кто решительно отказывает «Золоту бунта» в принадлежности к традициям фундаментальной литературы, склонны определенно относить роман к произведениям жанров массовой литературы. И для этого есть определенные основания.

2.1.1. Детектив.

Детектив – специфический жанр для массовой литературы ХХ века. Основоположниками детектива являются англичане Эдгар По, Уилки Коллинз, Конан Дойл, хотя детективные сюжеты разбросаны по литературным произведениям всех эпох и народов. В детективном произведении главный герой раскрывает некое преступление. Таким образом, главное содержание детектива состоит в поиске истины [4]. В массовой культуре существуют, в основном, три разновидности детектива.

Первый. Аналитический (классический английский детектив) раскрывается путем мыслительной, аналитической деятельности героя-сыщика. Действие в детективе может быть редуцировано к аналитическим рассуждениям.

Второй. Прагматический (американский «жесткий») детектив. Герой-сыщик активно вовлечен в интриги, часто действует сам с помощью пистолета или кулака, порой его самого избивают до полусмерти. Поиск истины происходит отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур, а сама истина становится не синонимом справедливости, а синонимом силы и ловкости. Сыщик в таком детективе – напряженно-агрессивный человек, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке.

Третий. Экзистенциальный (классический французский) детектив. Сыщик, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некому нравственному выбору, сила героя в его душевной глубине, гибкости и неординарности, которые позволяют ему не только выжить, но и разгадать загадку. Часто истину герой добывает из прошлого, из воспоминаний.

Как мы видим, массовая культура тесно связана с национальным психотипом, что не мешает, например, отнести к экзистенциальному (условно «французскому») детективу шекспировского «Гамлета» и ряд произведений Ф.М.Достоевского – «Подросток», «Преступление и наказание».

Героя «Золота бунта» Осташу можно классифицировать как напряженно-агрессивного, (часто решающего проблемы с помощью кулака или штуцера (ружья) и порой жестоко избиваемого). Вместе с тем истина Осташи, героя-сыщика-жертвы, в отличие от «истины силы и ловкости», безусловна, она с ним даже среди поражений. Он добывает ее из бесконечных обращений к памяти своего отца, проходя череду личностно-нравственных переворотов.

 Таким образом, четко отнести «Золото бунта» к тому или иному виду детектива не удается, что свидетельствует о том, что детективная составляющая в романе имеет не основную, а вспомогательную функцию.

2.1.2. Триллер.

Триллер (англ. thriller от thrill - вызы­вать трепет) — жанр, параллельный детекти­ву и отличающийся от него тем, что детек­тив — остросюжетное повествование о поис­ке преступника, передающее перипетии раскрытия преступления, а триллер  — остросюжет­ное повествование о перипетиях и мотивах совершения преступления. [3]

Один из критиков [6] сравнил героя «Золота бунта» с «бандитским триллером», созданным в декорациях XVIII века, утверждая, что это «не исторический роман, а типичный бандитский триллер, стилизованный a la уральская глубинка. Атаманы, тати и жлудовки – те же паханы, братаны и путаны. Населенный ими мир – мир бригад, антикиллеров и черных бумеров. «Золото бунта» - на самом деле не история постпугачевского времени, это история новорусских девяностых…»

Читатели и критики упрекают Алексея Иванова в излишней жестокости, натуралистических описаниях кровавых убийств и жестоких пыток. Именно из-за этих сцен, а также из-за атмосферы страха и тревоги, сопровождающей весь путь главного героя,  роман и отнесли к триллерам. Автор, безусловно, проецирует острые проблемы современного мира на действительность XVIII века, но делает это не с целью оправдать описание бесконечного ряда жестокостей, чего было бы вполне достаточно для триллера. Ткань романа насыщена непрерывными рассуждениями героя и диалогами на философские, религиозные, духовно-нравственные темы. Чаще всего в романе встречаются слова «река» и «душа».

2.1.3. Фэнтези.

Многие вполне доброжелательные критики сравнивают «Золото бунта» с произведениями в жанре фэнтези – с «Волкодавом» Марии Семеновой, или с «Властелином колец» Джона Р.Р.Толкина.[8,9] И действительно, мир «Золота бунта» строится на неком фантастическом допущении, что, собственно, является признаком жанра фэнтези. А именно – Алексеем Ивановым придуман раскольничий толк «истяжельчество»  и восьмое христианское таинство – истяжение души. В реальности, досконально воссозданной другими изобразительными средствами в романе, такой секты не существовало. В «Золоте бунта» истяжельчество не только создает фантастичность и добавляет красок миру Чусовой, но и служит глубоким символом. В романе Иванова предлагаемые услуги истяжельчества мнимо- историчны, что подчеркивает реальность того, что отнятие души, отказ от души – дело вполне обыденное.

Также в нескольких критических статьях проводилась параллель между и «Золотом бунта» Иванова и «Властелином колец» Толкина. В обоих произведениях прослеживается общий символ Дороги, Пути, (Реки – у Иванова) как образ жизненного пути героя. В обоих произведениях герой берется за осуществление непосильной для него задачи и справляется с нею ценой больших жертв и глубокого внутреннего перерождения.

2.2. Черты произведения фундаментальной литературы

Роман «Золото бунта» имеет множество черт и качеств, которые позволяют отнести его к «серьезной» фундаментальной литературе. [10] Это прежде всего – круг проблем, обозначенных автором в романе.  Пушкин говорил: «Проза требует мысли и мысли». И роман Алексея Иванова этому условию отвечает. Ткань романа плотная, густая. Это раствор перенасыщенный не только событиями, но и мыслью: о народе, о таланте, о правде, о душе, об истории, о человеке, о Божественном промысле…

2.2.1. Историческая реконструкция.

Всеми без исключения читателями и критиками романа отмечен невероятно яркий и сложный язык романа. «Слов бояться – книг не читать», - говорит автор в одном из своих интервью.

Роман Иванова cозвучен теории, выдвинутой в начале ХХ века краеведом-этнографом Пиксановым и возродившейся в постперестроечный период. [13] Имеется в виду концепция «культурных гнезд» - провинциальных культурных центров со своими традициями, своей литературой, своими преданиями, которые в свое время «задавило» Московское княжество. По крупицам собирая в рукописях упоминания о княжествах - Тверском, Рязанском, Полоцком, - мы понимаем, что эти самые провинциальные центры были первичными ячейками общерусской культуры. Тем не менее роман представляет собой не реконструкцию ради реконструкции, он воссоздает атмосферу ХVIII века для оптимальной реализации авторского замысла – рассказа о путешествия души «вниз по реке теснин».

2.2.2. «Региональный» роман.

Сравнение Алексея Иванова с писателями деревенской прозы В.Распутиным и В.Астафьевым неслучайно. Как и упомянутых авторов, Иванова отличает яркое своеобразие русской, глубоко национальной лексики, патриотизм, внутреннее родство с русским фольклором. В одном из интервью Алексей Иванов признается в любви и глубоком уважении к творчеству Виктора Петровича Астафьева, большом влиянии Астафьева на его творчество. Возможно, хотя это только наша догадка, именно им было навеяно имя главного героя «Золота бунта», которого зовут Остафий Петрович.

Вот как описывает В.П.Астафьев реку Чусовую и ее притоки Усьву, Койву и Вильву в повести «Веселый солдат»: «Какое-то время реки-сестры, семейно, дружно, игриво катились с хребта вниз, переговариваясь в перекатах и шиверах, шумя и сердясь в порогах, но, взрослея, входя в невестин возраст, они и норовом, и характером становились строптивей, и где-то в лесах дремучих, в камнях угрюмых Койва, хлопнув подолом, мол, и без вас теперь проживу, - отделилась от сестер и заныривала в уремную каменную даль. За норов и строптивость наказал ее Создатель дважды: дал ей путь трудный, криушастый, за что и осталась бобылкой, одиноко, почти грустно впала в Чусовую верстах в шестидесяти от сестер. На горе реке побаловал Койву Создатель украшениями: насыпал в светлое русло алмазов, позолотил ей донышко будто конопатинками, желтым металлом украсил платиной и цветными каменьями берега…».

А это уже Алексей Иванов, «Золото бунта»: «Солнце укололось донышком о верхушки сосен на хребте Четырех Братьев и покраснело, словно от боли. … Четырешный ручей волочил ветки, сучья, кору, оторванные куски дернины, гневливо швырял это всё в Чусовую – так вздорная баба, подметая в избе, выбрасывает мусор с крыльца под ноги пришедшему гостю».

«На гребнях, на взгорьях, все в солнце, пылали кремлевские боры. Блестели пески-сверкуны. … Ястребы плавали над хребтами, словно не могли затонуть в зное, как в масле. Чумная зелень перла на залывах, удобренных половодьем. Уремы пахли пылью и медом. Застенчиво золотились рожью редкие займища в лесах.

…Острова, косматые от тальника и птичьего щебета, лежали, как коровы на мелководье.

… Только у ласточек хватало сил стремглав носиться над водой – но ласточки божьи птицы: их Христос благословил за то, что они у римлян гвозди украли».

Яркий, теплый, бесконечно живой мир русской природы, изображаемый автором  с любовью, передает широту и поэтичность русской души. Поэтому не стоит сравнивать юного Осташу, чьими глазами автор смотрит на свой родной край, с «уральским терминатором», беспощадным убийцей, или с «братанами и паханами» XVIII века. При всех явных различиях внутреннее родство авторского стиля со стилем писателей деревенской прозы очевидно.

2.2.3. Мистический реализм.

Ряд критиков относит «Золото бунта к жанру мистического реализма. Под мистическим в данном случае понимается реализм в изображении духовной, религиозной и психической сфер героев, в изображении которых автором применяются фантастические и мифологические  черты и приемы. Сам сюжет романа можно возвести к «Одиссее» Гомера, но в которой Телемах ищет своего отца Одиссея. Только вместо Средиземного моря — река Чусовая. Это роман о мире, в котором христианство было главенствующей идеологией, в избах водились домовые, а на берегах Чусовой сидели вогульские идолы, когда земля воспринималась как живое существо, а имя считалось воплощением души его носителя, когда каждый разговор сворачивал на спор о религии и правой вере и сворачивал естественно.

 

3. Признаки современных литературных направлений в романе «Золото бунта» -  постмодернизм или реализм?

Постмодернизм - основное    направление     современной философии и искусства. В  постмодернизме  господствует  всеобщее смешение, одним  из  его  главных  принципов стала   «культурная  опосредованность», цитатность. По нашему мнению, в создании картины мира автор «Золота бунта» опирается во-первых, на определенную информированность, подготовленность читателя к восприятию исторических реалий пугачевского времени (не только за счет знания читателем истории, но и за счет «Капитанской дочки» Пушкина, что позволило критику Льву Данилкину назвать свою критическую статью о романе «Капитанский сынок»). Во-вторых, читатель воспринимает феномен «русского бунта» определенным образом за счет разнообразных и ярких образов, закрепленных в общественном сознании целой литературной эпохой, наиболее ярким проявлением которой стал «Тихий Дон» М.Шолохова. Однако прямого цитирования Алексей Иванов в своем романе не допускает.

  Другой  фундаментальный  принцип постмодернизма  -  отказ  от   истины.  Разные  философские  направления  по-разному понимали  истину,  но постмодернизм вообще  отказывается  решать  и признавать  эту  проблему  - разве только  как  проблему  языковой игры.  Герой «Золота бунта» ищет свою правду в разноголосице человеческих мнений и взглядов на мир, но в этом поиске  никакой игры нет.

Постмодернизм  был  первым  (и  последним) направлением  ХХ  в.,  которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже,  много реальностей,  часто вовсе не зависимых друг от друга. Создание некой новой реальности в «Золоте бунта» присутствует за счет элементов фантастического (см. п. 2.1.3 ).

Несмотря на некоторые черты, объединяющие роман с традициями ныне главенствующего в литературе течения – постмодернизма, в романе явственно прослеживается возврат к классической традиции русской реалистической школы.

Реализм  - это  направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность. Этому направлению присущи следующие черты: изображаются типичные герои в типических обстоятельствах, присутствует правдивое, критическое изображение жизни, конфликт носит общественно-значимый характер. Реализм утверждает: реальный мир несовершенен, он нуждается в переменах; писателем-реалистом владеет желание объяснить и понять окружающий мир. Этим характеристикам реализма роман «Золото бунта» соответствует практически полностью. Этим и объясняется попытка некоторых критиков определить роман как «бандитский триллер эпохи 90-х» - актуальность проблем, поднятых в романе, кажется чрезмерной для изображаемой исторической эпохи. Но что же делать, если жизнь молодого человека, меняясь внешне, век от века остается одинаковой в главном – необходимо разобраться в себе, найти свою жизненную стезю, определиться с приоритетами, научиться любить, - в общем – найти себя.

Особенностью романа, отличающего его от множества современных произведений, является то, что в нем красной нитью проходит многими писателями давно «забытая» тема – тема труда. Труд для главных героев «Золота бунта» - не только способ заработка – это счастье, это творчество, это повседневный подвиг. «Осташа уже плавал на барках и знал чувство движения судна. Но сейчас барку двигала не река, а соединенная человеческая сила. Ее совокупная, самостоятельная, отчужденная от него мощь, когда сам он неподвижно стоял наверху, пьяняще и страшно ударила Осташе в виски, тоской и счастьем засосала сердце..» Осташа и его отец Петр Переход – сплавщики. Сплавщик - слово в романе важное, и значений у него много. «Сплавщик – это дар, а дар всегда испытание. Он такой один из многих, и судьба его этим даром определена». Так говорить о труде – в русской реалистической литературной традиции, начатой еще Некрасовым.

Также давно на страницах современного литературного произведения не появлялся Положительный герой – яркая личность, воплощающая авторский идеал человека, проводник авторской идеи, доносящий ее до читателя. В «Золоте бунта» мы видим долгожданный пример Положительного героя – человека сильного и красивого, доброго и мудрого, и при этом земного и естественного. Речь идет об отце Осташи – сплавщике Петре Федоровиче Переходе. Он гибнет еще до начала описываемых в романе событий, но его присутствие постоянно ощущают все герои романа – о нем говорят, его вспоминают, с ним спорят, его любят и ненавидят. Символично его имя – он главный оппонент лжецаря Петра III, имя которого принял Пугачев. …  Батина правда была с самого начала ясна как день. Не было в батиной душе тайны, потому что не было в его жизни беззакония.

Переход – прозвище-символ, воплощающую надежду на то, что предлагаемый героем путь добра, любви, честного труда и ответственности – это та спасительная надежда, которая позволит и сыну сплавщика Осташе, и всем нам перейти через любое смутное время, сохраняя в целости свою душу.

 

Выводы:

1.          Новаторство Алексея Иванова в романе «Золото бунта» – в творческом синтезе различных жанров, в том числе черт популярных жанров массовой литературы: детектива, триллера, фэнтези. За счет этого роман становится занимательным, захватывающим, читается на одном дыхании.

2.          Творческое развитие традиций жанров, предпринятое автором, подчинено реализации художественной сверхзадачи. Роман «Золото бунта» нельзя считать эпигонством.

3.          Несмотря на некоторые черты, объединяющие роман с традициями главенствующего в литературе течения – постмодернизма, в романе явственно прослеживается возврат к классической традиции русской реалистической школы.

4.          Несмотря на признаки исторического произведения, роман остро современен, поскольку касается самых животрепещущих проблем современной действительности. В самых общих чертах – в романе «Золото бунта» речь идет о чертах национальной идеи, над проблемой которой сейчас думают все, кому небезразлична судьба России.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов А. Золото бунта, или Вниз по реке теснин: Роман. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 704 с.

2. http//:www.arcada-ivanov.ru

3. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов/Ю.Б.Борев. – М.: ООО «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 575, [1]

4. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века., М.: Аграф, 1997.

5. О.Кадикина «Название новой книги», журнал «Время читать» (г.Санкт-Петербург), сентябрь 2005. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

6. М.Людовигова «Уральский антикиллер», сайт «Chaspik.ru», июль 2006. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

7. Н.Курчатова «Каменный цветок», журнал «Time out» (г. Санкт-Петербург), сентябрь 2005. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана

8. В.Иткин «Золото бунта» Алексея Иванова – русский «Властелин колец», сайт «Relax» 29.09.06. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

9. Мария Петровская, Сайт «Прочтение», сентябрь 2006. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

10. Я.Александров «Исторический поп-арт», еженедельник «Культура», г. Москва, 13-19.10.05. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

11. П.Дейниченко «Одиночество сплавщика», еженедельник «Книжное обозрение» г.Москва), 19-26.09.05. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

12. Журнал «FHM» (г.Москва), ноябрь 2004. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

13. В.Иткин «Непщевати убо подобает», еженедельник «Книжная витрина» (г.Новосибирск), 1-14. 11. 05. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

14.  М.Назаренко «Что делать?», сайт «Rf.com.ua», май 2006. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

15.  Дм.Володихин «Минуя теснины», журнал «Знамя» №4, 2006. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

16.  Дм.Володихин, сайт «Krupa» (г.Санкт-Петербург), ноябрь 2005. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

17.  Журнал «FHM» (г. Москва), ноябрь 2005. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

18. Саша Серый «Золотые зубы для шестидесятников», сайт «Irkutskout.ru» (г.Иркутск), 15. 11. 05. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

19. И.Якшин «Бурная Чусовая» еженедельник «Книжная витрина» (г.Новосибирск), 1-14. 11. 05. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

20. К.Гашева «Книга Чусовой», еженедельник «Пермские новости», 27.10.05. – Режим доступа: http//:www.arcada-ivanov.ru, свободный. – Загл. с экрана.

А. Александрова