Алексей
Иванов

МОЛОТОВСКИЙ КОКТЕЙЛЬ ДЛЯ ТРАВМИРОВАННОГО СООБЩЕСТВА

 (фрагменты статьи)

 <…> Сегодня в конструировании пермского символизма наиболее интенсивно развивается культурно-семиотическое направление. Новый вектор формировался во второй половине 1990-х гг. и был цельно обозначен одновременно с миллениумом. В 2000 г. была опубликована книга В. Абашева «Пермь как текст», в которой впервые академически убедительно было представлено семиотическое прочтение Перми [Абашев, 2000]. Впервые этот локус предстал как сумма и результат длительного социального и символического преображения места. И впервые в той же книге филолог и культуртрегер В. Абашев программно обосновал необходимость масштабного мифотворчества, конструирования новых культурных брендов территории, новых притягательных смыслов в связи с утратой прежних, характерных для советской эпохи.

Идеи и технологии, высказанные в этой и многочисленных последующих публикациях В. Абашева на междисциплинарном языке семиотики, текстуального анализа и культурной истории, достаточно быстро стали в Прикамье частью социально-культурного проектирования с целью развития внутреннего туризма и международных культурных связей. Аналогичный вектор развития – от умозрительных концепций, от литературных текстов к программам развития территории – прослеживается в творчестве и публичной деятельности писателя Алексея Иванова, который в общественном мнении «фактически придумал Пермь» [Россия: способ существования, 2010].

Интерпретация взглядов, творчества и продюсерской активности А. Иванова сегодня – едва ли не отрасль в гуманитарных исследованиях [Абашев, Абашева, 2010; Ребель, 2004]. Его интерпретации географии, истории и культуры Урала в целом и Прикамья в особенности прочно вошли в новую региональную мифологию. Поскольку в ней нас интересует только советский пласт, то об одном из проектов А. Иванова речь пойдет позже. <…>

Реставрация индустриальных приоритетов в региональной модели идентичности в Екатеринбурге, например, происходит в актуальных художественных формах современного искусства и манифестируется в ходе «Уральской индустриальной биеннале» (2010, 2012). В Перми индустриальная мифология наиболее последовательно выражена в серии эссе об уральской исключительности одного из главных творцов пермистики, Алексея Иванова о «горнозаводской цивилизации» и «уральской матрице».

Еще в 2006 г. А. Иванов сформулировал десять отличительных признаков уникальной социокультурной общности «горнозаводской цивилизации»: многоукладность землевладения, тотальная милитаризация, протекция государства, крепостная зависимость основной массы работников, высокая степень капитализации в отношениях с профессионалами, пригородный тип сельского хозяйства, включенность в природные циклы, внеэкономическая взаимозависимость заводов, «железные караваны» как главный способ транспортировки» [Иванов, 2009б]. Однако очень скоро его аргументы социально-экономического характера были дополнены историческим визионерством, в котором особенности развития региона ставятся в прямую зависимость от вечных эссенциальных особенностей уклада жизни и ментальных характеристик жителей
Урала.

В логической цепочке рассуждений А. Иванова очень важное место отводится советской индустриализации, во время которой, по его представлениям, произошло восстановление «уральской матрицы» в сверхгигантских масштабах [Иванов, 2009а, с. 345]. При такой специфической оптике Молотов побеждает Пермь. Ведь появление в Прикамье зон заключения для осужденных по политическим статьям – это матричное стремление уральцев к «обособлению, выгораживанию себя из внешнего мира, самоизоляции» [Там же, с. 281], неволя и милитаризация – это трехвековая «формула уральской промышленности» [Там же, с. 299], грубые и примитивные формы агрессии – лишнее доказательство извечно мобилизационного уральского менталитета [Там же, с. 301]. В этой логике даже советская ориентация на валовые показатели и штурмовщину – это типичный для
уральской матрицы «культ совершенства» [Там же, с. 346].

Эссеистика А. Иванова актуализировала индустриальные мотивы в пермистике, добавила ей новых выразительных средств. Ключевой тезис в его построениях: «Урал – место встречи, граница преображения», «Урал – плавильный котел» – опирается на фундаментальную характеристику мифологической картины мира – представления о циклическом времени, магических метаморфозах и трансформациях. <…>

 Литература

  1. Иванов А.В. О «Горнозаводской цивилизации», 2009б. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/my_articles/gornozavodskajacivil/
  2. Иванов А.В. Город со смыслом. Уральская матрица // Пермь как текст. Пермь, 2009а.

 

Янковская Г.А.

Вестник Пермского университета: История. 2012. Вып. 2(19). С. 155–157.

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram