продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

***

Не будет преувеличением сказать, что новый роман уральского краеведа Алексея Иванова – самое яркое и запоминающееся явление этого литературного года в тусклом небе современной русской прозы. Известность обрушилась на пермяка Иванова сравнительно недавно – после выхода исторического романа «Сердце Пармы», заставившего критиков помучиться в поиске определений («краеведческое фэнтези»). Укрепилась и приросла известность «Золотом бунта» (историко-приключенческий роман о тайнах Пермского края в послепугачевскую эпоху) и современной сатирой «Географ глобус пропил».

Не так давно Алексей Иванов выпустил еще одну не поддающуюся жанровым определениям книгу «Message: Чусовая» (легендарная уральская река, где происходит действие романов «безумного краеведа»).

Исходим из того, что к «Блуду и МУДО» читатель подходит в определенной мере подготовленным, имея в виду представление об авторском стиле Иванова и способах его обращения со словом.

Двусмысленность названия требует уточнения. МУДО – это Муниципальное учреждение дополнительного образования, попросту говоря, Дом пионеров «Родник» города Ковязин, где работает главный герой романа Моржов. Личность необычная и примечательная. С одной стороны, идеально вписывающаяся как в реальный, так и в метафизический пейзаж провинциального городка, с другой – выходящая далеко ЗА рамки местной жизни. Мостиком, по которому Моржов выходит ЗА, является его художественное творчество – расписывание «пластин» (картин), идущих на ура в крутых столичных галереях и заграничных биеналле. Моржову много не надо. Он порой и эти-то деньги, что ему платят за пластины, не знает куда деть в Ковязине…

От жены-красавицы Моржов ушел примерно туда, куда она его и послала – подальше. Чтобы получить комнату в общаге и не скитаться по своим любовницам, Моржов и устраивается в МУДО, где обитают, то есть работают, колоритные персонажи, достойные довлатовского «Заповедника» и «Компромисса».

Кстати, произведения Довлатова – это наиболее близкие параллели «Блудам и МУДО». Юмор, игра со словом и трепетно-фанатичное к нему отношение, едкая социальная сатира… и что-то еще, неуловимое и интригующее. Бессмысленно рассказывать, О ЧЕМ эта книга. Все равно что попытаться рассказать, о чем «Заповедник» Довлатова – о том, как пьющий писатель поехал летом работать в Пушкинский заповедник?..

Значит, «Блуда и МУДО» – о том, как художник Моржов, он же методист МУДО, в погоне за своими женщинами отправился в командировку в заброшенный детский лагерь «Троельга», который срочно пришлось приводить хоть в какой вид и населять детьми, поскольку сюда едут какие-то американцы, прочитавшие о Троельге в интернете (страничка лет пять не обновлялась…) и решившие насладиться уральской экзотикой…

Да, как раз к этому моменту Моржов раскодировался (в ситуации, весьма напоминающей довлатовскую, когда его лирический герой в «Заповеднике» после длительного воздержания открывает бутылку водки под пушкинскими березками…). В свою очередь, закодировался Моржов тогда, когда стал видеть… мерцоидов! Главным образом, женских. То есть в какой-то момент Моржова клинило и он видел вокруг женщины сияющее мерцание и слышал от этого возникающего мерцоида ТАКИЕ вещи… не то, что женщина обычно говорила, но то, что она намеревалась сказать, часто даже об этом не подозревая. Мерцоиды так напугали Моржова, что он решил завязать с выпивкой. И правильно. Хотя, как оказалось, это не помогло противостоять всевозможным «блудам» (персонажи Иванова всякий раз вкладывают в это слово новое содержание, это вроде «КУ» и «КЮ» из фильма «Кин-Дза-Дза!»…), которые подбрасывает Моржову и прочим героям МУДО провинциальная жизнь.

P.S. В тексте присутствует (не будем приводить примеры, а то можно увлечься и никакого места не хватит) изящная пародия на Пелевина, которая, несомненно, и самого Виктора Олеговича порадует. Аббревиатуры Моржова – упакованная философия российской жизни (век XXI).

Марк Гурьев

Сайт «DELFI» (Латвия)