продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

КЛАССИКИ И «ПОРНОГРАФЫ» (фрагмент статьи)

<…> А вот Алексей Иванов, известный историческими романами «Сердце Пармы», «Золото бунта» и т.д., на сей раз выступил как раз в «порнографическом» жанре. Его новая вещь называется многообещающе – «Блуда и МУДО».

 На самом деле аббревиатура «МУДО» расшифровывается вполне невинно – «муниципальное учреждение дополнительного образования». Иванов говорит, что не придумал ее, так действительно называются дома творчества юных, детские спортивные, музыкальные и художественные школы и студии... Именно в МУДО работает (скорее, числится) главный герой романа, 28-летний Моржов. События разворачиваются в райцентре Ковязине. Ковязинскому МУДО грозит беда: если руководители кружков не наберут энное число сертификатов на детей-кружковцев, то лишатся работы. На лето Моржов с коллегами едет в детский лагерь, где пытается совместить полезное с приятным – получить сертификаты у своих женских коллег и вступить с этими самыми коллегами в интимную связь... Такая вот социальная сатира и эротика в одном флаконе. Это как если бы Чичиков ездил по помещичьим усадьбам за мертвыми душами с полными карманами презервативов (хотя Иванов отнюдь не Гоголь).

«Блуда» в романе присутствует в избытке, но если говорить о «социальном», то это книга о распаде традиционной семьи. По мнению автора, на смену ей приходит «фамильон». Глава фамильона – не просто аморальный полигамный тип, который живет с разными женщинами одновременно и стремится преумножить их число. Он по-своему заботится о них – например, старается, чтобы пассии не остались без работы и вообще жили как можно лучше. В том числе и духовно. То есть фамильон – своего рода альтернатива (и, получается, более предпочтительная) разнузданному, безудержному блуду, когда мужчина интересуется исключительно сексом и не желает брать на себя никакой ответственности за партнершу, разве что оплачивает услуги проституток.

 Как отметил Алексей Иванов в одном из интервью, «для критиков, упирающихся лбом в определение жанра моих произведений, как баран в новые ворота, я обозначаю жанр "Блуды" как плутовской порнографический роман. А вообще-то это обычный бытовой роман, современная драма».

Книга для тех, кто интересуется эротикой, нравственным состоянием современного общества, сатирой... Словом, для широкого круга читателей. Но, может статься, слава «порнографа» отныне будет ходить за Ивановым по пятам.

Ольга Рычкова

Газета «Труд» (Москва)