«ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
Издательство «Азбука» взялось за Алексея Иванова всерьез. Выпустив свежий исторический боевик «Золото бунта», оно переиздало – в изумительном многокрасочном оформлении и, главное, в первоначальной авторской редакции – вышедший всего два года назад роман «Географ глобус пропил».
Трагикомическую историю нескольких месяцев из не очень складной жизни молодого биолога Вити Служкина, пошедшего в школу работать учителем географии Виктором Сергеевичем. Именно так: Витя работает Виктором Сергеевичем, как крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом. Потому что он, даром что женат и водит дочку в детский сад, отнюдь не стал взрослым. Ему ничего не стоит сплести фантастическую историю про свою школьную любовь или прямо на уроке сыграть в карты «на интерес» с доставшими его двоечниками-девятиклассниками. И при этом сводить «отцов» (так он называет 15-летних мальчишек) в серьезный поход по Каме.
Служкин меньше всего похож на героя «Педагогической поэмы», применяющего нетрадиционные методы перевоспитания. Он постоянно напивается, не ладит с женой, заглядывается на всех женщин вокруг и даже имеет серьезные виды на собственную 14-летнюю ученицу. Но грязь как-то не липнет к Служкину: загулы его сродни «ангелическому пьянству» незабвенного Венички, а крайне сомнительные, что ни говори, отношения с девочкой Машей разрешаются в самой верхней своей точке настоящим коаном, подтверждая давнее наблюдение, что русский человек – стихийный буддист.
Что же касается примечания «текст впервые публикуется в авторской редакции», то сам Иванов объясняет это так: «"Азбука" восстановила изначальный текст (зачастую со скабрезными шуточками и поговорками моего героя, которые подчистил стеснительный «Вагриус». Но самое главное – она восстановила прежнюю структуру, «три круга» в судьбе героя – его жизнь школьника, его жизнь учителя и его жизнь в походе. В варианте «Вагриуса» «круг школьника» был наколот на кусочки и рассыпан по тексту (а половина вообще просыпалась мимо книги). Теперь я доволен и могу получать по мозгам с полным чувством заслуженности этого акта».
Михаил Визель
Журнал «TimeOut»