КРЫЛАТЫЕ КАЧЕЛИ И БУТЫЛКА ВОДКИ
Роман Алексея Иванова, автора нашумевшего «Сердца пармы», историко-фэнтезийной реконструкции русско-пермского средневековья, пробуждает в душе читателя бешеную радость. Радость от того, что ненавистная советская школа осталась в прошлом навсегда.
«Географ глобус пропил» – роман об учителях, учениках и алкоголиках. О гнусных завучах и нимфетках пермского разлива. О запойном пьянстве и душевной чистоте. О пронзительной провинциальной тоске и омерзительности быта.
Казалось бы, перечисленные ингредиенты не способны дать ничего хорошего. Перестройка кончилась. «Маленькие Веры» отправились в отстойник. Пафос социальной неудовлетворенности потихоньку исчезает. И в этом – радость и счастье для литературы: традиционная русская тема «среды заевшей» возвращается к нам возрожденной и очищенной от штампов.
«Географ» Иванова – текст, мастерски написанный, легко читаемый и очень свежий. Несмотря на затхлость провинциальной атмосферы. Несмотря на безнадежность и безысходность. Свежий, потому что автор переводит на бумагу до боли знакомые состояния. Стоишь с сигаретой на балконе и смотришь, как во дворе, у хрущевки, столпились подростки. А небо закатное. А тоска смертная.
Тема школы, к которой обратился Иванов, одна из самых сложных. Она стоит на границе идеализируемого / проклинаемого детства и «вошедшего в колею» взрослого мира. Это промежуточный этап «недоделанности» и инфантильности. Над этим переходным состоянием легко издеваться. Гораздо труднее написать произведение, проникнутое искренним состраданием и предельно бережным отношением к героям. У Алексея Иванова это получилось.
Владимир Иткин
Еженедельник «Книжная витрина» (Новосибирск)