продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ, НЕСЧАСТЬЕ ОСТАЕТСЯ

Алексей Иванов - писатель уникальный, его книги экранизируют, о нем спорят, ему вручают премии. А он продолжает жить в Перми, не поддаваясь соблазнам столицы. О нем практически ничего не известно, о его пристрастиях и наклонностях можно судить лишь из романов, тем более что многие из них автобиографичные. Его последний роман «Ненастье» (Алексей Иванов. Ненастье: роман, Москва. Издательство АСТ, 2016) попал в шорт-лист литературной премии «Большая книга», о нем уже написано немало рецензий, хвалебных и ругательных, восторженных и скептичных. Впрочем, есть вещи, с которыми не поспоришь: Иванову удалось написать яркий, мощный социально-психологический роман, заставляющий задуматься не только над судьбой героев, но и над своей жизнью.

Главный герой - водитель Герман Неволин, прошедший в юности через Афганистан, - грабит спецфургон со 140 миллионами. Ему они нужны, чтобы вытащить из ненастья свою любимую женщину, гражданскую жену Татьяну Куделину. Татьяна, тихая и кроткая, ассоциируется с образом русского народа, безропотно сносящим любые социальные эксперименты, смирившимся со своей судьбой. Единственное, чего она желает, так это любви.

«Слишком сильные переживания: любовь, отверженность, безнадежное ожидание... Выйдя из тишины и покоя своей жизни, она не выдержит такого бурного движения. У нее никогда не было таких отношений, таких ярких страстей, и никогда не будет. В том и горе, что не было и не будет. В том и беда, что у нее всегда ненастье». Герман мечтает увезти Таню в сказочную Индию, где можно просто жить, наслаждаясь каждым днем. Однако он попадает в ловушку собственного ненастья - не может отойти от миллионов, спрятанных в подвале уже проданной дачи в поселке Ненастье. Впрочем, дело скорее всего и не в миллионах, а в прошлом Неволина, в Афганистане, который продолжает жить в его душе, как и в душах его товарищей по союзу ветеранов Афганистана «Коминтерн». Действие происходит в вымышленном городе-миллионнике Батуеве, очень похожем на реальный Екатеринбург. «Коминтерн» наводит страх на городских чиновников, вернее, его руководитель Сергей Лихолетов - герой-идеалист. Афганское братство - реальная сила, помогающая бывшим воинам выживать; рынок Шпальный, организованный Лихолетовым, приносит неплохие доходы. «Афганец афганца не кинет», - убежден Сергей Лихолетов. Ему удалось отстоять квартиры для семей афганцев на Сцепе - окраине Батуева. Лихолетов выдержал практически годовую осаду, его не сломали ни тюрьма, ни даже предательство афганцев, выбравших руководителем набирающего силу Щебетовского, который тоже, кстати, был в Афганистане. Щебетовский, подмявший под себя «Коминтерн», «заказывает» Лихолетова Яну Сучилину. Лихолетова подло убивают вместе с любимой женщиной Неллей. На смену братскому союзу приходят предатели, готовые ради денег идти по трупам. Неволин не такой, может, поэтому ему и не удается воспользоваться миллионами... Он не стреляет в Басунова, даже когда знает - тот убийца. В романе крутой боевик органично сочетается с экшн и психологической, даже экзистенциальной драмой. Ведь каждый человек по-своему несчастен, у каждого в душе свое ненастье, особенно когда живешь во времена Дибичей и Щебетовских...


Некоторые могут упрекнуть Иванова за матерный язык. Честно скажу, впервые встречаю писателя, у которого мат превращается в настоящее искусство... Роман завораживающе прост и в то же время необыкновенно художественен. Вот взять хотя бы эти строки; метафоры неожиданны и оттого необычайно красивы: «Откуда вообще берутся эти невесомые русские девочки-ландыши, как им здесь жить среди бульдозеров и экскаваторов?» или «В новом мире обмана и несправедливости дети были протезами успеха, костылями».


Еще один излюбленный прием Иванова - говорящие фамилии: Лихолетов, Неволин, Сучилин... Иванов скрупулезно работает над словом, выписывая портрет эпохи. По сути, он создает свою мифологию. Эпоха коллективных 90-х канула в Лету, теперь каждый сам за себя. На смену героическому Лихолетову пришел прагматичный и циничный Дибич, торгующийся с Щебетовским о сумме вознаграждения за поимку Неволина. Время героев прошло, а таким людям, как Неволин, остается жить, погрузившись в пучины ненастья - понимая, что они, честные работяги, все равно окажутся лузерами, неудачниками, не могущими ничего изменить.


...Рваная композиция, перемещение из одного времени в другое Иванову нужны, чтобы дать понять читателю - финал романа предрешен, Герман Неволин останется в своем ненастье. Пожалуй, главный герой несколько статичен, похож на спящего богатыря, которого опоили сонным зельем. Другое дело Татьяна. Из слабой и беспомощной она превращается в тигрицу, готовую загрызть Басунова, убивающего ее любимого человека. Закрывая последнюю страницу романа, понимаешь: нет больше братства, нет уз товарищества, нет той страны, за которую умирали ребята в Афгане. Но любовь остается. И она - единственная сила, помогающая человеку держаться на плаву, верить в сказочную Индию, не утонуть в ненастье.

Светлана Руденко

Сайт «Учительская газета»