продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

АД ВОКРУГ

Студенческое общежитие, небольшой мирок со своими ангелами и демонами, героями и мифами. Пятеро ребят – две девочки, Леля и Нелли, и трое ребят – Игорь, Ванька и Отличник. У каждого свой характер, свои враги и свои проблемы. Леля влюблена в Ваньку, Нелли когда-то была главной секс-бомбой общаги, теперь у нее роман с Игорем, сам Игорь – бабник, Ванька – пьяница, весельчак и балагур, Отличник – просто хороший мальчик, все время проводит в читалке и, естественно, закомплексованный тихий девственник. И Нелли, и Леля любят Отличника, но он какой-то настолько неземной, что эта любовь никогда не переходит за рамки платонического чувства. Он же Отличник.

Это хорошие. Теперь плохие. Склочная баба, комендант общежития по кличке Ботва, ее муж Ринат и их приятель Гапонов. Ботва мечтает переспать с Игорем, Ринат – с Лелей, Гапонов – с Нелей. Ребята сопротивляются, и за это их последовательно выдавливают из общаги. У плохих – власть и сила, у хороших – только совесть и некоторые представления о личной свободе. В общаге, где все общее. В общаге, где у людей нет ни своего пространства, ни своей мебели. В общаге, где все казенное. В общаге, где комендантша или кто-то из ее своры может в любой момент вломиться в твою комнату. В общаге, откуда тебя запросто могут выкинуть на улицу и никого не интересует, где ты будешь жить в сессию. В общаге, где запросто могут сломать и довести до самоубийства. В общаге-на-крови...

Это фактически первая книга Алексея Иванова, написанная еще пятнадцать лет назад, до «Географа» и до «Сердца Пармы», и опубликованная только сейчас. По стилистике и по теме роман ближе всего к «Географу». Это история про то, как социум, система перемалывает личность и кто-то сдается сразу, а кто-то – после попыток сопротивления. Но потом сдаться все равно придется. Общага поглотит тебя и не подавится. Ад – это другие, но эти другие такие же, как ты сам, и они такие же слабые, как ты. Ты можешь пытаться не замараться, можешь искать спасение в водке или в распутстве, но все равно и ты, и твои друзья однажды станут предателями. Вот Ванька. Вечно веселый, вечно пьяный, никого не боится, со всеми дружит и всем говорит правду в лицо. Но и его сломают. Никуда не денется.

С мрачной книги начал Алексей Иванов. Он и потом не стал особым весельчаком, но все-таки в других его сочинениях появился хотя бы отблеск надежды.

 

Константин Мильчин

Еженедельник «Книжное обозрение» (Москва)