продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

КАК ГОЛОДНЫ МЫ БЫЛИ

Роман «Общага-на-крови» Алексея Иванова доказывает, что понятия «ранняя» и «слабая» проза совсем не тождественны.

Этот роман – самая жестокая и безнадежная вещь автора, именуемого критиками «золотовалютным резервом русской литературы». Эта книга пролежала в столе четырнадцать лет, а потом была номинирована на «Национальный бестселлер» (вызвав, к слову, немало кривотолков еще задолго до публикации).

Роман «Общага-на-крови» пермского затворника Алексея Иванова – автора нашумевшего «Географа», «Сердца Пармы» и «Золота бунта» – замечателен, хоть не особо нов и свеж. Дело в том, что это первая книга ныне маститого уже автора, решившего однажды рассказать читателю о том, каким он был 23-летним и красивым в далеком 1992 году. Кстати, сегодня сам Иванов вполне обоснованно заявляет, что понятия «ранняя» и «слабая» проза совсем не тождественны. Да, излишняя резкость, стремление жестко высказать свои соображения относительно устройства мира, непременный юношеский максимализм и невозможно выспренные диалоги – все это звучит в романе. Но звучит свежо и хорошо.

Итак, в «Общаге-на-крови» описано начало 90-х годов прошлого века: законсервированное, унылое и безнадежное, будто бы вырезанное из пространства и времени. Временной фактор здесь отсутствует еще и потому, что в одном из общежитий живет, хлеб жует да еще и водку пьет компания из четырех четверокурсников (с примкнувшим к ним первогодком по прозвищу Отличник), полностью выпавших из тогдашней реальности. Но, тем не менее, у «Общаги» Иванова реальный прототип все же был. Это общий кров студентов Уральского госуниверситета, где стены и студиозусы еще помнили обитавшего там когда-то скандалиста и музыканта Александра Башлачева (который тоже появляется в книге). Герои Иванова – вполне реальные, замечательные ребята: творческая личность Ванька, чувственный страдалец Игорь, доверчивая Нелли, сострадательная Леля. И еще – сильно рефлектирующий персонаж Отличник. Но этого оказывается до обидного мало (а, возможно, и подозрительно много) для того, чтобы маленькой компанийке удалось жить скрытно, весело и беззаботно в ненастном времени бесконечно грядущих перемен в стране. И когда всю бесшабашную команду в результате фатального недоразумения выселяют из общаги, герои отправляются в кислое путешествие в поисках самих себя: без крова и смысла жизни в неуютной среде «внешнего» мира.

А если же вычеркнуть всю изысканность описания, приводящую к стопроцентной узнаваемости общажного мира – с его пьянками, блудом и поисками прекрасного среди безобразного и советского, то останется до боли знакомое любому романтику и одновременно чуждое нормальному мещанину чувство – чувство независимости. Пускай и в виде игнорирования мерзостей мира за некрепким забором пьяного юродства.

Игорь Бондарь-Терещенко

Газета «Столичные новости» (Москва)