ПРИНЕСЕНИЕ ЖЕРТВ
На эту книгу уже кто-то обиделся. И другим советует ее обходить, болван. Как будто автор у него денег занял, да не отдал. Вот уж загадка – чем Иванов всем этим недовольным обязан? Будь я тираном, сажал бы таких под административный арест с принудительным чтением подшивок журнала «Юность» двадцатилетней давности.
«Общага-на-крови» – это не совсем роман, конечно. Это, с одной стороны, чуть ли не репортаж, почти документальное свидетельство о куске жизни, образцы которой и непонятно, сохранились ли до наших дней. Я, скажем, такую общагу видел в Барнауле первой половины 80-х, Иванов – в Свердловске начала 90-х. Это не совсем вопрос времени и места, тут надо, чтобы и люди и обстоятельства совпали... С другой стороны, это драматургия, театр, сценические монологи, поступь судьбы за сценой. Жесткая этическая и метафизическая конструкция, выстроенная автором и режиссером.
В общаге, где чистые душой мальчики и девочки соседствуют с отчаявшимися сентиментальными стервами, сексуально невоздержанными жлобами и сильно пьющими умниками, причем атмосфера сгущается апокалиптически наступающей сессией, а на дворе жара – в такой общаге многое может случиться! Понятно, что показанные анекдотические конфликты реально разрешаются намного проще, но тут и градус страстей необыкновенно высок, и драматург не оставляет накаляющуюся топку своей заботой, так что по-простому не выйдет.
Важно, что автор замечательно адекватно осмыслил эту дикую, экзотическую для посторонних, дорого стоящую жизнь. «Если жилье и имущество становятся достоянием любого желающего, то и душа становится общественным достоянием. А тайн тут нету – так это двояко расценить можно. Конечно, от этого и дикое общажное блядство. Но из-за того, что жизнь твоя прозрачна, здесь соврать нельзя. Спастись тут только совестью можно. Общага сама тебя к высшей жизни вытаскивает».
Обидевшихся я хорошо понимаю. Сам не знаю, стал бы так отдаваться книге, если заранее знал бы финал. Он предсказуем, конечно, даже очевиден, но до самого конца не веришь в жестокость бога-автора. Ему это надо, а нам-то за что, господи... Все там в итоге приносят себя в жертву. Автор жертвует всего лишь нашим расположением. Это не мало.
Валерий Иванченко
Еженедельник «Книжная витрина» (Новосибирск)