продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

***

Урал, река Чусовая. Год 1778-й. Четыре года назад по этой земле прокатился «отрешивший закон» кровавый Пугачевский бунт, оставив по себе изломанные судьбы, обесценив человеческую жизнь, вложив в руки самых миролюбивых оружие, а в сердца самых бескорыстных – заботу о чужом золоте.

Но, как и прежде, каждую весну вниз по Чусовой отправляется караванный вал: опытные сплавщики ведут груженые чугуном барки из верховий – от горных заводов, что висят на реке и её притоках, «как огромные чугунные яблоки в ветвях каменной яблони». Смерть на сплаве – дело обычное, но гибель судна, ведомого сплавщиком Удачей-Переходом, не всем кажется случайной…

Был он праведник, почти святой – Петр Переход, лучший сплавщик Чусовой, отец главного героя романа Осташи: «Вёл барку по стремнине – и спасал: себя, бурлаков, грузы… Батя вроде бы в первую очередь свою душу берег. А на самом деле сберегал души тех, кто ему доверялся. Доверялся не только как сплавщику, но и как человеку». Но погиб он – и тут же поползли наветы: дескать, разбил Переход свою барку с умыслом, решил скрыться и забрать пугачевскую казну, которую сам же в свое время схоронил.

Девятнадцатилетнему Осташе золото не нужно. Он лишь хочет вернуть отцу доброе имя и занять законное место на сплавщицкой скамейке. Однако, пытаясь идти прямой дорогой, слишком у многих он оказывается на пути: и у старого соперника отца Колывана Бугрина, и у «хозяина Чусовой» Конона Шелегина, и у «чертовых подмененышей» братьев Гусевых, и у хитников-золотодобытчиков, и у капитана горной стражи Берга, и даже у старцев-скитников, которым, казалось бы, до мирской суеты вовсе дела быть не должно…

Судьба героя подобна бегущей сквозь каменные теснины реке. То и дело выносит его на лихих людей, будто на смертельно опасные скалы-бойцы. Тащит по переборам раскольничьих толков, царапает искушением секты истяжлецов. Как торчащим на стремнине камнем, ударяет любовью к ведьме-вогулке. Нелепо и жестоко гибнут вокруг люди. Гибнут из-за него, Осташи. А в конце пути встает неотвратимым выбором боец Гусельный…

Как вырвавшаяся из-за открытой плотины вешняя вода, обрушивается на читателя новый роман Алексея Иванова. Обманчиво мирное описание майского дня сменяется воспоминаниями о жестокой схватке с рекой – и дальше нас несет всё быстрее и быстрее, затягивая в водоворот интриги.

В эту книгу не просто погружаешься – в ней тонешь с головой. Животный ужас, временами скручивающий кишки, не передать никакому Стивену Кингу – нет под Америкой таких глубинных пластов, из которых может глянуть хоть что-то подобное вогульскому шаманству или раскольничьему злому упрямству. А непостижимое богатство языка, уже знакомое читателю по нашумевшему «Сердцу Пармы», – завораживающее звучание исчезнувшей речи, непривычные значения знакомых слов, словно не у современного человека в голове родившиеся образы, – делает колдовство абсолютным.

Ольга Остапенко

Интернет-издание «E-motion» (Украина)